Предыдущее
Источник рисунка
http://lib.rus.ec/i/17/419117/i_118.jpg Ярлык повесить можно в шутку.
А снять - достанет ли веков.
- Но сколько жить с такою «уткой»?
- Пока согласен быть рабом.
На сегодня информация про т.н. «иго» известна из справочников и учебников, начиная с 18 века. Главными отечественными первоисточниками считаются исключительно летописи. При этом наука не располагает самими летописями, а лишь их рукописными копиями, переведенными на современный русский язык. И поборников ига не смущает, что первая редакция «Повести временных лет» была составлена на немецком языке немецкими академиками Петербурга и переведена в 1819 году для императора Александра I, протектора Мальтийского ордена, воспитанного швейцарцем-якобинцом Фредериком Сезаром Лагарпом. Воспитание очевидное западное.
Итак, «наши» летописи утверждают, что до Романовых русские князья были лишены всех прав, и получали право на великое княжение от завоевателей Руси мифических «татаро-монголов». В подтверждение этого права завоеватели выдавали князьям соответствующий ярлык. Как бы обижали, и выдавали квиток, чтоб князья обиду помнили.
Заглянем в музеи. Действительно ярлыки были.
Что представлял собой ярлык. Материал - бумага. Размер - примерно 20 см в ширину, в длину - свернутый рулон до 1,5 м. Писалось черными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотыми. Это касается описания документов, что сохранились, до нашего времени.
А что содержится в ярлыках? Ярлыки представляют собой письменные документы разнообразной тематики, включая дипломатическую переписку и освобождение Церкви от налогов, но.
Известно, что в период Батыя и Русь и Орда исповедовали христианство арианского толка. Даже Батый был одно время христианином, а его сын Сартак оставался христианином до конца жизни. Надо ли удивляться, что Церковь была освобождена от выплаты каких-либо налогов. Это отражено в сохранившихся ярлыках.
Однако на сегодня не известно ни одного ярлыка именно на предоставление права княжения или великого княжения. Тогда откуда берутся утверждения, что подобные ярлыки существовали?
О ярлыках, дарующих русским князьям право власти над конкретной территорией мы знаем только из поздних списков русских летописей. Однако, в списках отсутствуют сведения о содержании ярлыков дарующих такое право. Отсутствие оригиналов подобных документов позволяет думать о возможных фальсификациях, как это было сделано с летописями. Правда
в исторических кругах есть мнение, что такие ярлыки существовали, но со временем они потеряли актуальность и их якобы сожгли до единого.
«Башкиры жалованные царские грамоты на землю хранили всемьях по двести-триста лет (их тоже называли ярлыками). Потому что это были главные правовые документы при земельных спорах. А зачем, спрашивается, княжеским семьям нужно было сохранять ханские ярлыки? К концу 16 века все бывшие удельные князья стали царскими холопами. Их место при дворе определялось государевой милостью и знатностью рода. А знатность эту и память о прошлой самостоятельности они связывали с сидением дедов-прадедов на великих столах, а вовсе не с ордынскими пожалованиями. К тому же легитимность московских Рюриковичей была придумана на основе легенды о непрерывности "царского корня" от "Августа-кесаря". Бусурманские ярлыки сюда совсем не вписывались».
Зайдем с другой стороны. Предполагаемый Ярлык это не только право на легитимную власть, это документ, подтверждающий княжеское достоинство, а ещё такой документ, мог оговаривать и некие обязанности, и их исполнение. Однако кроме летописей ни один исторический документ о ярлыках на княжение не упоминает. Для юридической практики, что бы документ, подтверждающий право на власть, не засветился в других документах факт странный и не реальный.
Как бы там ни было, мы имеем дело если не с очередным историческим мифом, то, как минимум с недоказанным историческим фактом. Однако на сей недоказанности базируется значительный период нашей истории как постулат.
Без наличия ярлыков на великое княжение объективно оценить отношения Руси с Ордой опираясь только на отечественные источники невозможно.
Данное обстоятельство просто требует исключения из учебников понятия про иго и ярлыки на княжение. Учебники не место для предположительной информации.
Но и без того видно, что история Руси была совсем иной, чем говорится в учебниках. Государственное собирание земель требуют называть игом. Применение такого термина это плевок в собственную историю. А Ярослав Мудрый собирая Киевскую Русь варяжскими дружинами, тоже устанавливал иго для соседей? А включение Суздаля, Ростова и т.д. в Московию тоже считать игом для ростовцев и суздальцев?
Нужно немалое гражданское мужество, что бы составить истинную историю без идеологических вывертов. И, похоже, в этом вопросе не обойтись без политической воли власти, ибо сама наука на это отважиться не в силах.
Однако с чего мы взяли, что среди ярлыков-писем были ярлыки, дарующие власть русским князьям? Княжили на Руси во всю историю только русские князья и никто иной. А будь в природе ярлыки на княжение, могли бы русскими княжествами владеть и представители Орды. Но не владели! С Ордой наблюдаются только отношения в виде взаимного предоставления войск и оплаты военного налога, называемого сегодня «невыносимой данью». Разумеется, князья делали подарки ханам и членам их семей. А сегодня уже современные «князья» России разве не делают подарки Патриарху или заграничным политикам во время визитов? И что это следует назвать игом?
Древние артефакты лучше смотреть самим. Рекомендую посетить в Москве Исторический музей и Музей Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Этот музей проводит интересные экскурсии и для детей. Экскурсовод в боярском одеянии просвещает детишек о старинном укладе жизни, об уважении, которое добрые молодцы должны выказывать красным девицам (однокласницам), а в заключении катание на лошадках. Дворец хоть и новодел, но имеет много артефактов и исторических реконструкций, одна из которых львы возле трона царя, рычащие и поднимающие лапы. Такое чудо было скопировано государем с аналогичного при дворе императора в Константинополе. Притронных львов можно смело отнести к первым роботам эпохи Средневековья.
Специально для паузы сообщаю ссылку на статью об известных в истории роботах, созданных задолго до современных компьютерных технологий -
http://tanjand.livejournal.com/857969.html, правда, не обошлось и без мистификаций, одну из которых разоблачила Екатерина II,
http://www.unbelievable.su/articles.php?id=49.
Похоже, и в современном изложении истории, содержащиеся в ней мистификации без монаршей воли не отменить.
А какие вообще кроме ярлыков известны документы Золотой Орды, представлявшие реальную власть?
Так выглядел ордынский ярлык. Источник
фото.
Ярлыки выдавались не только русским князьям, но и митрополитам и венецианским купцам. Переписка ярлыками велась и с Великим княжеством Литовским. А там княжили суверенно и в Орду за разрешениями не ездили. Эти ярлыки всего лишь дипломатическая переписка.
А вот другой документ Пайцза. Этим знаком делегировалась власть от имени хана.
Пайцза, вид с двух сторон.
Источник.
«Силою вечного Тенгри. Имя императора да будет свято. Тот, кто не будет относиться с благоговением, совершит проступок и умрёт» (Перевод Н. Н. Поппе. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941).
Пайцзы бывали деревянные, медные, серебряные и золотые; иногда украшались драгоценными камнями.
В
Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «ведет дела по усмотрению, как бы мы лично ехали».
Рубрук сообщает, что хан Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления».
О пайцзах различных рангов («дщицах») подробно рассказывает Марко Поло. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник - золотую или позолоченную серебряную, темник - золотую с львиной головой; у того, кто поставлен над ста тысячами - пайцза золотая с изображением льва в нижней части, а сверху - солнце и луна. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да умрут и исчезнут все ослушники». Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет.
Вы не пропустили мимо внимания слова «великого Бога»? Речь идет не о многобожии, как нас уверяют религиозные деятели, а о самом, что ни наесть единобожии! Но это так для заметки.
А вот ещё один символ власти - тамга.
Считается, что к русским слово "тамга" попало с Востока, так называли основной налог с торговли, ремесла и промыслов. На этот налог было перенесено название знака тамги, который ставился как свидетельство, что налог уплачен. Вероятно, от этого слова происходят и знакомые нам слова: дань, деньги, монеты таньга. В корне термина просматривается и слово «таможня». Таможня дала добро, поставила свой знак, и тебя и товар пропускают через границу.
Вообще тамга по своему определению родовой знак. А ещё она знак территории рода. В средневековье знак становится государственным гербом, а до того он знак, который ставили на скот, на борти на межевые камни. А вот греки использовали свой знак как пограничный, застолбив ставросами (столбами с пограничными знаками) целый полуостров, который так и назвали Таврида (сегодня это наш Крым).
Первая тамга у монголов появляется только в четвертом поколении Чингизидов.
Тем не менее, в сети Интернет, да и в словарях сплошь и рядом утверждается что тамга - монгольское слово.
Однако археология как наука все-таки упрямее свидомых специалистов.
Это знаки Боспорских царей, III век до н.э.
Источник.
Южнорусские князья как и представители знати других народов использовали двузуб и трезуб на территориях, где эти знаки уже давно были в ходу.
Сам по себе трезуб не является родовым знаком ни Гедиминовичей, ни Рюриковичей, ни Гиреев, ни даже болгарских Шишманов, наследовавших свой родовой трезубец (знак «Шта») от знаков тюркских народов. Как и другие сарматские знаки трезуб это только знак территории. Итак:
тамга - сарматский знак;
тамга не привязана к какой-либо нации;
тамга как знак известен с древнейших времен.
Смысл знаков власти нам известен издавна, в отличие от происхождения известной нам терминологии. Показанные выше знаки употреблялись лишь на территории Боспора, в то время как знаки других начертаний широко применялись во
всем Северном Причерноморье. Они прочно вошли в быт населения и использовались в практической жизни, например в ремесленном производстве. Причем ремесленники, работавшие в царских или княжеских мастерских, маркировали свою продукцию царским гербом или княжеским знаком, а владельцы собственных мастерских - гравировали личную эмблему. Подобные эмблемы можно встретить на многих изделиях ремесленников Рима, Новгорода, Московии. Загляните в музеи, присмотритесь к древним «железкам». По этому признаку уже сами сможете отличить новодел и подделку.
Подведем итог по знакам и документам власти.
В административной и политической жизни Золотой Орды издавалось много правительственных повелений - указов общегосударственного и частного характера. Эти письменные документы именовались ярлыками. По степени важности ярлыки снабжались печатями с изображением тамги. На особо важных ярлыках была большая тамга из яшмы. Ярлыки "по делам средней важности" получали большую тамгу из золота. Ярлыки по военным делам получали большую тамгу из золота, только с тем отличием, что на ней по окружности тамги изображали - "лук, булаву и саблю".
Источник.
Рассмотренные знаки и символы власти сильно разнятся между собой. Ярлык самый разговорчивый. Пайцза немногословна, но весьма лаконична. А тамга хоть и молчалива, но, похоже, что от её знаков берет свое начала сама письменность, а ещё от тамги началась известная традиция ставить печати на ответственных документах.
Итак, рассматривая юридическую систему власти Орды, мы не обнаруживаем документов, в которых русским князьям предоставляется в явной форме право на великое княжение.
Продолжение следует
В список по теме