虹色デイズ
Жанр: сёдзе, комедия, школьная жизнь
Выходил: январь - июль 2016
Английское название: «Rainbow Days»
Русское название: «Радужные деньки»
24 эпизода по 15 минут*
Оценка: 7 из 10
Сочетание трёх «М» соблюдено. Неожиданным образом.
Четыре старшеклассника-лоботряса живут своей жизнью, в клубы ходят спорадически, только по приглашению. Трое из них к тому же не утруждают себя учёбой от слова вообще, правда четвёртый - наоборот всегда в топе по оценкам. А что, школа-то не вечна. Надо получать удовольствие по максимуму. Тусить, играть, влюбляться… Правда, у одного из них с романтикой не очень, и девушка кинула бедного Нацуки ровно в тот момент, когда он ждал её под рождественской ёлочкой на улице с подарочным шарфиком в руках.
Совсем было расклеился Нацуки, но тут ему промо-платочек с визиткой караоке-клуба подала девушка в костюме Санты. Подработка подработкой, а человека пожалеть можно. А Нацуки отдал ей ставший ненужным шарфик: мерзнет же Санта-тян! И потом, конечно сожалел, что не познакомился с такой доброй красавицей… Как вдруг - девушка в этом шарфике была замечена в его же школе!
Во мне всегда потихоньку копятся разные желания: «хочу посмотреть суровой фантастики», хочу того, хочу сего. Когда оно достигает определённого уровня - я открываю вишлист и нахожу что-то подходящее. Сериалы для девушек среди этих «хочу» всегда занимают серьёзное место. И вот - я дошла до состояния, когда мне просто необходимо посмотреть какое-нибудь сёдзе. Или дзёсей. Не смотренное ещё. Посмотрела. Это было забавно.
С технической точки зрения на первый взгляд всё совершенно «как надо». То есть нормально проработанная, мгновенно определяющаяся как женская рисовка. То есть вот так рисуют для женской аудитории. Приятно, что всё совершенно сбалансированно, без фанатизма. Ну, условно, глаза большие, но не на пол-головы, парни - бисёнены как на подбор, но без излишней эклектики… То есть такое очень хорошее сёдзистое сёдзе. Что хотела, то и получила.
С аудиальной составляющей, правда, всё хитрее. Сейю в общем-то хорошие, но временами, на мой вкус, недорабатывали. Даже не скажешь, что прямо выпадали из образа, но несколько раз у меня возникало ощущение, что вот это, скажем, Мария на экране, а говорит… сейю. Актёр озвучки. К счастью, «несколько» в данном случае - это по пальцам одной руки пересчитать. Так что не страшно.
А вот с музыкой ещё хитрее. Да, два опенинга, шесть эндингов, песня-вставка… По нынешним временам это весьма богато и не может не радовать. Но по крайней мере с эндингами - происходит тот же разрыв, только в обратном направлении. Я понимаю, что имелись в виду бойз-бэнды и идолы мужского пола. На концертах которых мы, значит, из панцев выпрыгиваем. Но штука-то в том, что от бойз-бэндов девочки это делают потому что весь из себя такой текст, а главное «та-а-акие ма-а-альчики!» Здесь же мальчиков мы не видим! В результате я убедилась, что «Ласковые маи» и «Руки вверхи» ни петь, ни играть, ни музыку интересную делать не умеют независимо от страны происхождения. Показали бы мне этих мальчиков - я бы выше оценила эти песенки.
Кстати, важная ремарка: кое-кому и показали. Дело в том, что в теле-трансляции слоты на эпизоды были полноформатные, не 15 минут. И каждый эпизод состоял из двух частей - собственно анимэ и 10 минут «живого кино» о том, что происходит «за сценой». Пожалуй, мне бы больше понравился такой формат в случае именно этого сериала. Но, увы, в руки попалась чисто-анимэщная часть, а искать полную версию и пересматривать я всё же не буду. Но, так сказать, знайте: есть такая версия, и возможно она даже более осмыслена к просмотру.
Переходим к нареканиям по сюжету. Нельзя сказать, что их прямо нету, но в большинстве случаев это не столько нарекания, сколько констатации фактов, местами очень даже неплохо сыгравшими.
Перво-наперво, сразу надо отметить, что как это часто случается, сериал в процессе стал менять направление и начался совсем не таким, каким закончился. В данном случае к финалу он подошёл как совершенно нормальное романтическое сёдзе. Комедийный момент уплыл на задний план, переживания главной героини выплыли на первый. Это не плохо и не хорошо. Это просто есть.
Во-вторых, как это часто бывает с сериалами по манге - куча всего осталось недосказанным. Сложносочинённая фигура Нацуки-Анна-Мари-Томоя не расплелась, многое то, чего мы так ждали - так и не случилось… и так далее. Читайте мангу дальше. Но надо отдать должное: финал таки действительно вполне финальный. То есть очень важная точка в повествовании поставлена ровно в последние минуты: Анна таки разобралась с собой и приняла определённое решение. Хочешь узнать, как всё завершилось совсем-совсем, по всем линиям - пожалуйста, манга к твоим услугам. Хочешь остановиться на этом - запросто. Это хорошая точка в конце тома. Кстати - довольно неожиданная, всё-таки в качестве этой точки мы ожидаем чего-то другого. Скажем, признания Нацуки. Конечно же нам его не дадут (извините за спойлер). Но историю повернули так, что раздражения от неоконченности не возникает, точку поставили в другом, неожиданном, но очень логичном месте.
В-третьих, определённое раздражение вызывает довольно нестандартный для анимэ (и тем более для сёдзе) момент: подбешивающие-девки-дуры. Понимаете, в многих мужских анимэ девушки-героини девушек-зрительниц подбешивают своей дуростью. Но это как бы норма, потому что целевая аудитория отнесётся снисходительно: «ну, дурит она, но ведь девушки прекрасны, закроем глаза!». А когда возникает болван-парень, то парням это, наверное, смешно, а меня подбешивает: «ну как в таких влюбляться?!». В девчачьих же сериалах главная героиня почти обязательно в меру дурочка (средней зрительнице сложно проассоциировать себя с шибко умной героиней). А окружающие девицы - могут быть хорошими, могут быть стервами (но тоже хорошими внутри). Парни-болваны встречаются тоже, но и они - достаточно умеренны. Напоминаю: в них же влюбляться! А тут вдруг - раздражающая дурная (хотя тоже хорошая, конечно) Мария. Бесяще-генки Юкико… И очень-очень мягко-дурацкие парни. Ну, если не считать тряпко-куна Нацуки, но он всё же тоже очень mild (что закономерно - в него тоже влюбляться!). Но в общем-то какой-то очень странный, тем более для сёдзе расклад.
И тут до меня, честно говоря - не сразу, но дошла одна из главных прелестей этого сериала. Знаете же, в жанре «slice of life» (срез жизни, повседневность) есть огромный поджанр анимэ, рассчитанный в первую очередь на относительно взрослых мужчин, под названием «cute girls doing cute things in a cute way». То есть «Милые девочки Милым образом делают Милые вещи». А осознав это - я принялась хихикать в два раза громче и чаще. Потому что этот сериал - это то самое МММ… только с заменой «девочки» на «мальчики». И, соответственно, для девчачьей аудитории. Точно так же, как в МММ-сейнене нам показывают идеализированное представление о женской дружбе, основанное на жизненном опыте и стереотипах мужчин, так и здесь - то же самое, но наоборот. Дружба пацанов в идеализированном представлении юных девиц. Поэтому да, эти парни сплетничают о романтике, причём очень так в невинном стиле (а не обсуждают «сиськи тёлки из соседнего класса»), и всё такое прочее. И Мария со свистом укладывается в шаблон «придурочный друг главного героя», и Анна чётко ложится в архетип «главный герой, который не понимает что вокруг и внутри происходит и просто добрячит со всеми» - с инверсией пола как персонажа, так и зрителя.
Причём это сделано действительно аккуратно: ни парни не становятся уж полными бабами, ни девицы штаны не отращивают. Парни остаются влюблябельными для гетеросексуальных девушек именно парнями, девушки тоже остаются девушками, это не маскарад с кросс-дрессом, это изящная переориентация суб-жанра.
Осознав эту забавную инверсию - где-то до середины сериал можно смотреть, откровенно хихикая и даже похрюкивая в подушку. Более того, в сёнене-то некоторое раздражение подчас вызывают уже затасканные штампы типа поездка в онсэн, школьный фестиваль (думаете я зря вспомнила про кросс-дресс?)… А уж в сёдзе им чего делать? Так именно то и делать! Потому что это тот самый суб-жанр, где они обязательны! И внезапно все эти штампы приобретают совершенно другой, куда более смешной оттенок!
Потом, правда, с течением времени сериал всё больше и больше превращается в обычное романтическое школьное сёдзе. Но и здесь - «обычное» не значит «плохое». Наконец-то можно попереживать вместе с Анной. С Марией - ещё лучше получилось. Вообще-то она мне изначально как-то нравилась, но подбешивало, что она такая утрированная цундере. Причём дополнительно раздражения добавляло то, что хотя к архетипу цундере её так и подмывает отнести, но что-то останавливает. Что-то в ней не так. Ну, естественно, архетип-то из мужских сериалов. Но всё равно, что-то здесь не так. Ну вот, во второй половине мало того, что она таки приблизилась к этому архетипу, но случилось и ещё более прекрасное. В мужском-то сериале - в лучшем случае нам дадут объяснение, почему девочка-цундерочка стала такой. Ну, и, понятно дело, добром и лаской главгерой заставляет её приоткрыться и успокоиться. Здесь же я чуть ли не впервые вижу, что чувствует, что переживает девочка-цундерочка, когда она уже такая. И что думает и чувствует, когда понемногу открывается.
И так же раскрываются все остальные герои. И Юкирин начинаешь понимать и даже больше - откровенно уважать. И парни реально становятся всё более и более влюблябельными… И интриги с запутанными фигурами вырастают вполне себе такие, основательные. Попереживать, опять же, порадоваться и погрустить - это ведь вообще святое! То есть всё удовольствие от «нормального» сёдзе получаешь сполна. Всё как надо.
Подводя итог, при совершенно замечательных задумках - ни одну идею сполна не реализовали, как-то всё шероховато, недодуманно, недоделанно, недочувствованно. Поэтому - только семь из десяти. И придраться не к чему, и… Да, пожалуй я нашла формулировку: «искры Божьей» хватило на совершенно замечательные концепции, а воплотили их - на крепкий, основательный тройбан. Табурет стоит, не разваливается, хоть прыгай на нём. Заусенцев нет… но всё равно кривоватый, не отполированный и лаком не покрыт.