Кто читает меня регулярно, наверное обратили внимание: что-то за последний месяц как-то не много я пишу, а если и пишу - то про что-то уже давно просмотренное. Неужели перестала смотреть анимэ? Не перестала, а сделала паузу. Потому что времени на него уже не оставалось: всё, не занятое работой, домашними делами и сном - пожрал "Cyberpunk 2077". Поляки сделали вещь!
Всё, конечно, началось не с журналов и прочей рекламы. Я уж и не помнила про этот проект, когда на первом совещании этого года наш директор не спросил, как, мол, вы провели зимние выходные. И тут один очень уважаемый мною коллега ответил: "Какие выходные?! Я не прекращая в киберпанк рубился!" Тут-то у меня что-то в голове щёлкнуло. Зерно, так сказать, упало на добрую почву и желание сыграть поселилось в голове.
Будучи изрядной занудой, а так же с учётом того, что меня регулярно бросает из гусарства с кавалергардством в крайнюю скупость - я изучила вопрос. И осознала, что при всём имеющимся у меня "железе" вопрос сыграть в это как "пека-боярыня" встаёт где-то в пересчёте на рубли тысяч в 60-70. Грубо говоря, в компьютере, который используется в качестве видео-приставки для просмотра анимэ надо заменить всё, кроме корпуса и, возможно, блока питания. А ни домашний лаптоп, ни милый сюрфейс - не потянут и не апгрейдятся.
С другой стороны, 4К-телевизора у меня нет и не планируется пока. А потому... удовольствие поиграть выливается в куда более подъёмные 17-18 тысяч при покупке почти не подержанного XBox One S. (В обоих случаях я указываю цену на "поиграть", т.е. с учётом покупки собственно игры). Не уверена я, что замечу бешеную разницу в графике между One S, One X и тем более Series S|X. Хотя понятно, что она есть. Но мне и так неплохо. А это - уже совсем другие деньги. Итак, решено. Попробовала влиться в ряды приставочников.
В результате где-то полтора месяца я проходила это счастье (последний таймстэмп у меня где-то в районе 160 часов геймплея), и вот, вчера с глубоким сожалением "сделала" последний финал. Теперь остаётся ждать DLC и/или продолжений. А тем временем - поделюсь наблюдениями и размышлениями так же, как это делаю с анимэ.
Итак, что мы имеем по технике. Прямо скажем, на мой взгляд нарисован он просто офигительно. Шикарные виды окружающей действительности, по-настоящему киберпанковские, всё как положено. Хром, неон, хайтек - и в других местах заводы, свалки, пустоши... Точно так же с одеждой - разнообразная, стильная. У кого-то прямо с иголочки, у кого-то - рваная и потёртая. Тут надо отдельно сказать: во-первых, дизайнерски она просто шикарно "как надо" - чётко происходит из современных мод, но и откровенно футуристична в ближнем прицеле. Во-вторых, прорисована просто потрясающе (ну, я к такому не привыкла) - она фактурна, она плавно движется как положено... Ёлки зелёные, даже дырки на кофте Мисти топорщатся обрывками пряжи! Ну и лица. Разнообразные и красивые. Или не очень.
И графоний. Что меня больше всего поразило (хотя может быть это по нынешним меркам и ничего особенного) - это то, что я нагло разгуливая по Badlands в платье - увидела собственную тень, шагающую рядом... в том же платье!
Тут, правда, есть и на что поругаться. Кто следил за перпетиями выхода игры - в курсе, что на приставках она изначально глючила. Я, конечно, сразу же получила уже несколько подпатченную игру, но некоторые глюки всё же не излечились:
Во-первых: полигональные глюки. Чаще всего их можно увидеть, когда ты из положения присев за стеночкой хачишь камеру системы безопасности и активно прыгаешь с одной на другую по сети (очень полезный приём - взглянуть на площадку через местную систему безопасности, да и не только взглянуть). Так вот, отключившись от системы можно словить мерцающие перед носом какие-то безумные плоскости. Графоний сходит с ума. Лечится это легко, QuckSave - QuickLoad, но всё равно раздражает.
Во-вторых, в игре есть отчётливо монголоидные персонажи. Но себя сделать красивой (в моём, конечно, понимании) монголоидной девушкой - у меня не получилось. То ли ручки кривые, то ли редактор персонажей подразумевает, что V всё таки относится к европеоидной расе. Что немного обидно.
В-третьих, два раза за всю время, уже не помню на каких моментах, но игра таки напрочь вылетала или зависала. Перезагрузка консоли (с радио-контроллера, то есть консоль-то сама зависала не полностью) помогает. Но тем не менее.
И в четвёртых, но это маленький глюк - время от времени оно малость задумывается, подгружая текстуры во время движения персонажа. То есть ты бежишь-бежишь, вдруг замираешь, потом опять бежишь. Случается это не редко, но и настолько не часто, что особого раздражения у меня не вызывало. С пониманием относимся.
Кстати, что отдельно круто: сохранение происходит мгновенно. То есть механизм хорошо продуман - сэйвы не большие, и состояние мира собирается быстро. Загрузка, конечно, происходит в разы медленнее, но это и понятно- тут-то тебе надо не записать "на V арасаковское корпоративное платье класса "Редкое" с модом "Армадильо" в плюс двести брони, а прочитать ещё и модель этого платья.
В общем, с визуальной точки зрения я просто в полном восторге, несмотря на все нарекания.
Со звуком всё тоже совершенно великолепно. Люди говорят, разными голосами. Говорят очень много, все сюжетные диалоги и внесюжитные фразочки случайных встречных озвучены. Более того, окружающие говорят не только когда ты с ними заговариваешь, но и просто когда проходишь мимо - можно услышать, как совершенно внесюжетный прохожий с кем-то треплется по телефону или группка девиц обсуждают стандартное "а я такая ему... а он такой мне..."
Да, конечно, набор скриптов тут всё же ограничен. Например, высаживаясь из точки быстрого доступа около дома Джуди - всегда днём никого нет, а вечером на лавочке рядом плачет парень, а девушка его утешает.
Плюс огромное количество музыки. В игре какое-то чудовищное количество песен и фоновых мелодий. Причём если мелодии привязаны к району и происходящему, то песни - не только сюжетные, но ещё и сведены в плейлисты нескольких радиостанций. Которые не только можно переключать в машине, но и играют из приёмников, которые слушают граждане. Плюс в радио и телевизорах программы новостей, как положено - перебиваемые рекламными вставками... Новости, кстати, соответствуют положению дел по ходу сюжета. Иногда даже полезно послушать. То есть даже чисто по количеству и подборке звука - работа произведена гигантская. Кстати, песни есть и очень классные. Надо будет как-нибудь сесть и прослушать их, так сказать, прицельно.
Что особенно восхищает - это что все источники звука (кроме фоновой мелодии) - чётко позиционируемы. То есть в игре можно вполне уверенно на слух определять, где находится говорящий что-то человек или орущий радиоприёмник. Повертев головой - даже довольно точно. Восторг!
Теперь скажу о том, что мне не понравилось. Сразу замечу - это в большой степени вкусовщина. Первое и главное, как я уже говорила, авторы старались сделать игру разнообразной и проходимой в разных стилях. Но, на мой вкус малость перестарались. А именно - некоторые вещи оказались просто неизбежны. То есть весь сюжет вроде бы можно проходить в смысле боёвки - хоть размахивая пулемётом, хоть поливая окружающее из «умного» автомата, хоть рубить всех в капусту аЦЦким мОчетом… А хочешь - тихонько взламывая вражеские импланты и отрубать их, скажем, электрошоком (кстати, у меня к финалу ровно таки любимый мой электрошок сам собой прокачался до уровня «легендарный», с одного удара снимая с врагов раз в пять-десять больше хитов, чем у них вообще было). Но! Не весь.
Я ведь уже говорила, что не люблю и не умею 3D-шутры, Мортал Комбат, аркады и гонки на автомобилях. То есть, проще говоря, любые варианты игры, где необходимо быстро и точно давить клавиши или дёргать джойстики. Ну, если честно, я, конечно с удовольствием играла во многие игрушки, в которых в этом вся суть. Какой-нибудь TIE-Fighter вспомнить, или MechWarrior… Да что там, я же аж возглавляла клан в «Танчиках». Но если можно обойтись без этого - то оно меня радует. Соответственно и в «Киберпанке» я очень быстро переключилась на хакерство и «умное» оружие. И всё было бы хорошо, если бы не несколько миссий. И ладно бы побочные квесты с гонками (серия квестов с конкретно гонками, который предлагает одна знакомая девушка, квест с мстительным гражданином и квест с параноидальным политиком). Тут беда вроде бы не велика: ну невозможно гонять на джипах, они совершенно неуправляемы - заваливаешь их и всех делов. Впрочем, в квесте с политиком там погоня на своей технике и я вполне спокойно догнала кого надо на мотоцикле, утащенном из анимэ «Акира». Самая удобная в езде «не роскошь». Но уже обидно: квесты это экспа, а экспа - это уровень. В результате, пятидесятый я получала только в процессе финальной драчки в офисе «Арасаки». Туда же мы относим и череду боксёрских чемпионатов (которые я всё-таки прошла, кроме финала). Плюс они принципиально скучные. Ну, заваливаешь их - и ангел с ними. Только недополученной экспы жалко.
Но вот побочный квест с Деламейном уже заваливать не хочется, он как раз очень атмосферный и вообще интересный. А там, ёлки-зелёные, необходимо прыгать через искрящую дыру в мостках. Я, блин, раз тридцать через неё прыгала! Но этого мало. Что делать с сюжетным квестом, в котором Горо пытается договориться с Ханако? Его я прошла вообще совершенно случайно, потому что как-то раз благополучно не допрыгнула до мостков, но свалилась на удачно проезжавшую мимо платформу и перебежала по ней. Я ж говорю - чистая случайность. А финал «Звезда»? Я эту оборону на чёртовом танке заваливала раз пять! Кстати, в результате вышло довольно забавно: с этим танком я впрямую осознала, насколько моё собственное состояние важно. Дело в том, что первый раз я добралась до танка посреди ночи и после нескольких часов игры. И ну никак. Разозлилась и ушла спать. Через пару дней вернулась к нему в обеденный перерыв, бодрая и не усталая. И мгновенно прошла. Но всё равно, осадочек остался.
Да, есть ещё несколько мерзких побочных миссий с беготнёй по проводам и чётко отмеренными прыжками. Но их я проскочила довольно весело, поскольку напарывалась на них уже когда проапгрейдила своё тело на мощный прыжок - и вместо того, чтобы запрыгивать на будку, потом бежать по проводу - тупо сразу же сигала на второй этаж прямо к цели.
Так или иначе, аркадных элементов в этой игре полностью избежать не удастся. А некоторые можно избежать, но тогда остаётся чувство незавершенности от заваленных квестов, не открытых сюжетных линий (мстительный гражданин с погоней на джипе ведь является первым квестом в линии). И - «недопрокачка». В общем, зануда и перфекционистка Маржан осталась обижена невозможностью сделать всё.
Некоторые люди ещё в качестве нарекания упоминают, что многие побочные квесты, особенно от полицейского департамента - очень однообразны и сводятся к банальному «пойти и взять» или, в крайнем случае, «пойти, нахлобучить всех и взять». Ну, а не делать их - это, понятно, опять же недопрокачка, неполучение ачивок типа «среагировал на все вызовы полиции в районе Х» и так далее. Но лично я не могу сказать, что меня это так уж утомляло. Это, конечно, типичный гринд, но на мой вкус он до «корейского» всё же не доходит. А колбасить всякую гопоту даже некоторое удовольствие доставляет. Особенно скавов и мальстриммеров. Кстати, ещё одна причина, почему я увлеклась хакерством: у Валентинос и Тигров встречаются симпатичные и стильные девушки и парни. В результате я всегда, когда после боестолкновения занималась лутом (нет-нет, мародёрство на поле боя - это святое, без него игра - не игра!) буквально ловила себя на том, что смотрела на них и реально вслух говорила что-нибудь в стиле: «Что ж ты, красавица, с этими болванами связалась? Ну да ладно, присесть не надолго всё ж лучше смерти.» Да, и, конечно, когда хакерство становилось не актуальным и приходилось вступать в перестрелку - я очень быстро вставила себе имплант, делающий весь огнестрел нелетальным.
Впрочем, сразу скажу: на самом деле я далеко не пацифистка. И в определённых случаях считаю, что нужно именно убить. К примеру, гражданин Адам у меня ни в одном финале не выживал.
Вот, на такой неожиданной ноте я перейду к восторгам. В игре полным-полно очень интересных сюжетов, причём не только в основной линии, но и побочных. Причём сюжетов довольно непростых и с довольно парадоксальной этикой. Вот коль скоро я заговорила об убийстве персонажей. Есть, например, миссия, в которой нужно оприходовать высокопоставленную дамочку, которая исполнила номер гражданина Ефремова. То есть нажралась, села за руль и насмерть сбила человека. Согласитесь, уже неплохо. А вот дальше начинается вообще песня и сказка, насколько оригинально и плотно этот мир проработан. Во-первых, у неё есть… страховка на случай ДТП со смертельным исходом. То есть она по закону выплачивает денежку и полиция к ней претензий не имеет! Красивый, циничный поворот сюжета. Во-вторых, на этом всё не заканчивается. У неё в доме стоит компьютер с корпоративной почтой. Где можно прочитать мэйлы от начальства, которое заявляет, мол перед законом ты чиста, но удар по репутации компании нанесла и потому снимаем тебя с должности и бросаем на периферию. И от другого сотрудника, который злорадствует, спасибо, мать, за помощь в карьере, так удачно я в освобождённое тобой кресло уселся! То есть это красота же, в принципе даже придумать такую деталь, добавить «бэкграунда» к вроде бы простой миссии. И к тому же так лихо отразить корпоративные нравы. Однако и этим всё не заканчивается. Как мы выходим вообще на этот весь сюжет? Естественно, далеко не все удовлетворены выплатой денежек и потерей кресла. И через босса латиносной мафии приходит заказ на её голову. Ибо бабло и кресло - недостаточная расплата. И вот здесь есть очень неординарная развилка: можно тётеньке дать сбежать. Можно обездвижить, уложить в багажник и отправить к латиносам. А можно убить. И встаёт такой весьма непростой вопрос: а вот что будет наиболее справедливо и/или гуманно? Очень непростой вопрос. Ну, понятно, что дать ей сбежать - гуманно, но не справедливо. Отправить к латиносам… вопрос крайне спорный. Возможно, из неё вытянут ещё больше денег и отпустят. Тогда это не справедливо. А возможно - будут долго и изощрённо убивать. Что уже не справедливо и не гуманно. Поэтому я лично пришла к выводу, что наиболее справедливо и гуманно будет быстро и почти безболезненно убить её с помощью мононити.
Да-да. Какой же киберпанк без мононити? Впрочем, чисто из эстетических соображений я в конечном счёте себе в руки вставила лезвия. Просто из всех четырёх боевых имплантов, которые можно вставить в руки - когда имплант в небоевом положении мне руки нравятся больше всего именно с ними. Наиболее красивая вязь хромированных вживлений. Ведь делаем мы татуировки, носим кольца и браслеты… ну, вот и здесь вопрос эстетичности рук для меня имеет значение.
Однако, вернёмся к восторгам. Чисто ради формальности в нескольких словах подчеркну, что сама игровая система весьма разнообразна. Всякая разная боёвка, хакерство (имеющее и боевое применение), крафтинг - куда же без него… Кстати, крафтинг довольно ненапряжный, а местами просто спасительный. Ладно там, почти всю игру пушечки и одёжки можно купить или замародёрить получше, чем создать самостоятельно. А вот возможность почти в любой момент «наколдовать» себе патронов - это просто бесценно! Да, ящики с патронами в местах, где возможны боевые действия разбросаны довольно обильно. Но тем не менее, возможность крафтить патроны даёт очень приятное ощущение свободы и, как ни смешно - покоя. Ну, не останешься ты с пустым магазином в самый неподходящий момент. Если, конечно, не забывать про него, совершенству-то предела нет и протупить можно всегда и всё.
Да, коль скоро я заговорила про крафт и шмот - есть у меня ещё одно, опять же чисто субъективное и женское нарекание: в игре очень мало красивой женской одежды. Как готовом виде, так и в виде выкроек для крафта. То есть на самом деле - одежды очень много, самой разнообразной. Более того, одежды весьма стильной, реально дизайнеры серьёзно и толково работали над этим. Но… это в большинстве своём - совершенно не мой стиль. Плюс - всё-таки понятно, что в это играть будут в основном мальчики, поэтому большинство одежды - мужская или юнисекс. А вот о девушках как-то не подумали. На всю игру - одно боди, два бюстгальтера, две юбки, чёрные и красные (а, кажется один раз видела бежевые) туфли-лодочки, три, по-моему, платья и штук пять топиков. Ну, то есть именно как вещей их не два, но это одно и то же платье, просто уровня «обычное», «необычное» и так далее.
Что ещё печальнее - ситуация с выкройками и апгрейдом. Из всего «богатства» выбора мне больше всего понравилось арасаковское платье. Но ближе к финалу, когда я уже научилась делать «легендарные» вещи и повышать уровень уже существующих… выкройки арасаковского платья я найти не могу, а имеющееся у меня почему-то не хочет апгрейдиться выше «редкого». То есть натурально получается, что я со своими уровнями и сотнями тысяч денег - хожу, так сказать, как лохушка. Либо одёжки не те, которые хочу надеть но крутые по «статусу», либо которые мне нравятся, но не статусные. Это, конечно, всё ерунда. Но как-то мешает наслаждаться. Плюс вещи начиная с уровня «редкие» - обретают всё больше и больше слотов для модификаций. А это уже ценно и для игры - напихаешь себе в платье модов «bully», повышающих шанс нанести критический удар - уже веселее играется. А уж пихнуть мод «armadillio» в бюстгальтер - это вообще бесценно. Бронелифичк же!
И туда же два маленьких сюжетных нареканий: когда смотришь «физический» эпилог - у тебя внезапно обнуляются деньги, оружие и одежда. Обидно. А когда выбираешь потом «жизнь после эпилога», то есть опцию «One more gig» - всё возвращается… к состоянию до финала. То есть если в процессе было повышения уровня - оно исчезло, и что ещё бредовее - становится доступна миссия точки невозврата, то есть Nocturnal Op. Эй, ку-ку, я уже прошла её!
Но с другой стороны - во всей этой шмоточной истории есть и прекрасный, точнее - показательный момент. Ведь хорошая игра это что? Это когда ты в ней начинаешь жить. И вот здесь всё получилось просто великолепно: я сама не заметила, как не просто вжилась в неё, а стала повторять собственную историю жизни. Судите сами: по происхождению я, конечно, Nomad, но в общем-то к моменту осознания себя как самостоятельной личности - явственная Streetkid. Кстати, в сторону: с происхождением в игре тоже всё не однозначно: да, оно добавляет специфические реплики в диалогах. И для основного сюжета ценность и какие-то более интересные (и мирные) варианты даёт только вариант «уличной девки». М-да, хорошенькая оговорочка. Но зато - для корпов и кочевников есть свои побочные сюжеты, а для «гопоты» - нет. Но вернёмся. И поначалу я одевалась как… ну, не гопница, всё же с уклоном в милитари и байкерско-металлерскую стилистику. И воевала автоматом. А потом как-то незаметно для себя переоделась в платье, туфли, автомат стал «умным», а воевать стала хакерством. Ну так и в реальной жизни я со временем превратилась в ИТ-шницу, работающую с солидными корпорациями. Очень забавное отражение реальности в игру получилось. Что, естественно, делает игре честь.
И снова, коль скоро я завела об этом речь - спойлер. Я, естественно, прошла все финалы. Ну, кроме банального суицида. Что, кстати, тоже является хорошим отражением реальности в игре: я в реальности как-то раз подошла к этой грани, но выкарабкалась и приобрела такой иммунитет, что и в этой игре подобный вариант не рассматривала. Да, так вот, финалы. С ними получилось очень интересно. Они все обалденно красивые и буквально цепляют за душу. Не только смысловым наполнением, но и чисто визуальным и аудиальным рядом. Более того, они настолько шикарные, что авторам удалось не просто донести свою мысль, но и убедить. С другой стороны, я всё же местами расхожусь со статистическим общественным мнением. Вот первое, где переубедили. В общем-то финал «Дьявол» мне представлялся довольно неплохим. Но, Тьма, когда я увидела себя… А всё-таки мне удалось создать очень симпатичную себя, пусть и довольно европеоидную… Когда я увидела себя на операционном кресле, сжимающей оберег, полученный от Джэки… вот тут я почувствовала, что это поганенький финал. Очень киберпанковский и по-киберпанковски грустный. Что опять же прекрасно, настоящий киберпанк всегда оставляет печальное и даже чуточку болезненное послевкусие. Там, понимаете ли, даже если и «жили они долго и счастливо, и умерли в один день», то всё-таки умерли. Не в смысле, что обязательно всех героев в киберпанке убивают. А в смысле, что даже самый счастливый финал горчит. С ноткой грусти. Даже если розовые пони - то всё равно рядом горн и пот кузнеца, ставящего им подковы, чтобы копытца не болели.
Но, говоря о финалах - есть и другое. Потрясающе красивый и романтичный финал с Панам. О, да, он и правда красив до дрожи. Звёзды, горы, река, танк, красавица Я понимаю, звучит как набор штампов, но здесь они играют. Описываешь это словами - ужасаешься штампованности, смотришь это на экране - восторгаешься красоте. Это даже скриншот передаёт не очень-то. И в общем-то общественность не так уж не права, считая его очень позитивным. Да, у кочевников много связей, может чего и придумают с нашей проблемой. В сущности верно: всё, что изобретено единожды будет изобретено и дважды. Ну, вот перестраивают наноботы меня под Джонни - можно изобрести наноботов, которые будут перестраивать меня под меня и колбасить «джонни-ботов» быстрее, чем они размножаются. Ладно, эта сюжетная линия по сути своей чудовищно кривая с точки зрения науки, но это то самое ненаучное допущение, на котором построен великолепный сюжет. Так что закрываем глаза. Проблема-то в другом: доступ к высоким технологиям у кочевников заведомо ниже. Обратите внимание, у них и оружие не «умное». Это не плохо, это как раз хорошо и правильно, продуманно. Технологическая база, производство где? Где заводы, лаборатории? Сама жизнь - дожди, песок, хамсин… тут вещи нужны неприхотливые, надёжные и простые. Так что при всей открытости, поле для надежды - этот финал кажется мне далеко не лучшим. Но красиво, как же красиво! Это не просто «Звезда», потому что ночью едем.
С другой стороны - финал «Солнце» мне казался одним из лучших. Но тут как раз авторы начали шкодить и некрасиво продавливать своё восприятие. И то получилось странно, поскольку… ну просто не понятно. Ну, летим мы к этому орбитальному казино и что? Нет, я понимаю, что можно достроить концепцию так: мы совершили ограбление века и на нем и сложились. Абсолютно викингский финал: «умри как мужчина, с собой прихватив десяток врагов своих» (с) Костя Берсерк. Опять же - вполне киберпанковско, не современный «общечеловеческий» менталитет и восприятие «что такое хорошо и что такое плохо». И горчинка. Но, во-первых, как-то не понятно: в финале «Звезда» что происходит и направление дальнейших действий - понятно. Каков будет результат - ещё вопрос, но идея-то ясна. А тут - я как-то не совсем уверена даже в том, что правильно увидела, что происходит на экране. Не говоря уже про то, что сомневаюсь, что авторы и правда могли додуматься, отрефлекировать вообще такой менталитет. Нет, вероятность есть. Вон, во главе русской озвучки у нас Юра «отдай горшочек золота» Андрейчук. Юра реально понимает в ранне-средневековом менталитете, в первую очередь - ирландском, но и норманнском тоже, близкие культуры, хотя одни - кельты, а другие - нет. И он мог участвовать в написании сценария. И вообще, не одним Юрой норманистика полна, могли быть и другие люди рядом. Но всё равно, как-то это натянуто. А «сннято» - то есть что нам показывают - очень уж неоднозначно. Скажем так, тут вот мысль до меня донести не удалось.
Плюс вторая проблема. А вот как раз в роли королевы «Афткрлайфа» (кстати, тоже приятный штришок, название не просто от балды атмосферное) - у меня как раз доступ к технологиям максимальный. Как ни парадоксально - выше даже чем в «Дьяволе». Потому что я им управляю лично. И потому, что не ограничена технологической базой одной «Арасаки». Нет, конечно, понятно, что доступ затруднён. Условно говоря, если я работаю на «Арасаку», то у меня автоматически есть корпоративная почта, а если я королева «Афтерлайфа» - мне нужно либо покупать сотрудников «Араски», либо ломать их почту (что почти одно и то же). То есть все мероприятия становятся более затратны. Но при этом я не ограничена одной «Арасакой». А при том, что как раз ресурсов у меня, как заявлено - ешь чем хочешь… То возникает закономерный вопрос: а с чего это я не борюсь за жизнь, расстаюсь с Джуди, иду на этот «последний гиг» и всё такое? Ведь по всем статьям это как раз финал с розовыми пони. Ну хочется трагизма - нарисуйте, что не успела. Или действительно чётко артикулируйте норманский менталитет. А то ни два, ни полтора.
Вот, кстати, сказала я о Джуди. Тоже интереснейший момент. Романтика. Она здесь есть. Причём с попыткой «для всех». Реально хорошей попыткой, но в моём случае - неудачной. Настолько неудачной, что это и смешно, и даже наоборот - здорово, молодцы! Но кое-в-чём - нет. Дело в том, что с романтикой и даже сексом тут тоже всё в порядке: он есть. На любой вкус: мужская и женская проституция (это ведь киберпанк, а не воскресна школа). И романтические линии на все четыре основных варианта: есть традиционная девушка, есть традиционный мужчина… и симметрично по одному представителю нетрадиционных ориентаций. И вот тут я снова почувствовала, насколько глубоко погружаюсь в игру. Ну, понятно, что с Панам у нас ничего не вышло. Но уже интересно, потому что не вышло не только потому, что она гетеро-, а ещё и потому что и мне она симпатична как хороший человек, но совсем уж даже дружить… в задумчивости я. Ну, с Кенни и так всё понятно. Тоже дядька неплохой, но мужчины нужны для счастья женщин. Дружить - будем, но тоже… с дистанцией. Плюс я очень плохо отношусь к вандализму, пусть и понимаю его чувства. А вот с Джуди всё отлично. Хотя меня и не очень радует её причёска… Но я этого не говорила, тс-с-с!.
Самая же нтересная ситуация получилась с гетеро- мужской романтикой. И тут вышла глубина погружения, которой можно только аплодировать, но субъективно - кошмар. Ибо у нас есть классный парень Ривер Вард. Он правда классный! История у него прекрасная, в голове всё правильно, даже мелкие поступки хороши. И опять же - мелкие детали. Игра полна ими просто на восхищение. Вы ведь помните, что у меня во Франции близкая подруга? Тьма, у Варда в сюжете возникает стихотворение на французском, связанное с его фамилией! Чудовищная проработка! И как за душу цепляет! Но… Я поняла, насколько же зависима от, блин, внешности. И подобных мелочей. И насколько глубоко погрузилачсь. Понимаете, я Варду дала. И не то, что не исптала кокой-то радости, но наоборот вспомнила совсем не лучшие эпизоды своей жизни. Неприятно, мерзко, извините, добровольное изнасилование. Жест уважения к хорошему парню. А потом загрузила игру с момента разговора на водокачке и сказала ему «будем друзьями». Вард, прости, ты очень хороший, но не хочу я так, мне плохо!
А с другой стороны - опять же, к вопросу о зависимости от мелочей и внешнего вида. Джонни. Прямо скажем, он тот ещё козёл. И даже с течением времени, узнавая его лучше - я (дорогие мои, напоминаю: когда я говорю «я» - имеется в виду вот эта конкретная личность, что набирает этот текст, у любого читателя может быть своё восприятие и мнение) - узнавая Джонни лучше я всё едино не всюду преисполнялась восторгом. Да, лучше понимала. С какими-то резонами, вот так раскрытыми и аргументированными соглашалась. Но с какими-то - нет. И в общем-то к вопросу «связать свою жизнь с этим мужчиной» я подойду только со стороны «если очень надо и на себя пофиг». Но, ангел забери, вот ему бы я дала! Если бы в сцене секса с мужчиной был бы не Вард, а Джонни - я бы тащилась.Считайте меня расисткой, но не хочу я с бритым мулатом, какой бы он хороший ни был. А вот Киану Ривз… в образе рокера… Ах, из панцу выпрыгиваю!
Тут мы, кстати, опять касаемся проработки, деталей и пасхалок. Очень продуманных. Ведь Джонни не просто Киану Ривз. Ну, я бы, если говорить о голливудских артистах - дала бы и Деппу, а уж за Хауэра (который вообще блондин) вышла бы. Но Ривз тут не зря. Ибо «Матрица» - так себе киберпанк, но уж всяко больше, чем «Пираты Каримбского Моря». Хотя, надо сказать - «ПКМ» во многом куда как более киберпанковские, чем многое их того, что ныне за киберпанк выдают. А Хауэр… да-да, пасхалки и проработка. В колумбарии есть могила Роя Батти. Вот как раз «Блэйдраннер», именно «Блэйжраннер», а не «Мечтают ли андроиды об электроовцах» - если и не киберпанк, то в полушаге от него. И вот этот момент, это понимание сути в игре соблюдено великолепао.
Киберпанк ведь это не грустноватая история про HiTech/LowLife киберковбоев и всё такое. Они - антураж. Одежда. Это и не истори\ про энд, который одновременно и хэппи, и анхэппи. Это, продолжая буддистскую аналогию - тело. А вот душа настоящего гибсоновсокого киберпанка в другом. В том, что далеко не идеальные герои решают свои чисто эгоистичные проблемы, в процессе чего могут свернуть горы и стать горями, а могут и не стать, но решить весьма неожиданно. Стать песчинкой, сломавшей механизм,а может быть проскочившей меж шестерней. но, пожалуй, если и последнее - то так проскользнуть, что шестерни замрут в обалдении. А это результат. Неожиданный, никто к нему вообще-то не стремился, мы преследовали совершенно другие цели, это побочный эффект.
Ну так вот. Киберпанк 2077 великолепно киберпанковсск не только антуражем, проработкой деталей, которых вообще вроде и не обязательно вносить. Он ещё и киберпанк как постмодернистская история. С обилием циитат. И, что самое важное - как не самая весёлая история простых обычных эгоистов в простом обычном плюс-минус современном мире. Повторюсь: настоящий гибсоновский киберпанк.
Хи-хи, вы думали- это заключение? Нет. Кое-кто, игравший в это. Или читавший Гибсона и чуть-чуть думающий - могла бы заметить: кое-что ещё не прозвучало. Важное. И не какой-то мелкий нюанс, который переворачивает всё с ног на голову, а нечто здоровенное.
Финал, который я считаю лучшим. «Temperance». Не только потому, что он выгоден для тела. Не только потому, что оно требует минимум энергии- не надо бороться с «джннификацией».И даже не потому, что я, играя очевидно за девочку - во время разговоров не хихикаю, а ржу как лошадЪ, когда, например, мальчишка заявляет, что, мол Джонни же умер пятьдесят лет назад, а ты к тому же девочка… Хи-хи-хи, парень, ты не поверишь, и не поймешь, но я таки Джонни. И получше прежнего, какая красивая, а каки пальцы… ух! Или наоборот, мстительно вообще думаю, «а вто теперь поживи в девочкой» И не прекрасны сюжет с гитарой. А он ведь действительно прекрасен и сюжетно, и как сыгран. Нет, это как раз мелкие приятные детальки, украшающие историю. Что важно - опять же, сколько деталей, эмоций, размышлений… Однако, это всё-таки приправа к главному блюду. Авторы игры Гибсона читали и любят. Помните, чем закончилась "Мона-Лиза овердрайв" (для меня - вообще настольная нкга). Для Энджи Митчелл и в особенности Бобби Графа? Да! Три раза да!!! Конечно, я дам тому ещё козлине Джонни пожить, может даже иногда хихикая над необычными для него поворотами. А сама - двинусь вперёд. В новое, неизведанное и бесконечное. И здесь очень важная тонкость. Не в том прелесть этого финала, что это шанс вечной жизни. А в том, что Вечность - это не цель, а средство. Средство бесонечно открывать для себя новое и бесконечно познавать бесконечную Вселенную.
Один только минус. Нет, не в решении. В мгре. Авторы оформили это решение как сдачу. В смысле «я сдаюсь». Но, прощу им это. Не сумели отрефлексировать такой менталитет? Ну, не сумели. Бывает. Не всем гагарам доступно, без обид.
А вот теперь, наконец, резюме. Игра кроме шуток превзошла се ожидания. Вышло тонко, умно… И в этом главное ограничение: вообще совсем не для детей. Все остальные проблемки в целом побочны. Важны, но побочны. А если просто, то можно и так: Поляки смогли в киберпанк.