Про Кирилла и Мефодия. Часть II. Мощи святого Климента.

Mar 17, 2011 17:36

После 856 года хронологии и жития описывают случай с обретением мощей св. Климента. Работ множество, варианты изложений разнообразны, но событие освещается как случайный эпизод, оторванный от истории Рима и Византии. Поехали братья в 857 г.  по дипломатическим делам к хазарам, а оказались в Крыму и обрели мощи святого Климента Римского. До этого момента самого Климента особо в Царьграде и не почитали. Помнили, что тот был третьим епископом Рима, начиная с апостола Петра  и только. Конечно, церковный антураж в описании обретения святыни соблюдается, но обращает на себя внимание разрыв в хронологии. Случайно обрели мощи в 860 году и только в 867 году повезли их в дар папе Римскому. Странно это. Чувствуется какая-то недоговоренность.

Справка.

По документам «История церкви», Архиепископ Димитрий (Самбикин).

«При императоре Траяне за распространение христианской веры Св. Климент Епископ Римский был сослан в Херсонес Таврический, где продолжал  свою работу миссионера за что и был врагами веры утоплен в море. Впоследствии мощи его обретены просветителями славян Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим, в церковь, которая называется с тех пор церковью св. Климента».

Свяжем события.

В как бы тихий и непримечательный период истории Византии происходят в верхних эшелонах власти два ключевых события, которые привели к расколу общества.

В середие IX в. круто разошлись во мнениях сторонники патриарха Игнатия и сторонники избрания мирянина Фотия на патриарший престол.

К этому добавилась внутренняя династическая борьба, приведшая 24 сентября 867 г. к дворцовому перевороту  и убийству императора Михаила III. Власть захватывает Василий I.

Запутанная конфликтная ситуация вынудила ромеев искать поддержку у Западной Церкви, не вовлеченной в эту борьбу. Однако теперь возникли новые трудности.

Папа в обмен за ожидаемую от него поддержку стал выторговывать права на Болгарию, находящуюся в церковной юрисдикции Константинополя. Происходило это на фоне масштабного соперничества Константинопольской и Римской Церквей за главенство в христианском мире.

Тут на свет появляется красивая повесть.

В противовес притязаниям папы начинается обретение мощей, имеющих для Рима большое религиозное значение. Для решения  задачи привлекаются дипломатические усилия Константина Философа и его группы доверенных единомышленников.

Объявлено, что в руках византийских императоров находятся мощи св. Климента Римского. Это своеобразный политический инструмент, практически предмет торга. Константину Философу, бывшему в это время в Моравии, дается поручение отвезти в Рим уже подготовленные для этого случая мощи св. Климента. До поры они, вероятно, лежали в церкви Святых Апостолов в Константинополе. Константин, скорее всего, не брал их с собой, уезжая в Моравию, поскольку в тот момент не было никаких перспектив передать их в Рим. Тогда мощи только приготовили для передачи. А вот их чудесное обретение состоялось раньше и конечно при участии Константина Философа.

Император Византии отправил обоих братьев с делегацией к хазарам для евангельской проповеди. Так гласит предание. По пути они почему-то остановились в Корсуни. Дальше развертываются события никак не связанные с дипломатической миссией к хазарам. Находясь на корабле примерно в 2-х км от берега перед Корсунью, собрание священников Византии при соответствующих песнопениях вызывает мощи из моря в руки Философа и его брата, после чего мощи доставляются в Корсунь, где их предъявляют народу. Затем святыня перевозится в Царьград в церковь Святых апостолов и пребывает там несколько лет до лучших времен.

Перемена курса в политике Константинополя открыла новые возможности для диалога с римским папой. В качестве жеста доброй воли император готов передать Риму новую святыню - мощи канонизированного римского епископа-мученика. При этом папа, конечно, поддержит правильную сторону в Царьграде и многолетний конфликт завершится.

В ходе этой свары за власть Кирилл не остался забытым. Он участвует в событиях как истый философ и дипломат. Вот когда пригодились навыки, приобретенные во время службы под началом покровителя логофета Феоктиста.

Освещение «изобретения» славянской азбуки.

Для славян значение мощей св. Климента невозможно переоценить. По мнению Г.А. Хабургаева, "деятели римской курии, торжественно встретившие Кирилла, не сомневались, что тот привез в Рим подлинные мощи почитавшегося здесь святого. И это автоматически освятило всю его просветительскую деятельность, включая «изобретение» славянской азбуки  и перевод на славянский язык книг священного писания".  Все в одночасье было признано каноническим.

Славянские книги были освящены папой, и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!

Изобретения азбуки в этих условиях приобретало характер такого же божественного откровения, как и обретение святых мощей. А имело ли место изобретение азбуки на самом деле никого тогда не волновало. Каждый поимел свой гешефт. Дальше хроники и летописи повторили официальное описание событий.

Так была официально «изобретена» славянская азбука, позже получившая название Кириллица. Да и чьим ещё именем она могла быть названа, если главным действующим лицом на том празднике оказался Константин в монашестве Кирилл. Вот за какие деяния Философ уже Кирилл был по своей кончине канонизирован в святые и в равноапостольные.

Только опять не ясно, при чем здесь Русь? Памятник письменности я ещё понять могу. Разумеется, по делу стоит памятник нашему первопечатнику Ивану Фёдорову. Но почему у нас ставят многочисленные памятники философу и успешному дипломату Византии, трудившемуся на благо своей Родины?

60-е годы девятого века (события между обретением и дарением мощей св. Климента).

В 862 К. и М. были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Братья пробыли в Моравии более трёх лет. Здесь и повоевать успели и попросвещать, а затем отправились с учениками в Рим к папе.

Принято считать, что в 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия и учеников составил старославянскую азбуку и перевёл основные богослужебные книги на болгарский язык с греческого. Как только успели изобрести настоящую азбуку, попутно целых три года воюя с немцами и просвещая Моравов. Заодно и болгар успели просветить и немецких феодалов на путь истинный наставить. Кстати позднее феодалы припомнят эти наставления уже Мефодию и даже в кутузку его упрячут на несколько лет, в знак благодарности.

Теперь взгляните на дату. На календаре 863 год, дело происходит не то в Болгарии не то в Моравии. Но именно от этой даты идет общепринятый отсчет начала просвещения Руси и создания для неё письменности.

Завершение биографий.

После того, как в 867 году К. и М. передали папе Римскому обретённые в херсонесском путешествии мощи святого Климента, Адриан II утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий рукоположен в епископский сан, а Константин в 869 году принял схиму под именем Кирилл и спустя 50 дней скончался в Риме в возрасте 42 лет. Папа приказал положить мощи Кирилла в церкви святого Климента, где они почивают и поныне.

В этой связи поделюсь небольшим недоумением. В конце жизни люди, как правило, стремятся подводить итоги и писать мемуары, где изображают самое для них дорогое событие. Такие мемуары оставил и Кирилл, и как чудесно, что они сохранились до нашего времени. И что ещё более чудесно так это событие, описанное Кириллом - главное событие его жизни. Вы удивитесь. В мемуарах описано обретение мощей святого Климента, а про изобретение азбуки ни слова! Перед своей смертью в 869 г. он написал два произведения, венчавшие труды всей его жизни. «Обретение мощей святого Климента» и стихотворный гимн, посвященный тому же Клименту. Увы, это не комментарии по поводу создания славянской азбуки или примечания к переводам библейских книг на славянский язык. Вот что сам Константин считал делом своей жизни!

Кто же нашу азбуку ему в биографию пристроил? А?

После кончины Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии. В Паннонии Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Вот тут-то немецкие епископы и отыгрались. Они добились ареста и суда над просветителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где и пребывал в течение двух с половиной лет. Освобожден по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановлен в правах архиепископа. Тут мы видим генетическое неприятие Западом славянской культуры.

Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей.

В очередной раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя. Мефодий был вызван в Рим, и снова оправдался перед папой и снова возвращен в столицу Моравии - Велеград.

Папа Адриан II писал в Прагу князю Ростиславу, что буде кто станет презрительно относиться к книгам, писанным по-славянски, то пусть он будет отлучён и отдан под суд Церкви, ибо такие люди «волки». Уже папа Иоанн VIII в 880 г. пишет князю Святополку Моравскому, приказывая, чтобы проповеди произносились по-славянски.

Как видим не Константинополь, а Рим защищал Мефодия. И делал это не один раз.

Мефодий с помощью учеников перевёл на славянский язык Ветхий Завет, Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

В 885 году Мефодий тяжело заболел и умер в возрасте 60 лет. Погребен в соборной церкви Велеграда.

Вскоре Рим изменил свое отношение к трудам братьев. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме.

Две версии о Корсуньской азбуке и ещё одна.

Поведение Кирилла и Мефодия мало напоминает изобретателей лингвистов, но весьма походит на деятельность христианских миссионеров (Болгария, Паннония, Моравия…). Распространяли христианство в славянских странах (кроме Руси). Работа объемная зачастую с самоотречением, но отсюда никак не следует, что по ходу своей деятельности братья ещё и азбуку не латинскую изобрели.

На Руси Братья не проповедовали и славян-русичей не просвещали. Скорее наоборот. Из жития Кирилла и Мефодия известно, что книги на славянском языке уже существовали и до них:

Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами». И у владельца того Евангелия, стал учиться читать и говорить на его русском языке».

Правда существует и другая версия, что в Корсуне Константин встретил не русина. Считая прежнее прочтение опиской переписчика, те письмена относят к "соурьскому" языку, то есть сирийскому.

Принято считать, что гипотеза о существовании дохристианской письменности у славян имеет слабую вещественную опору. Однако и версия о создании письменности в такие короткие сроки пусть и гениальным человеком представляется маловероятной. Для такого объемного труда требуется значительное время и огромные трудовые затраты. Да прибавьте к этому обучение переписчиков и сообщение всем славянам об их новой азбуке. Смущает и 100% грамотность в Великом Новгороде обретенная слишком уж быстро в историческом понимании этого процесса. Древний город буквально построен на древних берестяных грамотах, словно на фундаменте.

Позволю себе сделать некоторое допущение.

В 860 году в Крыму выполняя деликатную государственную миссию, Константин действительно мог встретить человека с древними русскими письменами. Будучи полиглотом, находку оценил и увлекся внезапным озарением использовать родную для славян азбуку вместо латиницы. Не потому ли в нашей азбуке после рук Константина много меньше диакритических знаков, чем в славянских азбуках на базе латиницы. Передавая мощи св. Климента Константин добился от папы официального признания не только переводов на славянский язык записанных латиницей, но и этой древней родной нам русской азбуки. Спустя время стала та азбука именоваться кириллицей. А для пущей важности Константин как истый дипломат приправил новую азбуку соответствующим соусом в виде нескольких греческих букв, что добавило ей вес в глазах папы. Хоть и славянская азбука, но все-таки с греческим окрасом. Папы греческий алфавит признавали безоговорочно.

По этой же самой причине мог Константин предпринять и ещё один дипломатический ход. Представьте, что в руки Константина попали письмена волхвов, написанные рунами или буквицей. Кстати сербский алфавит известен под названием вуковица. В и Б во многих языках воспринимались равнозначно. И конечно о таком первоисточнике Константин говорить папе не стал, а повел речь о некоем Евангелии, написанном таинственными "соурьскими" письменами. А само Евангелие с теми письменами конечно «не сохранилось», и вряд ли оно предъявлялось папе.

Мало было отпущено Константину лет жизни. Хотел сам ввести азбуку в христианскую жизнь, но не судьба. Данную работу завершили его ученики и единомышленники. От того и не все славяне пишут по той азбуке, распространить её повсеместно, не вышло. Кирилл бы смог.

Повторяю это только моя личная фантазия.

Но в подтверждение этой версии имеется почти официальный документ.

«Сие же буди ведомо всем языкам и всем людям, яко же русский язык ни откуда не прииде и грамота русска явлена Богом и дана в Корсуне русичу, от той же грамоты научился и Константин», В.М. Истрин, 1907 г., Редакции Толковой Палеи, стр. 61.
В список по теме

кириллица, латиница, Хабургаев, Кирилл, письменность славян, Мефодий, глаголица

Previous post Next post
Up