映像研には手を出すな!
Жанр: экшен, школьная жизнь, искусство, шоу-биз (анимэ), комедия
Выходил: январь - март 2020
Английское название: «Keep Your Hands Off Eizouken!»
Русское название: «Руки прочь от киноклуба!»
12 эпизодов
Оценка: 9 из 10
А вот пример, когда сюжет вытаскивает всё.
Что произойдёт, если трусоватая и асоциальная девочка возмечтает создавать анимэ? Даже если она постоянно рисует, продумывает концептуальные дизайны - ничего. Но если случайность сведёт её с начинающей моделью, которой на самом деле куда более интересна профессия художника-аниматора, и пока ещё нищей, но жадной до денег и талантливой в предпринимательстве циничной реалисткой в одном классе - получится «Киноклуб»! Смешной, талантливый, работящий и коммерчески-успешный.
Мне говорили, что это как минимум «вин сезона», если не больше. Мне говорили, что это так же производственная драма, показывающая предприятие изнутри, со знанием специфики. Мне говорили, что это дико смешно. Не соврали ни в одном слове. Не сказали только одного - он жутко нарисован. А зачем говорить - на постере всё видно. Но после серии довольно странных и не особо вдохновляющих сюжетов - я таки набралась храбрости и посмотрела. Не зря, ох не зря!
Собственно, как понятно из предыдущего абзаца (да, и из постера!) - нарисован сериал просто ужасно. Точнее - не совсем так, и это не всегда даже претензия. С точки зрения картинки, сериал распадается не на две, как обычно, а на четыре «фракции»: первая, это, понятное дело, дизайн персонажей. Всё-таки в анимэ мы смотрим на истории людей в первую очередь. И вот здесь претензия к ужасному рисунку полностью оправдана. Я, конечно, понимаю, что это авторы пытались сделать посмешнее. И чем, значит, персонаж смешнее - тем более ужасно он выглядит. В общем-то верно. Из трио главных героинь без содрогания можно смотреть только на Цубаме. Но она мало того, что модель (то есть ну не может не быть красивой), но и совершенно не смешная. С её поведением или высказываниями никакого юмора нету. Ну, есть одно исключение, но опосредованное, это не она в такую ситуацию влезает, а ситуация её настигает. Мидори и Саяка - пришли из какого-то кошмарного сна американского мультипликатора. Думаю, что Бивис с Батхедом, если их облагородить мозгами и превратить в более изящный пол - будут выглядеть примерно так же. При этом чем дальше от фокуса и чем менее смешной персонаж - тем более нормально и приятно он нарисован. Тоже с долей примитивизма, но глаза не вытекают. В результате всё же мы вынуждены пять часов экраннногов ремени наблюдать двух вполне симпатичных людей в виде несмешных и не симпатичных карикатур - на фоне вполне нормальных остальных. Идея интересная, а получилось не здорово.
Второй план - тоже как обычно, фоны. И здесь наоборот - всё очень и очень красиво. Нарисовано с любовью, город - обалденно интересный и необычный. При этом - и обычный тоже. Гулять по нему - очень приятно. И это, кстати, важно для сюжета. В общем, насколько можно ругаться на персонажей - настолько невозможно на фоны. Да, они тоже местами простовато нарисованы, но это как раз хорошая простота, вполне стильная.
Но есть и ещё два интересных плана, которые возникают именно благодаря теме сериала. Итак, в-третьих, это анимэ, которые снимают наши героини. Что уже шикарно - нам показывают результат их труда. В принципе, мы видели кусочки сериала, по которому тащатся герои
«Геншикена» (а в виде ОВА - он есть и «целиком»), видели кусочки и в
«Белой коробке». Но здесь, поскольку они снимают очень коротенькие ролики - их просто можно было включить в сериал целиком. И это здорово. Нарисованы они, конечно, весьма «так себе», но серьёзно - для первого, второго и третьего в жизни ролика двух-трёх-десяти старшеклассников - это весьма круто. Так что оно плоховато, но это закономерно. Как и в
«Квалидее» - это сюжетно обоснованный недостаток.
И четвёртый план, совершенно феерический - это концепт-арты. Картинки, которые рисют девушки, продумывая фоны своих произведений, дизайн механизмов, движения в кадре. И вот это - просто шикарно. Нарисовано всё каждый раз ровно в той мере детализации и качества, в какой надо. Очень красиво. И у девушек прекрасная фантазия. Так что в смысле картинки - здесь производственная драма просто на лицо и она дивно хороша.
Со звуком - всё вообще шикарно. Да, двух из трёх девушек озвучивают сейю с одной (вот этой) ролью. Правда Тамура Муцуми-сан, напротив, работает аж с 2007 года, но в силу особенностей голоса мне она встречалась в основном озвучивающей парней. И часто довольно второплановых. Исключение - недавний
«Сделано в Бездне», где она озвучивала эту идиотку главгероиню. В общем, не выделяла я её. Пожалуй, что зря. Поскольку Саяка как раз очень много играет интонациями. И озвучить её - тот ещё вызов. Тамура-сан справилась. Кстати, подозреваю, что именно поэтому её и позвали: две другие главгероини в интонациях не сложны, а тут действительно нужна была опытная профи.
Эндинг - ну хорош, ничего не скажешь. А вот опенинг - просто отвал башки. Я с большим подозрением отношусь к рэпу (который для меня как нечто приемлемое, наверное, начинался MC Hammer-ом и тут же заканчивается на Эминеме). Но здесь очаровательный дуэт Chelmico породил нечто совершенно весёлое, дурацкое и зажигательное. Честное слово, Eazy Breesy я прямо немедленно себе скачала. (Правда, другие песни у них мне не очень, разве что Players ещё хороша). И, что опять же сюжетно замотивировано - очень много чего звучит в бэкграунде. Естественно, мы же снимаем анимэ. Значит процесс создания звуковой дорожки тоже освещён с должной тщатльностью.
Так же, здесь мне подсказывают на предмет перевода: "впервые на моей памяти "АниДаб" не справился с дубляжем. Слышать по пять раз на каждую серию: "О, это крутяк!" было, мягко говоря, утомительно." (с)
ogareff В общем, техническая составляющая колеблется от шедевральной до отвратительной двойки, в результате утягивая сериал на ту оценку, которую я поставила.
Потому что ругаться на сюжет здесь практически не приходится. Ну, можно было бы, конечно, поворчать на глупые сюжеты с охранниками семьи Мисузаки, но их очень и очень не много, а для юморного сериала они вполне уместны. И, соответственно, вообще весь пласт сюжета с тем, что Мисузаки у нас богатая девочка - это, конечно, затасканно, но не режет глаз.
Туда же можно отнести и все музыкальные инструменты, прячущиеся в окружающей флоре. Вроде того, что у школы, оказывается, был кружок звуковых эффектов. Вот как они понадобились - так сразу, а он у нас был и с огромным архивом, как по заказу. Но… я бы сказала, что здесь весь этот оркестр возникает ровно потому, что с одной стороны у нас юморной сериал про старшеклассниц, а с другой стороны - анимэ-индустрию хочется показать уже на серьёзном, профессиональном уровне. Так что волей-неволей, школу приходится оснастить как… ну, давно забытую школу при не выдержавшем конкуренции институте киноискусства. Когда-то он был силён, имел подшефные школы, а теперь - давно уже всё плохо.
Пожалуй, единственное нарекание к сюжету - это некоторая небрежность при адаптации манги в анимэ, в результате чего по стенам развешено некоторое количество напоминающих ружья предметов. Но никто не видел, чтобы из них стреляли. Ну, как например в одной серии есть сюжет на три секунды, что к сараю, где работает киноклуб приходит тануки и заглядывает в дырку в стене. А девушки его радостно замечают. Затем этот же тануки мелькает на финальной заставке (кстати, они всегда разные, не надо выключать серию, добравшись до эндинга!). И затем - во время очередных боданий со студсоветом среди прочих претензий проскальзывает, что, мол, киноклуб завёл у себя тануки. И что? Чем закончилось? К чему вообще всё это было? Наверняка, в манге этот сюжет имеет и развитие, и окончание, и вообще ценность. В сериале - просто непонятно зачем его трудились анимировали-озвучивали. Вырезать его - это несколько секунд, ни на что не влияющих. То есть просто непонятный лишний труд. Разве что просто ради того, что тануки. Они симпатичные, не спорю. Но там подобных моментов несколько и не все они с милым енотиком.
И, в общем-то это все возможные нарекания. Да, бодания со студенческим советом. Да, странный город. Но это, как ни странно - в данном случае плюсы. Сейчас объясню почему.
Дело в том, что весь - это типичная история открытия небольшой новой студии. Освещённая со многих сторон, в том числе и чисто бизнесовой. Разве что вопрос с сейю почти не попал в фокус (по понятным причинам). Ну, для того есть сериал
"Я - сейю!". Да, так вот. В бизнесе «пришла беда откуда не ждали» - дело далеко не самое редкое. И помимо всяких проблем чисто с поиском сырья, производством и сбытом и прочей конкурентной борьбой - есть множество «прелестей» из области общения с пожарными, санэпидстанцией и прочими властями. Которые здесь закономерно представлены в лице с одной стороны школы, а с другой - студсовета. Которые и правда - власти, но разные её ветви и инстанции, работающие по разным законам. А бодание с ними показано очень хорошо, и очень временами здорово Саяке удаётся между ними балансировать, иногда даже продавливая свои интересы через одну, заставляя другую отступить.
Вообще, то, что Саяка - прирождённый предприниматель не только заявлено прямым текстом то ли в десятой, то ли в одиннадцатой серии, но и явно видно на протяжении всего сериала. Пожалуй, это одна из вообще главных находок «Киноклуба»: ни в одном из встречавшихся мне произведений про кино- или анимэ- индустрию не было бы настолько детально показано что делает продюсер и зачем он вообще нужен. Честно говоря, лично мне это просто раскрыло глаза, потому что единственное, где мне встречалось что-то подобное продюсеру - это рассказы одного друга про работу в газете. Но и там это всё было смазано, потому что главный редактор и был владельцем. То есть, если переводить это на киношную терминологию - режиссёр и продюсер были одним человеком. Ну, а людям советской закалки вообще продюсер - личность глубоко не понятная, а вот режиссёров знают все. Так что - очень интересно будет посмотреть и старшему поколению.
Вообще, Саяка сама по себе - совершенно шикарная девица. Не только в том смысле, что она тащит всю показанную в деталях работу продюсера. Но и как тащит! Это просто великолепно, её споры с педсоветом с позиций циничнейшего бизнесмена, шикарное понимание методики раскрутки и разных бизнес-моделей - это полбеды. И все её выступления в стиле «работайте негры, работайте, солнце ещё высоко!» - тоже прекрасны, но не самый восторг. Кстати, надо отметить, что она тоже пашет как лошадь - на своём фронте. А вот её феерические заходы с шантажом и кучей других не очень чистых бизнес-приёмчиков - это просто бесценно! Плюс множество замечательных сюжетов, типа диалога:
- Сегодня я угощаю.
- Эй, это ж Канамори, якудза никого за так не угощает!
- Успокойся, у меня корыстный умысел.
Впрочем, замечательных фразочек там много, и не все они принадлежат Саяке. Например, известная цитата: «Роботы - это большая ответственность. Чтобы снимать про них аниме, придётся идти на грех.» Её произносит Цубаме. И здесь прекрасно буквально всё. Это не просто смешная формулировка, это было сказано ещё и по очень интересному поводу. Не просто интересному, великолепному, правильному. Дело в том, что они обсуждают концепцию ролика про всеми любимых Огромных Человекоподобных Боевых Роботов. И тут до героинь доходит некая очень правильная мысль, о которой кто-то забывает, а большинству - и в голову не приходит. А следовало бы. ОЧБР действительно пользуются большой любовью публики, как эдакое техногенное, футуристичное возвращение архетипа богатыря, самурая, короче один-в-поле-воина. Огромного, сильного и так далее. Но при этом являются полной ересью. Мало того, что если их делать по тем технологиям, что заявлено - они не будут обладать заявленными ТТХ даже близко. И не будут двигаться так. И управляться так. И вообще развалятся, если будут обладать этими пропорциями. Это всё полбеды. Беда в том, что они в принципе не нужны - для решения всех возложенных на него задач выгоднее, удобнее и даже ловчее - совсем другие машины. Так что действительно, рисовать ОЧБР - это автоматически грешить против законов физики и даже здравого смысла. (И поэтому-то лично я и называю их кастрюльками-на-ножках - вещь обаятельная, но бесполезная).
Коль скоро я отвлеклась от Саяки, объясню и почему очень своеобразный город здесь уместен и прекрасен. Можно, конечно, попытаться натянуть сову на глобус и сказать, что коль скоро мы решили, что это была школа при институте киноискусства, то не удивительно, что её расположили в таком интересном месте. Но на самом деле это совершенно не нужное предположение. Всё дело в том, что Мидори и Цубаме реально очень сильно увлечены своим делом. Они горят. Им это страшно интересно и здорово. И поэтому они замечают в этом городе столько, что он даже будь он совершенно обычным - показанный их глазами - необычный, интересный, полный великолепных видов и, э-э-э-э, артефактов. А ведь мы довольно часто действительно видим происходящее через призму их воображения. Когда это совершенно понятно - в тех моментах, когда они разглядывают зарисовки города и концепт-арты, представляя себя «внутри» или смотрят на «натуру» и представляют, как её задействовать в анимэ. Когда - чуть менее, вроде сюжета, где они идут в ресторанчик по жаркой улице, всё вроде абсолютно реально, только вот Мидори представляет себе, как она плывёт вместе с ними в субпространственном батискафе (потому что по нему не шпарит Солнце). А когда… Собственно говоря - да, «а когда». А когда мы можем поручиться, что видим реальную реальность, а не её «дополненное восприятие»? Я считаю, что это просто великолепная находка.
Более того - это очень здорово и архиправильно, что нам показывают, насколько мир прекрасен и удивителен - если мы сами хотим его таким видеть. Даже не столько в том смысле, что в зависимости от настроения и «цвета очков» мы воспринимаем мир с разных сторон. Ну, всех людей добрыми или корыстными, например. А в том, что если с интересом смотреть на мир, то увидишь много интересного, чего равнодушным взглядом не увидишь никогда. Это, конечно, не новая концепция. Но уж её-то лишний раз продемонстрировать - точно не грех.
И, конечно же, в зачёт сюжету идёт все эти тонкие детали процесса. Причём здесь удалось добиться прекрасного баланса между «заклёпками» и собственно сюжетом. К примеру, вопросы звуковых эффектов. Нам рассказали про то, что они есть. Что существуют огромные библиотеки (да, и торговля записями). Что их редактируют, что их записывают, когда выезжая на пленэр, когда симулируя в студии. Что правильно подобранны звуковой эффект может очень сильно повлиять на восприятие картины. И даже что казалось бы один и тот же звук может быть очень разным в зависимости от условий - и создавать разное впечатление. Семьдесят две записи шума одного и того же водопада - это ведь кажется каким-то извращением на первый взгляд? Да нет, это мало! Он каждую секунду звучит по-разному! Видите, сколько информации, причём временами… ну, не то чтобы удивительной. Просто мало кто задумывается о том, как делается то, что мы слышим в кино. И вообще - что мы слышим. (Не удержусь от чисто субъективного отступления: вот мне ужасно нравится звук стреляющего М60, и я отличаю его от звуков MG-3, который вроде бы тоже пулемёт и даже под тот же патрон). Более того, нам показывают оборудование, на котором работает Домеки - и показывают совершенно правильное оборудование. Но не нагружают лишними деталями - а для чего эта штучка, почему именно она именно сейчас, какие у неё характеристики: это уже для сюжета не важно. Но показано правильно.
Точно такая же прелесть происходит и с видеорядом. Бумага для анимации чем она особенная и зачем там дырочки (с прекрасным пассажем от Саяки, которая быстро прикидывает окупаемость специального дырокола). Что такое «целлулоид». Как рисуют разные эффекты. Показана целая куча приёмов и ухищрений, из которых обычному современному человеку разве что по аналогии с компьютерными играми приходит в голову идея повторного использования модели или элементов фона (тоже в некотором смысле модель). А уж про всякие ракурсы и композиции в наш век, когда нечто, обладающее способностью как-то фотографировать в каждом телефоне - не думает никто. Ну, это, конечно, преувеличение: те, кто не доволен получившейся фоткой - задумываются. Некоторые из них даже немножко изучают вопрос с теоретической точки зрения. Но большинство-то довольно «фотками для памяти». Что продуцируемое ими - хлам люди не думают. Но удивляются, почему он не производит на остальных нужного им эффекта. Ну, вот здесь очень хорошо рассказывается, что делают, чтобы эффект был.
И, конечно же, бодрые и весёлые приключения, происходящие не только в воображении героев или в их роликах, но и в их жизни. И вопросы разных областей таланта. И, конечно же, знакомый всем нам вопрос «а чем мы хотим заниматься?» (А так же - чем окружающие хотят, чтобы мы занимались). В том числе и в хрестоматийном варианте «доча, оставь глупое увлечение анимэ, становись актрисой». Ну, так нельзя без него в таком сериале. В смысле, без иронии - если бы его не подняли, сериал не был бы полон.
В общем - крайне познавательно. Есть такой термин «научно-популярная литература». Так вот это - прекрасный образчик «индустриально-популярного анимэ». Плюс реально очень смешно подчас. Если б не изображение главгероинь и сюжетные огрехи экранизации - вообще, можно сказать, шедевр. А так - девять баллов из десяти. Ну, хорошо, девять с плюсом.