とある科学の超電磁砲[レールガン]T
Жанр: экшен, сейнен, Sci-Fi, трагедия
Выходил: январь - сентябрь 2020
Английское название: «A Certain Scientific Railgun T»
Русское название: «Ещё один научный рэйлган ТВ3» / «Некий научный рэйлган ТВ3»
25 эпизодов
Оценка: 9 из 10
Что они творят?!
И снова мы возвращаемся в Академик-Сити, снова встречаемся с Мисакой Микото и её очаровательными подругами… И, конечно же, вляпываемся в различные приключения. Ибо что-что, а заскучать в Академик-Сити просто невозможно. Ведь даже вроде бы совершенно невинный общегородской спортивный фестиваль может обернуться и презабавными ситуациями, и стрельбой с киднеппингом. Союз «И» здесь логический: и то, и другое, и третье, одновременно.
Как давняя, уже с десятилетним стажем, поклонница «Рельсы» - я просто не могла не посмотреть очередную почти сразу же, как узнала, что закончены хотя бы одни субтитры. Да, я совершенно не ценю
«Индексы», хотя они вроде бы как являются более основной ветвью историй про этот мир, но уж и
первая, и
вторая «Рельсы» мне чудовищно по душе. К сожалению - не могу с той же энергией сказать про эту. Да, она очень хороша, но это первая «Рельса», ставя оценку которой, я колебалась не между «10 из 10 или шедевр», а «9 из 10 или всё же на 10 натянуть?»
Причём дело даже не в технической составляющей. Тут как раз всё очень хорошо. Проект «Рэйлган» держит марку и в случае картинки, и «Фрипсайд» продолжают радовать энергичными опенингами, и сейю все на месте. Более того, даже усладили мои уши и в одной серии, хотя бы на пару фраз появилась Аиша. Удивительным образом - «в цивильном», а не в костюме мико, как всегда. Но это, конечно, скорее фансервис. Тем не менее - в целом с техническим исполнением всё отлично. Добротная, узнаваемая, отлично нарисованная и сыгранная «Рельса».
Разочаровал меня сюжет. Причём нельзя даже сказать, что совсем-совсем разочаровал. Более того, один момент, пожалуй, здесь вышел очень удачно. Помнится, я всю дорогу ворчала на цветущие пышным цветом идиотские подпольные организации с дебильными названиями-аббревиатурами. Да, конечно, читавшие исходник обильно рассказывают, что, мол это Хитрый План Путина скотины Алистера (и что Алистер душка - тоже рассказывали, чего уж там). Что вообще там всё очень логично, и вообще что так сам автор придумал. Что поделаешь, ерунда быть ерундой не перестаёт от того, что её придумал автор. Однако я к чему это? К тому, что в этом сериале все эти безумные организации внезапно стали выглядеть более-менее органично. Всё равно, придумано вокруг них очень много лютой кривизны, но в общем-то они начали хоть как-то, хоть на самом базовом уровне выглядеть понятно и логично в рамках нарисованного общества.
Но, как говорится, «одни баги лечим, другие привносим». За десять лет концепция Тёмной Стороны наконец-то начала обретать какую-то достоверность… зато теперь лезет буквально изо всех щелей. В результате чего из светлой, наполненной атмосферой дружбы и некоторого весёлого дурачества «Рельсы» сериал сделал в сторону пафосного, делающего очень умный, иногда до смешного, вид, идиотского мрачного «Индекса». Что, безусловно, не радует. К счастью, разница ещё настолько велика, что для того, чтобы сравняться с «Индексом» - «Рельсе» ещё немало следует пройти. Точнее - не следует ни в коем случае.
Жесточайшим образом пострадал и сюжет в целом. Одна из коронных фишек «Рельсы» - это схождение всех мини-сюжетов, рассказанных в отдельных арках - в одну и великое объединение всех хоть как-то симпатичных героев против очередного крупного нарушения жизни Академик-сити. Что же здесь? Увязывание сюжетов воедино - так себе. Объединение - в нём участвует только Миака и Изуми «Лидер» Рита. Ну, и отчасти её бьющая все рекорды по идиотизму группировка. Ах, да, ещё в одной арке было прекрасное объединение Сатэн-сан и Френды. Ну, и вялотекущее сотрудничество той же Мисаки с Шокухо Мисаки (которая мозги полощет как хочет). Всё? Ну, не совсем. Есть ещё объединения, которые я перечислять не буду, хотя бы для того, чтобы не спойлерить сюжет. Но все объединения - строго парные. Никаких неожиданных именно крупных союзов.
Что ещё более печально - намного слабее всё и с комбинациями сил (что было интересно как минимум тактически), но самое главное - очень слабая реализация любых «закладок» с предыдущих сезонов. Какой был великолепный шаг обсчётом вывода на перехват гигантского робота Конго-сан: тут тебе сыграло и возникшее с богатством поведение Конго-сан а-ля «одзё», и вычислительные способности сети Мисак! А здеь что, простите? Рита показывает Мисаке куда стрелять? И всё, серьёзно? Даже Ваннаи-сан с Авацуки-сан и те, вроде бы по предыдущим сериям знаем - плотно сыгранная пара, большую часть времени участвуют в сольных номерах. Уныло. Хочется прямо спросить автора: мужик, ты думаешь, что бесконечное разрастание качка в терминатора а затем в Годзиллу - это то, ради чего мы смотрим «Рельсу»? Ошибаешься, это - к тупоумным препубертатным пацанам (я не утверждаю, что всё препубертатные пацаны тупоумные, я утверждаю, что подобное вдохновляет только тех из них, которые именно тупоумные).
И чудовищная нивелировка роли буквально всех персонажей. Да, они все на экране. Да, они даже что-то делают. Иногда - вполне уникальное. Но крайне редко что-то особенно осмысленное. В первых двух сезонах одна из главных идей была именно в том, что благодаря дружбе вся вот эта немаленькая компания из абсолютно разных личностей начинает побеждать вообще всё что угодно. За счёт сочетания множества уникальных способностей (и не только Способностей эсперов). Здесь же не играет ни загадочная нулёвость Сатэн-сан, ни компьютерные навыки Уихару, ни телепортация Куроко, ни… Да, они используются. Но очень, очень на втором плане. Вместо главного героя «группа друзей» у нас стабильно главный герой Мисака плюс-минус со свитой против очередного крутого персонажа. Перманентная битва героев фактически один-на-один. Это просто уныло. Развеивать унылость призваны грандиозная масштабность и продолжительность махача.
Точнее, скорее «двое на одного». В разных конфигурациях. Мисака + Мисаки против Икари. Тома + Гунха против Мисаки. Фрэнда + Сатэн-сан против Ракко. И т.п. Но, повторюсь, даже если в этой конфигурации какой-то герой чего-то делает - то после этого возникает на экране только для мебели. А кто-то возникает вообще только для мебели. Те же Мугино и Аксель, например. Тома появился, подрался в первой арке - всё. Теперь только мелькнул в презабавном сюжете с талисманом и танцем. Дурноголовый Согита помахался в первой арке, помог Томе и просто канул. Имоты - вообще там целых три пласта сюжетов, где они могли бы очень здорово проявиться, но в результате только одну-единстевнную Мисаку-имото в первой арке мощно и местами забавно путают с прототипом… И на том их роль тоже исчезает. И так далее, и так у них всё.
И опять же - совершенно не скажу, что всё так плохо. Нет, прекрасных эпизодов тут очень много. Более того, практически каждый момент, на которые я ругаюсь - один, как сам по себе - великолепен. Вот говорю я про Авацуки-сан, Ваннаи-сан и Конго сан. Да вы что! Ещё в предыдущем сезоне стало понятно, что не только «свита» Конго-сан - весьма симпатичные и внятные девушки, но и сама она - конечно, со своеобразными заскоками, но всё же очень хороший и правильный человек. Ну, так можете не сомневаться: в этом сезоне в первой же арке Конго-сан выступила так, что просто не -сан, а почти -сама. То есть просто молодец девушка, честь и хвала! Но… и что в результате? Партия Конго-сан приняла удар на себя пока Мисака не вышла на ультра-боевой режим… И всё. В дальнейшем они мелькают исключительно чтобы принять мисакину благодарность или просто для мебели сказать «здрасте».
В той же первой арке начинается безумно красивая история с Мисаки (которая Шокухо) и ещё двумя новыми героинями. С одной из которых, кстати, как раз начинает более-менее выстраиваться как-то понятная картина с теневыми организациями. Но с другой - просто огромная, бросающаяся в глаза связка с проектом Сестёр. И что? А да ничего. Арка закрыта, обе интересных участницы в последней серии посещают аквариум втроём, радостно глядят на рыбок и думают о том, что надо бы всё же съездить к реальному морю. В сюжете ни они персонально больше не участвуют, ни совершенно явная линия связка между сюжетами не ведёт никуда.
Другая арка. Сатэн-сан сталкивается с Фрэндой в охоте за последней баночкой консервированной скумбрии на десяток супермаркетов окрест. Уже на самом деле презабавная ситуация. И вся арка очень хороша. Та же Фрэнда, хотя никогда мне особенно не нравилась - здесь реально как живая и, кажется, вот-вот вылезет из экрана и поинтересуется: яка, а ты сардинки или С4 не прячешь? А уж Сатэн-сан… Впрочем, про неё отдельно. Что в результате? Две арки, связанные с индейским покером, в которых компания Мисаки пересекается один на один с компанией Мугино. Нет, друг-друга они, конечно не узнают (а что, подумаешь, они в прошлом сезоне долго и упорно махались и видели друг-друга во всех видах?). Нет, серьёзно, только Кинухата Саяий узнала Мисаку, но у них был выходной и важное личное дело, поэтому вражду отложила. И опять же что? Да, в результате обе пары столкнулись плюс-минус вокруг одного и того же дела, которое выводит нас на финальную арку. Но и что? А ничего! После всего прекрасного великолепия - просто разбегаются в разные стороны. А ведь приключались они отлично. И очень забавно (Кунихата с Микото) и даже трогательно (Сатэн-сан и Фрэнда).
Или вот последняя арка. У, я столько на неё возлагала! По вполне очевидной причине, даже двум. Во-первых, интереснейший философский вопрос о душе. И это даже не «мечтают ли андроиды об электроовцах». Нет, здесь вопрос души рассматривается в гораздо более глубоком смысле, скорее о том, насколько сумма памяти и образа мышления является душой и что будет если их сдублировать. А во-вторых, уже понятно, прозвучало слово «андроиды». Как же, я чертовски неравнодушна к девушкам-механисткам или андроидам. Чувствую с ними внутренне сродство, так сказать. И что? Опять разочарование. С душой сюжет завернули на не слишком-то мне симпатичный вариант, да и не раскрыли до конца. С девушкой-механисткой сюжет закрыли довольно сильно, но совершенно не так, как я надеялась. Даже близко не так. Впрочем, если бы завершили «так», то это было бы в большой степени ответом и на философский вопрос, а его автор давать или не хочет, или вообще придерживается противоположной теории. Но вообще сама арка - тоже хороша. Именно этой девушкой-механисткой.
Кстати, что вот ещё меня очень расстроило: в самом начале был совершенно великолепный момент, когда Конго-сан, устраивая неслабые разрушения в процессе махача заявляет: мол, я всё-таки четвёртого уровня, могу серьёзно пошалить. И спокойно оплатить разрушения. Правильно, совершенно верно. Но при этом - в финале опять устраивают локальный Апокалипсис, и никто ничего толком не замечает. Сатэн-сан и Уихару замечают незапланированный салют вдалеке. Что?! Поймите, это не
Ноэйн, где реальность после боя рихтовалась мгновенно. Вся история с Сёстрами была построена на том, что драки происходят в незаметных переулках и их последствия быстро и недёшево маскируются. И вдруг - совершенно «беспалевно» здоровый кусок города (да хоть бы и заброшенный) сравнивают с землёй - а никто и ухом не ведёт. Господа, вы о чём? Только не надо мне говорить, что верхи кибернетической лаборатории приняли меры, чтобы закрыть всем глаза: нет, они ожидали спокойной, бесшумной передачи товара, войнушка была для них полной неожиданностью.
Но… всё-таки. Всё-таки прекрасные моменты есть. Более того, они бывают и трогательные, и красивые - как Сатэн-сан объясняет Фрэнде, что подставиться в таком случае ради друзей - это нормально. Или как Митори сдаётся и прекращает сопротивление - когда мы узнаём, ради чего она всё это затеяла - это очень мощно. Есть и дивно смешные. Есть смешные, но умеренно (вся арка сотрудничества Мисаки с Кинухата построена на стандартной для анимэ шуточке, которая меня не очень-то веселит). Есть смешные, если вдуматься: сама идея, что Куроко в результате небольшого вмешательства в личность может потерять свои анекдотические сексуальные наклонности - это где-то забавно. Хотя меня её обычное поведение тоже смешит не особо, но есть же ценители. И, безусловно, Сатэн-сан.
Вот здесь как раз очень интересный момент. Дело в том, что в этом сериале она наиболее близка к тому, что рассказывают про исходник. Мол де эдакая блондинка для мебели. В смысле блондинки из анекдотов. И на первый взгляд - это именно так. За исключением буквально двух-трёх поступков ничего красивого или полезного она не делает. Для сюжета нужна разве что в роли попаданки в идиотские ситуации. Никаких «да у меня уровень НОЛЬ!», никаких решающих ударов битой по глушилке Способностей. Даже незаметная аура создания такой ненапряжной весёлой, без особого заумствования дружбы и взаимоподдержки у неё здесь какая-то совсем уж почти незаметная. Но… Она по-прежнему прекрасна. Прекрасна в чуть-чуть другом ключе. Как совершенно неутомимо развлекающаяся, с полным спокойствием в душе валяющая дурочку личность. То есть у неё огромная сила - будучи нулевичкой вроде бы, со всеми её познаниями о мире, в который она попала - девушка незамутнённо развлекается, не думая «ах, чего люди подумают?» или озабачиваясь ещё сотней подобных вопросов. Буквально таки берёт от жизни всё и не скучает ни минуты. Очень я бы хотела с ней дружить.
В общем - посмотреть тут есть чего. Это всё ещё очень и очень хорошо. Но если раньше вся суть «Рельсы» была в имотах и Сатэн-сан, то теперь осталась фактически только Сатэн-сан, а «Рельса» всё больше и больше превращается в «Индекс», но без магии и Мисакой вместо Томы. Что не радует. Однако всё равно, я надеюсь на «Рельсу-Ф».