Мы с удивлением находим описание своей истории ни где-нибудь, а в Сказке о царе Салтане. Для Александра Сергеевича культура и уклад жизни наших предков были открытой книгой.
Изумительные знания о дохристианской старине поэт вкладывает в слова «ткачихи с поварихой и сватьи бабы Бабарихи». Да и сам Пушкин поучаствовал в сказке, не имея возможности говорить открыто о языческом прошлом. В этой игре мне кажется, он проявился в роли молодого царевича.
Пересказывать сказку, нет нужды. Кто же её не знает. Рассмотрим ключевые события.
Лебедь и коршун-чародей.
Первое что делает царевич, попав на остров, спасает Лебедь.
«Пушкин хорошо знал мифологию и фольклор. Перенеся в наш христианский мир из преданий древних славян образ Буян-Острова, поэт «построил» на острове благодатный город - страну счастливых людей, со златоглавыми церквами и достойным правителем, здесь может родиться любое Чудо Света, стоит Царевне-Лебеди взмахнуть крылом. Россия в древности называлась Лебедией! Она и есть Царевна-Лебедь, несущая Свет и Радость». [1]
Лебедь один из священных символов Руси. Убийство лебедя считалось большим злом, и князь борется с черной силой, покусившейся на эту святыню. Александр Сергеевич целиком на его стороне.
Чудо белка.
А далее не могу отказать себе в удовольствии ещё раз прочитать строки из заветной сказки.
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд
…
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Не знаю как у кого, а лично у меня первая валюта князя Гвидона ассоциируется с первой валютой северной Руси - драгоценными бусами «глазкáми» бога Óдина. А на основе глазков Одина у Руси появились несметные богатства. От тех богатств и началось бурное развитие Руси-государства. [2]
Создание первой валюты предание связывает с дедом Рюрика князем Гостомыслом организовавшим её выпуск. Ильменский князь Гостомысл намыслил гостей (т.е. купцов) и обеспечил получение прибыли от торговых путей Ладоги.
В 780-х в Ладоге на Земляном городище начинает работать стеклодельная мастерская в режиме эмиссионного банка.
Драгоценные глазчатые бусы стали ладожской валютой на два века.
Высококачественного кварцевого песка в Ладоге хватало. В ХVIII веке его вновь начнут здесь добывать и отправлять на барках прямо в Санкт-Петербург. Но другого, не менее важного для производства зольного стекла компонента в Ладоге, как и вообще в Европе, тогда просто не знали.
Стекло - это кварцевый песок плюс сода. Но только в Х веке средиземноморские стеклоделы изобретут высокотемпературные печи, в которых роль соды станет исполнять зола бука и дуба. В VIII столетии печи были не столь совершенными, и арабские мастера использовали куда более богатую содой золу солончаковых растений. Вот эту-то золу ладожане и начали экспортировать с Ближнего Востока для варки стекла.
Бисер и глазчатые бусы меняют у местных охотников на меха, а меха продают арабским купцам за звонкую монету. Тем серебром будет оплачено и призвание Рюрика с дружиной варягов, и строительство Новгорода на Волхове, и отпор хазарам и походы на Византию, и ...
На берегу Чудского озера, как напоминание о добытом сказочном богатстве от которого «есть пошла русская земля», и сегодня стоит деревенька Мыслегостево.
Подтверждением сказанному служат слова летописца Нестора: «А когда пришел я в Ладогу, поведали мне ладожане, как здесь бывает: когда приходит туча великая, находят дети наши глазкú стеклянные, и малые, и великие, проверченные, а другие подле Волхова берут, которые выплескивает вода. От них же взял более ста, а все разные».
Тайну, которая так взволновала Нестора, открыл в середине 1980-х питерский археолог Евгений Рябинин. На ладожском Земляном городище он и раскопал стеклоделательную мастерскую, основанную здесь в начале 780-х, то есть за восемьдесят лет до призвания Рюрика и за два с половиной века до рождения Нестора-летописца.
Без той первой валюты Руси не началась бы и наша Россия.
А.С. Пушкин про мастерскую, конечно, не знал, а вот про стеклянные глазки Ладоги, описанные Нестором в ПВЛ, слышать мог.
33 богатыря из моря.
Рост богатств от торговли потребовал серьезной охраны. И вот призвание удалых красавцев богатырей братьев царевны Лебедь. Уж, не идет ли тут речь о призвании летописных варягов-русь.
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
И опять эпизод основан на старинных преданиях, которые сообщают о военном приеме предков.
Славяне хорошо плавали и использовали реки в военно-стратегических целях, погружались в воду целыми воинскими подразделениями, применяя для дыхания камышовые трубочки. То-то удивлялись враги, неожиданно увидев перед собой возникших из речных вод витязей прекрасных. В сказке, правда, они возникали из вод морских. Но согласитесь, приёмчик действенный. [3]
Послесловие.
Хорошо знал Александр Сергеевич историю. Славные были у него учителя. Может и нам пора, изучив собственную историю, произойти от самих себя, от корней народа русского, а не с капустной грядки.
И на модный сегодня вопрос, - что значит быть сегодня русским, для меня есть только один ответ. Русский это тот, кто говорит и думает на русском языке, на языке носителе древней культуры, которую надо изучать и передавать своим детям, чтобы сохранился в веках народ, нас породивший, что бы было кому сохранить многовековую культуру Руси. Ибо многообразие культур на Земле - достояние всего Человечества.
В конце предлагаю адрес в интернет на эту великолепную сказку, которая вроде бы и сказка А.С. Пушкина, а вроде бы и история Руси
http://my-hit.ru/film/11381/onlineИсточники:
1. Буян-остров, Международный проект,
http://buyan-ostrov.ru/about/2. А. Чернов, Из Ладоги с любовью
http://chernov-trezin.narod.ru/Ladoga3.htm3. М. Н. Диомидов, А. Н. Дмитриев. … Покорение глубин. Издательство: "Судостроение" (1964),
http://diver05.narod.ru/pg1.htm