Транспортная система Стамбула на первый взгляд адски запутана и непонятна. Четыре разновидности только трамвая, две - фуникулера, две - внутригородской электрички, плюс метробусы, поезда «Мармарей» (об этом я мало знаю), большое разнообразие паромных линий и прочее, прочее, прочее.
1. Лучше всего изучилось то, что называется трамваем Т1. Говоря по-русски - это хорошо сделанная, высокоскоростная трамвайная система. Оценим.
Линия включает в себя 31 станцию, от Кабаташа до Баджилара. При движении по маршруту конечные остановки обязательно обозначены «на лбу» вагона и это очень удобно, потому что существует еще и укороченный вариант от Эминоню до Цевизлибага.
2. Проезд осуществляется либо по пластиковым жетонам, либо по проездному-акбилю. На каждой станции есть жетонматики для полученя первого и пополнения счета на втором.
3. Только недешево - 3 лиры (1,5 доллара). На все разновидности транспорта действуют, даже на экзотические фуникулеры и исторические трамваи.
4. Пути почти всегда изолированны.
5. Проход на станцию через турникеты, а чтоб со стороны путей не забегали (они не огорожены), стоят дядечки-контролеры.
6. Кабаташ - Фындыклы - Топхане - станции вдоль Босфора, не очень людные. А вот Каракой, у Галатского моста - очень даже востребованная пассажирами. Если вас будут лечить, что на линии Т1 не бывает давки - не верьте.
7. Далее трамвай уходит на Галатский мост...
8. ... и прибывает на очень загруженную станцию Эминоню. Вот так все сверху выглядит.
9. Расположенную прямо на берегу бухты Золотой Рог.
10. Потом Сиркеджи (станция у Европейского вокзала Стамбула), Гюльхане (и вход в парки султанского дворца Топкапы).
11. И, наконец, самая центральная туристическая станция, Султанахмет. Наша станция.
12. Совсем недалеко Святая София и прочие достопримечательности.
13. Самая туристическая станция. Турки на ней редки, как бриллианты.
14. Хотя нет, я преувеличиваю.
15. Это утро, народу немного.
16. Станция Чемберлиташ и колонна Константина (след еще римской истории).
17. В центр въезд личным автомобилям запрещен. В Турции - запрещен, это значит «запрещен».
18. Следующая станция - Беязит (одновременно и Гранд-базар и Университет). К ней еще подходит совершенно ненормальное количество рейсовых автобусов, к тому же.
19. Вагонная сцепка такова.
Далее - Лалели (а базары продолжаются), потом Аксарай (крупная станция на оживленном перекрестке). Условный центр на этом кончается и начинаются станции поскучнее.
20. Вагоновожатый рулит, так сказать...
21. Пейзажи за окном несколько меняются.
22. Юсуфпаша (и первый переход на метро М1) - Хасеки - Финдыкзаде - Чапа-Шехримини - Пазартекке и, далее, станция исключительно интересная туристам - Топкапы.
23. Во-первых, она подземная и похожа на какую-нибудь станцию «Багратионовская» Филевской линии Московского метрополитена.
24. Во-вторых, трамвай просто проезжает в пролом стены Феодосия, памятника византийской эпохи.
Там же еще переход на линии М1 и Т4. Переходы не в нашем понимании, а просто рядом расположены станции разных систем и ты переходишь с одной на другую, заново оплачивая дорогу.
25. Входы на станцию очень скромные, надо признать.
26. Далее, линия идет до самого Баджилара, но по ней я не катался.
27. У станции Пазартекке можно полюбоваться на трамвайное депо.
28. Хотя, может быть это и не депо, а цех подъемного ремонта. Для депо жидковата инфраструктура.
В следующих постах рассмотрим другие виды транспорта, но уже не так подробно, конечно.