.
Редко пишу о старших детях и никогда не рассказываю об их "достижениях". Не хочу нарушать границы их личного мира, оправдывать своё мировозрение их жизнью. Но вот совершенно неожиданно для меня Дора написала пост. Как раз о том, о чём я бы очень хотела рассказать вам. О вере, об уверенности, о возможности невозможного и об иллюзорности рамок.
Для тех, кто не очень хорошо знаком с нашей семьёй и мало знает про Дору, добавлю несколько слов от себя. Дора, как и все остальные наши дети, никогда не ходила в школу и в садик. И мы никогда не занимались с ней по программе. Сказать честно, мы вообще не занимались с ней. Долгие разговоры за жизнь - да, обсуждение всевозможных философских и научных вопросов - да, но учёба в обычном понимании этого слова - нет.
Ещё один очень важный момент. Все наши дети родились в Израиле. Но их родной язык - русский. Потому что русский язык родной для нас с Сашей. А общение с детьми может идти только от сердца, так, чтобы слова не проходили через голову, а лились прямо из груди. И при том, что мы с Сашей любим иврит и владеем им, и круг наших израильских знакомых очень широк, дома у нас звучит только русская речь, а дети начинают активно пользоваться ивритом после 12-14 лет.
Я рассказываю это для того, чтобы было понятно, ЧТО значило для Доры начать учиться в университете на новом для неё языке.
До 13 лет Дора вела абсолютно анскулерский образ жизни: играла в куклы и в ролевые игры, часами сидела с книжкой в гамаке, смотрела фильмы, танцевала с сёстрами, рисовала, лепила, лазила по деревьям и по крышам, каталась на велосипеде, общалась с друзьями. В 13 лет она начала ездить на лекции в Ариельский колледж. Это были её инициатива и её решение. В это же время Дора начала работать в пекарне (где проработала 5 лет). В 15 лет Дора начала учиться в мидраше в Бар-Илане (религиозных женских курсах при университете). В 16 Дора записалась свободным слушателем в Еврейский университет и в Бар-Илан. Дальше было поступление в Открытый университет. Совершенно самостоятельно, без аттестата зрелости и экзаменов. Параллельно Дора училась в Бар-Иланском университете свободным слушателем. И вот теперь Дора, успешно сдав экзамены, переходит в Бар-Илан полноправным студентом. Сейчас ей 18 лет.
Дора - не вундеркинд, она просто получает удовольствие от учёбы, от общения со студенческой молодёжью (все они старше её на несколько лет), с преподавателями. Она очень любит экскурсии, которые проводятся на её курсах, с нетерпением ждёт каждые археологические раскопки.
На днях она сдала экзамен "научные методы в археологии", получила высокую оценку. Вы спросите: как ребёнок, ни разу не побывавший на уроках математики, физики, химии, и, к тому же, не владея в совершенстве ивритом, мог сделать это? Я не знаю КАК. Я только знаю, что это нормально, и не удивляюсь её успехам. Потому что никогда не сомневалась, что каждый из моих детей достигнет в жизни тех высот, к которым будет стремиться.
Оригинал взят у
dora_zinigrad в
Надо только улыбнуться.
Напишу, не чтобы похвастаться, а чтобы поделиться, ведь это так важно.
Я все время ждала, что вот сейчас она начнется. Начнется та тяжелая жизнь, о которой мне все говорили, в которой надо делать много того, что не хочется, в которой все тяжело. Я все ждала, ждала и вдруг поняла, что она вроде бы давно уже должна была начаться, а мне все так же легко.
И я вспоминаю, как меня принимали в университет, как говорили, что будет тяжело, как на первой лекции ничего не понимала, только шум, и слова не могу разобрать. Первую работу вспоминаю: как писали ее за два часа, как посылали за минуту до субботы, и как я потом жаловалась папе, что вот она такая-сякая, нехорошая и, наверное, ее не примут. И первый экзамен тоже вспоминаю: как не спала по ночам, как готовилась, как говорила, что не пройду, как все вокруг закружилось, когда вопросы увидела и … пустота, кажется, ничего не знаю. И оценку первую, ее тоже вспоминаю: такую неожиданную. И истерики, которые я папе закатывала перед сдачей каждой работы, тоже вспоминаю: что вот я, мол, такая сякая, не написала вовремя и сдала с опозданием, и что теперь ее у меня никто не примет, и вообще, что она никуда не годится и надо начинать все с начала.
Но было ли тяжело? Нет, не было. Я готовилась за пару дней, сдавала, получала те оценки, которые мне были нужны, не напрягаясь, делая в кайф. Все казалось слишком простым. Я возвращалась домой и говорила: «Не может быть, что это так просто!". И оценки казались полученными незаслуженно.
Что помогло мне? То что папа мне всегда говорил: "к любому экзамену можно подготовиться за один день", то что он научил меня, что перед экзаменом надо спать, а не заниматься, и что не надо себя проверять за пять минут до экзамена, и что раз кажется, что ничего не знаешь, значит все хорошо. То, что он верил, что я смогу, и что ему было все равно, что я получу, главное, чтобы я была довольна.
Как случилось, что я попала в университет без багрута (аттестата зрелости)? - спросите вы. Это отдельная длинная история.
Когда я была маленькая, мне рассказывали о том, как это все сложно, как много всего надо сделать, чтобы попасть в университет, и как сложно там удержаться. А мне казалось, что все намного проще, что я просто приду, улыбнусь и, ведь они тоже люди: все эти дядечки и тетечки, и они, конечно, меня возьмут. Просто скажут: попробуй, если получится, то останешься. И именно так оно и случилось.
Я встретила человека, и он рассказал мне об Открытом университете и о том, что там может учиться кто захочет. А потом он сказал, что я немного поучусь там, а потом приду в другой университет и скажу: вот у меня такие оценки и я учил то-то и то-то, и они меня возьмут. Это звучало так по-детски и это было так похоже на то, что я себе представляла. И я до сих пор помню, как мы шли с ним по улице, и я, уже испорченная убеждением всех вокруг, что как в сказке не бывает, объясняла ему с умным видом, что так быть не может.
Как мне хочется встретить его еще раз и извиниться перед ним, ведь это именно так и работает, и я уже в следующем семестре начала учиться в Открытом университете, чтобы потом перейти в университет Бар-Илан (в Открытом нет той специальности, которую я хотела).
Я тогда вернулась домой и рассказала папе про то, что в Открытый университет берут без аттестата зрелости, а потом спросила: «Может быть такое, что я поступлю в Открытый, а учиться буду в Бар-Илане?», а папа сказал: «Нет». Наверное, впервые в жизни я услышала от папы что что-то невозможно, и тогда я пошла искать в интернете и нашла, нашла программу, по которой можно начать учиться в Открытом университете, а потом перейти в обычный. Я рассказывала об этом людям, но мне все продолжали говорить, что такого быть не может. Вера их в то, что без аттестата нельзя, была неприступна, и только я с моим воображением смогла в это поверить.
Сейчас я уже закончила учиться в Открытом и фактически учусь в Бар-Иланском университете. В следующем году могу официально поступить в туда и закончить степень за год, если очень захочу.
К чему я это все? К тому, что вот сейчас передо мной море, и в кастрюльке скоро закипит вода, к тому, что мир прекрасен, и то, что необходимы какие-то бумажки, придумали мы, и они необходимы только, пока мы играем в эту игру. И то, что во взрослой жизни нужно делать то, что не хочется, тоже придумали мы, а на самом деле солнце отражается в море, вокруг песок, и перед нам открыты все дороги, и нет ничего невозможного, надо только верить, и чтобы близкие люди верили, что все просто, и надо только улыбнуться.
З.ы. И я все-таки скажу, это, наверное, прозвучит глупо, потому что мы живем в суровом мире бумажек, но я скажу: улыбайтесь! просто везде, не важно, что вокруг (да, да и даже в метро, там тоже можно улыбаться). Ведь насколько лучше был бы мир только от того, что все бы улыбнулись друг другу. В этом мире действительно так много всего непростого, но это не экзамены. Вот найти правильную дорогу в лесу, когда темнеет - это сложно, а все остальное… улыбнитесь J… мне пора.
.