クロノクルセイド
Жанр: экшен, фэнтези, ХХ-век, комедия, трагедия, сёнен
Выходил: ноябрь 2003 - июнь 2004
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Крестовый поход Хроно»
24 эпизода
Оценка: 7 из 10
Глупо и смешно действовать не обдумав и не приняв решения. Не действовать и не принимать решения -вдвойне глупо и омерзительно.
Есть в США своеобразная организация, «Монастырь Марии Магдалены». Вроде бы и подчиняющаяся Ватикану, и даже персонал считается монахинями и монахами… Но вот уже да, странность: монастыри не бывают смешанные. Да и филиалов по всей стране не раскидывают. Дело же в том, что эта организация больше похожа на осовремененный духовно-рыцарский орден. Только занятый не отвоеванием христианских земель у всяческих еретиков, а борьбой с откровенной дьявольщиной. Ибо в двадцатые годы прошлого века демоны совершенно свободно разгуливали среди людей. И занимались всяким, подчас совершенно неожиданным. Например, один из них, некто Хроно - заключил контракт с боевой монашкой Розеттой и теперь работает её напарником по борьбе с хулиганствами себеподобных.
Думается мне, этот сериал попал ко мне в список запланированных к просмотру в первую очередь за счёт того, что он в своё время был известен настолько, что прямо-таки «нельзя быть анимэшником и не посмотреть Хроно». С другой стороны - обещали, что это будет чем-то похожим на
«Trinity Blood», а это как раз прекрасное сочетание сериала, который нравится мне самой, да и вообще пользовался у девушек популярностью (кое-где вообще его относят к сёдзе) и при этом имеет в себе нормальное такое количество современного боевого экшена. То есть не дурацких в наше время мечей, а вполне праведных пистолетов с автоматами. Ну, вот и здесь Розетта то 1911м Кольтом орудует, то вообще Томми-ганом.
Ну, а последним камешком, заставившим меня приступить к просмотру - стала очередная договорённость с
Ларишей . Снова написать обзор на один и тот же сериал и опубликовать их одновременно. Вот я и приступила.
С первых же моментов становится понятно, что это тот случай, когда студия «Гонзо» была в ударе, и работала по-человечески. Очень хорошо нарисованный сериал. Да, здесь есть некоторая доля своеобразного мухлежа: хотя они весьма здорово нарисовали пейзажи с интерьерами и в некоторых случаях неплохо передали моды того времени, но переодеваний героев сообразно ситуации всё же избежали. Хроно у нас демон, у него одежда вообще дань концепции, что люди нынче голышом не ходят. А Розетта - пусть и боевая, но монашка. А значит - «по гражданке» почти не ходит. Хотя форма у неё монашеской очень быстро становится чисто формально. Ну так понятно: всё же это сёнен, а значит если у нас имеется пара юных девушек, то рисовать их надо фансервисно. А так же в процессе боестолкновений возбуждающе раздевать. Прямо скажем, получилась это… приемлемо. Откровенного эччи избежали, озабоченным подросткам подыграли, ну а мне, хотя и было не очень приятно, но всё же умеренно. Плюс я всё же понимаю - жанр накладывает определённые требования.
Зато вот с дизайном собственно персонажей - всё просто замечательно. Очень я люблю такую рисовку с изящными, но не черезмерно фигурами, такие вот слегка вытянутые лица с большими глазами и более-менее острыми подбородками… Кстати, в целом, если не считать «килограммов сюжета» у бедной Стеллы - можно смело заявить, что людей-то здесь рисовали именно с прицелом на женскую аудиторию. Айон, Ремингтон, Дефо - какие красавчики! Нет, не перегибая палку, делая бисёненов слишком уж бисёнинастыми, но явно имея в виду женские вкусы. Да и сам Хроно, в обоих обличиях - ну как хорош! Впрочем, остальные девушки - тоже весьма симпатичные, мне вот очень нравятся сама Розетта и второплановая сестра Анна.
Ну, и напоследок: сериал ожидаемо снят в формате 4:3 а не 16:9, что тоже накладывает незаметный, но приятный отпечаток - больше лиц в фокусе, больше требования к композиции кадров и возможностей хорошо поиграть с ракурсами, подчёркивая какие-то детали, транслируя настроение… Конечно, я не утверждаю, что всё, снятое в формате 4:3 обладает этими достоинствами. И не говорю, что 16:9 всё это запрещает. Но большая панорманость 16:9 слишком требует… панорамности.
По части звукового оформления, то здесь всё, наверное, очевидно. Над сериалом работали люди пусть и не с самой ровной карьерой, но умеющие. Да и в начале «нулевых» к звуку относились не так как нынче модно. Так что мы получили очень неплохие опенинг и эндинг, весьма достойную фоновую музыку не только во время боестолкновений, пару дополнительных замечательных песнопений «внутри»… И добротный, хотя и не совсем узнаваемый (для меня, конечно) состав сейю. Впрочем, как «не совсем узнаваемый»? Естественно, что Хроно озвучивает мой любимый
Ишида Акира - я услышала сразу и очень радовалась, что он по сюжету не болтун, но говорит всё же весьма немало. А вот
Каваками Томоко, которая озвучивает Розетту - я как-то не фиксирую. Хотя встречала её не раз, да и как можно,
Утена же! Или Афина в
«Арии». Или вот Азмария -
Чиба Саеко. Тоже не последняя девушка в профессии. Всё же Нацуки в
«Маи», Надешико в
«Шуга Чара», ну и ещё много где я её встречала. Но нет, сейчас как-то не узнала. Зато ещё с удовольствием сразу опознала в Дюфо
Вакамото Норио. Характерный дядька. Директор Сакомото в
«Поющих принцах», «Отец» в «Азуманге»… Вообще забавно: я в принципе больше люблю и легче узнаю женские голоса, а здесь вот наоборот, только мужчин узнала. Зато каких!
Пожалуй, основное моё нарекание к увиденному касается не сериала как такового, а дальнейшей надстройки: перевода. Не знаю, чем руководствовались переводчики, тупо воспроизводя нихонскую транскрипцию абсолютно европейских имён, но мне Сателла вместо Стеллы и Лемингтон вместо Ремингтона глаза просто резало. И ведь в официальных базах данных он таки Ремингтон! А уж что они сделали с одной из фраз Айона - я вообще молчу. Ну что за халатность!? Что особенно печально - такая халатность очень подрывает доверие и к остальному переводу. А правильно ли они перевели? На счастье - это всё-таки сёнен. Плюс ещё один момент, о котором чуть позже.
В общем и целом, с технической точки зрения сериал очень достойный.
А вот с точки зрения сюжета - местами весьма не очень. Собственно об этом я и думала, говоря о переводе: огрехи перевода не столь важны, коль скоро у нас и в сюжете концы с концами не сходятся. Ну и какая разница, будет в логике повествования двадцать дыр или тридцать? И сёнен - в таком вот классическом проявлении вообще не блещет глубиной проработки деталей, сложным рассуждениям и так далее. Поэтому требования по квалификации переводчика тоже не велики. Слова «убить» разобрал - и ладно, «ты меня убил» или «я тебя убью» - кто там кого убивать собрался видно из картинки.
Да, но я отвлеклась. В сюжете полно дыр. И начать бы следовало ровно с того, что на протяжении всего сериала у нас герои только тем и занимаются, что изменяют свою судьбу. Ёлки-палки, у вас не просто ангелы бунтуют против бога (один раз был, чего бы и другой раз не случился?), даже не просто демоны бунтуют внутри Ада, живут в монастыре, так ещё и устраивают свой личный, незапрограммированный Апокалипсис. Более того, они даже смертны! И вдруг, здрасте-пожалуйста, в финале - тотальный фатализм: «Нам остаётся наблюдать как всё течёт по пути, предначертанному богом». Буквально взяли и обнулили чуть ли не основную посылку всего сериала.
Впрочем, мелких нареканий там ещё больше. Но с ними вот какая штука: ерунда-то происходит постоянно, но настолько уж кошмарно она не воспринимается. Это, граждане, сёнен. А мальчики-подростки межушный ганглий использовать не любят. Поэтому и разные мелкие косяки легко списать на жанр. Ну вот пропала в гостинице Азмария. Этажи закрыты, их обыскали, ничего не нашли. Азмария прячется на своём же этаже в кладовке со швабрами. Кладовку не обыскали. Почему? Да потому что надо же было Азмарии спрятаться по сюжету.
Поезд пришёл в негодность. Троица из Розетты, Азмарии и Хроно продолжают в Сан-Франциско путь автостопом. Следующего поезда не будет? Рядом не болтается сверх-богатая Стелла, которая способна скупить весь автопарк окружающих городов на сто миль окрест? Ну ведь надо же было Стелле догнать эту троицу на шикарном авто уже когда те будут комично запылённые и страдающие от голода и жажды.
Боевая монашка Розетта поехала Аллах знает куда с особо охраняемой Азмарией. Как Розетта умудрилась забыть пистолет, с которым она должна чуть ли не спать в обнимку? Кто отпустил Азмарию с Розеттой? Кто их выпустил на служебном автомобиле за периметр?!
И я уж молчу о том, как вся это военно-тренированная братия (а Стелла ведь у нас тоже очень боевая девушка) постоянно, просто с завидной регулярностью разбредается в разные стороны. Какая разница, что тут Айон фигурально нависает над вами? Беспечность феерическая настолько, что это уже называется «преступная халатность». А почему? Да потому что Айону надо дать их всех обработать поодиночке.
Причём так там буквально у всех. Думаете, это только четвёрка главных героев такие разгвоздяи? Нет, сестра-настоятельница Кейт и отец Ремингтон умудряются в обход всех процедур (видимо, вообще отсутствующих) запустить на секретный (sic!) боевой полигон (именно полигон, а не симулятор) одновременно Азмарию и Розетту, причём вторая партия - ещё и умудрившись не заметить, что на полигоне уже кто-то работает! Потому что надо было для сюжета.
Впрочем, есть неприятности и вовсе странные, сюжетом и жанром не оправдываемые. Ну вот лезет Розетта в откровенные ловушки (понимает, что здесь что-то не так, но всё равно лезет) - это спишем на характер и жанр. В процессе боя у неё эротично обрывается почти вся одежда. Это тоже спишем на жанр. Но почему у неё сразу после боя одежда в полном порядке, а ещё через минуту снова эротично почти отсутствует?
А почему во время противостояния в составе Розетта, Хроно, Иешуа, Айон и Флоретта пауза наступает в момент, когда все участники кроме Айона сплетены в общий клубок, а при смене ракурса, которая происходит посередине произносимого слова - вся компания разбита на пары, находящиеся в пятнадцати-двадцати метрах друг от друга? Не могли они успеть расплестись и разбежаться!
Почему, наконец, Хроно каменеет в одной позе, а стоит в виде статуи в монастыре - уже в другой? Или вот картина: Апостолов 12, звезда - на земле шестилучевая, из каждого луча - столб, в котором висит по Апостолу. Иешуа - тринадцатый в компании, но тоже висит в столбе. У авторов проблемы с арифметикой. Ничто из этого, повторюсь, для сюжета не требуется. Это просто ленность ума авторов и художников. И так сойдёт.
Впрочем, раздражающих нестыковок, которые для сюжета важны, но важны в строго отрицательном смысле, то есть делающие его местами откровенно идиотским - там, увы, тоже полно. Начиная с чисто технических. Зачем говорить Иешуа отойти, он и так у Розетты за спиной. И вообще, хочешь стрелять - стреляй, всё говоришь, говоришь. Туко своё дело знал, а вот здесь герои как-то не очень. А главное - откуда сомнения перед выстрелом в Айона? Ну понимаю, был бы спорный человек, но ведь Айон - главный и давний враг!
Или вот другой момент. Тут уж я не знаю, что было причиной, а что - натягиванием совы на глобус. Но суть такая: по рассказанной нам системе мироустройства - рога демону нужны для того, чтобы отбирать энергию жизни из Астрального Пути (спокойно, как это соотносится с христианской теологией не обсуждаем!). Хроно рога обломали (ах, как это звучит по-русски!), он тянет жизненную энергию из Розетты. В некий момент он внезапно сильно избит, но из Розетты зачерпнуть, чтобы восстановиться - не хочет. При этом его собственные рога у него на руках. Но и ими он не пользуется. Рога в результате применяются для протыкания Айона. Вот что здесь первично: авторы задумали, что рогами надо пырнуть Айона и поэтому Хроно для восстановления ими не пользуется, или авторы хотели, чтобы Хроно не восстановился, а потому придумали, что рогами надо будет пырнуть Айона? Так или иначе - картина выглядит идиотично.
И множество странных рассуждений в процессе. Нет, я не про разговоры посреди боя. Как ни странно, здесь они оформлены более-менее уместно. Я про рассуждения героев. В какой-то мере, многие из них можно было бы даже отнести к достоинствам сериала: вроде бы интересно, что они вообще прозвучали, что герои задались такими вопросами. Но с другой стороны - в них постоянно что-то либо странно, либо вообще откровенно бесит. Вот например, Айон соблазняет Розетту на союз. И утверждает, что происходящие беды и разрушения - результат любви Иешуа и Хроно к Розетте. Но ведь очевидно, что в случае Хроно это неизбежные потери, а действия Иешуа не имеют отношения к его любви к Розетте, а прямой результат тотальной промывки мозгов оным самым Айоном. И вообще, все соблазнительные речи Айона шиты не белыми нитками, а военно-морскими британскими канатами. Которые ещё и с красной нитью. Тем не менее - его постоянно слушают, а некоторые - даже соглашаются с той чушью, которую он несёт.
Кстати, Иешуа. Вот пример совсем из другой оперы. Просто крайне неудачный персонаж. Да, я понимаю, нам нарисовали слабого здоровьем мальчика, о котором заботится сестра (какой удар по мужскому эго!) и который вообще тяготится направленной на него жалостью. Вроде бы всё интересно и даже где-то красиво придумано. Но что в результате? Чем дальше, тем меньше жалости, и даже сочувствия он вызывает, а в результате просто вообще бесит. Розетта, конечно, наследница человеколюбивой Марии Магдалены, но право слово, очень обидно, что она тратит жизнь на вот такого брата.
Да, но я о вроде бы интересных, но дурацких рассуждениях. Вот Хроно у нас вдруг ударяется в рефлексию (что в принципе-то очень полезно иногда) и выдаёт рассуждение: я, мол, навсегда останусь демоном-разрушителем. И на правильный лад его очень здорово настраивает Азмария, справедливо говоря, что нельзя жить прошлым, плюс к тому же в прошлом есть прекрасные моменты, которые ты обнуляешь именно таким вот беспомощным нытьём. Мысль-то отличная, Азмария права, и очень здорово, что это было сказано. Но вот где? Рассуждение Хроно неверно изначально: демоном-разрушителем не рождаются. Демоны были ангелами. То есть они способны меняться.
А вот другая одновременно прекрасная и очень глупая рефлексия Хроно вообще осталась без комментариев. «Это я их убил, потому что захотел стать свободным.» А как было бы хорошо и правильно как-то артикулировать: «Нет, потому что ты принялся становиться свободным идиотским путём.» Почему так? Боюсь, потому, что авторы и сами не понимают этой разницы. Что проблема не в цели, а в средствах.
И отдельный феерический момент я оставила напоследок. Впрочем, чтобы понять всю его фееричность надо быть даже не современным христианином. В большинстве своём они лишь декларируют своё христианство, но на самом деле не разбираются в религии, которую типа исповедуют. Тут, друзья мои, надо внимательно читать Евангелие. Вот эту вот толстую книгу с «многабукв». И даже загуглить фразу умирающего Айона (не думаю, что это какой-то спойлер: тут у нас сёнен, Айон - главный злодей, очевидно же, что рано или поздно его победят!) не поможет, ибо переводчики тоже Евангелие не читали, и фразу привели как услышали. А вот если вы Евангелие читали, да прислушаетесь и сообразите, что в нихонском произношении могло прозвучать так, как говорит Айон… то опознаете слова из Мф 27:46. И у меня реально глаза на лоб полезли и челюсть отвисла. Вот это поворот! Интересно, авторы вообще поняли, что у них в результате получилось?! Не думаю.
И вот, таким образом мы плавно добрались до прелестей в этом сериале. Которых, честно говоря, настолько немало, что вообще-то я долго колебалась, ставить ему 7 баллов или даже 8. И начать тут надо с самой Розетты. Вот, кстати, интересный момент: подумалось мне, что в принципе она -типичный главный герой сёнена, причём того типа, которые меня страшно раздражают. В том смысле, что я признаю за ними положительные качества и вообще, что они хорошие люди, но как главные герои, как пропаганда «каким надо быть» - временами просто бесят. Ну типично же море энергии, великолепное упорство, могучий оптимизм… и подчас полное отсутствие мозгов. Но вот Розетта ничего кроме восторга у меня не вызывает. Может быть потому, что она не герой, а героиня, и какие-то вещи я готова прощать девочкам, но не готова мальчикам? Возможно. Тем не менее и её неуклюжесть, и взрывчатость, и регулярное недомыслие мне не мешают. Иногда даже наоборот, выглядят очень адекватно. Ну вот как она вытаскивает Хроно танцевать, когда видит, насколько изящно танцует Стелла - это и забавно, и подобное бешенство вполне характерно для гг сёнена… Но это настолько по-женски, и настолько в её характере, что совершенно уместно.
А какие она перлы выдаёт постоянно, начиная чуть ли не с первой серии?
- Наш разговор не закончен!
- Но я уже сказала всё, что хотела! - десять баллов. Нормально всё у девушки с уверенностью в себе.
Или:
«Я работаю за десятерых!» - о, да. В плане разрушений особенно. И это, ёлки-палки, действительно смешно. Как и какие-то другие, вещи, происшествия. Помню, как-то раз, я ухихикалась от фразы, пришедшей мне в голову при взгляде на происходящее на экране: «И тут Розетта спровоцировала демонопад.»
И в целом, это очень интересный человек, с действительно правильными взглядами на жизнь. Я, правда, не совсем поняла, с чего её решили сделать наследницей Марии Магдалены, но поскольку из всех персонажей Евангелия (разве что кроме Иса-пророка, конечно) она мне наиболее симпатична - то я не против. Хотя нет, знаю, конечно. Ведь авторы постоянно в эту историю пытаются притянуть за уши христианскую мифологию. А там, увы, около Иса-пророка имеется всего лишь Дева Мария (и её с Розеттой никак не связать), и Магдалена, которая как раз вроде бы любила Ису-пророка как человека в том числе. Да и в составе жён-мироносиц Мария Магдалена - единственная, кто упомянут во всех Евангелиях. Вот, соответственно, таким чисто механическим образом и назначили.
Да, но я о взглядах на жизнь. Несгибаемость, способность подниматься после падения, рисковать и жертвовать собой у Розетты отличные. Наш человек. Причём, что особенно ценно - это не «врождённые» черты характера, как это обычно случается с главными героями сёнена. Нет, ведь изначально она была как раз обычной и вполне «девчачьей» мягкой (хотя и по делу, строго по делу скандальной) девочкой. Впрочем, самопожертвование бывает у всех хороших людей, но для женщин всё же более характерно. Тем не менее, её несгибаемый характер - это результат осознанных и принятых раз и навсегда решений. «Если я не сделаю того что смогу - то всё зря.» «Важно осознать свой страх и переступить через него». Точно. Более того, её «не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня» - тоже не врождённая черта, и не внушённая кем-то мысль, а последствие личного осмысления «не сделаю, что смогу». Причём откровенно самурайского: заключив контракт (действительно сделала, по-максимуму, всё что могла) она готова умереть в любой момент. Что особенно здорово показано в последних минутах сериала. Когда всё, ради чего было затеяно - достигнуто, эта несгибаемая воля и решимость уже не нужны, она отпускает вожжи. Теперь уже можно расслабиться и даже поплакать о том, что жизнь скоро закончится.
Однако, интересные и умные мысли всё-таки не одной Розетте принадлежат. Вот я уже упомянула, что на предмет жизни в прошлом и отношения к прошлому очень мудро и своевременно высказывалась Азмария. А, если не ошибаюсь, «предыдущая инкарнация» Марии Магдалены весьма справедливо заметила, что только дети верят, что они никогда никому не причинят боль. Стараясь кого-то защитить - неизбежно придётся и боль причинять. А вот Флоретта очень вовремя и очень правильно утешает Стеллу, но при этом говорит не совсем правду. Сильная воля и упорство не могут заменить талант. Но вот в чём она права, что без силы воли и упорства - талант бесполезен. Это такие взаимодополняющие штуки. Одна без другой ничего не дают, а вместе - ещё и развивают семи себя. Да, талант тоже может помогать развитию силы воли, не только наоборот.
В сериале есть и множество других приятных моментов. Начиная с мелочей, некоторые из которых порадуют «целевую аудиторию». Таких, что в первый момент вызывают удивление, а потом - нет, всё в порядке. К примеру, я было сначала удивилась: что, у Розетты Маузер С-96 заклинило от перекоса патрона? Ан нет, всё верно: присмотревшись, я увидела, что он под «бутылочный патрон». И ровно то, что их клинило в прямых магазинах и стало причиной разработки патрона «Парабеллум».
Или вот обсуждают идею эвакуации Сан-Франциско. И сначала думаешь: простите, а что там эвакуировать? Но нет, оказывается, разрушения (как вообще-то и должно было быть) - были не настолько фатальны. А потом рассуждения, что её просто так не объявишь, надо утвердить. Тоже вроде бы думаешь: чего утверждать, тут северный пушной зверь на пороге, промедление смерти подобно! Но ведь нет, эвакуация целого города - это сложнейший комплекс мероприятий. И просто так объявить: «Все драпаем!» - смерти подобно ещё больше, чем медлить. И что особенно ценно - хоть и коротенько, но насколько это сложное и разнообразное мероприятие - нам показали. Впрочем, тут как раз всё понятно. Кто-то, а нихонцы со своими тайфунами в этом разбираются.
В каких-то других моментах просто были интересные, а то и забавные повороты. Как, например, союз католиков с фракцией демонов против другого демона - это было весьма мило и довольно забавный подтекст из всего этого вырисовывался. Особенно с учётом, что весь сериал у нас даже не пронизан предчувствием грядущей чудовищной войны, какой Человечество ещё не видывало, а кое-кто окровенно её пытается устроить уже сейчас, на десять лет раньше, чем она началась в результате.
Или вот как хорошо было показано манипулирование толпой и людским фанатизмом со стороны Айона. Насколько это жуткое дело - толпа. И насколько её легко можно направлять. А так же как изящно Айон этой манипуляцией не только непосредственную проблему решил, но и в долгосрочной перспективе усложнил жизнь героям. Вот тут этот мерзавец и умён, и ловок. Кстати, примерно в этом же эпизоде весьма забавно (но и вполне справедливо) звучит отождествление Сан-Фрациско с Вавилоном.
В эту же, в общем-то копилку можно отнести и забавную трактовку классического «бытиё определяет сознание». Вот Хроно, по ряду причин у нас выглядит как мальчик-подросток. И что же мы видим? В этом режиме ему и мозги перекраивает под мальчика-подростка. Иногда даже, увы, классического безмозглого героя сёнена. Хотя в целом он хотя и мальчик-подросток, но как раз очень даже симпатичный и неглупый. Кстати, вполне в стиле Ишида Акиры.
Ну и, наконец, Рождественский эпизод оказался очень волнительным и даже трогательным почти до слёз. Как и положено рождественской истории. Или вот весь побочный сюжет с фотографом, который не только зафиксировал счастливую четвёрку главных героев, что помогает им вспомнить о том, что в жизни были и хорошие моменты - но и смотрит в будущее, мечтает запечатлеть как город будет отстраиваться после катастрофы. Тоже очень трогательный и хороший, правильный оптимистичный посыл.
В общем, хотя это действительно типичный сёнен, с полным комплектом недостатков жанра, но всё же не зря этот сериал в своё время был весьма популярен. Не смотря на все благоглупости и «косяки» - тут есть и на что посмотреть, и где попереживать, и даже кое-о-чём задуматься и вынести для себя полезные руководства к действию. То есть - очень неровный, от бесящей чуши до прекрасных моментов, но в результате - хороший сериал.