Цикл статей Русский медведь Средневековье. Всея Европа приняла
двуглавые гербы как родовые. А что сегодня? У России, Сербии и Албании гербовые орлы по-прежнему о двух головах, у остальных государств орлёные с одной головой, смотрящей на Запад. Не желают смотреть в материнскую сторону. Отмежевались от родины Руси, и приняли западную ориентацию. Погуглите геральдику, любопытный выходит факт.
Энциклопедические сказки шепчут в уши, что двуглавые гербовые орлы от Византии. А что в действительности?
Для стран, вступавших в контакт с Восточной империей двуглавый орёл символ власти римского императора, в тоже время сами императоры от этого символа упорно дистанцировались. Ни на одном из символов Византии (корона-диадема, мантия, монеты, печати, флаг, личный герб императора) двуглавый орёл не возникает вплоть до падения империи! Есть только один факт, зато какой!
Источник:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/John_VI_Kantakouzenos.jpgНа французской миниатюре XIV века изображён император Иоанн VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе. Подножие его трона украшают два золотых двуглавых орла. Миниатюра хранится в Национальной Библиотеке в Париже.
Известно, что императора Константина XI Драгаса, погибшего при защите Константинополя, опознали по золотым двуглавым орлам на красных сапожках. То есть место двуглавого орла на ногах или под ногами императора! Символ власти и под ногами!!! Скорее это символ поверженный. Но в истории возможны варианты.
Так чьи же они двуглавые? И главное, что двуглавый символизирует? Ну не мутанта же, в самом деле, изображали предки, о радиации не ведавшие.
В статье по
ссылке В.И. Кулаков высказал гипотезу.
О варяжско-славянских символах - "В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречены в дружинном декоративном искусстве Балтийского субрегиона. Они представляют принесённую в жертву, рассечённую вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Он заключался в том, что распластанная птица крепилась к столбу или стене. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины».
Гипотеза раскрывает символику вертикально рассечённых птиц хеттов и индусов, помещавших подобные изображения на зданиях. Язычники-индоевропейцы помещали на фронтонах домов выше символа солнца посвящаемого солнцу петуха. Традиция размещала красного солнечного петуха и на коньке русских изб. Не с этим ли связано начальное значение поговорки «пустить красного петуха», которое изменилось в период борьбы с язычеством как всегда на противоположное. «Старая пословица, да про новое молвится».
В Пруссии двуглавая птица изображалась на фронтонах ещё в XVIII в. А ещё символ как оберег вешали над входной дверью, чтобы защитить дом от злых духов, а может и от врагов-пришельцев. Из этого "языческого" обережного обряда происходит и явно поздняя традиция вешать икону над входом в храм или над воротами ограды.
Из гипотезы Кулакова следует очевидное объяснение и места двуглавых под ногами Императора, конфликтовавшего с Русью, но имевшего варягов-телохранителей, а также объясняется факт двуглавых родовых гербов Западной Европы как осколков символизма восточной Державы Медведицы.
Ну и как после этого реагировать на «варварство» русского медведя, подарившего всей (!) Европе «их» родовые и государственные гербы? Вот они и реагируют.
Ещё немного предположений.
Фрагмент немецкой гравюры, Константинополь, XV век. Из немецкой летописи - «Всемирной хроники Хартмана Шеделя».
Источник. Изображение надвратных щитов показаны в начале статьи.
В "Византии" щит с двуглавым орлом, украшавший ворота главной башни Константинополя (на гравюре расположен над проездом между башнями), стал негласным полуофициальным символом государства, а фактически это фирменный знак частного охранного предприятия «Варяг и К». Василевсу не было нужды помещать тот знак на атрибутах своей власти. Поскольку императорская власть опиралась на варяжских телохранителей, то и почётное место её символа - подножие трона или обувь императора. Отсюда и обросшая легендами информация о щите как символе победы Вещего Олега, и странные утверждения, будто языческий оберег - символ христианской Византии.
Ситуация породила и близкую к нам традицию. Иконы над башенными воротами Кремля хотя бы московского имитируют щиты на башнях Константинополя, а возможно повторяют и древнюю традицию ещё времен кельтов вешать оберег над входом в святилище Кром. Древняя традиция продолжена сегодня. Над воротами старинных усадеб и монастырей размещены надвратные иконы и даже надвратные церковки.
Остров Валаам, территория Воскресенского скита.
Выходит, что Римская империя прекрасно знала о двуглавых орлах, но чужое и языческое своим символом не признавала, наоборот попирала ногами. Ну, разве что допустила поместить символ на ворота, показывая, что тут охрана и серьезная. Варягов как раз вся Европа знала. Вот и выходит, что двуглавая символика современной России и вернувшаяся на башни Московского Кремля родом из глубины именной нашей ещё дохристианской истории.
В список по теме Русский медведь Назад в Оглавление