Продолжение серии статей:
«Русь. Переосмысление мифов».Мифы о «Киевской Руси»
Начало Как отмечено выше: «Киевская Русь не первичное государство Руси. Она родилась на бумаге в середине XIX века и продолжает существовать как плод идеологии и политики. Удивительно, но у этого плода много приверженцев даже в современной России.
Рассмотрим аргументы, на которые опираются сторонники существования Киевской Руси.
Разделим их доводы условно на три группы:
- Монеты князя Владимира;
- Титул верховного христианского священника на Руси. До введения Патриаршества в XVI веке таковым являлся митрополит;
- Легенда об основании города Киева тремя братьями и сестрой.
Фантазии потомков пастухов динозавров, по понятным причинам, рассматривать не станем.
Начнем с денег Владимира.
На найденных монетах, приписываемых князю-крестителю Владимиру, присутствуют надписи: Владимир, а се его злато, Владимир, а се его серебро. Место чеканки не указано. Легенда монет не поминает ни Киев, ни Киевскую Русь. С монетами всё очевидно.
Переходим к титулам митрополитов.
Современные источники упорно сообщают о некой киевской митрополии, якобы существовавшей тысячу лет назад. О чем это они?
На печатях митрополитов и епископов упоминание о Киеве отсутствует. На печатях священников присутствуют стандартные фразы-молитвы со словами «Боже помоги имярек митрополиту Росии». Обращаемся к перечню митрополитов и читаем тексты на сохранившихся вислых свинцовых печатях.
Второй митрополит. Греческая надпись на свинцовой печати сообщает: «Иоанн митрополит Росии». Период пребывания на русской кафедре 1018-030 гг.
Третьему пастырю Руси принадлежала свинцовая печать «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту Росии», 1035-1040 гг.
Митрополит Георгий. Правление 1065 - 1076 гг. Ему принадлежат три известные греческие печати «Господи, помоги Георгию, митрополиту Росии».
Надписи на первых печатях митрополитов сообщают только о Росии безо всяких «Всея Руси», Киева, Украины и т.п.
Географическая привязка к Киеву отсутствует и на печатях епископов.
Если судить по начальной митрополии Церкви на русской земле, то Россия в понимании Византии - это четыре епископии: Белгородская, Новгородская, Черниговская и Полоцкая. На документах и печатях епископов не было записей ни о «Всея Руси», ни о киевской епископии, ни - тем более! - киевской митрополии. Сам митрополит, видимо, пребывал в одной из епископий, но уж никак не в киевской пещере будущей Лавры. Напомню, что по преданию сама Киевская лавра началась от первой пещеры, вырытой только в 1051 году. От этой даты принято отсчитывать монастырь и будущую Киево-Печерскую лавру.
Кроме печатей сохранились и другие исторические документы.
Существует византийский «Перечень митрополий», регулярно обновлявшийся на протяжении многих веков. В списке кафедр от 902 года ни Руси, ни Росии ещё нет. Нет ни слова и про Киевскую Русь, которую византийские источники не поминают ни разу, поскольку С.М. Соловьев, как автор термина, на тот момент ещё не родился.
И вот свершилось. В редакциях Перечня митрополий конца XI века на 60-м месте помянута митрополичья кафедра «Росии». Заметьте, не Киева и не Руси!
Реконструкции, выполненные по косвенным данным, указывают на учреждение Русской митрополии до 997 года. Иначе говоря, к концу X века создается одна митрополия на всю Русь от Днепра до Ладоги, и от Смоленска до Владимира Суздальского.
Источник: Православная энциклопедия, Глава первая, «Проблема первоначальной церковной организации на Руси»,
http://www.sedmitza.ru/lib/text/438144/Следует заметить, что Митрополия не государство, это каноническая территория христианских священников и миссионеров. Современная попытка замены явно неудачного термина «Киевская Русь» на термин «Древнерусское государство» также неудачна. В обновленном термине смешаны понятия канонических церковных территорий и государственных границ. В жизни эти понятия не совпадают. Данное обстоятельство наглядно демонстрирует документально зафиксированный титул первого Патриарха России (1589 г.): Архиепископ Московский и Патриарх всех северных стран. Как следует из патриаршего титула, иерарху в церковное окормление назначено сразу несколько стран.
О Патриаршестве на Руси и первом титуле главного русского священника существуют грамоты, подписанные Вселенскими патриархами. Грамоты хранятся в резиденции Московского Патриарха. Их можно увидеть и в интернете.
В той же традиции и исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока.
Согласно догматов Церкви пограничный столб не может ограничить Божественный промысел как в прямом, так и в переносном смысле. Правитель допускающий религию до общественного сознания это прекрасно понимает. Понимает и самопровозглашенный патриарх Украины Филарет, поминая своим титулом притязания на территории за пределами Украины: Патриарх Киевский и всея Руси-Украины. Вот и выходит, что границы религий и государств не одно есть!
Только в XV веке история Церкви отмечает первого Митрополита Киевского и то западного. Тому способствовало стремление Церкви Запада на восточные земли. В 1458 г. произошло разделение русской Церкви на западную и восточную части. Западные митрополиты стали именоваться «митрополит Литовский и всея Руси» (Григорий в 1470). В 1498 г. очередной западный митрополит получил титул «митрополит Киевский и всея Руси» (Иосиф), тогда как восточные стали митрополитами «Московскими и всея Русии». Создались две параллельные иерархии, из которых каждая притязала на «всея Руси».
Смешение территориальных притязаний двух Церквей подробно показано в работе А.В. Соловьева «Великая, Малая и Белая Русь», Вопросы истории, №7, 1947,
http://goo.gl/UIMQby.
Ещё раз обращаю внимание, что даже в XV веке понятие Киевская Русь не существовало. С XV века Запад претендует на Киев и «Всея Русь». Длугош и Меховский обосновывали католические претензии на восточные территории Европы не случайно. Это неизменная политика Запада, которой противостояла и противостоит Русская Церковь, не признавая унии (канонического единения) с западной Церковью.
Как видим, понятие Киевская Русь чуждо нашей истории, поскольку им продвигается западный геополитический заказ, рано как и норманнская теория, о чем разговор впереди.
Справка: Хронологический список патриархов Русской Православной Церкви,
https://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml Продолжение следует (см. журнал
http://yar46.livejournal.com ).