Вот и закончилось мое очередное путешествие по родному краю. Всем кому интересна история страны (стороны) и в частности её окраин (у краёв, украин) настоятельно рекомендую совершать путешествия по рекам России. Целью данного путешествия были удивительные реки Москва-река и Ока.
Вид на московский музей-заповедник Коломенское.
По Москве-реке через шлюзовую систему.
Москва-река за южными пределами столицы.
По таким голубым дорогам когда-то шла наша тысячелетняя История. Её следы на речных берегах видны и сегодня. Многие поколения предков оставили нам великое наследие нашу Родину.
История на речных берегах полна интриги.
Коломна. Многим знаменит этот город. Здесь 31 января 1366 года сыграл свадьбу с суздальской княжной Евдокией московский князь Дмитрий. Некоторое время Коломна даже выполняла столичные функции Московского княжества. Это произошло, когда череда пожаров и мора сделали невозможным само проживание в Москве.
Город Коломну в истории можно охарактеризовать так. Невеста на выданьи, уверенная и знающая себе цену. Сватались к ней многие князья из Москова, Эрзяни (Рязани). Долго перебирала Коломна достойных женихов, пока окончательно не отдала свою руку и сердце древнему Москову.
Рязань. В новом обличии и с новым именем это воинственная амазонка с большими амбициями. Сильное княжество не без основания имело претензии и на столичное звание. К тому же судя по названию, её история начинается ранее славянской.
Константиново. Село на берегу Оки известно культурному миру как родина знаменитого поэта Сергея Есенина, воспевавшего Родину.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».Сегодня родное село С. Есенина немного напоминает потемкинскую деревню, но есть у местных главное, гордость за земляка и желание увековечить его память. Теперь село - государственный музей-заповедник.
Берег реки Оки в окрестности села Константиново.
Земская школа, в которой учился С. Есенин. За школой находится Дом-музей поэта.
Москва белокаменная это бабушка Мокошь. В её сундуке более тысячи лет хранилась удивительная старина. Но многое из той старины внуки заменили на западный антураж.
Из серии снимков AdMe.ru
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/belyj-kreml-v-moskve-698210/Визуализация Кремля и Красной площади по состоянию на 1800 год. Живописец Фёдор Алексеев по поручению императора Павла I выполнил множество зарисовок старой Москвы. Такой в 1812 году увидел Москву Наполеон и осмелился поднять на неё руку, приказав взорвать многие строения Кремля. Теперь Кремль красный как память о той крови.
Прости бабушка, не уберегли твоё бесценное белокаменное убранство.
Белокаменная основа видна по всей Руси и не только в произведениях художников и поэтов. Сегодня к белым камням московского Китай-города можно прикоснуться и ощутить своими руками живую прохладу истории. На южном выходе из станции метро «Китай-город» археологи обнаружили старинную кладку крепостных стен, и стены оказались белыми. А сколько городов имеет «белое» название: Белгород, Белград, Белая Вежа, Белев (пристань на Оке), Белоомут... Даже целая республика носит эту историческую красоту - Беларусь. Раскопки в Коломне и Рязани открыли нам и их белокаменную основу.
Истоки имен городов
Загадочны имена городов на Оке. Загадочна и сама река, игравшая роль южной границы Руси. Да, именно так ни больше, ни меньше.
Старинный город Коломна стоит на триречьи у слияния рек Оки, Москвы-реки. Третья река именуется Коломенка. А как её звали в старину? Триречье особое место для селения, а имя Коломна известно по Лаврентьевской летописи с 12 века, что и подтверждается раскопками.
Непросто добраться до белокаменной коломенской старины.
Раскопки на территории Богоявленского Старо-Голутвинского мужского монастыря.
Откуда имя у города Коломна?
Существует множество версий. Вот как говорят веселые коломенцы. Прибыл как-то к ним Сергий Радонежский. По пути притомился и постучал в первые ворота. А далее преподобный якобы сказал: «Воды испить попросил, а хозяева колом мя».
Улыбался и Карамзин. Его шуточная версия названия города от фамилии некоего итальянца "Colonna", подвергшегося гонениям при римском папе Бонифации III. Итальянец в поисках убежища осел на Руси. Хоть и отметил Николай Михайлович, что версия сия шутейная, однако, была воспринята всерьез, и вошла в анналы академической истории. От той версии даже герб города получил свою колонну.
Википедия разумеется сообщает и свою версию названия города, - от рязанских слов коломень, коломенье - означающих границу, то есть Коломна - приграничный город.
Но и без «рязанских слов» виден внутренний смысл названия города. Коломна это сегодня, а по старой орфографии - Коломьна, коломена. Имя города состоит из двух очевидных слов Коло и Мена. Что и означает смену (мена) территории, округа (коло).
М.Фасмер увидел в слове даже польскую основу. Ср. польск. okolica - окрестность.
И опять приходим к понятию границы.
Возникает вопрос, а между кем граница? И вот моя версия нахальная, спорная, но небезосновательная. Слова «коломена», «околица» чисто славянские. Значит, и граница пролегала между славянскими народами. И пролегла она между Полянами и Северной Русью как двумя политическими центрами. Не случайно Кремль Коломны внушителен, почти как московский или рязанский. Иногда встречаешь в литературе «Коломна южный щит Москвы». Серьезная была граница, зело укрепленная.
Выходит, что не было Киевской Руси от Ладоги до Черного моря, а было два рождающихся государственных центра с границей по Оке. Один центр по имени Русь сохранился и стал сегодня Россией, а второй центр южней реки Оки т.н. Киевская Русь не состоялся. А ведь как хотелось, даже летописи переписали под этот проект. Но факты упрямее. Поляне отошли к берегам Балтики на воссоединение со своей тамошней первой половиной. Именно так следует читать слово Поляне «половина». Оказывается, в те времена у Полян было две территории, о чем и говорят летописи.
Трансформация во времени и вот Польша. По мнению Иосифа Ольшаницкого, ("Названия стран Европы ",
http://www.proza.ru/2009/04/18/720 ) «Польш_иа» означает: страна Польш_им, то есть страна, доставшаяся колонистам или в буквальном переводе с иврита, - КОЛОНИЗАТОРам. Может, от того и не поддержали проект южнорусские княжества, как сегодня не согласны русские, проживающие на юге и востоке современной Украины. Колонизация не русский путь к единению народов.
Поскольку свято место пусто не бывает, на месте ушедших Полян сформировалось Великое княжество литовское (ВКЛ), кстати, тоже этнически славянское.
Подтверждает мою гипотезу и работа «Письменные языки и разговорные наречия Руси к 14 веку,
http://danieldefo.livejournal.com/432001.html. В работе приведена карта, где и в 14 веке сохраняется граница по Оке, но уже между Русью и ВКЛ. Т.е. ВКЛ это второй вариант второго политического центра, где опять никакой «Киевской Руси» нет.
Вернемся к Коломне.
Соборная площадь Коломенского Кремля.
История сообщает о сборе в Коломне войск Дмитрия Московского на битву с Мамаем, а также о том, что накануне этого события обрушивается центральный купол собора в Коломенском Кремле. На снимке виден давно восстановленный золотистый купол, символизирующий Главу церкви Христа. Видя в происшествии дурной знак, князю советуют от сражения с Мамаем уклониться. Князь тоже видит знак, но истолковывает его как подсказку для организации Куликовской битвы.
Немного ранее.
Под влиянием Рима богатая Генуя финансирует государственный переворот в Золотой Орде и даже предоставляет путчистам своих рыцарей. К власти приходит не хан крови, а темник Мамай. Руси предъявляются заведомо невыполнимые требования. Военный конфликт неизбежен. Цель Рима чужими руками уничтожить непокорившуюсю ему Русь.
Дмитрий и русское священство принимают решение принять бой. Великий князь переоделся в одежды простого воина, а под московским стягом в княжеских доспехах встал боярин Михаил Бренок. Молва о том расходится по всему войску. И в ходе Куликовской битвы реальная гибель героя Бренка не смутила войско, ведь погиб не князь, Дмитрий где-то среди воинов. Вот так приметы подсказывают полководцам решения, приводящие к победе.
Так и сегодня события на Украине повторяют давно известный сценарий. Пожелаем уже современному Великому князю мудрости в этой непростой ситуации.
О многом повествует этимология города Коломна и её современные районы.
Щурово - исторический район Коломны, находящийся в юго-восточной части города на правом берегу реки Оки. Дорога за мостом через Оку переходит в ул. Октябрьской революции. Расстояние короткое, а история большая.
Сегодня название района выводят от живших в этих местах бояр Щуровых.
Щур (предок, пращур), Чур. Чур ещё и знак границы. Вот и смысл колонны на гербе города. Это пограничный, столб, а границу охраняет предок Чур. Неслучайное прозвище носили бояре.
Рязань.
Последний пункт моего путешествия.
А не Эрзянь ли часом начальное имя древнего города!
Современную Рязань принято считать второй территорией города после разрушения первой. А как первая называлась в далекие дни? Вторая территория начиналась согласно летописей как Переславль-Рязанский.
Старая Рязань, та, что первая впервые упоминается в летописи под 1096 годом. Сегодня это большое городище, расположенное в 50 км от современной Рязани, на высоком обрывистом мысе при впадении речки Серебрянки в Оку.
А может тот первый город не РЯзанский, а ЭРзянский? Славянский и русский языки традиционно старались начинать слова с согласных.
Переславль как второй город встает уже «перенявшим древнюю славу» (пере слав). Смена места города удобный повод для видоизменения имени. Рязанью город стал прозываться лишь с 1778 года по императорскому указу.
К тому же Переславлей стоит на Руси не один. Правда, принято считать, что здесь обосновались переселенцы из т.н. Киевской Руси, и южному Переславлю (территория нынешней Украины) даже имя изменили на Переяслав, добавив лишнюю букву, но эта игра с буквами спорна. Вспомним Переславль Залесский (именно Переслав, а не Переяслав) и реки Трубеж и Лыбедь тоже якобы из Киевской Руси. Но такие названия имеют реки и севернее в Переславле Залесском (Трубеж) и Владимире (Лыбедь). Еще вопрос кто и откуда пришел на Оку и ходил за неё, если в 10 веке реально никакой Киевской Руси как политического центра не существовало. Никаких документов о том нет. Словосочетание «Киевская Русь» возникает в историографии лишь в 18 веке.
Скажите, а почему вторая часть имени древнего города Эрзянь смахивает на Ка_зань? А ещё известен современный Арзамас, который до того как стать городом атомщиков был эрзянским - Эрзянь мас_тор (страна эрзян).
Тут в незапамятные времена жил большой народ Эрзя. И не ведали эрзянцы, что жили в Киевской Руси. Бывает. Об этом современные историки древним эрзянцам забыли сообщить, вот те половину «Киевской Руси» своими топонимами и украсили.
А не попробовать ли нам перевести эту этимологию с эрзянского языка на русский.
Слово Эрзянь (Рязань) по-русски означает = Эрзянский. Т.е. речь однозначно об эрзянском поселении.
Пробежимся по Русско-Эрзянскому словарю.
Местный житель, абориген - васень эрий.
Практически Вася арий, неправда ли?
Аккуратный - ванькс.
Ничего не напоминает? Не сказочный Иван-дурак, который разгильдяй, а совсем даже наоборот.
Барыш - саень ермак.
Ермак и так понятно, а саень это в сочетании саеньловсо означает снятое молоко. Словари волжских народов пока ещё в стадии создания и кое-что приходится интуичить.
Выходит, что имя Ермака Тимофеевича от эрзя, а промышлял он (снимал с молока пенки) тем, что собирал барыш у проплывавших купцов.
Богиня любви и красоты - Анге.
Это же ангел!
Брат невесты - урьваля.
Точно урваля, если вспомним обычай выкупа невест на свадьбе.
Выемка - лунька.
Тоже понятно. Лунка - выбоиннка на ровном месте.
Деньги - ярмакт.
Тут тебе и Ермак, тут и ярмарка.
Искра - сятко.
Добрались и до Садко богатого гостя с былинной искрящейся рыбой. Известно, что рыбу целыми обозами возили из Рязани в Москву на продажу.
Сегодня известно имя Искра, которое у нас считается женской привилегией. А вот в Болгарии и Македонии есть варианты Искрен, Искрена. Выходит слова перевода и не перевод вовсе, а синонимы.
А ещё заглянем в Русско-Мокшанский словарь. Язык Мокша близок к языку Эрзя, а сам народ живет сегодня в Республике Мордовия.
Коза - сява, каза
Козий - сявань, казань.
Про саван ничего не скажу, а про Казань и сами знаете.
Источник: Русско-мокшанский-эрзянский словарь на сайте - saransk.ru.
Вопросы есть? Вопросов нет, а есть добавление. Народ Мокша сохранил и передал на общее благо имя богини Мокошь, от которой и прозвалась наша Москва в форме Москов. Где-то века с шестого это название принесли с Волги на Британские острова Саксы, так с той поры англичане и пишут Moscow. А нам то говорят, что Москва с 1147 года! А ещё от Мокша пошло имя города Казань, где коз-олений пасли, а Саки это так волжский народ прозывался, в переводе на русский - Олени. Недаром на Волге встречается тотемный герб Олень. На Руси оленей различали словами коза и козел и никакого никому унижения. Вспомните ну хотя бы русскую сказку «Серебряное копытце». Там речь о козле-олене, который серебряным копытом выстукивал драгоценные камни.
Как полагаете, имея общую культуру в стародавние времена, могли найти общий язык славяне, эрзя и мокша? Конечно, и они его нашли, создав общую на всех Русь с городами на реках, сохранив до сего дня старинные названия (топонимы).
Русь и народы Поволжья на рубеже первого тысячелетия представлены нашей же официальной историей полудикими варварами. Пора отходить от мифов и опираться на реальные факты.
В народном эпосе Эрзи - Масторава, говорится о великом и любимом, избираемом народом государе Тюштя.
Как известно с 13 века в русском алфавите обосновались йотированные буквы «Ю» и «Я». Тогда как написали бы дети «Тюштя», на слух, расписав дифтонги? Получается «Тиуштиа». Не титул ли это короля готов «Тиудас», с потерянной в конце буквой «с»? Ну, и кто от кого историю начинал в Туранских степях, где гуляли туры? Потомки готов немцы нам всю историю вывернули на изнанку. А мы всё на Запад снизу вверх смотрим.
Не признавая реальную историю Руси, мы можем и далее бродить в потемках, не находя смыслового значения топонимики предков. Так и будем искренне полагать, что имя Москва произошло от «мутная вода», а Казань - от котелка, утопленного в реке. Вон во Вьетнаме есть целая Долина Кувшинов. Там что ли кувшины колотили?
Любили наши предки воду и селились по РУСлам рек. При переводе слова «вода» на датский язык получается «vend», на эрзянский - «ведь».
Вывод. Венеды, если следовать языку пращуров, берут свое начало с Волги.
«Слова эрзянского языка, обозначающие человека, землю, небо, поселения, домашних животных, являются базовыми. А это говорит об изначальном их индоевропейском происхождении, а отнюдь не о финноязычии».
Источник: Эрзянь мастор,
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=4102&nom11=384.
Всё это будет в истории много позднее. Ведь и сам собирательный этноним татары известен только с 18 века.
Не забывайте и про Васю Ария аборигена, сохранившегося в языке древнего народа.
Сегодня на картах России можно встретить собирательные этнонимы, искусственно образованные самими историками. К ним кроме татар относятся и славяне и мордва. За этими этнонимами спрятаны многие народы, и каждый со своим языком, со своими топонимами и временем проживания на разных территориях. Задача историка в том и состоит, чтобы не изобретать идеологически удобные теории, а искать реальные факты и по ним реконструировать истинную историю народов.
Недавно президент Путин сказал: «Россия возвращается в свою историю». Дай Бог, чтобы на этом пути мы сами не понаставили себе препятствий. Много событий происходило на нашей земле, была и Октябрьская революция. В память о тех днях в стране множество улиц и площадей назвали Октябрьскими. В память это хорошо, но при этом мы не имеем права забывать и те названия, что нам оставили предки. А иначе превратимся из Василиев Ариев в иванушек-дурачков без прошлого. Прошлое у нас реально древнее и великое, а каким может стать будущее, во многом зависит от нас самих.