Сегодня, в день своего рождения, я могу сказать, что Пермская транспортная реформа состоялась! Для начала поясню, почему я так считаю. Сегодня стало известно о подписании муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок пассажиров на 16 регулярных маршрутах по регулируемым тарифам города Перми сроком на пять лет. В апреле были объявлены электронные аукционы на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемым тарифам города Перми по «брутто-контрактам». На эти аукционы заявились 7 перевозчиков. В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ, были проведены все конкурсные процедуры, и объявлен победитель. Победителями стали шесть перевозчиков: МУП «Пермгорэлектротранс», ООО «АВТОМИГ», ИП Стерлягов Александр Михайлович, ООО "РТ ЛАЙН", ООО «Райзен», ИП Кирсанов Алексей Игоревич.
Всего с начала 2020 года на осуществление регулярных перевозок пассажиров на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам города Перми сроком на 5 лет состоялось 14 электронных аукционов, на каждый из которых было подано от одной до четырех заявок. Наиболее востребованными оказались маршруты № 14 и № 27, на эти маршруты было подано по 4 заявки. Общий объем транспортной работы на пять лет составляет 129 673 279 км. Объем финансирования на пять лет для 18 маршрутов составляет 16,471 млрд руб. Средняя цена одного километра транспортной работы составляет 127,02 руб.
Так же с начала 2020 года разыгран 21 электронный аукцион на осуществление регулярных перевозок пассажиров на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам города Перми сроком на 3 года. На 8 из этих аукционов заявились 15 перевозчиков. На остальные 13 аукционов не было подано ни одной заявки. Победителями стали семь перевозчиков: ИП Миронов Денис Валерьевич, ИП Аристов Сергей Викторович, ООО «АВТО-ТЕХ», ООО «ДИЗЕЛЬ», ИП Окулова Галина Рифовна, ИП Целоусов Андрей Анатольевич, ИП Плотников Виталий Александрович. Наиболее востребованными оказались маршруты № 22 «Микрорайон Васильевка - Пермский военный институт» и маршрут № 23 «Банная гора - деревня Голованово», на эти маршруты было подано 5 заявок. Общий объем транспортной работы на три года составляет 14 594 636 км. Объем финансирования на три года для 17 маршрутов составляет 1,07 млрд руб. Средняя цена одного километра транспортной работы для этих маршрутов составляет 73,31 руб.
Более того, с начала 2020 года разыграно 47 электронных аукционов на осуществление регулярных перевозок пассажиров на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам города Перми на 2020 год. На 9 электронных аукционах еще идет подача заявок, на 2 электронных аукционах идет работа комиссии, 36 электронных аукционов завершились, на 6 электронных аукционах не подано ни одной заявки, на 17 электронных аукционов подана одна заявка. Всего с начала 2020 года на 36 электронных аукционов на осуществление регулярных перевозок пассажиров на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам города Перми на 2020 год заявились 26 перевозчиков. Победителями стали 16 перевозчиков: ООО «МЕГА-ГРУПП», МУП «ПЕРМГОРЭЛЕКТРОТРАНС», ООО «ДИЗЕЛЬ», ИП Аристов С. В., ИП Изгагин С. В., ИП Жужгов И. Ю., ООО «АВТО-ТЕХ», ИП Целоусов А. А., ООО «УРАЛ-АВТО», ООО «ПЕРМЬАВТОЛАЙН», ИП Тетерин С.В., ИП Амельченко А. С., ИП Стерлягов А. М., ООО «ВИРАЖ», ИП Иванов В. А., ООО «АААВТО». Наиболее востребованными оказались маршруты № 54 «Улица Мильчакова - станция Пермь-II - микрорайон Хмели», № 65 «Кооператив «Сосновый бор» - Садовая - Березовая роща», № 9 «Микрорайон Хмели - микрорайон Нагорный - Субботино», № 33 «Город Сердца - микрорайон Костарево», № 38 «Микрорайон Гарцы - микрорайон Садовый», № 39 «Микрорайон Оборино - Ласьвинские хутора», № 61 «Центральный рынок - НПО «Биомед» - микрорайон Новые Ляды». Общий объем транспортной работы на 2020 год составляет 6044452,85 км. Объем финансирования на 2020 год для 41 маршрута составляет 0,65 млрд руб. Средняя цена одного километра транспортной работы для этих маршрутов составляет 108,3 руб.
Весь объем финансирования с начала 2020 года на осуществление регулярных перевозок пассажиров на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам города Перми сроком на 1 год, 3 года и 5 лет составляет 18,191 млрд руб. Общий объем транспортной работы на 1 год, 3 года и 5 лет составляет 150 312 368 км. Средняя цена одного километра транспортной работы составляет 121,03 руб.
Вся информация о всех конкурсах на все маршруты в городе Перми представлена в виде общедоступного файла здесь (рис. 1):
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1DD0cAq83txLbAFpcfR7wwtEImYb-etp-P2MVYk04rgc/edit?usp=sharing
{C}{C}{C}{C}{C}{C}
Рис. 1. Таблица с текущими результатами проведения аукционов на осуществление регулярных перевозок в городе Перми
Этап подачи заявок на электронные аукционы, по сути, явился, как говорят военные, «временем Ч» для всей Большой Пермской транспортной реформы. Многие опасались, что конкурсы могут вообще не состояться. Могло так случиться, что в стране просто не найдётся того перевозчика, кто сможет выполнить все заложенные в конкурсной документации условия - поставить необходимого качества подвижной состав, обеспечить необходимое количество автобусов, сформировать производственную базу на территории города и предоставить гарантии выполнения муниципального контракта в течение всех пяти лет. Именно это требование о предоставлении гарантии явилось, как оказалось, самым большим камнем преткновения и самой сложной задачей для многих участников электронных аукционов при принятии ими решения об участии в закупках. Дело в том, что российские банки не имеют практики выдачи банковской гарантии на столь длительный период времени просто потому, что все государственные и муниципальные контракты, в среднем, имеют гораздо более короткие сроки выполнения. И такая практика получения гарантии на пятилетний срок в Российской Федерации попросту не сформировалась. Для многих небольших городских и региональных перевозчиков получение такой банковской гарантии оказалось невыполнимой задачей. В этом плане преимущество имели крупные предприятия, бизнес которых осуществлялся сразу в нескольких субъектах федерации, и парк транспортных средств таких предприятий позволял предоставить банку надёжные гарантии и зарекомендовать свой бизнес перед банком как вполне надёжный и прибыльный. Именно по этой причине довольно большую долю пассажирских перевозок на городском пассажирском транспорте общего пользования ближайшие пять лет будут оказывать две иногородние компании:
ООО «Автомиг» (ИНН 5036032485, г. Подольск),
ООО «РТ Лайн» (ИНН 9701149439, г. Москва).
ООО «Автомиг» стало победителем в 4 электронных аукционах и будет осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам города Перми на маршрутах №15 «Южная - ДДК им.Кирова - Центральный рынок», №20 «микрорайон Новый Крым - Центральный рынок», №60 «ДДК им. Кирова - Комсомольская площадь», №64 «ДДК им. Кирова - станция «Пермь-2», №80 «ДДК им. Кирова - улица Милиционера Власова» и №77 «микрорайон Левшино - улица Мильчакова»:
https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000076 https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000077 https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000075 https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000086 ООО «РТ Лайн» стало победителем в 4 электронных аукционах и будет осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам города Перми на маршрутах 32 «Микрорайон Васильевка - Центральный рынок», 4 «Площадь Дружбы - микрорайон Нагорный», 14 «Микрорайон Заостровка - микрорайон Юбилейный», 1 «Микрорайон Садовый - станция Пермь-II», 67 «Микрорайон Заостровка - микрорайон Садовый»:
https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000078 https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000085 https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000080 https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0156300008720000127 Сейчас данные компании находятся в стадии подготовки к выполнению условий конкурса, занимаются созданием производственной базы, набором персонала и концентрации в городе Перми необходимого количества подвижного состава. В Пермь начали поступать Газовые автобусы ЛиАЗ-5292, которые с начала 2020 г. работали на территории Московской области. Эти автобусы составят основной парк транспортных средств компании ООО «Автомиг», победившей в аукционах, на первые месяцы работы компании в городе Перми. По мнению людей, близких к указанным компаниям, это будет временный промежуточный вариант. Компания находится на стадии закупки большой партии автобусов «МАЗ-203.016», которые в будущем составят основной костяк подвижного состава на регулярных маршрутах в городе Перми. После чего автобусы ЛиАЗ будут сняты с маршрутов и вернутся обратно работать на своих прежних маршрутах. Для новых автобусов формируется соответствующая производственная база, которая, как и следовало ожидать, будет располагаться на площадях, используемых и ранее в качестве производственной базы текущего содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта пермских автобусов. Часть автобусов, которые будут обслуживать направления № 15, 20, 60, 64 и 80, будут базироваться в Закамске (ул. Причальная, 9), а те, что выйдут на маршрут № 77 - на Гайве (рис. 2-3).
Рис. 2-3. Производственная база для новых городских автобусов в городе Перми
Все вышеперечисленное лично мне дало понимание о том, что Большая Пермская транспортная реформа точно состоялась. С большой долей вероятности, начиная с лета 2020 г., в городе Перми в единой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования будет работать самый новый парк автобусов, в сравнении с другими городами Российской Федерации. Все это увидят пассажиры, и, я думаю, оценят положительно. Увиденное проведет большую и жирную черту под рассуждениями о необходимости и эффективности Пермской транспортной системы и проводимых реформ, которые активно велись все это время, особенно последние три года, как основная информационная повестка в транспортной сфере.
Обсуждение деталей Пермской транспортной реформы проходило во всех без исключения средствах массой информации. Приведу лишь несколько ретроспективных ссылок:
https://www.business-class.su/news/2020/02/11/mihail-yakimov-prokommentiroval-vnedrenie-tarifnogo-menyu-v-permi https://www.business-class.su/news/2019/09/28/professor-mihail-yakimov-ob-idee-sozdanii-municipalnogo-avtobusnogo-parka https://www.business-class.su/news/2019/03/31/intervyu-s-professorom-mihailom-yakimovym-o-novoi-marshrutnoi-seti-permi