曇天に笑う
Жанр: дзёсей, экшен, фэнтези, исторический (эпоха Мэйдзи), насилие, дрыномашество
Выходил: октябрь - декабрь 2014
Английское название: «Laughing Under the Clouds»
Русское название: «Смех под облаками»
12 эпизодов
Оценка: 7 из 10
Три раза повторили ему: связать. Три раза получал он по лбу от так и не связанного противника.
В одиннадцатом году эпохи Мэйдзи… Впрочем, нет, ещё за шестьсот лет до того неподалёку от Киото зверствовал могучий волшебный змей Оорочи (кстати, вполне известное в нихонской мифологии чудовище). Бесчинства распоясавшейся твари остановила троица героев: два мастера меча и одна очень колдунская девушка. Причём «остановила» - это самое правильное слово, поскольку змей был волшебным образом запечатан и упокоен на острове в центре озера. А раз в триста лет пытается вылезти наружу, за чем присматривают потомки одного из мастеров, эдакие самураи-храмовники рода Кума. К эпохе Мэйдзи подошедшие в составе двух братьев-разгвоздяев и одного брата с комплексом недооценённого младшего. Плюс старший совсем уж крут в боевых искусствах (отчего у среднего комплекс и развился). И ещё какой-то мутный персонаж у них за, условно дворецкого. А на острове, чтоб даром не простаивал - построили тюрьму строгого режима. Ну, чтобы преступникам голову посильнее плющило, наверное. А тем временем, время очередной попытки освобождения змея уже не за горизонтом.
Вот это один из тех сериалов, на просмотр которых я решилась исключительно от асфиксии. Магия, самураи всякие с мечами, средневековье (хорошо, максимум - эпоха пара). Совсем не то, что мне интересно. Но есть же мой великий квест - послушать все более-менее значимые роли Ното Мамико-сама. И есть регулярно возникающий в моей жизни недостаток девочковых сериалов. Особенно в формате дзёсея, то есть не для девочек, а для девушек. Дзёсей и так-то самый редкий половозрастной жанр, да ещё и процент BL-сюжетов в качестве основной истории там самый высокий. А тут - ничего такого не заявлено, любовь у мальчиков почти строго братская.
Надо сказать, что кое в чём этот сериал не просто оправдал, а конкретно превзошёл все мои ожидания. В первую очередь - это относится к вопросам технического исполнения. Прямо скажем, из официального постера догадаться об этом было совершенно невозможно. Понятное дело, если у нас дзёсей - то следует ожидать очень красивых юношей и девушек (а не мальчиков и девочек), а так же опрелённой тщательности в вопросах моды. Быть может даже перерастающей в эклектичность. Что и было получено. Моды эклектичные, персонажи - от красивых, до красиво-забавных. И тут уже отдельно приятно: временами он не просто все такие безумно крутые и стильные в смысле внешнего вида, но ещё и ведут себя, такие позы бывает, что прямо ах! Как вот эта изготовившаяся к бою группа спецназа «Горные псы»:
Ну красавчики и одна красавица же!
Впрочем, с эклектикой тут всё тоже на месте. Манера одеваться у, например, гражданина рыбака-богоборца - вызывает некоторую оторопь. Или эта идиотская кастрюля с ушами, которую носит на голове младшенький. То есть понятно, что в последнем случае имеется в виду создание образа симпатичного мальчишечки в забавной шапочке. Но получилось как-то не очень смешно на мой вкус. Впрочем - это именно вопросы моего личного вкуса.
А вот что было совершенно неожиданным и чудовищно приятным - это фоны. Они там просто шикарные и тщательно нарисованные. Особенно те, которые не интерьеры помещений, а всякая природа. Вот, например, немного темноватый (дело происходит ночью), но очень радующий глаза лес:
В общем и целом - за один визуал этот сериал достоин восторженного просмотра. И даже местами перегибы с эклектикой тому не мешает.
Не хуже и ситуация со звуковой дорожкой. Два опенинга и один эндинг - весьма неплохи, кое-где даже с элементам «тяжелятинки», некоторые гитарные риффы мне отчётливо напоминали замечательных европейских повер-металлистов «Iron Savior» (причём конкретно - вступление к песне «Coming Home»). Но в целом, конечно, оно намного легче. Что там происходит с музыкой в процессе - как-то не обратила внимания. Наверное, она есть. Как минимум - в сериале наличествуют боевые эпизоды, а в них музыку не забывают и в «десятых» годах. Но если и есть, то очень ненавязчивая и не запоминающаяся. Что не хорошо, но и не плохо. А вот с сейю тут всё очень неплохо. В мужчинах я слабо разбираюсь, но всё же здесь узнала Ториюми Кёске, который Назе Турбина в «
Гандам-сиротках», Мики Шиньичиро (а вот это - довольно известный дядечка), например - замечательный Тодо Юкифуми в «
Kaikan Phrase», потрясающий и безумно влюблябельный Хиджиката в «
Hakuouki: Shinsengumi Kitan» или красавчик Локкон Стратос в возмутительном «Даблнолике» или Ассасин в бесконечной «
фэйтоте». Да и средний братец - тоже ничего так, Накамура Юичи. Всё же Альто в «Макросс Фронтире».
Зато с девушками - полный восторг. Да, их всего три. Но зато какие! Помимо уже упоминавшейся Ното Мамико-сама - ещё Сато Рина. Мисака же в «
Рейлдексе» и Наги во «
Времени Евы» же! А так же моя любимица Сэйлор Марс в «
Кристалле» и «
лавка сладостей» в «Non Non Byori». Плюс Оохара Саяка (Алисия Флоренс в «
Арии», Ичихара Юуко-сан в кламповском мультиверсуме, капитан Кобаяши в «
Рыцарях Сидонии»). Не больше, не меньше. Очень люблю их обеих.
В общем, если не огорчать Императора и слушать «родной» звук - можно получить немало удовольствия.
А вот сюжет, прямо скажем, подкачал. Такое впечатление, что визуальная составляющая была для всех авторов первичной, а события под них подбирали как получится. Причём нельзя сказать, что там всё так уж беспросветно, есть отличные моменты. Но много и откровенно печального. К примеру, я не зря такой эпиграф поставила. Кроме шуток: идёт средний братец перехватывать беглого преступника, младший - увязывается за ним. Бац-бац, преступник в отключке (всё же средненький тоже в боевых искусствах не промах). Начинается диалог. Преступник приходит в себя и пытается сравнять счёт. Совместными уже усилиями его опять отключают. Младший выдвигает здравое предложение связать негодяя. Происходит очередной диалог, который прерывается, потому что оказывается, предложение этот красавец пропустил мимо ушей!
Вообще, половина сюжетов основана на том, что этим братьям (и не только им) голова, видимо, нужна для того, чтобы вдарить кого. И чтобы есть. Нет, они не производят впечатления законченных придурков-спортсменов из анекдотов (хотя старшенький реально всеми силами авторов запихивается на роль штатного придурка-шута). Но думать они не желают совершенно. Буквально все конфликты между братьями базируются на двух моментах: средний хочет стать не хуже старшего, но старший вглухую этого не понимает. И на том, что старший, видите ли, «защищает» братьев от тяжкого и неприятного бремени и держит их в неведении относительно их семейного долго, преданий и взаимоотношений с миром. Пусть типа живут и ни о чём не беспокоятся. А то, что такая гиперпротективность приводит только к шоку, когда какая-нибудь неприятность из «тяжёлого семейного наследия» выскочит из-за угла - это он подумать не может. Точнее - всеми силами не хочет. Натурально не хочет, в этом смысле его мотивация как раз показана отлично. Но то, что это очень глупо - в сериале остаётся за кадром. А вот сидящих «перед» кадром зрителей - откровенно раздражает.
Впрочем, он не один там такой. Вся тюремная часть сюжета - тоже состоит из сплошного... не знаю чего. Начиная с того, что ставить тюрьму на таком месте - странная идея. Затем, классическая барабанная форма - это замечательно, но судя по поведению охраны - никаких даже методичек по охране и зачем такая планировка вообще нужна - у них не было. Не говоря уж об учениях. В результате чего при первых же беспорядках их поведение вызывает просто оторопь.
В ту же тюремную историю и другой камешек: вообще, идея завербовать себе всё население через наркоту - идея богатая. Да и опиум на Дальнем Востоке был хорошо известен, оставив серьёзный шрам в менталитете тамошних народов (в первую очередь, конечно, китайцев). Хорошо, предположим распределение опиума в руках дядечки в маске. Всё вроде бы стройно. Но внезапно поставки опиума идут… курьерской доставкой через новых зеков. Вы пробовали подсчитать, сколько надо этого дела, чтобы подсадить всех кого надо и при этом поддерживать status quo? С учётом размеров тюрьмы и частоты появления новых арестантов - с каждым надо завозить по рюкзаку! То есть либо (как оно и логичнее в свете потом открывающихся фактов) дурь надо завозить с провизией, либо… Впрочем, ещё раз повторюсь: это художественное произведение, написанное совсем про другое, не претендующее на какую-либо историчность и вообще для интеллигентных барышень, которым в такую сторону думать просто в голову не приходит.
Есть и другие неприятности. Более технического характера. Вот я тут высказывалась по поводу кастрюли с ушами - это отнюдь не единственный пример несмешного юмора. Например, среди «Горных псов» у нас имеется… магистр Йода. Скрестившийся в противоестественном союзе с Дартом Молом. Малюсенький, буквально с младенца размерами Ши Чернан, который постоянно ходит в плаще и красно-чёрной маске и изъясняется с расположением неправильным слов, от китайского идущим языка акцентом чудовищным. Типа смешно.
Просто нестыковки тоже имеются. В первую очередь - с очешуением. То есть понятно, что чем выше уровень - тем сильнее одержимость. Но всю половина истории построена на том, что повышение уровня одержимости - процесс необратимый. Однако под конец чешуя у граждан появляется и исчезает, а потом снова появляется в промежутки в минут пятнадцать, от силы час их собственного времени. Нет, это пожалуйста, всё тут у нас магично. И вполне нормально было бы - съезжаешь с катушек - чешуя растёт. Собираешься с мыслями, берёшь себя в руки, или принимаешь дозу лекарства - обратно превращается в кожу. Но или так, или иначе. Процес или обратим, или нет. Любой вариант будет вполне логичен, но не оба одновременно.
Примерно в ту же степь - эпизод со вскрытием гражданина Ширасу. Во-первых, вскрывается он как-то уж очень бестолково. В смысле не совсем к месту и вообще это на данном этапе было совершенно не обязательно делать. Какой-то получился монолог главного злодея в худшем стиле. Ну, знаете, когда злодей перед тем, как убить главного героя излагает ему весь свой коварный план. Во-вторых, размеры и коварство плана, конечно, поражают воображение. Но уж больно много он делал прямо противоположного этому плану. Да, конечно, в результате на этом даже идёт некоторая игра, из серии «парень, так кто же ты настоящий?» И вообще, надо понимать, что всеми нами любимый Макс Отто фот Штирлиц получил Железный Крест (и кое-какие другие, ещё более однозначные, но менее бросающиеся в глаза награды) вовсе не за безвозмездную передачу медикаментов в лагеря для советских военнопленных. Но всё-таки выглядит эта история с Ширасу довольно… шитой белыми нитками.
И страшно раздражает совершенно некрасивый, дешёвый и просто-таки неэтичный приём поддержания интереса в зрителях. Я о ситуациях когда в конце серии один герой что-то говорит другому, причём нам показывают буквально движение его губ, то есть другой герой всё слышал гарантированно. А зрители - нет. Смотрите следующую серию. В ней вам озвучат, что же всё-таки было произнесено. Или через серию. Откровенное безобразие.
Просто очень красивая лестница
С другой стороны, есть и совершенно бесподобные моменты. Начиная с того, что я было окрысилась на очередную итеррацию сюжета о бесплодности мести. На сей раз месть будет мешать смеяться. Впрочем, вообще сам посыл бесполезности растрачивания жизни на месть - действительно разумен. И здесь в конечном счёте получилось очень хорошее освещение мести именно как комплекса: с одной стороны она выхолащивает твою душу. Даже не сама месть, а то, что ты вот постоянно «имел одной лишь думы власть». И, соответственно, имея одной лишь этой думы власть - только на неё по сути жизнь и тратишь. В общем-то не самая продуктивная трата жизненного ресурса. Так что в результате освещением этого лейтмотива я осталась довольна, и переквалифицировала его появление из минусов в плюсы.
С местью же связана и другая история. Точнее фигура. Этот вот дяденька, которого я чуть выше назвала «рыбак-богоборец». Кагами Наото. С ним, правда, имеется некая странность: в одном месте указывается, что он бывший рыбак, а в другом - упоминается, что его чувства самурая были оскорблены. Так он рыбак или самурай? Одновременно это не бывает. Или как бывает «выслужил личное дворянство» - Кагами «выслужил личное самурайство»? Но дух… Ладно, это именно странность, тут можно как-то плюс-минус придумать объяснение. Мне жутко понравилась вообще сама концепция этого персонажа. Ведь для нихонца - Бог-Император - это не странное словосочетание, но скорее тавтология. Император по определению Бог. И тут этот Бог гражданина Кагами предаёт. В результате обиженный Кагами натурально идёт мстить и становится богоборцем. Причём он это именно так и воспринимает, он напрямую заявляет, что мстит собственному богу. Великолепное отражение и просто нихонского менталитета, и феномена ронинов того времени (в смысле - как ронины себя чувствовали именно в эпоху Мэйдиз). И вообще такая… люциферианская тема, прямо. Красиво.
Собственно, его история вообще получилась одной из самых интересных в философском смысле. И сопровождалась наиболее интересными мыслями и разговорами. Хотя два самых сильных всё же прозвучали не вокруг неё. Всё-таки абсурдность приравнивания слёз слабости первым озвучил перманентно валяющий дурака, очень глупый, но и не лишённый глубинной мудрости старший братец Тенка. Равно как именно он же в финале призвал всех «смеяться, плакать и жить», подчёркивая, что полноценная жизнь состоит не только из смеха или слёз, а непременно того и другого. Полноценная жизнь разнообразна, состоит из радостей и печалей, нельзя закрывать себя от (или в пользу) чего-то одного.
И, конечно же, все три девушки. Они прекрасны, причём каждая на свой лад. Причём даже наиболее милая и женственная Ботан обладает сильной волей и способностью мгновенно соображать в критической ситуации. Причём именно соображать и принимать эмоционально неприятные, но верные решения. Спокойной и симпатизирующую сразу обоим своим друзьям детства Киико можно просто в свою очередь симпатизировать. А можно ещё и наслаждаться фактом, что из всех этих «пёсиков» она следует моему любимому лозунгу «старенький пулемёт лучше новенького кун-фу» и вместо железок разной степени внушительности оперирует парой абсолютно современных револьверов.
И, конечно же, Нишики-сан.
Это она на кадре из эндинга. Очень красиво. И совершенно не оставляет места для споров о жанре сериала.
Её я узнала, конечно же, по первым словам ещё когда она была в камуфляже. Что, конечно, не удивительно с моим-то обожанием Ното-сама. И довольно изрядно похихикала когда она появилась в своей боевой одежде. С оби! Выглядит феерически смешно. Хотя и очень красиво. Плюс мои любимые цвета. Конечно же роль полностью в её стиле. Женственность, мрачная история за спиной, общая сила, необходимость делать очень тяжёлые выборы, требующие чудовищного самопожертвования, и даже крутость одновременно с какой-то тихой надеждой на будущее… В общем - абсолютно для Ното-сама роль. И одно из самых моих мощных переживаний: я, конечно, понимала, что это сериал для девушек. Но всё-таки для девушек, а не девочек. К тому же раньше и сёдзе иногда такие реки крови показывали, что мама не балуй. Так что последние несколько серий я буквально то затаивала дыхание, то скандировала «требую выживания Нишики-сан». Получилось или нет - не скажу, смотрите сами.
В общем, получилось именно то, что заявлено. Дзёсей. Не уму, не очень-то сердцу, зато ушам и глазам, особенно моим - просто замечательно. Если бы я не была сумасшедшей фанаткой Ното-сама - наверное поставила бы баллов шесть. Но за неё - не меньше семи.