Kimi no Iru Machi

May 13, 2021 01:53

君のいる町 [黄昏交差点]



Жанр: школьная жизнь, романтика, сёнен
Выходил: март - июнь 2012, июль - сентябрь 2013
Английское название: «A Town Where You Live [Twilight Crossing]»
Русское название: «Город, в котором ты живёшь [Сумеречный перекрёсток]»
2+12 эпизодов
Оценка: 9,8 из 10

«Финал был немного предсказуем. Колчака расстреляли»

К живущим в деревеньке неподалёку от Хиросимы семейству Кирисима нежданно-негаданно сваливается на шею дочка друга отца семейства, Эба Юзуки. Некоторое время погостить. Девушка немного странная, несколько неуклюжая и мало что представляющая о деревенской жизни. Но есть в ней одна важная сторона: в отличие от большинства людей она умеет думать. Причём думать о других. Строго говоря, за это качество можно простить почти всё что угодно, и потому не удивительно, что сын семейства Харуто пересматривает свои текущие романтические приоритеты и влюбляется в неё. Но вдруг - Юзуки возвращается в Токио.

Через некоторое время Харуто одолевает мысль, что просто так она этого сделать не могла. И следуя своему обещанию прийти на помощь, если потребуется - решает, что уже пора таки прийти. Едет в Токио сам, чтобы обнаружить, что и без того сложная ситуация, сложившаяся вокруг ещё в Хиросиме - усложнилась кратно.

Давным-давно, шесть лет назад я смотрела ОВАшку «Сумеречный переход», и невзирая на то, что сёнен плюс романтика - это для меня сочетание практически всегда означающее нечто, вызывающее скорее бешенство, нежели восторг - поставила ей 9 из 10 баллов. Тем не менее, почему-то не стала смотреть сериал-продолжение, хотя вроде бы к тому времени он уже пару лет как вышел. Не нашла ансаб? Не вспомнить уже. Зато совсем недавно - коллеги по цеху на Дзене принялись нахваливать его как хорошую романтику, и я спохватилась: а правда, чего это я так оценила ОВАшку, а сериал не посмотрела, что за глупости?

Безусловно, это была именно глупость с моей стороны. Начиная с того, что я просто очень люблю этот стиль изображения людей. Нормальные, чуть-чуть более, чем обычно для анимэ большеглазые красивые люди. Не супер-бисёнены с бисёдзями, не смешные (для меня - именно что «не смешные») человечки, не брутально-реалистичные… А именно красивые анимэшные люди. Да ещё и постоянно носящие разную и вполне стильную, при этом - именно нормальную, повседневную одежду, сообразно происходящему. Это я люблю больше всего.

Однако, это лишь небольшая часть прекрасного. Что бы там ни происходило в сюжете, но сериал в целом - просто потрясающе красивый. Положа руку на сердце, я могу назвать несколько анимэ, которые нарисованы ещё сильнее, детальнее и качественнее. Кое-что здесь всё же… простовато. Но не снимая той же руки - таких сериалов очень и очень мало. Мало сериалов с такими красивыми фонами, причём режиссёры-операторы прекрасно это понимают, и временами фон - это практически всё, что есть на экране. И не зря, красота ведь потрясающая! Я сказала «режиссёры-операторы» - о, да. Очень мало сериалов, где их работа настолько хороша. Их хватило не только на то, чтобы оценить и подчеркнуть красивые фоны. Здесь вообще режиссёрская работа заслуживает отдельной десятки среди оценок. Изумительное число кадров, прекрасных с точки зрения композиции. Великолепные кадры, служащие дополнительным средством передачи настроения. Ах, как хорош был эпизод, где во время развлечения с домашними фейерверками Юзуки начинает было говорить - и фейерверки брызжут искрами… но прерывает сама себя, «нет, ничего…» и действительно, нет. Ничего нет. Фейерверк потух. А капающая в фонтан слезинка Рин-тян - сколько в ней всего! Я обожаю такие кадры, где в паре секунд передаётся чувств и мыслей на два абзаца. И таких тут столько, что прямо даже и диву даёшься - это сёнен?! Впрочем, студия "Гонзо" - товарищи очень неровные. Выпускали множество чудовищной ерунды, но так же регулярно выдают нечто очень мощное.

Плюс красивые «арты» в заставках, выполненные не только в стиле самого сериала, но и ещё в нескольких других манерах. Некоторые прямо-таки намекают на целевую аудиторию, но всё же это картинки хотя и с элементами эротики, но вполне невинные и (почему я и говорю «элементы эротики», а не «намёки на интересненькое») красивые.

Звук тоже не подкачал. Интересно, что в этом сериале на главных ролях я не опознала ни одного сейю, хотя играли там люди, которых я встречала неоднократно. Например, ту самую Юзуки озвучивает Накаджима Мегуми, которую я могла бы запомнить хотя бы как Ранку Ли в «Макросс Фронтир». Впрочем, в «Макросс-Фронтире» я всегда относилась к той половине фанатов, которые не ранкофилы, а шерилофаны. И как раз произнёсшую буквально несколько фраз эпизодическую Эндо Айю, то есть в случае «Макросса» - Шерил Номе, а здесь - эпизодическую Асакура Киёми таки узнала. Так или иначе, но это сейю, в большинстве своём начинавшие в середине моих любимых «нулевых» и успешно работающие до сих пор. Так что даже если я и не особо люблю именно этих, но отказывать им в профессионализме не могу. Да и не хочу - и здесь они сыграли очень хорошо. Опять же, удивительно для сёнена - без воплей, истерик и прочего переигрывания, но очень эмоционально и глубоко.

Да и музыка - очень приятные опенинг и три эндинга (в ОВА опенинга нет, в сериале - два эндинга). И что особенно радует - много хорошей, и опять же крайне грамотно подобранной фоновой музыки, тоже подчёркивающей настроение в кадре и помогающей понять целые абзацы невысказанных мыслей и эмоций.

В общем и целом, хотя и «бывает лучше», за одно техническое исполнение сериалам можно ставить если не оценку «шедевр», и, даже, раз огрехи - то не 10 баллов, но меньше 9 просто ну никак нельзя. Красота великолепная!

А вот с сюжетом всё не так радужно. Впрочем, первое и основное нарекание у меня здесь довольно странное. Может быть, это просто я никак не могла настроиться на правильную волну, но для меня сериал очень плохо начинался. Не в том смысле, что там что-то плохое происходит. Или, как это частенько бывает в женских сериалах - медленно раскачивается. Вроде бы нет, происходят вполне интересные и не плохие события, вообще сюжет развивается с первых же минут… Тем не менее, мне долго не удавалось включиться настолько, чтобы вопрос «следующую серию или что-то другое» приобрёл какую-то остроту. В результате - да, чем ближе к финалу, тем сложнее было оторваться, но всё же, хотя сам сериал набирает ход очень быстро и держит его постоянно - субъективно я ощущала то же самое, что бывает с очень медленно раскачивающимися произведениями.

Все остальные нарекания в общем-то вторичны и во многом тоже субъективны. Ну, несколько панцушотов - но даже я признаю, что они здесь были вполне уместны - всё-таки сёнен, а когда ты в обтяжной джинсовой мини - то на карачках бегать не стоит… Да и даже где-то эротичны они были. Так что, пожалуй, одно из немногих объективных нареканий - это претензии к каким-то совсем уж мелочам. Как вот ближе к финалу был эпизод с ну очень странной логикой. Хорошо, Юзуки перенервничала и уронила миску с едой. В качестве извинения - предложила помочь с покупкой еды на замену испорченной. Всё вроде логично? Но при этом - они с Харуто едут в магазин с Юзуки на багажнике. Ну, э-э-э-э, хорошо помогла, ничего не скажешь! Понятное дело, что по сюжету надо было дать этой парочке уединиться и предпринять романтическую прогулку, навевающую воспоминания. Но уж очень как-то это… даже не рояль в кустах, а просто кривовато придумано.

И, конечно, то, что я вынесла в эпиграф. Но с этим всё очень непросто.



В остальном же - сериал дивно хорош и сюжетом тоже. Причём, что особенно здорово - это то, что даже некоторые вещи, раздражающие… скажем так: сами по себе, всё равно очень здорово играют на сюжет в целом. Иногда - вообще на удивление. Вот, к примеру, сводная сестра Юзуки, Рин-тян - поначалу она чуть ли не бесит. Она натурально та ещё стерва, и поначалу выглядит совершенно отрицательным персонажем, да и потом как-то не шибко верится в заявления Юзуки, мол, они нашли общий язык. Однако сколько важных сюжетных ходов делает именно она. Как лихо она берёт Харуто на провокацию, вытаскивая его на выставку! О, да там она весь сюжет просто жжот прометиумом - сначала провокация, потом - зачем она это устроила, затем великолепная интрига с неразглашением… которую ещё и реализует очень небанально (честно говоря, я, поначалу, подумала то же, что и Харуто, но Рин сделала ещё хитрее). Сколько раз она бьёт прямо в яблочко: а правда ли, что Харуто забыл Юзуки? Нет, конечно.

Тут я сделаю шаг в сторону. В этом сериале очень много совершенно правильных мыслей. О том, как устроен мир, как устроены люди. И здесь Рин-тян первая поднимает очень важный лейтмотив. Люди склонны думать, что чувства можно забыть, обнулить. Это не так, это распространённая, но иногда просто фатальная ошибка. Чувства могут забыться. То, что и происходит в сериале: Харуто с Юзуки не видятся. И не наблюдая друг-друга рядом - их чувства могли поутихнуть. Но они никуда не денутся, они отошли на второй план, однако сохранились. Да, конечно, чувства могут трансформироваться. И все слышали превращение любви в ненависть, и мало кто верит (и это тоже фатальная ошибка) в превращение любви в дружбу. Но вот полного обнуления не происходит никогда. Вообще.

Та же стервозная Рин - абсолютно правильно характеризует нашего Харуто. Что в общем-то служит ему некоторым толчком к в общем-то правильным действиям. Особенно сильно - она это делает даже не один раз. Оба раза весьма болезненно, но пинает эту сволочь в правильном направлении. Впрочем, лично я бы не была столь категорична. Харуто - не самый лучший в мире человек, лгун и предатель… но всё же она характеризует его несколько слишком сильными эпитетами. Но… спишем на характер. А как я хихикала с её ответа, какие парни ей нравятся!

Вообще, какой бы стервой Рин-тян не была, к финалу она уверенно вошла в четвёрку самых симпатичных и уважаемых личностей… и, пожалуй, именно с ней мне, к удивлению, проще всего ассоциировать себя саму, именно так, как она - я бы себя и вела. Да, и в тёмной комнате тоже. Впрочем, ещё раз уходя в сторону, я, как личность с ненулевым опытом любви, романтических фигур, в которых оказывалась на разных позициях, совместной жизни и всего такого прочего - имела мно-о-ого поводов подумать о своём собственном поведении, глядя и на всех трёх участников основного «треугольника» в этом сериале.

Однако, вернёмся к Харуто. Почему я говорю, что таких уж эпитетов не заслуживает - в этом есть другая прелесть сериала. Здесь вообще потрясающим образом чуть ли не все герои какие-то… прямо из Красной Книги. О, в этом смысле это как раз чудовищно полезный для просмотра всяческими подростками и юношеством сериал. Здесь показаны люди, которые, вы представляете? Умеют думать! Причём ещё и думать о других, находящихся рядом людях! («А не как это у малолетних дебилов заведено» © Д. Ю. Пучков). И это прямое руководство к действию. Честное слово, ужасно приятно видеть, как они действительно думают и какие замечательные (без иронии) результаты это даёт. Начиная с мелочей, с в общем-то чисто комедийного и чисто сёненовского сюжета с промокшей Юзуки и задержкой её багажа - и заканчивая вполне глобальными вопросами класса следует ли Казаме ложиться на операцию. И не только ими, конечно. Прямо таки антитеза большинству подростковых анимэ, в которых и сюжет завязан вокруг того, что герои думать не хотят, и сама концепция «что тут думать, трясти надо» - прославляется как самая лучшая и присущая самым правильным героям.

А уж как здорово тут прозвучала тема лжи! О, это отдельная песня. Я вот в эпиграф вынесла ставшую ужа афоризмом фразочку одной из оных самых «малолетних дебилов». Но на самом деле, в определённый момент сериала начинаешь уже сомневаться в детерминированности финала. Это уже весьма здорово. Но и на какой финал мы всё-таки выйдем - становится понятно вовсе не в момент внезапного появления Аски. Нет, чем всё закончится - становится понятно, как только прозвучала первая ложь. Да-да, именно так. Начинаешь лгать - считай, всё закончилось. Может быть, ещё будет долго продолжаться, но финал уже предрешён, особенно если речь идёт о любви. Ты солгал. А любовь, как бы это высокопарно ни звучало, не терпит лжи. Это тоже следует зарубить на носу всем молодым людям.

Тут надо сказать и о другой неприятной, но сильной черте сериала. Это Аска. Честно говоря, в начале она тоже вызывает скорее раздражение своей гиперактивной дуростью. Не в том смысле, что она, в отличие от окружающих, не думает. Думает и не меньше всех. И вообще сразу понятно, что она очень хорошая. Но при этом - дура. Однако со временем отношение к ней меняется (и это тоже я очень люблю, смена отношения зрителя/читателя к персонажам в процессе повествования - для меня это один из самых главных маркеров хорошего произведения). Но, увы, благодаря этой смене отношения её становится чудовищно жалко. Даже не важно, предсказуем финал или нет, её угораздило влюбиться в Харуто. Со всеми его особенностями, начиная с подростковой влюблённости в Юзуки. Не важно, чем всё закончится, но даже одно это крови ей попортит. А уж если финал и правда будет таков, как мы подозреваем чуть ли не с самого начала - то совсем печально и на каком-то уровне «высшей справедливости» - совершенно незаслуженно. Она хорошая. Очень.

Коль скоро я добралась до Аски. Этот сериал вполне обоснованно сравнивают с «Киминозой» («Kimi ga Nozomu Eien»), который ровно на десять лет старше. И сравнивают не только по причине довольно непростого любовного треугольника, но и по причине того, что и тот, и другой сериал - о предателях. Только вот в «Киминозе» в результате финал с одной стороны печальный, с другой - очень справедливый в высоком смысле этого слова. Предатели неплохо, но серенько живут, преданный - обретает яркое, красивое счастье. Здесь как-то всё наоборот. Преданный живёт неплохо, но и как-то не более того. А предатели… оказываются молодцами. Потому что за одно это осознанное и принятое решение: пусть весь мир думает что хочет, но я буду с любимым человеком - их уже стоит уважать, они уже оказываются положительными персонажами.

Впрочем, здесь опять надо сделать поправку: то, что я написала выше - это скорее пристало Рин-тян говорить. С её злоязычием. По-хорошему, ни Юзуки, ни Аска - нигде и никого не предавали. Зато Харуто выступил за всех троих, поочерёдно предав чуть ли ни всех, с кем вообще общался (то есть и Юзуки, и Аску, и ещё кое-кого).

Да и в целом… тот же Харуто. Тот ещё «красавец». Лжец и предатель? У него и другие замечательные «выступления» имеются. Бедную Юзуки он буквально измордовал же негативной мотивацией. Не делай этого, всё равно не умеешь. Не прыгай выше головы. И так далее. Но при этом он тоже не лишён положительных черт. Даже вот это безобразие он учиняет вообще-то по недомыслию. И предлагая Юзуки чего-нибудь не делать - вообще-то искренне заботится о ней. Что поделать, в нашем мире и куда более взрослые люди часто не понимают, что делают на самом деле - вытворяя подобное. И в других случаях тоже с недомыслием и порядочностью у него полный порядок. В смысле - первое есть, второго нету. Угу, он подумывает о Юзуки после того, как собирался «сделать это» (сюрприз, в сёнене - парочка собирается заняться любовью?! Впрочем, они на тот момент вполне уже в подходящем возрасте). Да ещё и после того, как за этим их застала сестра? М-да… И логичная вроде бы идея, что если девушка едет к больной бабушке, то коли это твоя девушка - то надо бы поехать вместе с ней и помочь… Почему-то в его голову не приходит.

Но ведь сообразил же Харуто, что и правда в тексте прощального письма Юзуки что-то не так. И после похорон догадался, что надо себя пересилить и идти на место встречи, потому что с Юзуки станется ждать его там сутками. И Аске он догадался сразу признаться, ещё до похода выставку, что это Рин-тян вытащила его. Он ведь и правда, в сущности, неплохой, думающий и заботливый парень. Что, однако, не отменяет ни одного из вышеозначенных проступков.

Интересно, что так или иначе, я тут довольно много времени уделила Аске, Харуто, даже второстепенной Рин-тян, а вот так напрямик про Юзуки ничего и не сказала, всё как-то обиняками. Как ни странно - но это совершенно правильно. Нет, она вовсе не серая мышка, чтобы затеряться на фоне остальных. И не «картонная» «хорошая девочка», о которой особо и сказать нечего. Нет, она весьма обаятельная, тоже очень думающая (один комедийный эпизод в онсэне чего стоит!) и даже самоотверженная девушка. И кое-какие недостатки у неё тоже есть. Только не надо слушать перечисление Харуто… (Вообще в сериале имеется голос за кадром, объясняющий какие-то моменты - и это, так сказать, мемуары Харуто, написанные от первого лица: «Когда я перешёл в старшую школу, я встретился с ней вторично…») Так вот, не надо слушать Харуто. Из всех перечисленных недостатков почти все являются его субъективным восприятием, очередными недодумками и яростным самооправданием. Кроме одного: в детстве Юзуки и правда была плаксой. М-м-м, девочка-плакса. Какой страшный и необычный недостаток! Надо спросить читательниц: а кто никогда-никогда не был плаксой? Я - была. Но я о чём? Кое-какие недостатки есть и у Юзуки. Однако как ни старайся, в целом ничего о ней сказать не получается, кроме трёх полностью описывающих её слов, точно так же ставших давно афоризмом, точнее даже - мемом. Всё правильно сделала. А что ещё говорить-то тогда?

Резюмируя: сериал обалденно красивый. С не идеальным сюжетом, но зато поднимающий и ярко иллюстрирующий просто чудовищно важные идеи. О том, что в жизни надо думать. Что происходит, что ты чувствуешь что ты делаешь, что ты будешь делать, что получится. О том, что в предыдущем предложении вместо местоимения «ты» нужно подставлять не только своё имя, но и всех окружающих. Что нельзя начисто забыть что-либо - можно задвинуть на второй план, «подзабыть», можно трансформировать во что-то другое, но не забыть начисто. И что любовь несовместима с ложью. Очень неординарный, местами тяжёлый, но в первую очередь именно раздумчивый, а не цепляющий эмоциями сериал. И для «подумать» - полезный всем. Не только мальчикам-подросткам, хотя и правда - это для них в первую очередь.

school, shounen, romance, anime

Previous post Next post
Up