灰羽連盟
Жанр: сейнен, фэнтези, ангст, повседневность
Английское название: "Haibane Renmei"
Русское название: "Союз (Альянс) Серокрылых"
Выходил: Октябрь - Декабрь 2002
13 серий
Оценка: шедевр
Честно говоря, я пишу это только потому, что обещала. Совершенно не представляю потому что - чего собственно писать. Этот сериал настолько шедевральный, что про него можно сказать. Особенно после нескольких просмотров...
Юная девушка видит сон, как она падает через облака на прекрасный старинный городок. Ворона пытается остановить её падение, но девушка говорит: "Спасибо, но... не надо!" И просыпается в коконе, заполненном какой-то жидкостью. Но хотя в этом коконе она странным образом способна дышать - звуки снаружи заставляют подозревать, что есть жизнь и за пределами оного. Девушка пробивается наружу, чтобы встретить ещё нескольких... и мгновенно провалиться в забытье. А вскоре после возвращения в сознание в симпатичной, светлой и большой комнате, в компании с заботливой и доброжелательной девушкой постарше - вдруг чувствует, как на спине что-то чешется, а потом и просто болит! Это... режутся крылья. Маленькие и бесполезные серые крылья Хайбане. Как с этим жить? Для чего и зачем всё это - крылья, гало, город, Стены - юной Ракке пока не известно...
На самом деле, хотя такое краткое описание и не передаёт сотой части того, о чём сериал, но всё-таки уже должно показывать: сериал весьма необычный. И "сеттинг", да и мгновенно встающие вопросы. А сериал и правда - совершеннейший шедевр (впрочем, иного от Абэ Йошитоши как-то и не ожидается, разве что "Нея" была некоторым "шагом в сторону"). Он совершенно не зря породил не только массу дискуссий, но и даже несколько Интернет-мемов, тем самым (вполне заслуженно) сравнявшись с "Евой".
Говоря чисто формально - он прекрасен уже просто картинкой. Нарисовано довольно своеобразно (опять же, своеобразно, но характерно для Абэ-сана), но безумно красиво. Все фоны, всё видимое на экране... Здесь можно делать скриншоты в любой момент - и всегда получать прекрасную, просто таки фотографическую картинку.
Но мощь сериала не (только) в этом. Главное - это смысловая и эмоциональная нагрузка. Причём со смысловой как раз - огромные проблемы. Нет, не потому, что он отсутствует или непонятен. А именно потому, что понятен не до конца. Не даром вокруг него столько дискуссий: вроде бы вполне детально прописанный мир - но непонятен. Вот есть город, окружённый стенами. Вот есть живущие там люди. Вот есть пара дюжин живущих там же Хайбане. Вот осуществляющие внешнюю торговлю и коммуникацию "секта" Тога. Но что этот город? Что такое Хайбане?
И здесь уже начинаются загадки и диссонансы. Ведь город и его жители не только на словах, но и на деле - очень добры. Более того, они считают встречу с Хайбане - удачей. Но с другой стороны - правила. Денег не иметь, новое не носить, к Стенам не подходить (последнее - распространяется и на обычных людей), на новых предприятиях не работать... Если немного присмотреться - то город превращается в буквально таки двойное гетто. Пошире и посвободнее - для людей. И довольно-таки ограниченное - для Хайбане.
А вот ещё Тога. Замкнутая секта, явственно управляющая этим городом: кто они? Как ими становятся? Зачем они? И снова - масса деталей, но финального ответа - нет. А чисто логически - ответов можно сообразить несколько. Я, например, думаю вполне определённо. Но и на моё мнение можно найти контраргументы.
Но это картинка, строение мира. Вещь безусловно важная, но всё-таки внешняя. Самое главное - это то, что внутри. В душе. И тут снова такая масса всего, что словами и не передать.
Да, поначалу - это такое "введение в курс дел". Но уже первые серии буквально цепляют несколькими моментами. К примеру, вот библиотекарша Сумика. Где начало мира? А насколько хочется узнать, где оно, или лучше остаться в спокойном уютном городке? А сами Хайбане? Здесь как раз наоборот: хотя они и живут в гетто, но такой заботы друг о друге, причём заботы подчас незаметной и настолько идущей от души, просто потому что... Знаете, вот такая буквально рефлекторная поддержка ближнего, не подумавши, а на импульсе, на каком-то внутреннем законе - честное слово, в "реальном мире" я такого не видела никогда. Хотя ни одно из движений Хайбане не кажутся ненатуральными, но вот столько доброты и заботы - это потрясающе вполть до мысли: "Б-же, возможно ли такое?"
А дальше немного странная, но всё же довольно обычная "повседневность" начинает раскручиваться в куда более глубокие и серьёзные проблемы. И вылезает "загадка греха": "Тот, кто признаёт свои грехи - безгрешен". Это ведь действительно замкнутый круг на логическом уровне. По логике ведь - если ты признал грех, то он у тебя есть, ты грешен. Если не признаёшь его - грешен вдвойне. Нет, есть конечно вариант, который говорят капелланы в W40k - "There is no sanity, only decrease of guilt". Но мир Хайбаней намного светлее и чище Империума. В нём - чистота возможна. Но как её достичь?
И вторая ключевая история - история Реки. История зависти, самоотречения, искуственной доброты, страха оказаться одной, упорства... Страшный и могучий сплав. Некоторые моменты в этом сериале я могу как-то обдумать отстранённо. Принять какое-то решение. Но с Реки всё иначе. Было бы нахальством говорить, что я - сама такая же. Это не так. Мне до неё тянуть и тянуть. А в некоторых моментах мы действительно разные. Но... всякий раз, когда она прикуривает - я сама тянусь за сигаретой. И что-то вообще в ней есть такое... Понимаете, иногда мне надо секундочку подумать, чтобы понять, что делает та же Ракка, или почему она так ведёт себя. С Реки - никогда.И вообще какое-то глубинное понимание и "сродство". Так вот, именно по причине этого "сродства" я сама до сих пор не могу дать ответ внутри себя: вот это ключевое "Ракка! Спаси меня!" - было ли это... Что это? Одна гениальная девушка в своё время спела: "... Гордость отныне зовётся гордыней..." Вот где граница между гордостью и гордыней? Самоотверженностью и самоуничижением? Силой и слабостью? Реки... Реки нашла ответ внутри себя. Но её ответ мне не понятен. Потому что такие ответы - они и правда внутри себя. А во мне его - нет.