Остров Сахалин. Часть IV. Южно-Сахалинск парадный и туристический.
Что же видит в городе Ю.-С. человек в первую очередь? Глянем на городские доминанты.
Центральная площадь как и в любом городе оборудована стандартным Лениным областного размера. За ним небольшой скверик - приют праздной молодежи - и вокзал.
Про железнодорожную составляющую я расскажу попозже а сейчас пройдемся по городу.
За Лениным памятник жертвам землетрясения, уничтожившего в 1995 г. поселок Нефтегорск целиком.
Одной НЕ прекрасной ночью 28 мая 1995 г. из-за 7-8 бальных сейсмических толчков рухнуло 17 поселковых пятиэтажек. Из 3,5 тысяч населения погибло более двух тысяч (2040 или 2247 по разным данным) человек, но для страны это прошло как-то незамеченно. Я сам как раз получал школьный аттестат в том году и не могу не пожалеть о 26 выпускниках единственной тамошней школы. Тем более, что на следующие утро их осталось всего 9.
Вскоре всех оставшихся живых вывезли, а сам поселок засыпали землей и заровняли. Ну и монумент поставили на месте катастрофы и тут (в областном центре). Память (хоть и скромная) жива.
Вывески в центральной части города дублируются на английском языке и это тоже весьма необычно. Разве что в Питере можно припомнить нечто подобное, но там это сделано для туристов.
А здесь - из коммерческих соображений. На Сахалине ведется разработка нефтяных месторождений проекта «Сахалин-1, 2, 3». Поскольку это концессии, то и заправляют там в основном иностранцы (вроде «Экссон Мобил»?). Сами промыслы находятся на севере острова (Оха, Катангли, Ноглики), но начальство любит цивилизацию и тепло, поэтому квартируется в Южном.
И даже не в самом Южном, а в пригородном коттеджном поселке со странноватым названием Зима, своеобразной резервации для «белых» среди туземного населения. И названия там такие же нерусские - гостиничный комплекс «Земляничные Холмы» на улице Солнечного света дом 2, да.
Но влияние не европейское, а американское.
Ни у нас, ни в Европе аптеку «драгстором» не называют - только в США. Да штаты тут и ближе, так что это неудивительно.
Центральный почтамт и управление Сахалинской железной дороги на центральной улице Ленина.
Дома красят и отделывают поцветистее (напоминает центральный проспект Мурманска), потому что зимой здесь бывают натуральные снежные бураны с непроходимыми снегами.
Крыши по этой же причине стараются делать покатыми.
А вот особого отделывания торцов домов (из-за ветра) я не заметил, но я и не такой внимательный как Лебедев.
Телевышка.
Есть и собственные каналы ТВ (в основном информационные), но освещать им особенно нечего. Политическая жизнь проходит далеко отсюда, основные экономические решения тоже принимаются не здесь, да и спорт из-за расстояний, по сути, варится в собственном соку.
Губернаторство и правительство области.
Почему-то в местной геральдике очень любят голубой фон - голубой и флаг области (с белым силуэтом Сахалина и Курильских островов) и герб Южно-Сахалинска (на фото его нет, но поверьте мне).
Кстати, мне даже довелось увидеть действующего губернатора - около 8 часов утра он подкатил с джипом охраны к этому зданию и забежал внутрь. Не знаю, как оценивается его работа жителями, но приезжает на службу он рано.
Театр. Как и вся культура здесь - имени Чехова.
Грандиозное здание Сахинцентра.
В Москве подобные функции выполняет Экспоцентр. Приют всяких иностранных торговцев, бизнесменов и отечественных банков. Про многих из них я даже не слышал - банк «Крильон», «Долинск», «Итуруп», и тому подобные воротилы регионального бизнеса. Основной игрок, как и в других регионах Дальнего Востока «Далькомбанк».
Центр города вообще прибран и аккуратен, но это если не соваться в район рынков на Сахалинской улице.
Явно ощущается дефицит гостиниц и поэтому интенсивно строятся новые, хотя в центре их встречается подавляюще много.
Правда совсем дешевых нет, но на улице не останетесь. Рынок съема квартир развит слабовато, хотя и точно существует. Как говорят местные жители, недвижимость стоит немыслимых денег из-за нефтяного бума, но долгосрочный съем квартиры очень доступен.
Заглянем в Краеведческий музей, само здание мы видели, а теперь посмотрим на внешнюю экспозицию.
Творение ХХ очень красиво, конечно, но канализации в здании при постройки не было. Не требовала этого японская гражданская архитектура того времени.
Японские стелы и межевые камни(?), собранные с разных мест острова.
Полуземлянка с длинным входом - это зимнее жилище коренных аборигенов Сахалина - нивхов. Понятно, что ее полностью заметало снегом и был открыт только вход.
А вот это сооружение похожее на сеносушилку - летнее жилище.
Лирическое отступление про аборигенов Сахалина.
До сих пор на острове существует 53 родовых т.е. традиционных хозяйств аборигенов. В первую очередь это нивхи (или гиляки) - 2220 человек по переписиси 2002 г. Согласно ей же, на острове проживают 277 уйльта (ороки), 207 эвенков и 90 нанайцев. Остальные меньшинства исчезающе малы, и в основном все они живут на севере острова.
На южной (бывшей японской) стороне жил исключительно интересный этнос айнов, но на настоящий момент здесь они считаются исчезнувшими. Хотя более загадочной нации нет на свете - при том, что жили они на Сахалине и на Курильских островах это были НЕ МОНГОЛОИДЫ, обладали уникальным, ни на какой другой не похожий языком, и были исключительно волосаты. Некоторые этнографы договорились до того, что это «потерянное колено израилево» или родственны австралийским аборигенам. Вот так. На сегодняшний день около 2 тысяч айнов осталось в Японии, но они практически полностью ассимилированны.
«Почти все, писавшие об айно, отзывались об их нравах с самой хорошей стороны. Общий голос таков, что это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность, на охоте смелый и, по выражению д-ра Rollen'a, спутника Лаперуза, даже интеллигентный. Бескорыстие, откровенность, вера в дружбу и щедрость составляют их обычные качества».
А.П. Чехов «Остров Сахалин».
Русская же часть архитектурной экспозиции идет под лозунгом «Сахалин - место каторги и ссылки». Вот это какое-то дисциплинарно-карцерное учреждение.
С 1869 по 1906 год остров действительно был насыщен :) исправительными учреждениями.
Помимо строений, в Краеведческом музее совершенно верно решили засадить территорию местными растениями-эндемиками (то есть теми, которые больше нигде не встречаются).
Вот много всякого на альпийской горке. Хотя какая она к черту тут альпийская? Фудзиямская скорее.
А вот - сакура.
Зацвела за два дня до моего приезда. Местные новости сообщали, что на целых две недели позже, чем обычно. Здесь хоть и не Япония, но все равно - это важное событие. Лето пришло!
Уже на выходе стоят всякие архаичные артиллерийские орудия. То ли это трофеи, то ли это списанные отечественные образцы, защищавшие остров. Я к ним не подошел и сейчас жалею.
Тут же, через забор, у Дома офицеров небольшая выставка военной техники на радость детям.
Что нашли, то и притащили. ИС-4, ПТ-76, какой-то транспортер, БМП, БРДМ-2, БТР и орудия.
В плохом состоянии но все же есть и памятник знаковый.
Это истребитель-перехватчик ПВО Су-15ТМ и именно на таком самолете майор Геннадий Осипович 1 сентября 1983 г. перехватил и уничтожил между Сахалином и островом Монерон воздушную цель, которая оказалась пассажирским самолетом Боинг-747-200 авиакомпании «Корейские авиалинии» с 246 пассажирами и 23 членами экипажа на борту. История известная и пересказывать здесь целиком (а о ней написаны книги и сняты фильмы) я тут не буду.
Кстати, глиссада аэропорта «Хомутово» проходит прямо над центром Южно-Сахалинска (если быть точнее чуть западнее железнодорожного вокзала) и при южном ветре (а он тут чаще именно южный), самолеты проходят очень низко над городом, готовясь к посадке.
Ежедневный рейс авиакомпании «Трансаэро» над центром.
Религиозная составляющая города очень пестра. Кафедральным для Сахалинcкой и Курильской епархии является Воскресенский собор.
И еще я тут видел православную церковь на улице Пуркаева.
А далее - со всеми остановками. Римско-католический костел Святого Иакова...
Есть еще баптисты, евангелисты, адвентисты и прочее.
Частый элемент городского пейзажа - киоск «Сахалинпечати».
Об ассортименте - все как везде за исключением пары местных газет («Свободный Сахалин», «Сахалинская Правда» и т.д.) и любопытного журнала для женщин с названием типа «Красота Сахалина» (помню не точно, формат «Cosmopoltan»).
Пару слов о городском транспорте. Это только автобусы и маршрутки, но чувствуют они себя прекрасно. Для приезжих и бабушек на каждой остановке висят такие схемы.
Есть и негатив. Парк техники настолько разномастный что ты не можешь предсказать, подкатит к тебе годный корейский бус или дохлый пазик. Как повезет.
Следующий пост будет про железнодорожную оставляющую Сахалина и тема эта крайне интересная.
Предыдущие части:
Остров Сахалин. Часть I. Перелет Москва - Южно-Сахалинск. Остров Сахалин. Часть II. Южно-Сахалинск. История. Остров Сахалин. Часть III. Южно-Сахалинск. "Горный воздух"