ビートレス
Жанр: sci-fi, андроиды
Выходил: январь - сентябрь 2018
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Слабый удар»
24 эпизода + 4 интермедии-пересказа
Оценка: 8 из 10
Мы тут все как *** батарейки!
(с) Матриця
Груз не взят, подход засчитан.
Где-то через сотню лет от нашего времени Человечество вплотную подошло к мечте Серёжи Сыроежкина: «вкалывают роботы, а не человек». Большинство низкоквалифицированной работы - лоточники, сиделки всякие, да и чуть более серьёзные, но скорее нудные - официанты, секретари и тому подобные выполняют андроиды. На низовом уровне тоже автоматизация доведена до приятного уровня - все автомобили с настоящим автопилотом, например. В общем, всё вроде бы хорошо. Но, банальная завязка - из секретной лаборатории корпорации «Мемфрейм» сбегает пять андроидов принципиально нового поколения и начинают… пошаливать. В процессе чего типичный добрый ОЯШ Арато-кун оказывается не просто вовлечён, но и становится «хозяином» Лэйсии, самой продвинутой из пяти. Да, это ну как-то очень банально, но что-то в этом сразу интересно. Хотя бы неожиданность поступка самой Лэйсии, которая начинает общение с вопроса: «Ты мне доверяешь?» - и немедленной просьбы… стать её хозяином. Как-то странно это.
История просмотра
На самом деле я заметила этот сериал поскольку он был анонсирован как похожий на весьма понравившиеся мне
«Пластиковые воспоминания». Ну и в целом я всё-таки очень хорошо отношусь к механисткам и девушкам-андроидам, живущим своей жизнью. Забегая вперёд, скажу, что сходство оказалось довольно формальным, а сериал - с дичайшим количеством нестыковок, но настолько интересным по проблематике, что я ему вон аж какую оценку поставила. Впрочем, что греха таить, разбирать нестыковки мне было тоже очень интересно именно в силу профессиональной деятельности.
Техническое исполнение
Но сначала поговорим о техническом исполнении. И тут сразу должна сказать: при всей в общем-то незамысловатости - оно мне весьма понравилось. Нельзя сказать, что здесь какие-то особо интересные дизайны персонажей, интерьеров и пейзажей. Или прямо так уж очень здорово проработаны. Хотя, пожалуй, несколько пейзажей с заражёнными Сноудроп районами были очень неплохи. Нет, персонажи очень классически-анимэшные, дизайны - чуточку футуристичные (особенно в вопросах тех устройств, которых в нашем мире не существует), но в общем-то даже скорее можно было бы ожидать бОльшего футуризма за сотню-то лет. Тем не менее - всё как-то очень хорошо выглядит, приятно. Стильно, но без фанатизма, красиво - довольно классически красиво, проработано - в меру. Нет дисбаланса, когда что-то очень хорошо, что-то очень плохо, а что-то средненько. Нет, всё на мощную, железобетонную четвёрку. И ровно такое, какое я люблю. То же и про боевые сцены, которых тут, конечно же - есть. Хорошие, нормальные, бодрые сцены. Не шедевр, так и не надо.
То же самое можно сказать и про звук. Опенинги вроде бы ничем особым не блещущие, но при этом создающие очень забавные ассоциации: я вот сама не могу представить, как они умудряются так, что я вспоминаю то “Digital World” от Amaranthe (а это, простите, шведский в общем-то металл), то через секунду - саундтрек к
“VA1 Hall-A”? Эндинги тоже неплохие, некоторое количество музыки в фоне. И сейю, которых я вроде бы совсем и не знаю, но и играют хорошо, и смотришь - так ведь Лэйсию озвучивает
Тояма Нао, которая Юмэ в милой истории
про нихонку в Париже, и много ещё где встречалась мне. Да и остальные тоже «не первый год за рулём». Кстати, очень многие подвизались в
“High School fleet” и все девушки из
«Девушки на час» - подвизались и здесь. В общем - сейю молодые, но хорошие.
Единственное что я могу знатно выругаться - это на перевод. Вот натурально, как только я увидела само название сериала - мгновенно отправила прометиумом горячие пожелания переводчикам и включила английские субтитры. Ну вот так отвратительно прохлопать игру слов, заложенную в названии, при том, что перевод напрашивается сам собой - это я просто не знаю, каким переводческим надмозгом надо быть. Ведь суть названия в том, что у кого-то нет ударов, да? Гляньте описание, ну пять минут первой серии хотя бы. И понятно, что часть сюжета о том, что у андроида нет души. А душа у всех народов ассоциируется с сердцем. То есть у них нету ударов сердца. Ну и если вам кажется, что «Бездушные» - это слишком уж далеко ушло от оригинального названия, то напишите «Бессердечные». Но нет, куда там. В общем, после такой заявки переводчиков на победу - я не знаю и не хочу знать, чего они там наворотили дальше. Смотрите, так сказать, с осторожностью.
Но в целом, как я уже говорила - с технической точки зрения сериал не хватает звёзд с неба, придраться тоже не к чему, а в целом - впечатление очень «обычное», но весьма положительное. Смотрится с удовольствием.
Нарекания по сюжету
Техническая безграмотность
А вот с точки зрения сюжета - всё… крайне разнообразно. И если говорить о проблемах, то самая главная проблема - это костыли. При этом - сразу же надо отдать авторам исходных новелл и экранизации должное. Они сделали две очень сильных вещи. Во-первых, они замахнулись на некоторые идеи, которые до них, по-моему, никто вообще в художественном творчестве - литературе, кино и так далее - никто не освещал. Но вполне ожидаемо - не будучи специалистами налепили кучу очень странных утверждений. Но за что я их уважаю не меньше - видимо, давали по ходу дела почитать-посмотреть так сказать «бета-тестерам», которые в деле разбирались получше. И, о чудо - признавали свои косяки и старались их исправить. Но из этого всё же получилась целая серия странных вещей в сюжете, повторяющая один и тот же паттерн. Выскакивает какая-то деталь, вызывающая откровенное недоумение «да с какого перепугу?», через серию-другую выясняется - с какого. То есть возникает объяснение. Но поскольку авторы в деле всё равно не разбираются, то объяснение выглядит не просто костылём… но и на самом деле ничего не меняет.
Вот, к примеру, всю вторую половину сюжета Лэйсия с Арато идут выключать суперкомпьютер Хиггинс. Мы не понимаем, что собственно даст это отключение. И тем более не понимаем, почему им противостоят одновременно партии, которые хотят уничтожить Хиггинс и которые не хотят, чтобы с Хиггинсом вообще что-либо произошло. Тут есть парочка сопутствующих моментов, но сейчас давайте посмотрим на этот сюжет как на данность.
Почему противостоят те, кто хочет уничтожить - ну, хорошо, можно натянуть сову на глобус и объяснить: они выключат, потом включат, добьются своей цели - и теперь уже поддерживающих идею уничтожения будет меньше. Хотя при общей циничности происходящего - совершенно не понятно, отчего не рассматривается вариант «кинжал под лопатку»: войти вместе, а потом уже завалить Лэйсию и таки уничтожить Хиггинс. Ну ладно, решили, что не выйдет.
А что с «хранителями»? Неужели нельзя согласиться на короткую перезагрузку? Вообще откуда всё это противостояние? По логике вещей «хранители» в случае успеха любой из предыдущих партий теряют только время и деньги (что, конечно, нежелательно, но их противостояние явно имеет куда более глубокую суть). Даже если Хиггинс разрушат - ну построят новый, восстановят из бэкапа. Ох, ёлки, а ведь уже весь сюжет построен на этом! Нет бэкапа - говорят авторы. Специалисты поднимают их на смех: суперкомпьютер не бэкапить в 22м веке? И тут авторы вроде как находят выход, да какой модный и современный: а он у нас квантовый, а считывание квантового состояния изменяет его, бэкап невозможен. Вот, вот он ответ! Не только заново отстроенный, но даже прошедший холодную перезагрузку Хиггинс - не будет тем же Хиггинсом! Но, увы. Это костыль, который к тому же ничего не решает. Бэкап квантовых состояний без считывания возможен. Да-да, спутанные кванты. И что, повторюсь, в 22м веке разработчик квантового суперкомпьютера, на который возложены очень серьёзные задачи, не озаботился бэкапами - это бред сивой кобылы.
Так же презабавно смотрится и то, что этот суперкомпьютер можно выключить только специальной кнопочкой. А, ну авторы придумывают костыль: всяческие системы резервного питания. Да тоже костыль так себе, обрушить систему резервного питания тоже можно (вспомнить прекрасный рассказ О. Дивова «Закон лома для замкнутой цепи»). Так что выключение кнопочкой - тоже не единственный вариант. (Кстати, я так и не поняла, зачем в финале было нужно выключать Хиггинс, по хорошему-то, но предложенный вариант мироустройства «после Факта» меня вполне устраивает, так что пусть будет).
Но самая главная проблема, что авторы попытались затронуть действительно актуальную концепцию «облаков», но так и не поняли, что это вообще такое. Причём вокруг облаков там целый ряд благоглупостей, происходящих именно из-за того, что авторы продолжают воспринимать концепцию облака именно с идеологической позиции «on-premises». Вся прелесть облака именно в том, что у тебя всё «размазано» по нескольким (десяткам, сотням, тысячам) точек. Хиггинс просто не будет одним датацентром. И поэтому штурм одного датацентра не имеет глубокого смысла, а кнопки отключения вообще не существует в физическом мире, она точно так же размазана и доступна с любого терминала.
Но ведь Хиггинс и все другие суперкомпьютеры - как нам объясняют авторы, живут в строго изолированной среде и получают только ту, информацию, которую им люди дают. Заодно это объясняет залы с образцами существующей материальной культуры в бункере Хиггинса, вот как ловко! Но опять ответ ничего не решает. Хорошо, для начала: мы уже договорились, что Хиггинс будет представлять собой не один, а несколько бункеров. И между ними сеть действительно физически изолирована от общего Интернета. Но всё равно, даже если нам надо оказаться терминалом в этой сети, чтобы его выключить - способов больше чем штурм бункера.
Однако дальше всплывает ещё более крутой глюк. Наложенный как раз на очень сытную и правильную идею: одна из функций суперкомпьютеров в этом мире - это быть AaS (Android as Service) платформой. Нет смысла делать андроида с черезмерно сложной начинкой, гораздо разумнее сделать его относительно простым HIE (Human Interface Element), в который загружаются умеренной сложности поведенческие программы для данного момента. Повторюсь - это очень правильно, и я сама об этом думала ещё до того, как вообще узнала про этот сериал. Вообще тут много очень много вещей, которые мне тоже приходили в голову, независимо от сериала. Но! Из этого вытекает глобальная проблема: мало того, что в их бункерах определённые (или все) виды связи таки будут работать без проблем. По условиям задачи, возложенной на суперкомпьютер. Но больше того - даже если, предположим, сеть HIE работает на других частотах, нежели человеческий Интернет и суперкомпьютер не может перенастроить свои сетевые интерфейсы на «человеческие»… то всё равно - он собирает информацию о человеческом мире «глазами» HIE. Зачем тогда зал с материальной культурой. Более того, это напрочь обрушивает саму идею изолированной сети. Хиггинсу не нужно бросать линк от себя на подключённый уже к общему Интернету другому компьютеру, управляющему безопасностью бункера, ломать его… Зачем? У него десятки тысяч (если не миллионы) HIE в человеческом мире!
Кстати, по сходной причине невозможен абсолютный Великий Китайский Фаерволл или блокировка Телеграмма (как это пытались делать некие криворучки) в отдельно взятой стране: невозможно наглухо закрыть возникающие и исчезающие, «тоненькие» - но всё же не поддающиеся учёту каналы в обход блокировки. Да, я недаром подчеркнула слово «абсолютный»: все подобные методы сильно осложняют жизнь. И в случае с человечеством, да если у него есть полностью удовлетворяющая альтернатива «осложнённому», скажем, Ютубу - большинство людей и не будет заморачиваться обходить блокировки и фаерволлы. Зачем? То есть абсолютного блока не будет, но обходить его окажется настолько неинтересно, что почти никто и не будет. Однако в случае нашего анимэ - суперкомпьютеры типа Хиггинса таки серьёзно желают (если это слово применимо в данном случае) проникнуть в человеческий Интернет. Это, надо сказать, замотивировано тоже не очень качественно, но допустимо. Но и что, не додумались? При том, что они уже разработали много технологий, до которых Человечество ещё не додумалось? Не смешите! (Отмечу в скобках - хотят они этого далеко не обязательно, чтобы превратить людей в батарейки, а, например, для вполне нормальной задачи лучше понимать людей).
Повторюсь: авторы-то молодцы. Много чего сами сообразили, подняли актуальные темы. Но поскольку не очень понимают, что это такое на самом деле - вылезают презабавные косяки. И я, будучи не какой-то там великой, но всё же специалисткой по ряду затронутых «дисциплин» их очень хорошо вижу. Но авторы-то не специалисты. И вообще хотя бы затронули! Так что хотя я ворчу на всё это, но в общем-то отношусь спокойно. Надо было для сюжета, а продумать грамотно не смогли, Аллах с ними, спасибо и на том. Главное - что не наплодили омерзительной ереси, как в
«Арджуне» с экологией и атомной энергетикой в своё время одна кучка альтернативно одарённых личностей вытворяла.
Пожалуй, совсем уж серьёзных нареканий - вот если не считать общего непонимания предмета у меня вызывают только несколько моментов, причём в большинстве случаев - это либо мелочи, либо на мой взгляд - лишнее раздувание сюжета. То есть моменты, без которых можно было бы обойтись, но каким-то откровенным бредом не являющиеся.
Всё решает школоло и другие мелочи
К примеру, я поначалу некоторое время ворчала на то, что вот опять - раз главгерой добрый ОЯШ, так он обязательно весь такой «ой, мамочки» трусоватый и нерешительный? Впрочем, Арато-кун довольно быстро адаптировался и стал вести себя вполне вменяемо. Хотя его незамутнённый идеализм иногда раздражал… Как вот его непонимание, что он уже давно в эпицентре глобального социального потрясения, и ничего «по-тихому» он уже не сделает. Но, положа руку на сердце - этим-то он и прекрасен, такой вот доходящей до идиотизма незамутнённой доброжелательностью и оптимизмом. То есть опять же - вроде бы и раздражает, а с другой - очень даже хорошо, что он такой. Примеривая ситуацию на себя, я бы сказала, что практически всё то же самое на его месте делала бы и я. Но по несколько другим рассуждениям. И если бы в сериале были бы мои рассуждения, а не Арато-куна, то сериал бы не был таким добрым, высоким… Слишком сильные слова. В общем - красивым не в смысле картинки, а в смысле сюжета и, так сказать, душевных качеств.
Или же несколько напрягает, что в сущности это один из сериалов по дурацкому паттерну «взрослые беспомощны». Строго говоря, здесь они отнюдь не беспомощны, и даже оказывают определённое влияние на сюжет. Но всё же все ключевые решения и действия предпринимают трое юношей, одна девушка и четыре продвинутых HIE (выглядящие как девушки опять же). Впрочем, по-хорошему - почти все решения чуть более детальные, чем общее решение «движемся к этой мечте» принимают HIE, так что не особо-то это обидно выглядит: это же не юные девицы, а нечто, выглядящее как юная девушка, но намного умнее и с куда более мощными способностями и знаниями, чем юная девушка. А это совсем другое дело.
Хотя местами - это именно уже какие-то полные странности именно со взрослыми и какими-то совсем непонятными вопросами мироустройства: Террористы вот ладно, не видят, что Кока - HIE, так ещё и ездят в автобусе с автоматами, строятся в шеренгу перед дверью в здание, которое собираются захватывать… Резиновые пули вдруг пробивают ботинки насквозь… План здания не знают, в тактике ничего не понимают. Что это за террористы?
Когда Арато-кун попросил допросить его в том же участке, что и Кенго - и полицейские согласились? На такую абсолютно странную и тем самым - подозрительную просьбу? Э-э-э-э…. Ну, ОК, они были готовы предоставить неофициальное свидание, и на всякий случай записать его. Всё равно как-то странно. А потом обыскивают его дом, а парень свободно треплется с Лэйсией через секретный передатчик?! Что вообще полицейские вытворяют?
А что вытворяют армейцы? Зная, что HIE под контролем Сноудроп не считаясь с потерями стремятся к плотному контакту чтобы завладеть более и более продвинутым оружием - издают приказ «ни шагу назад»? Специально хотят с ней броневиками и тяжёлыми пулемётами поделиться? Очевидно же, что нужно держать дистанцию, отступление и маневренный бой.
Или вот меня просто поразила фраза: «Мы пытаемся установить причастность Сноудроп, но у нас не хватает улик.» Что? Вертолёт в лепестках, с помощью которых Сноудроп и перехватывает контроль над техникой - улик не хватает?!
Лишние персонажи
Вот я уже начала говорить про ситуации с участием Сноудроп. Но она и сама по себе - весьма странный персонаж. Что это за странная способность у неё - жрать всяческую сложную технику?
С ней же связана и другая неприятность, причём сразу в двух плоскостях. С одной стороны - совершенно непонятно, зачем Арато-кун несколько раз пытается вступить с ней в переговоры. Сноудроп чётко ориентирована на создание мира без людей. Ей люди не нужны. Вообще. Арато-кун надеется её переубедить? Это слишком глупо даже для него.
И, завершая мелкие нарекания вокруг Сноудроп: я понимаю, конечно, что перехватывает она контроль над HIE не идеально и получаются довольно тупые «юниты». Но оформлять оба эпизода с массовыми перехватами как классический зомби-апокалипсис… по сути где-то даже верно, но выглядит настолько затасканно и не смешно, что не надо было этого делать.
К сожалению, есть ещё и крупное. Она вообще не нужна. Её сюжетная линия - это бунт машин, причём в рафинированной форме, «Матрица» и «Терминатор». Тут начать можно прямо с того, что именно такой вот чистый бунт машин - это весьма уныло, затаскано и в принципе нереалистично. Да, в процессе обсуждения этой темы я как-то раз я просто аплодировала Хиггинсу, объяснявшему, что азимовские Законы Робототехники не работают без чётких определений. В данном случае - что понимается под словом «вред». Если есть чёткая дефиниция, то робот может строить свои алгоритмы по принципу «не наносить вред человеку». А если в каждом случае что есть вред, а что - нет решает человек… то увы. Это кстати ещё и к вопросу о том, что надо думать, что говоришь. Сформулируешь неправильно или непонятно - получишь… интересные и неожиданные результаты.
Но помните, я же говорила о проблеме Сноудроп «в двух плоскостях» - вторая как раз именно здесь: С другой стороны - опять же, Сноудроп… как бы это сказать? Не то, чтобы совсем уж невозможна. Нет, можно представить себе ИИ, который придёт к постановке для себя вот такой цели. Проблема-то в другом: не будет у неё возможности такой, даже если её программирует не человек, а Хиггинс - это решение у неё будет заблокировано. Уж такую «защиту от дурака» люди в Хиггинса обязательно заложат и сделают её гарантированно наследуемой. Именно потому, что люди - дураки, они защиты от дурака делать научены. Сбой происходит, когда появляется какая-нибудь особо феерическая и непредугаданная дурость (см. Чернобыль, не лживый сериал, а нормальную историю аварии). А это - предугаданная, от неё защита будет.
И в целом, по-хорошему, если выбросить её из сюжета вообще - что изменится? Пропадёт тематика «чистого» бунта машин. Но вот она как раз и совершенно не интересна. И пропадёт несколько боевых эпизодов. Ну, простите, нарисовать ещё один боевой эпизод просто для того, чтобы порадовать зрителя мордобитием и взрывами - как бы не та проблема.
Второй лишний сюжет - это Эрика и Марьяж. Опять же, я понимаю, что они введены для того же, что и Сноудроп: для максимального возможного покрытия всего спектра возможных отношений к вопросу. И, в общем-то за самой Эрикой есть несколько интересных эпизодов. Мне, например, весьма понравилось её заявление, что мир стал более нормально-человеческим когда локальные войны начались по всему Земному шару. Ну в общем-то да, на протяжении всей истории Человечества не было ни одного года, чтобы хоть где-нибудь да не было войны.
Или вот её интересные рассуждения о том, что форма придаёт объекту значимость… Заявление странноватое, но в определённом смысле справедливое - при абсолютно одинаковом функционале разная форма делает объекты разными и по-разному интересными.
Но по-хорошему говоря, её желание раздуть конфликт и посмотреть, что дальше получится… Да, её можно понять. Это интересная позиция - не хотеть какого-то специфического будущего. Но мечтать-то всё-таки надо. И тоже, конечно, справедливо Лэйсия отметила, что поскольку Эрика занимает позицию «без мечты» - идти с ней на союз вполне себе разумно, но только тогда, когда у тебя-то мечта есть. То бишь хотя бы один из союзников имеет направление для движения. И всё же - если убрать всю линию сюжетов с Эрикой - ничего не изменится, основная и наиболее интересная проблематика сериала не пострадает.
В общем, как я уже говорила выше - это откровенные дурости в сюжете, но в определённой степени, это мелочи. В том смысле, что в большинстве случаев войти в этот сюжетный поворот можно в той же точке, что сериал, да и выйти в той же. Но не таким идиотским способом. То есть можно и без идиотских приказов «ни шагу назад», а с более-менее адекватным поведением армейцев нарисовать прорыв Сноудроп из заблокированного района и обретение ею обильных трофеев. Но не утрудились.
Хорошее в сюжете
Неожиданные решения
С другой стороны, есть и моменты, которые до последнего момента выглядят как дурость, но в результате оборачиваются очень даже неплохо. В одном случая я так просто была в восторге, как Лэйсия не только Арато, но и меня вокруг пальца обвела. Да-да, я про финал, который я совсем уж спойлерить не буду, но чуточку всё же придётся: последние пара серий вызывают недоумение. Как будто авторы безобразным образом гонят сюжет по классической линии с потерями союзников во время финального рывка и вообще закругляют сюжет к возмутительному «потом нас ещё трясло несколько недель, но постепенно всё вернулось на круги своя, как будто ничего и не было, всё забылось, все следы уничтожены». Но… хитрая Лэйсия и меня аналогово хакнула. Ведь я же знала, что она такое и как она принципиально устроена. Но забыла! А она и это в свою стратегему внесла. И выиграла! Молодец девчёнка!
И если уж говорить о молодец-девчёнка - то какую же фантастически шикарную линию придумали с Кокой. Мало того, что это один из тех персонажей, отношение к которым меняется по ходу действия. А это всегда приятно. Особенно когда изначально весьма неприятная Кока оказывается очень симпатичной личностью. Вообще это был один из тех моментов, когда я страшно хотела нырнуть в телевизор, угомонить дурного фанатика Кенго (вообще террористов надо бы убивать, а не утихомиривать) и предложить ей своё «овнерство». Когда я наконец поняла, чего она из себя представляет и чего хочет - уверена, мы бы с ней поладили и сообразили очень долговременное и взаимовыгодное сотрудничество. Однако, я же сказала - этого мало. Даже в этой истории, даже приняв одно вроде бы фатально ошибочное решение - Кока настолько гениально вывернула ситуацию, прямо скажем, даже в метафизическом смысле, что оставалось только ахнуть. Да, Кока из всех пятерых «сестёр» в результате оказалась среди трёх победительниц, причём - первой. Кока, я тебя помню и люблю! И ведь действительно, с учётом того, кто она такая - в её случае то, что её помнят в самом прямом смысле означает, что она жива и победила. Что ещё очень изящно - в результате оказалось, что даже тяга Коки к американщине в одежде - это не ожидаемая от нихонцев шпилька в сторону грубых «янки». О, что она устроила, это ж было настоящее “Desperado”, причём с соответствующей музыкой! Я просто тащилась, Кока, я тебя люблю!
Кстати, коль скоро я заговорила о сёстрах. Есть одно нарекание на весь сериал: из трёх сестёр, которые сёстры трём главным героям человеческим юношам - более-менее нормальная только Шиори, Ольга просто никакая, а вот Юка… Вот Юка - это такая дура с ветром в голове, что то ли выть от тоски, то ли удивляться. Что брат, что сестра незамутнённые. Но брат лучше. И есть нарекание, отлично разрешившееся к середине сериала: долгое времяя удивлялась, почем Лэйсия, имеющая порядковый номер пять (из пяти сестёр-продвинутых HIE) считается старшей? Она же и сделана позже всех, и по ТТХ самая продвинутая. Ну процессор 486 - он ведь младше, чем 286! Но нам таки разъяснили: Хиггинс-то выдал людям чертежи именно Лэйсии. То есть как модель она действительно старшая. Но у людей на тот момент не было подходящих технологий, и пришлось сначала делать попроще Коку, на её опыте разрабатывать технологии для посложнее Методы… (могу напутать последовательность, кто вторая, а кто третья - не помню уже). Что ж, неплохо.
Неожиданная социальная глубина
Но самое замечательное в этом сериале это две глобальных, философских идеи, которые здесь обсуждались весьма подробно и с разных сторон. Причём если вопрос взаимоотношений между людьми и андроидами мы естественно ожидаем. И даже ожидаем с некоторым опасением, всё же вопрос «мечтают ли андроиды об электроовцах» со времён Дика столько раз обсуждали, что как-то даже страшновато, стоит ли ожидать какого-то серьёзного поворота в на первый взгляд не особо выдающемся анимэ? То вот по-настоящему социального подхода к этому вопросу - не ожидаешь никак.
И начинается это вполне невинно, но уже весьма неплохо. А зачем вообще HIE нужен владелец? Ответ в общем-то очевидный, но здесь очень толково подчеркнули некий социально-философский базис. HIE - это инструмент для человека. Поэтому именно человек несёт ответственность за совершённое инструментом. Ведь это только идиоты могут осуждать пистолеты, кухонные ножи и кирпичи за совершённые ими убийства. Убийство совершает не пистолет, а человек, нажавший на спусковой крючок. А следовательно, если HIE - это инструмент, то и ответственность на хозяине, который отдаёт команду к действию.
И вот тут этот сериал по-хорошему удивил. И опять же «не только». Не только самим фактом подхода с этой стороны. Но и ещё обилием довольно-таки левых идей, которые начинаются с ещё как-то более-менее ожидаемых заходов о том, что человека сделало человеком использование инструментов и чуть менее ожидаемого, но вполне очевидного перехода к тому малоизвестному нынче факту, что раб - это, собственно, и есть живой инструмент. И тут, казалось бы, уже очевидна аналогия, ну вот тебе раб - инструмент, выглядящий как человек, вот HIE - инструмент, выглядящий как человек… Но авторы приятно удивили, и пошли дальше. А в чём прогресс более поздних социальных формаций? И насколько в современном постиндустриальном капитализме (а по всем признакам в сериале именно он) мы имеем эксплуатацию человека человеком? Насколько отличаются наши взаимоотношения от «инструментальных»? И вот эта тема прозвучала мощно. Да ещё и несколько раз, рассмотренная с немного разных углов. Очень здорово и крайне неожиданно. Справедливости ради, хотя и с разных углов, но всё равно весьма общо, каков вывод авторов - не совсем понятно. Есть ли разница? Вроде бы, какая-то небольшая есть, но в чём она - уже не заострялись. То есть не надо ожидать тут какого-то серьёзного философского труда. Это такой проброс левых идей в общих чертах. Но и это уже ценно. И особенно ценно - что всё же какое-то осмысление происходит и здесь. К примеру, прозвучала таки очень правильная идея, что появление HIE не является причиной отношения человека к человеку как к инструменту. Да, очень важен тот момент, что в общественном сознании присутствует допустимость расчеловечивания, возможность того, что инструмент может выглядеть как человек. Но эта допустимость не возникла в головах благодаря HIE, а уже была там, когда HIE появились. Ну и просто некоторые элементарные концепции о справедливом распределении, мире без победителей одного человека над другим и наоборот, что деньги - это деньги (в том числе и в ключе любых преступлений ради прибыли).
… и проблематика на уровне личности
То есть те самые, ожидаемые андроиды и электроовцы. Приятно было обнаружить, что и здесь прозвучали новые и неожиданные мысли. Как, например, такой переходный момент от общего к частному: весьма интересна идея «аналогового хака», когда с помощью HIE человека провоцируют сделать что-то, используя именно человекоподобность HIE. И особенно хорошо, что сразу заметили: сложность с аналоговым хаком лишь на первом слое «отягощена» некоторой обидой «хакнутого», мол надули, подсунули куклу вместо человека. А на самом деле там ещё и второй слой проблем имеется. Вообще, там хорошо и не раз возвращаются к вопросам свободной воли и манипуляций.
Конечно же не обошлось и без рассуждений о наличии/отсутствии души у HIE и человека. Причём здесь авторы заняли очень интересную позицию, постулируя, что у человека таки есть некая способность (не скажу какая), которую можно приравнять к душе. Но вот дальнейшее развитие этой идеи - порадовало особенно. Да, с этой очень красивой идеей получается довольно парадоксальный результат: без человека - HIE всегда будет бездушной железкой. А вот с человеком - таки может её обрести. И мгновенно терять, лишившись партнёра. При этом эта «душа» не будет являться дублем «души» человека, но без человека-партнёра существовать не может. Красиво, изящно.
И соответственно через это - множество маленьких, очень радующих меня мыслей. Точнее - наоборот. Через множество этих маленьких замечательных мыслей постепенно очерчивается понимание, что с взаимоотношениями HIE и человека всё не так очевидно, а ближе к финалу весь этот комплекс Лэйсия разъясняет через ключевую изящную концепцию «души».
Ну ведь правда же: есть душа, нет души - результат-то один, сама Лэйсия принимает решения и действует как совершенно замечательная девушка. И даже если на мгновение об этом забыть, и считать её исключительно объектом, то отсутствие субъектности не запрещает уникальности.
А вот дальше всё развивается вообще великолепно, и здесь как раз авторы неплохо разобрались в том, про что рассказывают. Потому что да, облако, основанное на классическом современном machine learning действительно выдаёт на первый взгляд вполне разумные действия, но на самом деле оно не понимает, что делает. Это сложная программа, которая на основе множества фактов весьма механически вычисляет ситуации со схожим паттерном и через опять же много повторов (а также и через напрямую указанное человеком решение) подбирает оптимальную реакцию. И, соответственно, при управлении HIE - для упрощения поиска решений вполне ожидаемо используется не какая-то страшная и непонятная аббревиатура, а вполне понятная ранжировка предсказуемости объекта. При которой, очевидно, человек, как не запрограммированный и неподконтрольный - конечно же 0. То есть считается полностью непредсказуемым. (Ну так верно же - управляющий сигнал ему не пошлёшь, да и на красный свет он скорее всего остановится, но может и не заметить или даже сознательно проигнорировать).
Кстати, в сюжете, где разъясняется методика, по которой ИИ управляет HIE - меня крайне позабавила антропоцентричная истерика одного из персонажей. Да не существует же вопроса: человек похож на HIE или HIE на человека? Для Хиггинса нет разницы между ними, никогда и не было, поскольку никогда и не нужно. Просто человек - с индексом 0 и приоритетом «правильных решений».
И через это мы выходим на очередной уровень. Ведь правда же, не стоит жениться на том, что не имеет чувств. Однако, если разобраться - что такое чувства, насколько HIE не имеют их? Насколько чувства, сгенерированные мозгом человека, отличаются от чувств, сгенерированных алгоритмами программы HIE? Ведь, как мы понимаем из предыдущего пассажа - некоторые HIE могут обладать очень сложным устройством, а если мы говорим обо всей системе - будь то HIE+Хиггинс или HIE класса Лэйсия, то… Если не вдаваться в подробности устройства живого мозга, то его уникальность в том, что нейронные связи формируются по вероятностному принципу, мы можем в каждом случае оценить вероятность формирования связи, но не подсмотрев - не будем знать, сформировалась она на самом деле или нет. Что, вы уже догадались - ведь та же история с квантами. А и Лэйсии и супер-ИИ у нас здесь таки квантовые компьютеры! То есть в пределе мы получаем чувства, отличимые от «настоящих» только если мы совершаем акт наблюдения «это чувства не человека, а Лэйсии»!
Ну, и последняя приятнейшая мысль. Которая, впрочем, была реализована в несколько раздражающей форме. Совсем уже близко к финалу у Арато-куна начинаются очередные душевные метания. Но в чём проблема у пацана пойти с Лэйсией после того, как он выяснил, что она нечто больше и умнее, чем он думал? Как будто мы полностью знаем тех, с кем общаемся и никогда не общаемся с теми, кто умнее нас… Впрочем, парень-то он хоть и глуповатый, но весьма хороший. И в конечном счёте решения принимает правильные. Ведущие к финалу, на который мы уже было не надеялись - но в результате совершенно закономерно случившемуся. Всецело одобряю.
Заключение
Вот так неожиданно получилось, что даже несколько заурядно, хотя и очень неплохо выглядящий сериал, с фантастической кучей ошибок, недоработок, вообще откровенно лишнего - оказался полон неожиданными мыслями и что особенно интересно - некоторые из них в художественном произведении, по крайней мере в анимэ - подняты чуть ли не впервые. А поэтому, хотя первый блин, может, и комковат, но за то, что вообще сковородку взяли - молодцы!