バンブーブレード
Жанр: сейнен, комедия, спорт, школьная жизнь, дрыномашество
Выходил: октябрь 2007 - апрель 2008
Английское название: «Bamboo blade»
Русское название: «Бамбуковый клинок»
26 эпизодов
Оценка: 6, ну, может, 7 из 10
Мэн не прошёл
У одного тренера в школьном клубе кендо, назовём его Кодзиро, хотя по паспорту он - Ишида Торадзи, большая проблема: его бывший сенпай, а нынче - тренер в клубе кендо в другой школе, развёл раздолбая и нищеброда Кодзиро на пари. Женская команда в пять человек из клуба Кодзиро против такой же команды Ишибаяши-сенсея (то есть сенпая). Выигрывают девушки Кодзиро - тот весь год нахаляву может есть суши в ресторанчике отца Ишибаяши. А денег-то по жизни не хватает! Проигрывают - Кодзиро отдаёт кубок, когда-то давным-давно завоёванный им в финальном бою против Ишибаяши. Одна беда: пока что у Кодзиро в клубе только две девушки. Ну, и три парня, из которых двое не ходят.
Но тут…
Кажется, это было в обсуждении то ли
«Sangatsu no Lion», то ли
«Shion no Ou» - сказала я, что споконы - не моя стихия в целом. А мне присоветовали этот. Мол, тоже неглупый, интересный и вообще. Потом
аниме Лариша заинтересовалась этим сериалом, поглядев в мой вишлист. И, просмотрев, написала весьма положительный обзорчик. «Ну, - думаю, - Бежать с этой подводной лодки некуда». М-да. Мэн как-то не прошёл.
Впрочем, с технической точки зрения - сериал очень неплохой. Хорошая, качественная картинка, характерная для середины «нулевых» (до революционного «К-Он!» остался ровно год). А я, пожалуй, из плюс-минус мужских стилей рисовки больше всего люблю именно его. Опять же - не зашкаливающее, но заметное количество разных фонов, причём в некоторых случаях действительно есть на что посмотреть. Особенно в конце - есть там не просто красивые или интересные сцены, но и реально с умом подобранные. Как, например, неформальное сражение Миа-Миа и Кэрри на лоне природы. Ну натурально такая самурайщина, что просто и красота, и даже немного смешно выглядит, как эдакая сатира на штампы. Впрочем, визуальная сатира на штампы там есть и в другом, постоянно встречающемся пласте сюжетов, но о них чуть позже.
Послушать… Ну как сказать? Есть немного музыки внутри. Так, нормальной. Есть вполне стандартно попсовенькие, но довольно приятные опенинг и эндинг. Эндинг даже запоминается и уже после выключения сериала, бывает, что ловишь себя на том, что напеваешь его. Но главное удовольствие я получила от сейю. Первое - довольно ожидаемое, по крайней мере - для меня. Буквально год прошёл со времён «Gundam SEED Destiny», поэтому я со страшной силой предвкушала, а когда она появилась - наслаждалась тем, как Сузуки Рин говорит голосом моей любимой Лунамарии. То есть, конечно же, Сакамото Майи. Второй же момент тоже связан с тем же «Гандамом», но несколько неожиданно. Эйга Дандзюро озвучивает Ишида Акира. То есть помимо моей любимой девушки оттуда я расчитывала услышать и любимого юношу, то есть Аслана Зару. Да уж. Ишида Акира - зажёг. Голос - безусловно, совершенно узнаваемый. Но задумчивая и страшно неоторопливая манера Дан-куна - это такой разрыв шаблона, что ухихикиваться можно только от самого факта разрыва. А с учётом того, что Дан-кун - очень не простой на самом деле паренёк - вдвойне. Но и об этом позже.
Одним словом, с технической точки зрения - весьма приятный, хотя и не хватающий звёзд с неба сериал.
А вот с сюжетом там массовые проблемы.
Первая проблема - это извечная беда манга-адаптаций. Скажем прямо: это самая маленькая и самая, так сказать, не проблемная проблема. Конечно же всё дело в том, что в последних кадрах нам показали завязку нового сюжета. Но следует быть честными: все сюжеты, все проблемы, показанные в сериале - благополучно закрыты и разрешены. Более того, даже затравка сюжета с приходом новичков воспринимается скорее как хороший финал: эта эпоха закончилась, началась новая. А вот новая соперница Тамаки - выглядит уже как неприкрытый намёк: «покупайте мангу!»
Тамаки. С ней проблема куда более серьёзная. Точнее, она не только с ней, но Тамаки - одно из самых характерных проявлений этой проблемы. Дело в том, что в данном сериале дикое количество персонажей, которых сразу же, с первого взгляда не просто запихивают в некое амплуа, но старательно оснащают всеми возможными чертами, просто навязывая отношение зрителя. Коль скоро я тут всё про «Гандам-СИД» вспоминаю, так вот в нём было несколько персонажей, которые меня бесили по той же причине. Как Лакус Кляйн - была просто настолько идеальной и всегда правой и правильной, настолько нам это просто впихивали, что вместо восторга в душе зреет ненависть. Здесь, пожалуй, всё же не до такой степени, но запрограммированная няшность тихой и безмерно крутой одновременно Тамаки вызывает то ли стон, то ли рычание. Нельзя сказать, что с ней ничего не происходит, нет, она всё же под конец встречается с проблемой внутри себя, но всё равно, совершенно понятно, что она её разрешит. И ещё несколько персонажей - тоже настолько просто пропихиваются на роль, настолько нам навязывают отношение к ним, что скулы сводит.
Причём ладно бы это Кирино-тян. Она, конечно, дурная, но с течением времени видишь, что капитанскую должность она занимает не зря и действительно является цементирующим агентом в команде. Эдакий отец, месть и японский император в одном лице - не особо чего из себя представляет, зато грамотно направляет всех. И ладно бы уныло-положительный Юджи-кун. Просто хороший мальчик, который просто хороший мальчик. Ничем не примечательный от слова вообще. Но Кодзиро! Понимаете, он принципиально раздолбай, маменькин сынок, идиот, тряпка, хвастун, ну, и поскольку положительный персонаж, то всё же добрый. Блин, ну вот просто собрали всё чего ни попадя для комического персонажа и давай нам запихивать. Сатори и Саяко - тоже набор характеристик других комических персонажей, которые просто постоянно ведут себя по шаблону этих самых характеристик и не лечатся. Извините, когда человек - идиот, то парочка одинаковых идиотизмов выглядит смешно, но на сотый раз хочется уже выть и рычать. Задолбали. Задолбал Кодзиро «ах, это всё слухи!», задолбала Саяко со своими ночными графоманскими заскоками. Шутка сказанная десять раз превращается в пошлость, а сто раз - в оправдание убийства.
Едем дальше. Помните, я сказала, что у Тамаки всё-таки возникают некоторые проблемы внутри себя? В общем-то проблемы возникают постоянно. Но в огромном количестве случаев они решаются чуть больше, чем никак. То есть у персонажа суровый кризис, атмосфера сгущается, и вдруг значит кто-то что-то ему сказал, тот ответил - хлоп, кризис закончился. Что в голове перевернулось - показано вскользь, как перевернулось - ещё двумя словами. Ни размышлений, ни какого-то катарсиса, ничего. Знаете, в книге «Физики продолжают шутить» был такой исторический анекдот, про одного знаменитого учёного, который очень здорово мыслил. Поэтому мог читать лекцию, долго выводить формулу, а потом заявить: «из этого совершенно очевидно следует» и написать что-то такое, что студенты сидят и хлопают глазами. В каком месте это очевидно?! Так и здесь - всё самое интересное пропущено как то самое «совершенно очевидно следует». Ну ёлки зелёные!
Причём ладно бы очевидно следует. Иногда не следует ничего. То есть вообще классическая ситуация не выстрелившего ружья. Как Рин-тян грозилась объяснить, почему только Шнайдер может победить Клинков. И я, на самом деле, поняла это, там хорошая, очень изящная и правильная идея. Но в сериале так её и не раскрыли.
И последнее нарекание. У меня сериал вызвал ощущение совершенно неравновесного темпа. Бывают сериалы затянутые, бывают черезмерно сжатые. Этот - и то, и другое одновременно. Последние семь серий (как раз с появления Рин-тян) - вызывают ощущение, что в них пытались упихнуть то, что раньше занимало семьдесят. Серии с первой по девятнадцатую - можно было бы уложить в пять-шесть. Но как же, тогда пропадёт искромётный юмор с первым, вторым и до семидесятого включительно ночного графоманства Саяко, это же невосполнимая потеря! Тьфу! Одним словом, можно было бы сделать эпизодов тринадцать. Можно было бы - и двадцать шесть, но тогда последние семь увеличить чуть ли не вдвое, рассказав не галопом по Европам, а по-человечески.
Ах, ну да, забыла сказать: всё это кендо и рассуждения про состояние души и прочее - меня практически не затронули. Кроме пары моментов. Мэн (вертикальный рубящий в голову) не прошёл. Впрочем, я откровенно равнодушна к всяческому мордобою и дрыномашеству. Как писал в свое время Олег Дивов: «Тебе кажется, он такой хилый, а он вдруг применяет искусство - и ты понимаешь, что его старенький пулемет куда круче твоего новенького кунфу.» Поинтеллектуальнее он, чем кунфу. (По тем же причинам выпадают практически все остальные споконы).
Ладно, кое-что хорошее всё-таки тут есть. Поговорим об этом. Начну, пожалуй, Эйга-куна, коль сокро я обещала про него. Вот это получился очень интересный персонаж. На первый взгляд - точно так же, до безобразия утрированный набор идиотических комедийных качеств. Но потихоньку обнаруживается, что он вообще-то разумно-талантлив в кендо. В том смысле разумно, что прогрессирует именно анализируя свои и чужие сильные и слабые стороны. Как в самом конце он признаётся, что подсмотрел удар у Мия-Мия. (Кстати, вот ещё одно ружьё, которое не выстрелило: самой Мия-Мия он это в нужный момент так и не сказал, хотя по всем статьям должен был). Но что ещё более здорово - это то, что он оказывается и действительно очень умным человеком, и его даже совершенно шутовские репризы - каждая очень к месту и весьма глубоки. Он великолепно оценивает ситуацию и практически гениально разряжает обстановку в нужную сторону. Не даром (спойлер) он перенимает бразды правления у выпускающейся Кирино.
А раз уж заговорили про Дан-куна - логично будет перейти и на Мия-Мия. Это второй неизменно радовавший меня человек. Ещё до того, как Мия-Мия показала свою Тёмную Сторону Силы - я как-то неуловимо почувствовала, что это наш человек. Ну, а потом и ТСС проявилась, и в описание персонажа я посмотрела, увидела там подтверждение своим интуитивным догадкам. Ну яндере же, наш человек! Поэтому, конечно, вот за неё я болела. В том числе - и в спортивном смысле. Очень переживала и на предмет того, чтобы она переборола свои комплексы в отношении сталкерши Рейми, и чтобы Рейми как-нибудь убрали подальше… И чтобы Кэрри Мия-Мия наконец поколотила как того следует… Пожалуй, единственный спортивный момент, который меня зацепил и который не связан с Мия-Мия - это когда я за несколько секунд до факта внутренне заорала: «рояль, любой рояль в кустах, только не дайте этому идиоту брату Кирино сказать то, что он сейчас скажет!» Брата при этом осуждать невозможно, он-то всё от чистого сердца и наоборот с наилучшими намерениями. Но, блин, не надо резко сбивать настрой человеку за секунду до боя! Даже самыми прекрасными новостями!
Да, конечно, там вообще много различных довольно интересных ситуаций. А сюжет со схваткой Тамаки-Кониши - даже великолепный. Тут вам не только милое развенчивание идиотского мифа «о спорт - ты мир», с маленькими подляночками за кулисами, но и прекрасное коварство Кониши-сенпай. Ведь действительно - запереть Тамаки и выиграть по неявке - это не почётно, тупо и преступление вскрывается на раз. А вот теннисные мячики - это уже поизящнее. И что самое главное - у Кониши ведь явно были ещё планы Б и В! Просто сработал план А, и нужда в них отпала. Впрочем, финал был весьма предсказуем. Потому что Тамаки у нас вот такая. Навязанная.
И отдельный пласт замечательного связан именно с Тамаки и, ближе к финалу - с Рин-тян. Дело в том, что они обе - как это ни забавно, не просто отаку, а фанатки какого-то совершенно детского и, чтобы в пятый раз не писать слово на «и» - скажем, «не великого ума» сёнен-анимэ про каких-то супер-героев, которые то могучими волшебными супер-ударами рубят в капусту полчища врагов, то на сборном огромном человекоподобном боевом роботе рубят не менее огромные вражеские штуковины… Естественно, с великим злодеем на заднем плане, и всё такое прочее. Это уже довольно забавно. Ещё интереснее, что, как и положено, у супер-злодея по закону жанра должны быть… ну, для простоты, назовём их генералами. Один-два деятельных супер-антигероя. Так сказать, у Саурона должны быть Назгул. И Рин-тян (тоже наш человек) как раз фанатка Шнайдера, одного такого супер-антигероя.
Что уже вызвало у меня истерику. Не только потому, что я сама постоянно то с Лунамарией себя ассоциирую, то Саурону симпатизирую (да и родом я из тоталитарного Мордора), то, вишь, Империю в Звёздных Войнах мне подавай! Нет, самый писк был в том, что когда Тамаки с Рин-тян заспорили, кто в результате плот-твистов, когда Шнайдер объединяется на время с Клинками - является «автором победы» - был там сюжет с классическим разрезанием проводков к часовой мине. Тамаки, значит, считает, что кто резал - тот и автор, а Рин-тян - кто сказал, какой проводок резать. И тут, конечно, сыграла моя профдеформация, поскольку я-то не сомневалась, что Шнайдер - точно знает, какой проводок. Ведь Schneider - оно Electrics! Кому как не ему разбираться в проводках!
И второй момент, что меня там позабавил - это, я подозреваю, опять же «пасхалка» и всё на тот же Гандам-СИД-Дестини, из которого сюда пришли двое маститых сейю. Сцена смерти Шнайдера на руках Красного мне как-то уж очень напомнила бедную Стеллочку на руках этого недоноска Шина. И одну из вообще лучшых анимэ-песен - “Isolation of the deep seas” (Shinkai no Kodoku). Чудовищно мощная сцена, чудовищно прекрасная песня безумно талантливой Кадзиюры Юки. Это было очень мощное воспоминание, спасибо авторам. Хотя по мне - это всё же не тем для шуток.
А отсюда я, наконец, расскажу про другое не выстрелившее ружьё. Собственно говоря и Ишибаши-сенсей говорит, что Тамаки стоит разок проиграть, причём равному противнику. А сама Тамаки очень сильно цепляется за ассоциацию с Клинками, которые никогда не проигрывают. И тут ещё Рин-тян с загадочной фразой, мол я покажу тебе, почему только Шнайдер может победить Клинков. К чему всё это? К одной очень глубокой мысли: легко быть супер-героем и радостно воевать за всё хорошее против всего плохого, если ты всегда побеждаешь. Но… но. Шнайдер в результате - сильнее Клинков именно потому, что в подобных сериальчиках злодеев всегда побеждают добрые супер-герои. А злодеи… встают и снова идут в бой. Они, в отличие от добрых супер-героев гнутся, но не ломаются. Что, кстати, нам и здесь было показано. Но так и не было сказано. Ни Рин-тян, ни Ишибаши-сенсеем. Прекрасная концепция, очень правильная. Но так и не оформленная до конца. Громадный плюс в целом и громадный минус за реализацию.
Ну, и не стоит забывать ещё один важный аспект. То самое «о спорт, ты мир». Уже в дословном, бес сарказма, понимании. Заниматься кендо (да чем угодно) нужно «в охотку». Получать от этого удовольствие. Вот эту идею нам как раз и показали, и озвучили в разных вариациях несколько раз. Что совершенно правильно. А иногда - ещё и смешно. Как в финале: «Странный какой-то клуб кендо. Они ведут себя как друзья!»
В общем, на мой взгляд - сериал с таким количеством печалящих, а то и бесящих минусов, что прямо ужас. Но, с другой стороны, местами забавный, не без правильных идей, вполне красивый. В результате - очень средний и строго одноразовый.