Cyberpunk: Edgerunners
Жанр: sci-fi, киберпанк, экшен, насилие, дистопия
Выходил: лето 2022
Английское название: оно же и оригинальное
Русское название: совпадает с английским
10 эпизодов
Оценка: 7 из 10
И всё же в результате - боевик.
Возвращение в Night City с неожиданной стороны. Юный балбес Дэвид учится в академии Арасаки, хотя к каким-то корпоративным элитам не относится: голова работает нормально, да и мать, хотя работает где-то вроде медсестры в Травма-Тим - как-то умудряется наскрести денег на оплату. Но… Найт-Сити - это Найт-Сити. В какую-нибудь ерунду здесь можно влипнуть в любой момент - и мать Дэвида погибает в случайной аварии. А Дэвиду остаётся куча неоплаченных счетов и непонятно откуда взявшийся имплант класса Сандевистан (временно повышающий скорость действий в разы). Продать его за приличные деньги не удаётся, и Дэвид тогда решает установить его себе самому. Всё же с таким имплантом больше возможностей как-то подзаработать, чем без него. А с подзаработать в Найт-Сити возможностей примерно столько же, сколько умереть: море. И первая возможность открывается очень быстро: Дэвида чуть было не обворовала некая девица. «Чуть было» - ровно потому, что с Сандевистаном Дэвид смог перехватить её ловкие ручёнки. Так может быть - начать работать в паре?
Совершенно очевидно, я знала, что буду это смотреть как только вышел анонс. Ибо игру я
проходила уже
два раза, и явно на том не успокоилась. Хочется ещё и ещё, единственная проблема - надо делать перерывы, чтобы сюжет хоть немного забылся. А тут - то же самое, но история совсем другая! Так что смотреть немедленно. И не важно, что это всё же Нетфликс, в конце-концов игра ведь тоже не японская.
Обзор на сей раз, думаю, выйдет чуть короче обычного, но я всё же разобью его на привычные разделы. Итак:
Техническое исполнение
Да, хотя этот сериал и проходит, как анимэ - явно видна и «европейская» рука. И это выражается даже не столько в изображении лиц - подобные лица в анимэ в принципе вполне случаются, сколько в движениях, жестах людей. Не могу сказать, в чём тут дело, но это чувствуется. И, однозначно - это видно по раскадровке и в целом сюжету. О сюжете поговорим чуть позже, а вот по части раскадровки - тут уже можно объяснить.
Во-первых, очень богатая и «быстрая» мимика, в которой активно задействована нижняя половина лица. В ЖЖ я не хочу устраивать картинкоспам, а вот на Дзене - чуть ниже будет галерея из трёх скриншотов с Ребеккой в центре. Обратите внимание: от первого до последнего - разница четыре секунды.
Во-вторых, общая тенденция. Мы, конечно, видели не одно, и не два анимэ с обильными боевыми сценами, красиво и сочно нарисованными. Мы и в манге (и в анимэ через неё) видели кадры с какими-нибудь стильными позами или вообще, где кадр как бы состоит из двух - изображения лиц противников, а между ними как разделитель какая-нибудь молния. Приёмы известные в комиксах любой национальности. Но здесь ощущение именно как от «Аватара» или каких-нибудь современных голливудских фильмах: всё это безумно стильное, красивое, сочное, мощное - и есть то, ради чего всё затевалось. Нет, это не значит, что сюжет сугубо вторичен и потому отсутствует. Но это значит, что вся эта красота изначально должна занимать как минимум равное с сюжетом место. А скорее даже - захватывать даже больше.
Это не хорошо и не плохо. Это просто так есть.
Со звуком… со звуком тут всё очень хорошо, но при этом я малость опечалена. Конечно же, я безмерно радовалась набору сейю: всё-таки Юки Аой (здесь - Люси) - очень хорошая девушка, а Киви озвучивает вообще одна из моих любимейших девушек - Хонда Такако. Да и Курасава Томоё (Ребекка) - имеет за собой. Я уж молчу о том, что риппердока озвучивает ефрейтор Огата… то есть Цуда Кенджиро. Ну, в общем - весьма шикарный набор.
А вот с музыкой - странновато. Есть песни, написанные специально под этот сериал. Есть чудовищное количество музыки в фоне, причём часть - точно заимствована из саундтрека игры, а часть я не опознала. И это безмерно прекрасно и тоже погружает в атмосферу. Но… по какой-то причине я не услышала некоторых треков из игры, которые, казалось бы, очень подходят к творящемуся на экране. И, это, конечно, вкусовщина, но услышать тот же вариант «Never Fade Away» с женским вокалом, что был в финальных титрах игры - здесь… было бы очень здорово и шикарной, стильной связкой с игрой. Но нет. Звучит другая песня. Тоже хорошая, но другая. Жаль.
И последнее: виденный мною перевод - кривоват. Иногда - это особого значения не имеет, но меняет атмосферу. Начиная вообще даже не с яаонского. Название группировки - «Мальстрим», это вполне известное географическое понятие. А не «Маэльстром».
Но и с переводом речи тоже есть непорядок. Например, в финальном разговоре Киви говорит «со с’ка» (сокращённое от «со десу ка» - «вот оно как?», выражение, обычно имеющее несколько отстранённый подтекст, типа «вот оно как, ну, ничего не поделаешь…»), а в переводе - «Да.»
А в некоторых - страдает и смысл. Опять же, в финальном разговоре Смашер говорит: «Из тебя вышел бы неплохой конструкт», а в переводе - «киборг». Ёлки-палки, конструкт - это цифровая копия личности, при чём тут киборги?! Но в целом - читать можно.
В целом же - с технической точки зрения сериал шикарен, но своеобразен. То есть не забываем: это Нетфликс, а не… Санрайз, скажем.
Проблемы с сюжетом
Проблем с сюжетом тут, как водится, несколько. Во-первых, мелкие недочёты. Например (это можно было бы упомянуть в техническом разделе, но по мне - это именно сюжетная недоработка), стыковка пейзажей. Да, все пейзажи, фоны, интерьеры и прочее - совершенно узнаваемы. Я накрутила по Найт-Сити не одну сотню часов и могу точно (или хотя бы - с хорошей точностью) сказать, где и что показанное на экране расположено на карте. И это просто обалденно здорово. Но в этом и проблема: иногда оно расположено не там! Например, квартира Дэвида с матерью - расположена однозначно в мегабилдинге. И это понятно не потому, что интерьер квартиры точь-в-точь как у V. Подумаешь, может это один из типовых интерьеров. Нет, то, что это мегабилдинг - ясно по тому, где оказывается Дэвид по пути от двери квартиры до улицы. Но… нам чётко заявляют, что это Сан-Доминго. А в Сан-Доминго мегабилдингов нет! Вы скажете: «ну, построили». Но опять нет: V укокошила Адама Смашера. Да и рассказы о нападении V на башню Арасаки должны циркулировать. Здесь явно имеется в виду время уже после терракта Сильверхенда (Rogue уже рулит в Afterlife), но до событий игры. Значит - это скорее в игре есть что-то, чего нет в сериале, а не наоборот.
UPDATE: Залезла в игру. В Сан-Доминго таки есть мегабилдинг. Н4. Позор на мои седины.
Сюда же можно отнести некоторые… терминологические несоответствия. Да, логика понятна: если есть стиль «панк-рок», то его поклонники, живущие в рамках этой субкультуры - это панки. А если есть стиль «киберпанк»… то вот эти товарищи, которые High Tech Low Life - они киберпанки. Увы, это неправильная калька. Если обратить внимание, то у Гибсона Молли говорит о себе, как о «деловой женщине». А в игре - к таким людям применяется определение «merc» (от mercenary), то есть «наёмник». Они не киберпанки!
Во-вторых, некоторые сюжетные натяжки. То есть моменты, где нам для сюжета надо, чтобы что-то произошло, и оно происходит… недостоверно. И я говорю не столько о роялях в кустах, сколько о непонимании «как это работает». Например, ключевой сюжет из середины: захват Танаки. Как бы круто ни был нашпигован Танака всякими имплантами (в том числе - боевыми, чисто из соображений собственной безопасности) - за снаффом он пойдёт обязательно, просто непременно - с телохранителем. Это логика обычного, среднего человека, который и обычную порнушку покупает, стесняясь. Корпорат такого уровня мыслит совершенно иначе. Он не будет стесняться телохранителя. А нежелательных утечек через него (хотя это вообще ещё вопрос - насколько ему такие утечки повредят) - он не опасается, потому что принял меры. Не потому, что доверяет телохранителю, а потому что сделал так, чтобы телохранителю было невыгодно болтать.
И в-третьих, огромнная, распадающаяся на две нестыковка в ключевом сюжете. Первая половина нестыковки - это подмена понятий. Мерки не одержимы идеей нашпиговать себя самыми крутыми имплантами чем больше, тем лучше. У них интерес совершенно другой - выжить и выжить как можно лучше, веселее и интереснее. Для чего - какие-то импланты будут в помощь. Но в целом - импланты это очень и очень «средство». Да, конечно, есть и такие, для которых бесконечный апгрэйд стал самоцелью (кстати, тот же Смашер). Но это не правило. Здесь же - именно оно. И, строго говоря, эта идея сама по себе разваливается, глядя на ту же Ребекку и Дорио. Хорошо, Люси и Киви - нетраннеры, у них свои заморочки. (Кстати, ничего тут сказать не могу - я никогда не играла с Сандевистаном, мои героини всегда были ближе к нетраннершам - и у меня всё было хорошо… если не считать Джонни). Но Ребекка - такой же «киберпанк-силовик». Однако почему-то у неё пунктика на бесконечном апгрэйде нету. То есть это даже в сериале не самоцель, и быть «киберпанком» (то есть мерком) - не значит постоянно модифиуироваться.
Вторая половина - история с киберпсихозом. Здесь она выведена как неизбежный результат «пути» мерка. То есть мерк модифицируется-модифицируется и в конце ловит киберпсихоз от перегрузки мозга «не совсем человеческими» возможностями. Ну, если раньше не убьют. То, что бесконечная модификация - это не есть пусть мерка мы уже разобрали. Но есть и другой момент: а вот Смашер? А вот Танака? В первом вообще органики почти не осталось, второй - тоже нашпигован так, что мама не балуй!.. И что, как у них с киберпсихозом? А никак, всё нормально. То есть нетраннерские апгрэйды киберпсихоза не дают (кстати, в игре - давали, одна из целей Cyberpsycho Sighting была именно нетраннершей), дают только боевые, предоставляющие нестандартный функционал телу. Но и тут беда: тоже дают не обязательно. Собственно, и рипдок, и Ребекка напрямую говорят Дэвиду: используй реже, давай себе больше времени на адаптацию к новой возможности. То есть - киберпсихоз не является неизбежным финалом! Так как же всё-таки, вы уж определитесь!
Затем. Это нарекание не столько к сюжету, сколько к его отсутствию. Люси. Её нам продвигают как главную героиню (и главный герой - Дэвид). Которая буквально поцелуем приводит Дэвида в чувство. И это было бы всё очень хорошо и правильно. Но вот беда - Люси не экспонирована никак. Вроде бы - нас познакомили с её историей. Вроде бы она на экране и плачет, и смеётся, и вообще. Но это набор мозаичных кусочков, который так и не складывается в человека. Нам надо для сюжета объяснить, почему она такая сильная нетраннерша - объяснили. Нам надо, чтобы она пошла тереть информацию и спасать Дэвида - ну так понятно же, они - пара. Надо… то, сё, пятое - вот она это делает. А никакой цельной картинки - не было и нет. Ёлки-палки, даже довольно второплановая Киви - и то более цельный персонаж. Именно как персонаж произведения!
И последнее нарекание я оставлю на финал. Однако, в сериале есть и множество хорошего.
Хорошнее в сюжете
Что сразу же можно записать в огромные плюсы - это всё-таки очень мощное погружение в атмосферу Найт-Сити. Именно за счёт деталей, музыки, взаимоотношений между группами… И я не только о группировках, «держащих» тот или иной район, а обо всём - цепочках «мерк-фиксер-заказчик», их месте в общем социальном устройстве, дрязгах между корпорациями и специфических взаимоотношений внутри последних… В общем, всё как положено. Всё узнаваемо и соответствует как духу киберпанка, так и собственно деталям в конкретном СР2077. И это, наверное, основная прелесть сериала.
Впрочем, есть там и некоторые не столь заметные, но крайне греющие душу моменты. Особенно хочется заметить: помните, в обзоре на собственно игру я говорила, что не совсем понятен финал «The Sun», в котором, судя по всему - авторы не смогли отрефлексировать викинговскую психологию мерка. Что для него важно не только как он жил, но и как умер. Причём второе - где-то даже важнее. Здесь - эта тема была один раз озвучена прямым текстом, и весьма наглядно показана неоднократно по всему сериалу.
Что, кстати, выводит нас и ещё на один плюс: это сериал, безусловно, с рейтингом 18+. Здесь всё как положено - обнажёнка, кровища, расчлёнёнка - как и должно быть в таком городе, в таком жанре. И персонажи обильно мрут. Не только фоновые толпы рядовых солдат Арасаки или Мальстрима, но и вполне главные. Я, конечно, не буду спойлерить - кто и как погиб, а кто выжил, но прямо скажем - всё получилось весьма неожиданно, в сущности я всякий раз ошибалась, предполагая какую-нибудь «голливудскую» развязку каждого сюжета, но в результате получала совсем другую. Совершенно правильную, просто отличную - но отнюдь не голливудскую. Причём это касается не только вопросов выжил\не выжил, но и «как». То есть в результате, именно с учётом викинговской психологии - это сериал очень мрачный, и для современного человека - изрядно трагичный. Но на самом деле - с абсолютным хэппиэндом. Те, кто выжили - исполняют свою мечту, те, кто жил хорошо - и умер хорошо, а кто был поганцем - и умер погано. Всё по заслугам, всё как надо!
Кстати, именно вокруг этого, хотя и неявно, крутятся разговоры между Люси и Мэйном - и Дэвидом. Почему изначально они сомневаются, что Дэвида имеет смысл принимать в банду, почему говорят ему, что он - другой? Именно потому, что он другой. У него в начале сериала - психология цивилизованного человека 21го века, а не викинга. Но… психология вещь тоже довольно пластичная. Дэвид вписался в изначально чуждую для него систему.
И вот здесь придётся всё же капнуть горечи. В одном моменте этот сериал не удержался в жанре. Всё-таки, получился не киберпанк, а боевик. Слишком много погонь, стрельбы, взрывов - красивых, смачных, обильных… Но обильных черезчур. С десятками взлетающих на воздух машин, взводами и ротами ложащимися солдатами… Это не нормально для мира киберпанка. Это уровень «корпоративных войн», которые завершились несколько десятков лет назад (где, как раз, Сильверхенд стал сильвер-хендом). Да, боевик просто отличный, на зависть просто! Но… это другой жанр.
В результате - всё же я получила огромное удовольствие от сериала. И он имеет вполне самостоятельную ценность, даже для тех, кто в игру не играл. Более того, возможно, для не игравших - он в чём-то окажется и получше. Но в чём-то - явно хуже, потому что узнавание, погружение в так понравившийся мир… это что-то! Только нужно помнить, что это - таки весьма необычный, с крайне нестандартными смыслами - но всё же небезпроблемный голливудский боевик.
А мне надо срочно ремонтировать геймпад. Руки просто чешутся снова включить игру и зажить в этом мире ещё глубже.