Как видим, содержание летописи переводчик чуточку подправил.
На самом деле не в Москву зовёт брата князь, а в Московъ. Первоисточник ясно сообщает - тогда существовал именно Москов. Вот сюда в уже существующий город и собрались князья.
Холмы, холмы.
«Сильный обед» и «приди ко мне» сообщают о том, что Москов уже в то время мог обеспечить княжеское застолье и хозяин здесь князь Гюргий.
Академик М.Н. Тихомиров в 1947 году писал: «Летопись говорит о Москве 1147 года как об известном пункте. Поэтому есть все основания предполагать, что история Москвы начинается гораздо раньше». (М.Н. Тихомиров, Древняя Москва XII - XV вв.
http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c1a)
Итак. У князей перед глазами стоит Москов куда они все и прибыли. Стоит город готовенький, и строить его с первого колышка не требуется.
А где находился этот таинственный уже существующий Москов? По всему выходит, гуляли князья уж точно не на Боровицком холме. Ведь там только в 1156 году начнут строить будущую Москву (Тверская летопись, XVI век).
В исторических работах и учебных рефератах часто говорится о географически удобном положении Москвы. Только что авторы имеют в виду? А имеют они в виду несудоходную реку Неглинную, и Боровицкий холм. А ещё представляют Москву-реку. Но в те времена выше Кремля по течению наша нынешняя красавица-река была практически не судоходна из-за порогов и отмелей. Коровино-Фуниково, Коровий брод такие топонимы вдоль Москвы-реки о многом говорят.
Не странно ли это для «географически удобного места». Но, начав с Боровицкого холма, далее авторы сбиваются на перекресток водных и сухопутных дорог к устью судоходной в прошлом реки Яузы, что в полутора верстах от будущего Кремля. Т.е. речь уже идет о Красном холме, возле которого и впадает Яуза в Москву-реку. Здесь действительно удобнее заложить город, чем на Боровицком холме.
Красный холм выше Боровицкого на целых 6 метров. В старину Красный холм практически со всех сторон был окружен водой. Кроме Яузы и Москвы-реки его омывала ещё одна река - Сара с притоками. Позднее Сару спрятали в коллектор. Русло Сары шло от нынешней Рогожской заставы до Новоспасского моста. Сара крупнее Неглинки.
Яуза даже сегодня многоводнее Неглинки, а в прошлые века существовал водный путь по Яузе через волок в Мытищах в водную систему вплоть до Волги.
Даже сегодня дорог на Таганской площади сходится более чем у Кремля.
Если учесть, что, в устье Яузы в XII веке - корабельная пристань и транспортный узел, куда сходится множество дорог, то выбор между холмами с военной и хозяйственной точки зрения очевиден - Красный холм. Очевидным он был и для наших предков.
Топоним Красный холм в будущем заменят на обыденную Таганку. Но ещё до Таганки это место назовут Болвановкой, из-за обилия идолов, храмов и капищ, посвященных древним славянским богам. Само слово Яуза (в прошлом - Ауза, Явуза) подозрительно напоминает слово Явь из древнего славянского мировоззрения. А сходится здесь три реки. Т.е. это Триречье - особо почитаемое славянами место. Возможно тогда и название остальных рек (Москвы-реки и Сары) было связано кроме Яви ещё с Правью и Навью.
Вот в какие времена уже был сделан выбор в пользу Красного холма.
А как быть с общеизвестным фактом, что Москву начали строить на Боровицком холме? А где же ещё это можно было сделать, ведь выгодное во всех отношениях место Красный холм к тому времени уже застроен и там стоит языческий Мόсков будущая Болвановка. Вот и пришлось воспользоваться соседним холмом Боровицким. Но летописи о том молчат. Видят христианские летописцы языческий город, но нам о том не сообщают.
Теперь посмотрим на старинные миниатюры Лицевого летописного свода.
Миниатюра «Встреча» (слева). Князья гуляют на острове под охраной яузских крепостей. А прежде чем встретиться князья - союзники проходят через эти крепости. Остатки крепостей раскопали археологи и это уже не миф.
Миниатюра «Строительство Кремля». На Боровицком холме полным ходом идет строительство Москвы - как Третьего Рима, повторяющего Константинополь в плане.
Место встречи князей скорее напоминает ромб или квадрат, омываемый водой со всех сторон. Для Кремля характерна треугольная архитектурная планировка и на миниатюре виден «треугольный» пейзаж в месте впадения реки Неглинной в реку Москву.
Знаток градостроительства Третьего Рима М.П. Кудрявцев отмечал: «В сакральной градостроительной модели Третьего Рима треугольная форма Кремля - символизировала Святую Троицу и Ее Царствие, по слову пророчества о Москве: «На сем месте созиждется град превелик, и распространится царствие треугольное». Это было и символическим подобием Константинополя, построенного «на три угла» - во образ Святой Троицы».
Т.е. строится город с самого начала христианский, а не будущая Болвановка с языческими идолами. Ведь с этим наследием Красного холма и борется новая идеология, строя новый город на другом холме, называя красные улицы Болвановскими и даже строит храм Николы прогонителя бесов, на Болвановьи, т.е. тех самых идолов.
Болгарский царь Симеон I также в 893 году перенёс свою столицу из древней, но языческой Плиски хана Аспаруха в новый христианский город Великий Преслав.
Да и князь Гюргий (Юрий Долгорукий) не раз повторял такой приём, ставя рядом с одним городом другой. И теперь понятно зачем. На Руси шла серьезная борьба религий за каноническую власть на Руси. Понятное дело, что одним Киевским крещением дело тогда завершиться не могло.
Академик М.Н. Тихомиров сообщает нам интересные сведения из биографии князя Юрия как строителя городов. (М.Н. Тихомиров, Древняя Москва XII - XV вв.
http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c1a)
В 1152 г. Юрий Долгорукий «...град Переяславль от Клещина перенес и созда больши стараго, и церковь в нем постави камену святаго Спаса». Новый город стали называть также Переславлем. Не забыли в новом христианском городе поставить каменную церковь, а в Клещине сильны языческие верования, одно почитание Синь-камня чего стоит.
http://yar46.livejournal.com/32451.htmlВ 1154 г. строится Дмитров. В Дмитрове сохранилось предание о построении города на новом месте и существовании до него более раннего поселения».
Как видим, Юрий Долгорукий любил строить города-дублеры, а при строительстве нового Переславля даже его прежнее название сохранил. Не так ли повторилось и с Москвой?
Однако вопрос. Если встреча князей и строительство Кремля это одно место, тогда зачем художники-летописцы рисовали две миниатюры в Лицевом летописном своде? Да просто потому, что это места разные. А то, что к такому делу в свое время относились серьёзно, говорит тот факт, что создание данного летописного свода курировал лично Иван Грозный.
После занятия христианской идеологией доминирующего положения в обществе и после расширения Москвы -Боровицкой с конца XVI века Таганка тихо вошла в черту Земляного города, наполненная многочисленными храмами, но теперь уже христианскими.
Разросшиеся в XV-XVI веках вокруг Кремля посады относительно центра стали прозываться За-неглименьем, За-москворечьем, За-рядьем, а к середине ХVI века появилось и "За-яузье". И никакого Москова, в котором когда-то встречались князья.
И Москов, и Клещин, и древняя Плиска как языческие для христиан исчезли с арены истории. Но Плиске повезло больше. Её в 1925 году обнаружили археологи и вернули древнее имя.
Объяснение между строк летописей.
Включим здравый смысл, в котором отказывают нашим предкам.
Красный Таганский холм де-факто языческое начало Москвы, и начало древнее, а Боровицкий холм - её христианское продолжение.
По мере обретения значимости Москвой-Боровицкой, Москов-Краснохолмский утрачивает свое былое религиозное значение, продолжая оставаться средоточием хозяйственной жизни. Два городка со временем становятся единым городом.
Выводы.
От устья Яузы начался наш Москов, сведения о котором сохранил английский язык, наши летописи и первое название государства - Московия. Отсюда произошли производные слова: московиты, сорт слюды московит. И если поискать, найдутся ещё.
Летописи фиксируют наше внимание на Боровицком холме, чтобы укрыть историческим туманом древний город на холме Красном.
Неужели мы так боимся своей языческой истории? А может дело в другом?
Историк Б.А. Рыбаков всем желающим обрести истину советовал: «Изучайте историю по первоисточникам». Как видим первоисточники это не только летописи, но и летописные миниатюры, и топонимы. А я добавил бы сюда и генетику. Тут море удивительной информации.
«Наш отец основатель города Юрий Долгорукий, можно сказать, даже не славянин его отец Владимир II Мономах был наполовину греком, а матерью дочь последнего англосаксонского короля Гарольда II, Гита Уэссекская». (А. Глебов, Размышления историка.
http://apg65.ucoz.ru/blog/skolko_let_moskve_na_samom_dele_moi_grustnye_razmyshlenija/2011-04-28-3)
Каково? Под боком родная языческая история, а мы упорно цепляемся за греческое и английское.
Примечание.
В московском Кремле имеются всемирно-известные сокровища: Царь-Колокол и Царь-Пушка, есть и ещё одно сокровище мирового значения Царь-Книга это Лицевой летописный свод.
Справка из Исторического музея в Москве.
http://www.museum.ru/N26905«Лицевой летописный свод это История в картинках. Летописный свод XVI века рассказывает о всемирной истории с библейских времен до времени Ивана Грозного. Над томами летописи работала более 30-ти лет целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Старинный Документ содержит 10 тыс. страниц и 17 тыс. иллюстраций. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы. Лицевой летописный свод является не только памятником русской рукописной книги, это литературный, исторический, художественный памятник мирового значения».
Назад в Список записей по теме