Munou na Nana

Apr 22, 2021 01:03

無能なナナ



Жанр: хоррор, фэнтези, современность, школьная жизнь, сёнен, заговоры и коварство
Выходил: октябрь - декабрь 2020
Английское название: «Talentless Nana»
Русское название: «Бездарная Нана»
13 эпизодов
Оценка: 7 из 10

А здесь у нас, так сказать, милая «Тетрадочка» на минималках.

С какого-то давнего, или не очень давнего времени среди людей стали появляться личности, наделённые особыми способностями. Эдакие Люди Х, скажем. Как там всё развивалась история с момента их обнаружения как феномена - не важно. Важно же что сейчас таких вот одарённых детей в подростковом возрасте определяют и призывают (как в армию) в спецшколу на удалённом острове. Учиться бороться с некими не менее волшебными врагами человечества.

Наша же история начинается с того, что в класс этой спецшколы, где уже учится мальчик Накаджима Нанао и ещё энное количество людей - прибывает пополнение: девочка Нана, умеющая читать мысли и мальчик Кёя, скрывающий свой дар. И очень вскоре ученики начинают пропадать и умирать. Но только ли это схватка между убийцей и самозавным детективом, или здесь что-то «зарыто» более сложное?

Уже не помню, кто первым из моих знакомых упомянул этот сериал и в каком ключе - то ли как ожидаемый в конце прошлого года, то ли в очередном разговоре о жанрах и ужастиках в частности, то ли обзор заинтересовал, то ли просто кто-то упомянул его в сравнении с "великой и ужасной" «Тетрадью Смерти». Так или иначе - я настроилась его посмотреть довольно быстро после того, как довыйдет. Но, конечно же, дождавшись нужного настроения. В результате получилось не настолько здорово, как хотелось, довольно иначе, чем ожидалось - но всё же довольно неплохо.

Вот, что касается «неплохо» - это самое адекватное слово, чтобы определить техническое исполнение сериала. Я бы даже сказала, что он нарисован скорее «халтурно» по нашим-то временам, но, пожалуй, удержусь. Всё же некоторый черезмерный на мой вкус примитивизм - это характерная черта подростковых сериалов. Что в вопросе фонов с интерьерами, что в вопросе персонажей. А это у нас заявлено как сёнен. К тому же то, что некоторые парни нарисованы просто таки бисёненами, а некоторые девушки - не бисёдзями, а эдакмими ми-ми-ми девчюлечками-лапочками, как какая-нибудь Канаме Мадока (в общем-то я даже почти уверена, что когда рисовали Нану - если и не имели в виду прямую отсылку на " Мадоку", то явно держали в голове и её)… В общем, такое изображение персонажей очень неплохо контрастирует с тем пиршеством Кхорна и Тзинча, которое происходит на экране.

Примерно то же самое можно сказать и про аудио-дорожку. Неплохие опенинг с эндингом. Музыка в фоне - если и была, то в моей памяти совершенно не отложилась. Сейю - играют нормально, да и вообще я как-то никого из них и не узнаю. Что в общем-то тоже вполне ожидаемо для такого сериала. За одним исключением. Честно говоря, Окубо Руми-сан, как я потом подглядела, озвучивала ещё и весьма симпатичную мне Нону в «Death Parade». Но не могу сказать, что так уж заинтересовала. А вот здесь она выдала очень сильно. Как лихо у Наны переключается голос в зависимости от того, с кем она говорит! Тоже можно сказать, отличный контраст между… скажем, маской и личностью. Что особенно ценно - переключение происходит мгновенно, и я уверена, что по крайней мере некоторые из этих реплик записывались в один кадр. То есть Окубо-сан не всегда имела возможность начитать реплики для одного голоса, а потом для другого, а переключалась между голосами не останавливая разрывая запись. За что её можно только уважать.

Но в целом - и нарисовано, и озвучено всё довольно без претензий. Если бы не по одному шикарному контрасту в картинке и в звуковой дорожке.

Что же касается нареканий по сюжету - то они делятся на две части. Первая - это всякие мелочи, на которые можно было бы закрыть глаза… если бы это не был детектив, причём детектив-поединок. Сравнение его с «Тетрадкой» - прямолинейное вся суть не в вычислении преступника, а в длящемся противостоянии заведомо известного нам преступника и «детектива». Впрочем, в «Тетрадке» все эти буквенные мальчики не очень-то знали, кто убийца. Это зритель знает, что Kira - winning! Light. Здесь же «детектив» убийцу начинает подозревать очень быстро и занят в первую очередь сбором улик, чтобы неопровержимо взять его за мягкое. Соответственно - он провоцирует зрителя к внимательной оценке всех деталей происходящего. И вдруг - вылезают странные моменты, которые никак не вяжутся с другими. В смысле, что это не те дикие несоответствия, которые помогают раскрыть дело и в результате необходимы для складывания правильной мозаики, а именно что никак не вяжущиеся «глюки». Просто потому, что сами авторы недодумали.

Хотите примеров? Да запросто. Вот есть у нас очень умный, тренированный, хладнокровный, гибкий умом преступник. Он гарантированно тренированный, даже если не знать его историю и мотивы, которые раскрываются в процессе сериала - просто по его поведению и арсеналу средств - он всем этим занимается не с бухты-барахты. Тем не менее, когда необходимо разбить стекло и через него открыть дверь… не знает, как это делается. Извините, это азы. Этого может не уметь новичок, но столь прожжённый профессионал даже если бы (ха-ха-ха, не верю!) не знал, как это делается - мигом бы сообразил в чём тут небольшая тонкость.

В каких-то моментах умный и тренированный убийца сам в своих действиях допускает странные логические ошибки. Как в убийстве второй из хулиганок-подружек не понимает: то, что в момент её смерти убийцы не было с ней рядом - не доказывает ничего. Да, убийца очень изящно обставляет всё так, что в этом убийстве улик за ним нету. Но он рассуждает изначально неверно: он-то всё это организовывает, чтобы у него было алиби, чтобы расследование ушло в другом направлении. Но почему-то не понимает, что сам способ убийства таков, что нахождение убийцы в момент смерти жертвы не имеет никакого значения, а значит и алиби не создаётся.

Но если вы думаете, что только в детективной части авторы иногда расслабляются, то, увы, нет. Есть проблемы и с другими персонажами. Пожалуй, самым характерным примером будет история с некромантом. Не бьётся концепция, что душа зомби типа что-то сказала, и некромант в отчаянии-раскаянии и так далее совершает суицид. Потому что некромант во-первых с хорошей достоверностью знает, что душа зомби ничего сказать не хочет (мог проверить, но это меньшая из проблем), но так же чётко знает, что даже если бы душа зомби всё ещё была бы рядом и хотела бы сказать что-то - то не хотела бы сказать этого (некромант помнит историю убийства будущего зомби) и тем более в той формулировке «всё ещё», которую ему предложили. То есть весь упор авторов именно на то, что некромант напрочь свихнувшийся и может поверить во что угодно, если оно ему понравится. Это очень слабо.

И, пожалуй, последнее моё нарекание из полностью открытых - уже общего характера. Я, конечно, понимаю, что авторы гарантированно имели в виду «Тетрадку». И в чём-то даже изящно и неортодоксально воспроизвели заданный ею канон, что гениальный детектив должен быть вроде как симпатичен, но экстравагантен и даже с кучей типа милых недостатков. А убийца непременно безупречен, не вызывает подозрений, организован и строг в имидже и быту. Более того, авторы настолько сильны, что умудрились сделать так, что здешний "Л" мне изначально был симпатичнее здешнего "Киры", впрочем мне и цели «тетрадочного» Киры куда более симпатичны, чем у здешнего. Но всё же это вызывает раздражение. Что, опять этот расклад, вы считаете - что это закон жанра, которому надо следовать?! Кстати, милая, добрая, наивная и не блещущая интеллектом "Миса" здесь тоже наличествует. И снова - персонаж теоретически симпатичный. И тоже жертвует собой, и вообще всем хорошая личность. Но уж больно, прямо до карикатурности милая дурочка. Вот зачем было так делать?

Плюс совсем маленькое нарекание: мне не понравилось, что в картинке опенинга - спойлер, причём довольно заметный.

А вот дальше здесь не обойтись без некоторого спойлера. Впрочем, этот момент раскрывается буквально во второй серии. В смысле - кто у нас тут садовник. То есть убийца. И в общих чертах - почему он всё это делает. И основные мои нарекания, увы, именно здесь. Но - если не хотите даже такого спойлера - прокручивайте вниз до объявления «spoiler mode off».

[--spoiler mode on--]
Несколько косяков Нана допускает в своих рассуждениях в середине сериала. «Одарённые перегрызлись или у меня был предшественник? Совет про это ничего не говорил!» - Что?! Совет говорил, причём самым открытым текстом: собирать одарённых на острове и убивать их там - у них давняя и проверенная практика. И ты - функционер на зарплате, причём должность создана точно не под тебя специально. Естественно, этот остров весь кишит трупами. Естественно, у тебя были предшественники.

И в ту же степь загадочное рассуждение Наны: пока начальство не приехало - надо перебить побольше одарённых. Зачем? Чтобы заплатили побольше? А какая разница, если ты работаешь на такой вот неафишируемой, но инкорпорированной в мироустройство должности, то начальство приедет и уедет. Результат ты уже дала. Тебя похлопают по плечу, похвалят за труды и оставят доделывать задание. Откуда паника?

Вообще, самое главное моё нарекание связано именно с этим ключевым моментом мироустройства. Мотивация Совета показана совершенно понятно и хорошо, что нам показали такую мотивацию. Об этой погани напоминать надо. Но это можно обсудить и без спойлеров и вообще когда я буду говорить о хорошем. А вот результат - совершенно идиотичный. И даже Аллах с нею, с теорией заговора. Хотя почему она «не бывает», почему такая «мировая закулиса» невозможна - объясняется теми же причинами, что и её возникновение: они желают уничтожать более сильных… и мгновенно приступят к уничтожению более сильных среди себя тоже. Но это ещё ерунда. Сама идея собирать одарённых на острове, а потом засылать туда убийцу, чикать их по одному… это такой воспалённый бред! Не будет так действовать ни одна даже такая поганая организация. Более идиотского и неэффективного метода придумать, наверное, невозможно. Вам нужно убивать одарённых? Ну, мало того, что это артель «Мартышкин труд» - одарённые всё равно появляются. Но, положим, вы всё-таки хотите этого. Ну так обратитесь к опыту предков. Ваши союзники по Антикоминтерновскому пакту прекрасно умели вычищать население по заданному характерному признаку. Не хотите гласности - пожалуйста, не обязательно же полностью копировать опыт предков. Но если вы организация с около-государственными мощностями, то именно на их опыте вы и будете базироваться. А не подсылать убийц.

Ах, да, нам говорят, что победа убийцы есть подтверждение правильности выбранного вами пути. Эх, опять же - можно себе представить людей, которые будут рассуждать именно так. Но беда в том, что тогда их крыша улетела настолько далеко, что ни в какую сколько-нибудь влиятельную организацию они оформиться просто не сумеют. У них голова не способна на действия, необходимые для формирования такой организации, их организация по объективным причинам не сможет набрать такую мощь. То есть опять - заявленное не сочетается между собой.

Кстати, вот есть простое доказательство, хотя и косвенное: Все странности в деятельность Совета (в первую очередь - практика одиночного убийцы) для них важна, как доказательство, что одарённые НЕ стоят на ступеньку выше обычных людей. Дорогие читатели, вы понимаете, что Совет не способен к логическому мышлению от слова совсем? (И, соответственно, к деятельности такого масштаба). Одарённые стоят на ступеньку выше вас в том, что они одарённые. Точка. Это непреложный факт, не требующий никаких подтверждений или опровержений. Если у меня 1024 дирхемы, а у Буратины - 2, то я богаче Буратины. Конечно, можно рассмотреть вопрос, а кто из нас богаче духовно. Тут уже возможны варианты. Только вот Совет как раз не рассматривает вопрос, кто - обычные люди или одарённые - стоит на ступеньку выше в плане, скажем, моральных качеств. Не рассматривает ровно потому, что если бы попробовал, то обнаружил, что и здесь именно Совет как раз на ступеньку ниже.

Или другой рассуждение: безусловно, обезьяна с гранатой - это очень неприятная штука. А подросток Х - это типичная обезьяна с гранатой. Что делать? Отобрать гранату? Не выйдет, здесь граната неотъемлемая часть обезьяны. Убить обезьяну раньше, чем она дёрнет кольцо? Вроде бы логичный выход. Но обезьяны неконтролируемо и непредсказуемо самовоспроизводятся. И Совет об этом знает. Какой вывод? А всё равно убивать обезьяну. L for Logic.

В общем, мироустройство - бред сивой кобылы в жаркую зимнюю ночь.

--spoiler mode off--

И одновременно переходим к хорошему в этом сериале. Во-первых, чисто в общем, философском даже смысле здесь есть много отличных идей. Совершенно правильно замечено, что людям свойственна ксенофобия. И так же правильно замечено (причём даже в двух пластах сюжета), что для человека совершенно естественно бояться более сильного, одновременно искать у него защиты, формируя вокруг него стаю - а если стай несколько, то продолжение истории очевидно. И, что гениально замечено - при этом желать этого более сильного завалить. Чтобы не бояться. Чтобы быть самым сильным самому. А здесь у нас прекрасно продемонстрирована гремучая и совершенно жуткая смесь ксенофобии перед «людьми Х» да ещё с фатализмом, да ещё и с нечаевщеной (то есть допустимостью подлости по отношению к товарищу, а то, что убийцу обманывают - подозревать начинаешь очень быстро, а под конец и конкретные подтверждения всплывают)? Какая это мерзость - показано отлично. То, что это феерическая дрянь и ни к чему хорошему не приводит - надо показывать, объяснять и напоминать регулярно, в доступной форме, всем. Так что здесь я крайне довольна, хотя, признаться, некоторые моменты заявлены очень неплохо, но показаны вскользь, не совсем правильно и что особенно обидно - не всегда уместно. Раскол на острове, случившийся между учениками несколько лет назад - как раз из таких. Хорошо, но кривовато.

В связи с этим же - очень здорово показано, что эти самые одарённые люди… вы удивитесь, да, но они - люди. У них голова устроена точно так же, как у вас. И психология - точно такая же. Это далеко не всем, увы, понятно, но наличие у единичного человека какого-то превосходства над окружающими - не приводит к возникновению у него какой-то алиенской логики. И это тоже очень просто доказать: в чём разница между человеком, который может в любой момент получить себе чемодан валюты с помощью врождённой телепортации и человеком, который может получить себе тот же чемодан валюты с помощью врождённого (маминого и папиного) эпического счёта в банке? Сюрприз! Ничем. И даже от взрослого, у которого внезапно случился умерший дедушка миллиардер - тоже отличается только… жизненным опытом. Повторюсь - этот момент показан здесь очень хорошо, а в финале, честно говоря немного предсказуемом и от того вдвойне грустном - даже трогательно.

Эта же проблематика тесно переплетается и с другой прекрасной темой. Насколько расчеловечивается убийца (и насколько ему необходимо расчеловечить свои жертвы в своих же глазах) - тут показано, опять же даже сказано прямым текстом. И тем прекраснее выглядит сюжет с обратным очевловечиванием убийцы и очеловечиванием объектов работы, возникновением дружбы… Не без забавных, кстати, поворотов. Шикарный был момент, когда убийца спасает одну из жертв, к которой на самом деле уже привязался, испытывает приязнь и симпатию. Но тщательно занимается самовнушением и самооправданием, мол если я сейчас позволю ей тут умереть, то это будет слишком палевно. Вредно для моей душегубской деятельности. Да-да, хихикают зрители, ты ещё нам это расскажи!

Кстати, о фатализме. Он тоже имеется в двух сюжетах, более глобально - не столь явный, а в локальном сюжете - просто «в лоб». Показан хорошо. Настолько хорошо, что я лично в очередной раз задумалась и поняла, что совершенно не могу себе представить как можно жить, будучи фаталистом. То есть нет, как жить, зная даже что тебя такого-то числа расстреляют - это понятно. Но полный, стопроцентно детерминированный фатализм - это вне моего понимания. А задумываться иногда над такими вроде бы абстрактными проблемами - тоже полезное занятие.

И много приятных мелочей. Какие бы дыры в рассуждениях «детектива» и убийцы не встречались временами - доставляет немалое удовольствие смотреть, как «детектив» методично рассуждает, строит версии, собирает улики, разбирается в деле, видит нестыковки. Как он прекрасно замечает, что школа - очень странная, не соответствующая «легенде». Нет муштры, ученики предоставлены себе - а их вроде как должны тренировать на борьбу с врагами человечества?

А убийца, как и положено Кире - во-всю коварствует. И особенно порадовало, что опять же положенный по законам жанра «Just as planned!» - наличествует, но не в виде этой фразы, а в виде довольно эмоциональных размышлений убийцы: «да, здесь пришлось буквально по краю пройти и выбрать самый сложный вариант, но два других были нереализумыми или слишком палевными, уф, ура!» Как иногда делает вроде бы совершенно непонятные действия. Например, принимает решение «залечь на дно»… и через пять минут вроде как бежит убивать очередную жертву… а ещё через пару минут понимаешь, что и тебя вокруг пальца обвели: действительно побежал именно туда. И именно с боевым шилом. Но не убивать, а реализовывать хитрый и даже самоотверженный план.

К дополнительному моему удовольствию - очень здорово наблюдать за тем, что убийца говорит. Это, знаете ли, очень хороший «пилотаж», может не «высший», но весьма на уровне: убийца всегда врёт только в одном и том же пункте: что у него за способность (ну, и что «это были враги человечества»). В остальном - всегда говорит правду. Но в таких формулировках, что понять можно совсем не то, что было на самом деле, а то, что нужно убийце.

А уж какую игру масок устроили две Нана с Мичиру под конец - это ж вообще загляденье! Чисто по-женски, как это мы любим - с милой улыбкой сказано одно, подумано другое, причина подразумевается третья.

Какие-то моменты забавны сами по себе. К примеру, комната Кёи - это такое логово отаку, что прямо смешно. А возникшая через пару минут «пасхалка» меня ещё и отдельно порадовала: ведь обсуждаемая героями манга «Дочь Человечества» - это «Ga-Rei: Zero», я уверена! И не только потому что картинка как бы намекает.

Или просто вот забавное решение, маленький спойлер: [Spoiler (click to open)]анимэ же начинается от лица первой жертвы. То есть мы воспринимаем его как потенциального главгероя. И хороший такой шок, когда его в той же серии его грохнули!

В общем и целом - есть на что посмотреть, есть над чем подумать, есть чему даже повосторгаться. Правильные мысли изложены, понятно, образно, доходчиво. Но слишком много «дыр». И витающий над всем этим дух «Тетради смерти» никак не может обрести форму: то он - постмодернистское «всё уже сказано до нас», то он превращается в закон жанра, то в изящную шутку над «всё сказано до нас» и «закон жанра», то… в неизящную и вообще плохую. Посему - смотреть это стоит, но быть готовыми к изрядному количеству шероховатостей, глупостей, недоделок и недодумок. Кстати, я тут недавно говорила о том, что возрастной рейтинг в плане кровищи - идея довльно глупая. Ну, вот вам сёнен, который по нынешним меркам сёненом быть не может. Да и по философской нагрузке - не факт.

fantasy, school, shounen, detective, anime

Previous post Next post
Up