薬屋のひとりごと
Жанр: дзеёсей, сейнен, детектив, средневековый Китай, повседневщина
Выходил: октябрь 2023 - март 2024
Английское название: «The Apothecary Diaries»
Русское название: «Монолог аптекаря»
24 эпизода, 25 BD-Specials (первые по 2 минуты, последний - 55)
Оценка: 9 из 10
О рабочих девушках и не только
У девушки Маомао выдалась необычная судьба. Жила она себе была с приёмным отцом-аптекарем. Но уже неожиданный поворот: аптекарь сей обслуживает большей частью супер-элитный публичный дом. Так что материнской или сестринской ласки Маомао получала от рабочих девушек, с которыми дружна и посейчас. Однако в некий момент в судьбе случился поворот: бежала наша героиня по каким-то своим делам, и тут её раз! И в мешок. И запродали в женскую зону императорского дворца. Работать три года прачкой. Однако, голова у Маомао работает как надо, да и приёмный отец не даром хлеб свой ел. Знает кое-что о медицине она. А к ядам - откровенно неравнодушна. В результате чего попадает под заинтересованный взор некоего евнуха, каковой, похоже, чуть ли не главный за весь дворец. И карьера немного улучшилась: Маомао стала дегустатором у одной из наложниц Императора. Но это лишь начало…
История просмотра
Дзёсей (сериалы для взрослых девушек из студенчества и начинающих трудовую карьеру)! Без яоя (то есть отношений небесного цвета)! Это то, что ваша якабито обожает больше всего. По чему постоянно скучает. И бежит сломя голову. Но с другой стороны - Китай, Средневековье… А вот к этому я настолько равнодушна, что буквально отпугивает. Мне бы Японию, повседневность или НФ! Что, конечно, звучит несколько парадоксально - ведь якабито существа именно что мистические-фэнтезёвые. Тем не менее, вот такие дела. В результате - сериал я сразу внесла в список на просмотр, в самый верх. Поставила напоминалку как довыйдет (я же не смотрю онгоинги) и… зависла. Ну средневековый Китай же! Однако, друг Александр посмотрел сериал и говорит, мол, что ж ты тормозишь, отличный же сериал! В результате, посмотрела я его буквально в турборежиме, с восторгом, слезами грусти и восторга… Но потом на работе такое началось, а потом я уехала на несколько дней развлекаться в другой город… В результате - пишу только через неделю. Итак, по порядку:
Техническое исполнение
Пожалуй, это та самая причина, по которой сериал заслужил у меня не 10 баллов, а 9. При этом - нарисован он очень красиво и приятно. Дзёсей, настоящий дзёсей. Красивые девушки, красивые юноши. Узнаваемо-женский стиль. Пейзажи, цветы (ах, всё же люблю я цветочки!)… Ну всё, как душа просит. Но… 3G. Просто вырвиглазная.
Причём я вот помню, продолжение «Full Metal Panic», например, тоже содержало абсолютно убогую компьютерную графику. Но я её почему-то не замечала до момента, когда мне скриншоты с нею не показали. И тогда да, я ужаснулась. А в процессе просмотра - вроде как всё и неплохо было. Здесь же - просто волосы дыбом вставали. Подозреваю, что дело всё-таки в некоторой замедленности дамских жанров - крупные планы, диафрагмы и просто неторопливость действа. И… драматическая разница. Красивейшие лица, глаза, одёжки, цветочки (опять я про цветы!)… И вдруг просто топорные, ручки-кротиком колёса, например. Просто кошмар. Но в целом таки картинка просто замечательная!
А вот ко звуку нареканий вообще никаких. Да, опенинги и эндинги (их по два) я регулярно проматывала. Это не мой стиль, но на самом деле - проматывала именно потому, что смотрела запоем. «Скорее, скорее, мне нужно продолжение истории!» А вообще они очень даже приятные, все четыре. Не сказать, чтобы совсем уж милые, ну, потому что, не совсем милота. Но хороши! Обильная и крайне уместная музыка в фоне. Всё, как я люблю. Да, пожалуй, не очень уж зацепила, выкачивать не буду. Но хороша и к месту.
Веселее всего получилось с сейю. Конечно, Маомао играет Аои Юки. Которую я нежно люблю за десятки ролей, в «Shikabane Hime» она прекраснейшая Акира, в «Сора но Ото» - не менее прекрасная Ноэль, Викторика в «Гошике»… в общем, продолжать можно и продолжать. Ишикава Юи, на минуточку - Виолетта Эвергарден, тут играет интересную роль «с переворотом». То есть на взгляд - красавица, по поведению - мерзавка, но потом - очень милая и понятная девушка. Интересная история с мужчинами. Это какая-то ужасно приятная преемственность. Слушаю я разговор - ну ведь это Ишида Акира, мой любимый Асланчик! Нет. Ну ведь это железный ветеран Ооцука Хочуу! Опять нет! Всё новое поколение мужчин-сейю (хорошо, не очень новое, повторюсь - у мужчин карьеры более длинные, кое-кто из здешней труппы с середины 90х играет). Но никого не знаю. А сыграли - очень похоже на моих любимых актёров. Что приятно.
И последнее. То, что не относится к сериалу как таковому, но впечатление испортило. Перевод. Не имею понятия, что там за звук, но субтитры у меня были от «Кранчролла», которые уже должны были поднатореть, коммерческая же контора. И от весьма достойных в своё время YakiSub. И те, и другие - ерунда. Нет, с грамматикой, пунктуацией - всё хорошо. Субтитры чистые. А вот перевод… не знаю, это опять история двойного с японского на английский и с английского на русский? Или просто «ручки кротиком»? Но в сериалах для подростков нет особой разницы, «ботинок» или «башмак» - так и так понятно, что кого-то пнули. В дамских - отличается очень сильно. А тут - просто ужас-ужас. Переводчики не понимают оригинал, не понимают контекст, не понимают вообще ничего. Кроме прямого и первого гугль-транслейта каждого отдельного слова. Я смогла прорваться через этот хтонический ужас. Но ровно потому, что и японский учила, хоть и чуть-чуть, и анимэ смотрела тысячи часов. Я же слышу, что говорят. А здесь - это важно. Давайте приведу умозрительный пример (чтобы без спойлеров). Сандалии, сапоги, ботинки, кроссовки и шлёпанцы - это обувь. Пнуть напрямик, не повредив пальцы - можно только в сапогах и ботинках. А для сюжета оно важно - как был нанесён удар. Но… в переводе могут оказаться шлёпанцы. Хорошо, что я слышу, что было сказано. В общем - перводчикам на русский - двойка с плюсом. Плюс - за грамотность.
Плохое в сюжете
Честно говоря, в сюжете плохого нет. Но есть очень много сомнительного. Начиная с того, что он весьма хитро выкручен. Однако, если нам хочется как в песне:
«Так-так-так», говорит пулемётчик,
«Та-та-та», говорит пулемёт»
То мы пойдём смотреть сёнен? Ну, или сёдзе, если нам хочется не пулемёт, а любоффь. А во взрослых жанрах сюжеты завёрнуты дико. В мужских - интеллектуально, в женских - эмоционально, а тут сразу оба. Но забавно то, что на самом деле многие повороты этого сериала - на самом деле очень даже толковые.
Например. С нашей современной точки зрения Маомао, конечно, попала в неприятную ситуацию (о, да, это практически рабство, пусть и с зарплатой, и такое было). Но вроде бы в достаточно безопасной должности прачки. А повышение зарабатывает в дегустаторы. Казалось бы - это понижение? Ан нет. Тут целый ворох интересного.
Первое:
Прачка - это небезопасно. Это кранты для кожи и артрит в руках и ногах за года полтора. Десятки часов в холодной воде - оно не шутки. Да и в горячей тоже не сахар.
Второе:
Средневековый менталитет требует службы господину. Служишь лучше, рискуешь за него больше - больше и твой ранг. Дегустатор выше прачки.
Третье:
Средневековый, а тем более японский менталитет не то, чтобы отрицает страх смерти как таковой, но не базируется на него. Нет, жить, конечно, неплохо… Но мы все умрём рано или поздно, отправимся в Ад, Рай, Вальхаллу (да, аналогия) - там снова все помрём. Хорошо или плохо. Да и в христианстве вспомните Апокалипсис, книга такая. Отношение к смерти, ощущение грядущего вот этого - у средневекового человека совсем другое. Маомао очень даже неплохо себя чувствует.
Четвёртое:
Маомао кто? Врач (ученица), специализирующаяся на ядах. Царь Митридат, вспомним, практиковался в приёме оных. И заработал иммунитет. Она - тоже. Для неё эта работа менее опасна, чем для многих.
Пятое:
Эта работа ещё и более интеллектуальная, и по профессии!
Шестое:
Маомао - вообще-то кошка, ходящая сама по себе. О, я знаю много людей, которые сейчас начнут пыхтеть и бухтеть на предмет «сильная женщина, трали-вали…» - уймитесь. Доступная женщине профессия, доступный женщине мозг и доступное человеку самоосознание. Очень грамотное: ведь Маомао не пытается стать супер-амазонкой с яйцами, где их генами не положено. Но она именно как женщина вертит всё, что можно вертеть, а как то, что мы считаем эксклюзивной принадлежностью мужчин - логической головой - вертит второй раз. К слову говоря - у женщин логика тоже ого-го бывает. Просто она базируется на несколько другие стартовые точки.
Прекрасное в сюжете
На этом как раз и разумно сделать переход. Здесь у нас интересная можно сказать производственная драма. Причём интересная не только в плане задач, которые встают перед Маомао, а задача управленческая. Ибо здесь у нас рабочие отношения между управленцем Джинши и собственно Маомао. Красивые именно потому, что они оба весьма забавно мешают личное с рабочим. Этот красавчик - с одной стороны реально топ-менеджер, а с другой - имеет тенденцию управлять с учётом того, что любая нормальная девушка при его виде делает «раз-два ножки врозь». И с третьей - он-то как раз нормальный средневековый китаец и воспринимает мир… как в погонах. Если кто-то в генеральских погонах говорит полковнику - то полковник по сути своей офицерской бежит, теряя голову, исполнять.
С другой же стороны у нас Маомао, которая выросла в окружении рабочих девушек и всех этих генералов наблюдала в известных позициях. Но при этом - опять же, вопрос воспитания, ко всем этим генералам с уважением относимся. И тоже с третьей стороны: а она вообще работает не за страх, и не за совесть. А за то, что ей просто интересно! Изучение ядов - её конёк. Интеллектуальные задачи - всегда приятно. Вообще, Александр в переписке сказал, что Маомао чибизируется (превращается в типа смешное упрощённое, когда предлагается посмеяться) в кошкодевочку неспроста. И, пожалуй, он прав. Маомао - кошка, которая гуляет сама по себе. Что, естественно, выносит мозг начальству.
К слову о начальстве. Вообще, средневековые общества отличались весьма сложным взаимоустройством, расслоением и всем таким прочим. Но на Дальнем Востоке наблюдалась интересная особенность. В Японии этот переворот произошёл как раз с окончанием эпохи Хэйан и началом сёгуната Токугава, в китайской истории я не настолько сильна… Но интересный момент в том, что в обоих государствах некоторое время самым высшим классом были чиновники. А военные числились классом пониже. И вот этот момент здесь отражён весьма красиво. Военные мальчики конечно при делах. Но в целом - чиновные важнее. И вообще, если тебя с императорского двора выдают за военного - это просто какое-то падение. История выдачи наложницы за военного, с симуляцией лунатизма - красивая до умопомрачения, ревела до слёз, капающих с подбородка!
А ещё что интересно - это, собственно, рабочие девушки. В современном «западном» мире персонаж рабочей девушки сведён к персонажке, которая плывёт по течению и горя не знает. Накормили, напоили, удовольствие доставили, да ещё и денег дали. Ну, мальчикам же недоступно, что девочка даже стимулируя себя «хочет» не всегда, а «размеры» тоже не всегда совпадают, так что девочке может быть больно, но она за деньги, а может и по доброте своей - терпит и позволяет. Однако в более старые времена - всё было ещё сложнее. Ну, в некотором смысле ничего не изменилось, одно дело эскорт, другое - плечевая. И одной надо уметь и одеваться, и краситься, и развлекать клиента интеллигентным разговором, а другой - не особо. Но разница в статусе была куда заметнее. А ещё - многие тонкости. Например, что контракт с заведением заключается может и под давлением, но это контракт. На определённый срок. Отработала - можешь уходить. Или оставаться и заключать новый контракт, может деньги нужны, может нравится… твой выбор. И девушка, которая не из низшего сорта… У-у-у, там такие могут быть страсти! Вопросы досрочного выкупа. Конкуренции за выкуп. Стоимости оного в зависимости от статуса, кондиций и многих интересных моментов. Вообще чудовищно интересная картинка была. В которой женщина вроде бы и вещь, со своими техническими характеристиками… а с другой - ой, насколько не вещь, самостоятельное, да и просто таки уважаемое существо! Понятное дело, статус, конечно, надо зарабатывать потом, нервами, мозгом и много чем ещё - но статус очень различается. И истории в зависимости от него различаются… чудовищно.
И, пожалуй, напоследок. Чем ещё безумно прекрасен этот сериал. Женским миром. Междубабской конкуренцией. Проблемами родов (да-да, и это целый сюжет), косметикой, вопросами бюста, ну вот буквально всё это всё. Честно. Со знанием дела. Временами - очень злобно, но при этом - с большой любовью ко всем девушкам.
А детектив? Ну, да, он там есть. И даже интересный, некоторые загадки понятны не сразу. Даже если обладать сравнимыми с Маомао знаниями. Так что тоже доставляет удовольствия и подчас именно детективная линия заставляет проматывать эндинг и опенинг. Однако в целом - это обалденная, душещипательная история для женщин, про женщин и с огромным пониманием, что такое женщины есть, а не то, что вы себе навыдумывали.
Собственно, то, что я и люблю со страшной силой и хочу видеть снова и снова во многих сериалах.
Хотя я и сказала «для женщин, про женщин…» - это так, но не так. Будем честными, интеллектуальные линии детектива и управленчества в этом сериале тоже очень неплохи. Так что даже взрослым, но ленивым дядечкам, которым не интересно про особенности культуры - понравится. А уж если интересно… А уж если не дядечка, а тётечка!.. Очень хороший сериал. Но надо сделать важное предупреждение. В нём нет никаких завлекательных штучек типа голых бюстов или сверкающих женских филейных частей. Но в нём чудовищное количество и средневековых, и вневременных штучек, про которые давно забыли, девушки говорят только между собой… В общем - это дзёсей. Хотя и сейнен тоже. И жду второй сезон в следуюшем году.