Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть V. Биробиджан.

Nov 02, 2009 00:01

Часть 5. Биробиджан.



История

Казачья станица Тихонькая возникла тут в 1913 г. при строительстве Транссиба и до 1927 года жила вдалеке от больших потрясений. А в 1927 г. эти места посетила делегация для исследования возможности основания сельскохозяйственных поселений (индустриализация индустриализацией, но и продотряды 1918-19 году все помнили и возврата к ним не хотели). К тому же росла напряженность на Манчжурской границе, которая вылилась в конфликты 1929 и 1931 г. Эти места было необходимо заселить.

В Советском Союзе уже было много национальных автономий, но пятый по численности еврейский народ своей земли не имел. И нигде в мире не имел, ведь государства Израиль еще не существовало. Большое значение имело и мнение влиятельных Американской и Европейской еврейских общин (т.е. мнение вообще всей западной общественности). Товарищу Сталину и советскому государству нужен был положительный пиар.

Поэтому с 1928 г. Комзетом (Комитету по земельному устройству трудящихся евреев) началась пропаганда переселения в эти места этнических евреев. И комитет добился в этом деле немалых успехов. Количество переселенцев исчислялось тысячами. Предпочтение отдавалось крестьянам и вообще людям рабочих профессий. Но многие после нескольких лет хозяйствования уехали обратно.

Динамика была такова: в 1928 г. прибыло 950 человек, в 1929 г. - 1875, в 1930 г. - 2560 и т. д.; всего за первые шесть лет колонизации прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450, то есть осталось 8185 человек.

Постановлением ВЦИКа от 7 мая 1934 г. Еврейский национальный район, основанный в 1930 г., получил статус Еврейской автономной области (ЕАО). А станица переименована в поселок Биробиджан, ставший городом с 1937 г. Несмотря на вполне иудейское звучание это всего лишь эвенкийские названия протекающих здесь рек - Биры и Биджана.

За 80 прошедших с этого момента лет количество евреев еще больше сократилось, но национальный колорит все равно сохраняется.

Город
Утром, с опозданием на полчаса, поезд выгрузил меня на вокзале. Знаменитый вид от платформ с двуязычной вывеской сразу настраивает на романтический лад :).



А вот так выглядит вокзал с эстакады. Движение грузовых поездов по Транссибу оживленное и очень трудно поймать момент чтобы через станцию не следовал грузовой поезд. А вот пассажирских маловато. На Транссибе за Читой поезда и пассажиры вообще не в изобилии. Разве что возле Хабаровска.



Привокзальная площадь со стороны города. Обращаем внимание на часы-семисвечник.



Изрядно полинявшие после лета Чебурашка и Крокодил Гена.



Памятник крестьянам-переселенцам. Жена, лошадь, самовар...

На просьбу продать мне хоть какую план-схему города девушка-продавец в газетном киоске резонно заметила что городу с тремя улицами план-схема не нужна. Поэтому ее и нет.



Погода, меж тем, совсем неважная. Вершина телевышки на сопке (этот район так называется - Сопка и Засопка) скрывается в низких тучах.



А вот набережная Биры. Очень прилично выглядит, просто очень.



Здание филармонии. Размеры поражают. Такого размера зданий немного и в Хабаровске и в Иркутске.



Фигуры муз, граций или еще чего-то такого на площади у Филаромонии.



Там же Скрипач на крыше, герой повести Шолом-Алейхема, известного дореволюционного писателя - российского по гражданству и еврейского по крови.







Административная, коммерческая и социальная реклама. В коммерческой рекламе тоже используется семисвечник. Из стелы ясно, что ЕАО, как и почти все советские автономные округа, награждена орденом Ленина и орденом Дружбы Народов.



Символ области - Журавли.



ЗАГС с кольцами ненормальных размеров с одной стороны и лебедями с другой.

Пройдемся по центральной улице - Шолом-Алейхема. Небольшой участок ее пешеходный.



Памятник писателю.



Напротив самая лучшая в городе (единственная?) гостиница «Восток». С адресом - ул. Шолом-Алейхема, 1.



Вход на Центральный Рынок (двуязычная надпись «Шалом»). Народу еще мало, время около 9 часов утра. Ничего там такого особенного нет.



Пешеходная часть. Много клумб с бюджетными цветами.



Автомобильная часть примерно такая.

Вторая по значимости - Улица Ленина.



Немножко есть новых домов...



... но в основном такие. Телевизионные антенны у каждого хозяина свои поэтому многоквартирные дома напоминают пеньки поросшие опятами или вешенками.



Краеведческий Музей...



... и прочие важные общественно-политические места.



Православный Благовещенский Кафедральный Собор (построен в 2005 г.) и практически напротив, ...



... синагога и здание общины «Фрейд».



Парадный вход в общину. Построена на средства иностранных евреев для поддержки «запасной родины» :)).



Вывеска. Внутри, по соображениям самоцензуры, снимать не стал. Этот самозапрет коснулся вообще всех культовых сооружений, кроме церкви-музея Декабристов в Чите.

Теперь просто прогуляемся по городу.

Двуязычие встречается как на государственных административных зданиях...



... так и на коммерческих.



Кафе «Фрейлехс» и круглосуточный магазин «Цимес». Прекрасно!

После нескольких часов прогулок по городу антенна справа на фотографии мне стала напоминать семисвечник :)



Областное начальство сидит в ужасно унылом сером здании. Ленин сбоку. На фотографии его не видно но поверьте на слово он там есть.



В качестве городского транспорта сохранились еще такие автобусы. Интересно, когда Павловский Автобусный Завод их перестал выпускать? Я таких не видел очень давно.



Знаменитый флаг ЕАО, имеющий сходство с кхе-кхе... флагом сексуальных меньшинств. Но у них радуга во всю ширину флага.



Тихий центр.

Бросив последний взгляд на набережную Биры...



... и на сопку (теперь без туч)...



... я отправился на вокзал. Надо был ехать в Хабаровск и лучшим вариантом оказался скоростной электропоезд Биробиджан-Хабаровск (в пути 2,5 часа, остановок мало, а номер почему-то 7026). Стоимость билета - 218 рублей.



Красавец. Оказывается у него есть собственное имя - Ерофей Хабаров. Состав ЭД9МК - 0100.



Вот такой он - Ерофей Павлович.

Пока я ждал посадки в этот красивый поезд мимо станции на восток проследовал состав цистерн с локомотивом ТЧ Красноуфимск (!) Горьковской Железной Дороги (!!!). Видимо "бочки" в Китай идут вообще без смены локомотива. Как например от Ярославского НПЗ до нефтеналивных терминалов Лиепаи и Вентспилса.

А я за 2,5 часа проехав Аур, Ин, Ольгохту, Волочаевку, Дежневку и новый Амурский Мост (почти уже второй путь положили) оказался на вокзале Хабаровска. Местное время - 13.57.

Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть I. Перелет Москва - Благовещенск
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть II. Благовещенск. История
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть III. Благовещенск. Граница
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть IV. Благовещенск. Прочее.

P.S. господа, а как бы мне эту ссылку на модерацию в russiantowns отправить? Пусть люди посмотрят.

Путешествие по Приамурью и Забайкалью

Previous post Next post
Up