悲劇の元凶となる最強外道ラスボス女王は民の為に尽くします.
Жанр: фэнтези, попаданцы, сёдзе
Выходил: июль - сентябрь 2023
Английское название: «The Most Heretical Last Boss Queen: From Villainess to Savior»
Русское название: «Королева, ставшая причиной трагедии, сделает для народа всё, что в ёё силах»
12 эпизодов
Оценка: 9 из 10
Дело Бакарины живёт и процветает!
Очередной грузовик-кун отправляет обыкновенную японскую поклонницу отомэ-игр в мир одной из них. И в очередной раз - в тело главной злодейки, но за несколько лет до описываемых в игре событий. Однако, в отличие от
Бакарины, Прайд (теперь её зовут так), обеспокоена не столько выживанием, сколько в более глобальном смысле - насколько упруг мир игры, что можно сделать, какие изменения внести. Поскольку её, конечно, мучают кошмары с воспоминаниями о неприятных сюжетных поворотах, но в целом - она попала в очень правильное тело. Девушка мыслит государственно.
История просмотра
Как бы ни казался заурядным этот жанр - я его очень люблю. Иногда приятно путешествовать в другие миры. А уж делать это «в теле» девушки - и подавно. Удобнее, чем в мужском. Да и сюжеты в таком случае обычно менее экшненовые. А так же, не будем обсуждать интеллектуальный уровень среднего попаданческого сериала, он может быть от тупейшего дрыномашества до очень даже неплохого. В любом случае, в девочковых сериалах про попаданок интеллект используется несколько иначе. И они какие-то более душевные. А может быть просто - более понятные мне лично.
Так или иначе, я, естественно, внесла этот сериал сразу же с анонса в список с высоким приоритетом… где он мог бы лежать очень долго. Но вот тут совершенно точно: он всплыл в почтовой переписке с другом
Милитаристом-Самоучкой. А я, вдруг, подумала: «А кстати, почему бы и нет?!» Скачала… и проглотила одним махом. Натурально, спать легла в 6 утра. Благо всё ещё была в отпуске. Правда, потом навалились другие нерабочие дела и развлечения, так что обзор я пишу через два дня после просмотра, а не почти сразу же, как обычно. Тем не менее, сам факт такого турбопросмотра кое-что говорит. Итак:
Техническое исполнение
На первый взгляд можно сказать, что картинка приятная, но и не блещет какими-то супер-особенностями. Но это не совсем так. Да, лица у героев приятные и характерные для сёдзе нашего времени. Фигуры тоже. Вполне классические, но без какого-то уж запредельного своеобразия и обаяния. Переодеваются, кстати, нехарактерно редко. Но всё же переодеваются. И вот здесь интересный момент: стилистика. Девушки ходят в платьях (кроме одного случая), весьма красивых и сообразных игре (не забываем, отомэ-игра в фэнтези-мире, в сущности, налагает определённые «законы жанра»), но не вычурных. Но и не скучных. Забавно, кстати, что мальчики здесь переодеваются чаще девочек. И тоже весьма стильно так.
И фоны. Вот они здесь встречаются дивно хорошие. Хотя и не шедевральные. Где-нибудь ниже - покажу.
То же самое можно сказать про работу оператора. Есть хорошие кадры, есть. Не слишком много, но и не мало.
Что касается аудиальной части: хорошие, подходящие опенинг и эндинг. Явно слышимая и как это и нужно - подчёркивающая детали происходящего фоновая музыка. Как положено - в псевдо-классическом стиле, но именно так и должно быть. Музыка и правда хорошая, хотя опять - за душу не берёт сама по себе. А вот с работой сейю всё интереснее. Во-первых, мне очень понравилось, как доселе незнакомая мне Фируз Аи (не удивляйтесь странной фамилии - она полу-египтянка) сыграла Прайд. Затем - весьма вдохновлена как Учида Майа, которую я встречала не раз, но из совсем недавнего - это прекрасная Руи из
«Домекано» и… собственно
Бакарина в детстве. Здесь же она сыграла Стэйла, причём, насколько я понимаю - и в детстве, и в юности. Вот это я понимаю, смогла так смогла! Зато Томацу Харука, вроде бы тоже очень уважаемая мною девушка со многими великолепными ролями, например Юн-юн в
«Ханаан» или Мегуми в
«Шики» (впрочем, «послужной список» у Томацу-сан огромен) здесь играет Тиару, главную протагонистку исходной игры. И эта роль ей не удалась. Натурально, моя мысль была: «Это кто ж у нас тут так бледненько пищит? - Ничего себе, и это Томацу-сан?!»
Впрочем, кого я действительно уверенно опознала, был только Сувабэ Джуничи. Не как сейю, а как голос, который я точно слышала уже где-то. Ну, конечно. Это Жадность в первом
«Алхимике», Стинг в
«Гандам-СИД», Кёске в
«Нана», Арчер в
«Фэйтоте», ёлки-палки! Слышала и переслышала не раз.
А вот последняя часть технического раздела - ругань и ешё раз ругань. Перевод однозначно делался не просто гугль-транслэйтом, а какой-то допотопной переводчицкой программой и даже не вычитывался. Причём с английского. «Я так рада, что познакомилась с ты». Тьфу, пропасть! Как будто в девяностые попали. В худшем исполнении. Короче, ужас лютый. К счастью, мне хватило фрагментарных знаний японского и того, что видно на экране, чтобы понимать - что сказано на самом деле. Не знаю, есть ли более адекватные переводы, а искать английский, чтобы не плеваться, я не стала - уж очень захватило действием.
Кстати, как подсказывают в комментариях: есть несколько вариантов онлайн-дубляжа. Тоже неизвестного качества, но вдруг кому понадобится:
https://animego.org/anime/koroleva-stavshaya-prichinoy-tragedii-sdelaet-dlya-naroda-vse-chto-v-ee-silah-2352 Короче, всем японцам за работу пять с минусом в командном зачёте. Переводчикам - кол. В 2023 такое уже не двойка, а кол.
Тем самым органично переходим к следующему разделу:
Ругань по сюжету
И практически сразу его заканчиваем. Да, всё тот же Милитарист-Самоучка удивлялся, как они в нечто условно-средневековое протащили револьверы. Но тут я скажу много больше: во-первых, судя по одежде - это не средневековье, а Новое Время, причём начало так 19го века. Во-вторых, они протащили туда ещё и помповые дробовики. Так что эклектика полная. Но. Это отоме-игра! Как говорится, «во-первых, это красиво!». Во-вторых, девочки смотрят именно на "это красиво." Их не волнует как длинные тяжёлые, но классические мечи (не палаши) сочетаются с формой с эполетами. А так же как оная форма сочетается с социалными лифтами из крестьян в генералы, возможные вообще только задолго до появления таких мечей. Или сугубо после. Они смотрят на красивые истории в красивом антураже. Меч - красиво? Эполеты - красиво? Рыцари, револьверы, платья с кринолином, и так далее.
Наверное, у меня самой единственная претензия в совсем другой плоскости. Дело в том, что у Прайд-девушки язык подвешен вообще потрясающе. Говорить, причём быстро соображая что говорить - она умеет великолепно. Но со времён, когда она была Прайд-девочкой, сколько лет прошло, могла, более того - не могла не научиться. Однако в разговоре с Валом чудовищно тормозит. Там всё на поверхности, а она никак ни сообразить, ни подобрать правильные слова не может. Тягостная сцена.
Есть и три других момента, которые тоже могли бы вызвать удивление и даже раздражение. Но мне они, наоборот, так понравились, что про них я расскажу, когда перейду к восторгам.
Так что в смысле ругани - для меня сюжет получился, можно сказать, без нареканий. Опять же скажу: не искромётно-гениальный, а без нареканий.
Восторги по сюжету
Опять же, для логического перехода: моменты, которые могут вызвать раздражение, но мне понравились очень.
Во-первых, открытый финал. Вообще не раскрыта тема Организации, стоящей за бандами негодяев. Тусовка «силовиков» (очевидно, что по канонам фэнтези-отомэ-игры тут многие обладают какими-то волшебными силами) на воздушном шаре мелькнула и пропала. Но это задел на будущее. И я очень бы хотела следующие сезоны. Но в том-то вся и прелесть, что финал при этом абсолютно закрыт. Прайд получает недвусмысленное подтверждение того, что из амплуа злой королевы, последнего босса и так далее - она вырвалась. То есть свою вторичную задачу она выполнила (а первичная - бесконечна). Это отличный финал книги. Корвин сбежал из темницы и теперь отправится за автоматическими винтовками. Это отсылка к «Амберу» Желязны, мой любимый пример завершённых сюжетов с возможностью продолжения.
Во-вторых, читерские способности Прайд. Которые у неё ещё и умножаются сами об себя: ведь во-первых, она в игре - последний босс. Саурон, стоящий перед входом в кузницу на Ородруине (Толкин, финал Второй Эпохи, отсечение пальца). То есть у неё по роли способности просто адские.
Тут надо сделать небольшое лирическое отступление: это, конечно, очень инфантильно, но кто бы из нас не хотел быть помечтать иногда о каких-нибудь сверхспособностях? Попасть в сказку, а не фэнтези (чем фэнтези отличается от сказки - рекомендую почитать Сапковского, у него есть пара великолепных ироничных, но очень глубоких статей на эту тему, «Нет золота в Серых Горах», а вторую я не помню сейчас). Так вот, кто же не мечтает иногда? Главное не уходить в эти мечты наглухо, а скорее наоборот - стараться их воплотить в реальной жизни.
Возвращаемся. Итак, во-вторых, у Прайд есть память о сюжете игры. Что позволяет ей оправдывать надежды (по сюжету игры на роль королевы в первую очередь претендуют девушки королевского же рода с мощным даром предсказания). Кстати, интересно: Прайд не осознаёт, что сюжет уже сломался, поскольку у неё настоящего дара предвидения таки нет. Но это в сторону.
Так вот, интересно и приятно другое: с такими «входящими», от середнячкового анимэ можно было бы ожидать, что она там будет всяко ногебать и решать ситуации своим послезнанием и своими безумными «читами» последнего босса. Или даже наращивать их. Впрочем, тут тоже можно выстроить довольно интересную историю, как в
«Я боюсь боли…» Однако… и в этом безумная прелесть сериала. Чем дальше, тем меньше она это делает. Чем дальше, тем больше она живёт как да, высокородная, да, принцесса… Но именно как принцесса. Генерал и администратор. Понимающий, что и как надо делать. Без предсказаний, без чудовищного пулемётства и дрыномашества. Умная, добрая, обаятельная, направляющая кого надо куда надо. Да, у неё это получается ещё и потому, что она умная-добрая-обаятельная девушка. Но это не коварство. Просто если тебя просит начальник - ты это делаешь. Если начальник хороший - делаешь с бОльшим рвением. Если ты мальчик, а начальник - красивая девушка, то с ещё бОльшим. В общем, в конечном счёте Прайд использует только свой мозг, и никаких читов, кроме «красивая добрая принцесса». Каковые читы использует неосознанно. Как и почти все мы.
И третий, вроде бы плохой, а на мой взгляд хороший момент. Собственно, «красивая принцесса». Сёдзе опять же. Значит - романтика? Треугольники и прочие запутанные фигуры? А их нет! Но как, это же вообще песня! Тут, надо сказать, есть одна вообще гениальная находка. Ведь откуда берутся интересные взаимоотношения между братьями и сёстрами? Ровно из того, что они знают друг-друга с детства, и если у них установились хорошие отношения - автоматически поглядывают друг на друга с взрослением. А тут идея просто гениальная: берём, и втыкаем будущего супруга (или супругу) в семью на роль брата или сестры с детства. Ну, и понятно, в благородном обществе все знают, кто за кого просватан.
Так вот. Все знают, кто за кого. Но тем не менее - «призрак треугольника» постоянно витает над сценой. То Стейл с Артуром такими взглядами перекинутся, что уж думаешь: «Ага, я поняла, сейчас начнётся!» То, наоборот, юная Прайд вспоминает, что Стейл по одной из ветвей сюжета игры должен уйти к Тиаре. И опять думаешь: «О, сейчас!» То Вал отчебучивает нечто вроде бы совершенно однозначное. И вдруг - прекраснейший поворот сюжета. Это я, в рамках знания закона жанра, думаю о чём-то таком. А они - совершенно о другом. Артур не видит (ну, насколько это в принципе возможно) в Прайд объект воздыханий, кроме рыцарского служения; Стайл вербует союзников; Вал просто издевается, а Прайд ужасно любит Тиару (не совсем понятно за что, совершенно картонная Тиара получилась) и готова поделиться последним. Нет там треугольников! И это очень забавно.
И это выводит нас к самому интересному и прекрасному пласту сюжетов. Дело в том, что Прайд - это как раз нормальная женщина в положении принцессы. В даже где-то именно глубоко феодальном смысле: воспринимающая народ как своих детей. И понимающая, что для того, чтобы быть хорошей матерью - надо работать и даже жертвовать собой. Плюс, что-то говорит, что рано или поздно это кончится. Не важно, это послезнание из игры, что «я могу стать злобной королевой» или просто «я могу умереть». И Прайд работает именно в этом направлении: вербует союзников (пониманием и «...Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать.», как говорил проф. Преображенский в «Собачьем сердце»). Таких союзников, которые продолжат её дело, когда она умрёт. Или продолжат её дело убив её саму, если она своё дело предаст и станет злой королевой.
Тут, опять же, был интересный комментарий насчёт фатализма. О чём я думала, но забыла упомянуть. В анимэ фатализм вообще штука популярная. И регулярно бесящая. Однако здесь - очередной неочевидный поворот. У Прайд, как бы ни казалось, нет фатализма. Она не понимает, насколько упруги законы этого мира, насколько их можно взломать, насколько её будет загонять в роль королевы-злодейки. В конце-концов она уже знает, что грузовик-кун смог её перебросить в мир отомэ-игры. И видит у себя те самые читерские способности, отдаёт себе отчёт. То есть чудеса бывают. А значит может случиться и другое, поганое чудо, которое её накроет, мир встанет дыбом и засунет её в роль именно злодейской королевы. Так же внезапно. И вот тут Прайд (о, да, это гордость!) делает поистине гордый вывод: пока не накрыло - делаем хорошее, доброе и умное. А если накроет - вы не меня спасайте. Вы мой народ спасайте! И при этом, конечно, пытается мягко этот мир изменить. Она просто не уверена: насколько это получится, потому что попала в не совсем логичный изначально мир. И как любой настоящий управленец - держит в голове "план Б".
Вот, ёлки-палки, пример настоящей ответственности. И настоящих целей в жизни. А люди, проникнувшиеся её целями и её настоящей самоотверженностью - ищут ещё и ещё сторонников. Круг разрастается и дело идёт.
Конечно же, всё это сопровождается и очень милыми сюжетами, и боевыми, и какими только не. И даже при отсутствии романтики здесь есть где всплакнуть. Но и очень хорошо задуматься: а если бы судьба сдала тебе такие карты - как бы ты сыграла? Пожалуй, лично я - так здорово сыграть бы не смогла. Предполагаю, что результат был бы примерно одинаковый для королевства, но достигнут был бы иными путями, и воспринимали бы меня тоже несколько иначе. Всё-таки я не умею быть харизматическим лидером, пусть и с учётом разницы мужской и женской харизмы (то есть лидершей). Хотя… За долгие годы чему только не научишься, доброй девушкой-то Прайд была и остаётся. Может быть и я смогла бы.
Кстати да, к этому же примерно. Ещё один великолепный и понятный мне эпизод: когда Прайд бросается на выручку вот со всеми своими умениями и устраивает полный массакр нападающих - она думает совершенно логично. Сейчас надо драться, юбка не слишком широкая, а свобода движения необходима. И надрезает подол. Действует как логическая машина. А когда всё закончилось - возвращается девушка. Ёлки, у меня через разрез панталоны видно! (На самом деле - без собственно показа, это современное сёдзе, предельно целомудренное в картинке). Прекрасное сочетание понимания приоритетов - и при этом адекватности. Боевая ситуация кончилась, я снова обычный человек. Ой! Нет, там вообще с этим эпизодом целая куча очень грамотных моментов связана.
Неожиданно, но сериал, который все подозревали на эпигонство и «оседлание популярной темы» оказался дивно хорош, не такой и главное - практически не о том. Заложенные в нём идеи - местами не для средних умов. Но мальчикам-подросткам точно будет не интересен. А вот остальные три половозрастные страты что-то для себя найдут. А на что-то будут ругаться. Есть там проблемы, да и уровень таланта - можно оспорить. Так что моя оценка, вероятно, завышена. Может быть 8, может быть даже 7 для кого-то. А для меня - 9. Очень я такое люблю.