Мой предыдущий пост как поздравление с Новым годом получил множество комментариев и почтовых сообщений. Древняя традиция тем и близка, что она искони наша славянская.
Два года назад уже писал о зимних праздниках удивительных в своей любви к предкам и старинным традициям. А потому вместо ответа каждому выложу для всех любителей родной истории ещё один новогодний пост на эту тему.
Источник
фото.
В завораживающем эффекте гало мы наблюдаем и светки на святки, и Коло, и Мальтийский крест.
Древний календарь сообщает нам, что Великая ночь это лишь начало длительной череды праздничных ритуальных дней. Период этот начинается с самой длинной ночи в году и празднества шли в течении 12-ти дней, охватывая ночь современного Нового года.
Великая ночь это Ночь Матери.
В этот день богиня-Мать готовится к рождению. Хозяйки дома наводят порядок в жилище, украшают его и собирается семью у очага. Праздник семейный. Главная женщина в семье будет славить Богов. Мужская часть семьи присутствует при этом ритуале только как наблюдатели - это Её Ночь.
По поверью древних, именно в эту самую долгую ночь зимнего солнцестояния рождается бог солнца и света. Но перед ней, в Ночь матери, происходит некоторое таинство, когда открываются врата другого мира. Так новая жизнь новорожденного бога Солнца попадает в наш мир. И главную роль в этом играет именно мать, которая потайную дверь между мирами ритуально отрывает.
Вот какой удивительной философией наполнены праздники славян, приходившиеся на смену современных лет. И теперь понятна традиция, отмечать смену лет именно в полночь. А ещё понятно, почему Рождество Христово отмечается в районе Нового года. Этот христианский праздник заменил Ночь матери - ведическое рождество бога Солнца.
С 24 декабря с плясками и песнями ходили по домам колядовать - петь песни в честь Коляды. Выражение «молиться Коляде» вошло в русский толковый словарь как слово «колядовать» и «колдовать». Жрец Коляды - колдун.
В продолжение версии, Коляда - уменьшительная форма слова «коло», солнце-младенец. Этим праздником отмечалось рождение молодого солнца - то есть солнца будущего Лета (года). Это древнее представление о ежегодном младенце перенесли на понятие "новый год". На открытках и в оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, спешащего на смену старику - старому уходящему году. Эти художники, безусловно, знакомы с древним преданием о Святочных обрядах.
Славянские святочные традиции сохранило и христианство, но истинный смысл ритуалов на святки сегодня как бы утрачен.
Весь период Зимних святок (19 декабря - 19 января) славяне посвящали поклонению Божественному Свету - Творцу. В течение этого месяца в мир людей возвращались "светки", то есть те, кто уже полностью выполнил свой земной долг и обрёл световое тело. Для общения с этими сущностями, обретшим световое тело, назначены ритуалы праздника Святки. Из всей череды празднеств этот считался и считается у русских самым любимым праздником года.
У всех индоевропейских народов Европы в праздник встречи Нового Года проводятся карнавалы с масками. В России обычай увеселения с масками можно видеть и сегодня на детских утренниках. Учёные предполагают, что само происхождение слова "маска" означает "душа умершего". Так итальянский этнолог Паоло Роски считает, что карнавал, как главный праздник года, предполагал временное возвращение в наш мир существ мира предков или по русской традиции "Того Света".
В течение месяца "умершие прародители" получают возможность помочь своим потомкам: виновных наказать, достойных одарить, предсказать судьбы живых и подготовить приход нового. Но поскольку «светки» не могут иметь земной образ, то они на время заимствуют тела своих потомков - ряженых. Души ряженых, как считалось, на это время, наоборот, уходят погостить в мир предков - в обитель Света. На Святки люди специально жгли костры с целью "согреть пришедших к ним предков". Эти святочные костры отмечены на керамических славянских календарях найденных Б.А. Рыбаковым.
По окончании Святок ряженые специально купались в проруби для возвращения в мир Света душ предков, которым они одалживали своё тело. Окунаться в воду для ряженых считалось строго обязательным.
Вот и смысл ритуального зимнего купания на Крещение. В этот день требовалось искупаться именно в холодной воде.
Хоть и считается купание крещенским, а корни его в дохристианском ведичестве. Отменить празднество церковь не смогла, вот и пришлось возглавить процесс. В самом деле, ни Иоанн Креститель, ни сам Христос не купались при крещении в прорубях, все тогда происходило в теплой иорданской водичке.
Не без интереса и факт современного почитания Николы зимнего. Никола занимает исключительное место в русском религиозном сознании. Это особое положение Николы постоянно отмечалось иностранцами, приезжавшими в нашу страну в ХVI - ХVIII веках. Они подчеркивали, что русские воздают Николе "поклонение, приличествующее самому Богу". А как иначе? В народной традиции именно 19 декабря начинались славянские святки.
После крещения Руси Церковь посвятила этот день Николе Зимнему.
Вот они какие, славянские Святки на христианское Крещение с началом от Великой ночи.
Источник:
Философия календаря славян,
http://yar46.livejournal.com/55972.htmlЗимние святки,
http://yar46.livejournal.com/53157.html