Tenkuu no Escaflowne / Escaflowne

Aug 23, 2012 21:42

天空のエスカフローネ, エスカフローネ


Жанр: экшен, меха, ангст, сёдзе, фэнтези, романтика
Выходил: апрель - сентябрь 1996, 24 июня 2000.
Английское название: " Vision of Escaflowne", "Escaflowne - The Movie"
Русское название: "Небесный Эскафлон", "Эскафлон"
26 серий, полнометражный фильм 95 минут.
Оценка: 6 из 10 за сериал, 8 из 10 за фильм

В любом жанре могут быть и шедевры, и не очень. Даже в меха-сёдзе

Канзаки Хитоми - очень хорошая гадалка, к тому же обладает довольно странным кулоном-талисманом, доставшимся от бабушки. А в остальном - типичная ОЯШница. И клуб у неё - лёгкой атлетики (что как бы намекает), и любимый парень оттуда же... Но когда парень собирается уехать в UK, она решает таки ему признаться и если "выбежит из 13 секунд на стометровке" (кстати, спасибо переводчикам - спортивный сленг здесь очень к месту!) - просит подарить ей первый поцелуй. Однако, этому не суждено случиться. Внезапно одно из её видений обретает реальность, и в конце стометровки возникает некий парнишка с железякой в руках, а потом возникает ещё и дракон... Тоже вполне вещественный... И не успевает Хитоми нормально осознать, что вообще вокруг происходит - она оказывается в псевдофеодальном, фэнтезийно-паропанковском мире, где блаародные бисёнены на войну ходят не в доспехах, а в "гамельфах" - типичнейших мехах, разве что в большнстве своём страдающих от недостатка воображения хозяев и тупо рубащиеся на мега-мечах. И, конечно же - воюют не только между собой, но и со Страшным Врагом в лице некоей весьма агрессивной Империи, а помимо этого - активно влюбляются... Ну, девушки-то понятно, влюбляются ещё круче, нам положено.

Да, я не зря "с разбегу" упомянула агрессивную Имерию. Хотя полнометражка действительно очень альтернативна сериалу - некоторые моменты остаются неизменны. Во-первых, это реально такая радость техноманьяка. Много-много дико эстетично выглядищих технодевайсов, шестерёночек, вообще безумной машинерии, откровено радующей глаз как издалека, так и в узком ракурсе. Во-вторых - как "Звёздные Войны" - это космоопера с элементами фэнтези, так "Эскафловн" - параопера с элементами их же. И именно "Звёздные Войны". Причём если большинство заимствований в сериале чисто визуальны и опзноваемы в основном только "намётанным глазом", то в полнометражном фильме не нужно и быть хоть сколько-нибудь фанатом, чтобы опознать концептуальные... и даже сюжетные отсылки.

Ну вот. Собственно сюжет. Понятное дело, что в сериале он намного более разнообразен и детализирован. И вообще более сёдзистый, да и мехи там больше. Одна структура романтических взаимоотноший меня уже приводит в восторг (хотя она чисто линейная, почти у каждого героя две привязанности, между которыми он(а) не может сделать выбор, у каждой из этих привязанностей есть ещё одна... И так далее. Но всё равно, разобраться в хитрой цепочке взаимоотношений было весьма интересно. В глобальном смысле же сюжет ещё интереснее. И опять вылезает альтернативнсть. Если сериал в первую очередь о том, куда ведёт дорожка, вымощенная благими намерениями, то фильм - в первую очередь о глубоком, замёрзшем одиночестве. Вообще тут странно. Сериал и глубже, и разнообразнее. Фактически, тема одиночества - единственный общий лейтмотив в фильме. А в сериале - тут и романтика проработанная, и "гросс политик", и чего только нет. Впрочем, есть, конечно же любимый японский лейтмотив - отношение к войне как таковой. И тут я буду ругаться. Сильно.

Война - это безусловное зло. Терять любимых - это кошмар. Кошмар вдвойне - тех, кому бы ещё жить да жить. Я правда банальности говорю? Извините. Просто потому, что знаю, о чём говорю. Помните, как Дивов писал: "...Походя Тим раскрыл небольшую тайну - раньше он всегда удивлялся, почему авторы, даже самые раскованные, описывая сексуальные переживания героев, пользуются туманными и расплывчатыми формулировками. Все оказалось просто - если ты сам никогда не испытывал настоящей радости в постели, у тебя не найдется подходящих слов. А если испытывал - тем более никаких слов не хватит..." А любовь может и сильнее смерти, но, боюсь не на много. Поэтому - ничего кроме банальностей не могу сказать.

Но вот в "Дзипанге" была поднята тема. "Это тоже японцы. Японцы, проигравшие войну". Я прекрасно понимаю на эмоциональном уровне Каназаки. Но на рациональном - не могу. Твой парень - пилот супер-робота уходит на войну. Которую враз не остановишь. Это жутко больно - знать, что его моугт ранить. Но девочка, шансов, что его убьют - мало. В отличие от парней других девушек (хотя, конечно, когда любишь о таком задумывашься в последнюю очередь). Но ведь дело не в этом. Дело в том - что "враз не остановишь". Если любишь - помоги ему. Не останавливай, а помогай. Будь рядом - и разве ты сама не хочешь именно этого? Впрочем, это не самое ужасное в сериале.

Самое ужасное в сериале - это именно принц Ван. Который... потомственный дворянин, тренированный воин... вдруг начинает вести себя как именно что послевоенный ОЯШ и учинять паники с истериками. Человек, убивший дракона лет в пятнадцать, первое животное - небось ещё когда толком на ногах стоять не умел, и который должен был видеть много такого, чего некоторые из нас не увидят никогда? Нет, круглая двойка.

Собственно, мне изначально сериал очень нравился. И все эти препетии (кстати, в отличие от такой же "попаданческой" "Фушиги Юги" - движимый не "роялями в кустах", а вполне закономерными событиями), и переживания героев, и взаимоотношениями. Да, что греха таить, я дико радовалась, что между предельно бисёнинестым, интеллигентным и действительно взрослым Алленом и дурным мальчегом Ваном Каназаки попервоначалу выбирает именно прекрасного Аллена....

И тут оно началось. Нет, даже некоторые моменты алленовской истории меня не поколебали. А вот его слова про клетку - убили. И все эти загадочные поступки и переживания Каназаки и Вана... Я уже и правда начала посматривать на потолок "в рассуждении не пора ли бегать по нему?" Очень меня предфинальный события огорчили. Хотя последние две серии как раз совершенно шикарны, и вроде бы всё... Но осадочек остался.

А ещё в этом сериале (ох, знаю, одна моя подруга будет хихикать) есть триада Эйра-Фолькен-Нарья. Вот это всё. Это просто я пищу. И Фолькен мне безумно нравится (даже больше Аллена)... Ну, и соответственно Эйру с Нарьей я понимаю на все сто. Вот буквально - в каждом слове.

Фильм же - совсем другой.


И по сюжету, и по сути, и по рисовке (которая меня вообще очень-очень порадовала) и вообще. Он действительно уж совсем "Звёздные Войны". Но... В нём есть три великолепных отличия от сериала.

1. Ван ведёт себя как и положено ему по рождению и судьбе. Никаких переживаний. Никаких метаний. Каназаки не нужно переключаться между непонятно откуда взявшимися то страхами, то берсеркерством. Это уже правильным образом цельная личность. Одинокая - ни понять никто не может, да и не хочется ему (а Каназаки - такая же, вообще этот лейтмотив меня очень нехорошо по сердцу дёрнул, есть что-то такое и во мне, я, похоже даже и не осознавала, пока "со стороны не увидела"). Но цельная. Нормальный такой дворянин-воин. И никто не удивляется, что впадает в амок. И им с Каназаки нужно именно то, для чего мы все так и устроены: увидеть силу в слабой девушке. И добро в жестоком парне.

2. Уже упомянутый лейтмотив одиночества. Внутреннего. Да, он мне близок. Но он и правда раскрыт хорошо.

3. На порядки меньше "кастрюлек-на-ножках". Как бы я их ни любила - я люблю их именно за полную абсурдность. А массовый абсурд - это всё-таки не мой.

А ещё Дилланду хорош. Кстати, что он такое по сериалу - я разгадала ещё до того, как показали первый сюжет с Алленовской сестрой. Могу гордиться. Впрочем, в сериале довольно много моментов, которые можно просчитать раньше, чем они объясняются... Хотя всё равно - полная "мозаика" очень оригинальная и непредсказуемачя. А что Диланду в фильме - гораздо более доброжелателен к соратникам и просто такой полусумасшедший наёмник (и тоже пироманьяк) - мне просто понравилось.

Что самое удивительное - я даже в сериале не могла поспорить с финалом. Я знала, что так оно и закончится. Просто по опыту... как казалось мне. Но потом оказалось, что всё гораздо глубже. Даже зная, что я никогда не смогу родить ни Аллену, ни Вану. Что я никогда не встречюсь больше с Фолькеном, Эйрой и Нарьей, с Меру, с Гадесом, с Мираной, даже со милым и смешным мистером Кротом (вот тоже - персонаж-шут, но по делу и тоже важный двигатель сюжета)... И что я навсегда потеряю первую любовь Амано-сенпая, который уйдёт к моей лучшей подруге... Я всё равно вернулась бы. Потому что в этом есть какая-то страшная немного правильность. Ну, и для меня лично - потому что это и не моё. Моё - это 111 дней, нечего от этого бежать.

Резюме не будет.

tragedy, fantasy, angst, shoujo, action, anime

Previous post Next post
Up