2.3 Религиозная символика
Некое союзное единство Руси и Золотой Орды быть могло, ибо в нем были заинтересованы обе стороны как в свете международной и оборонной доктрины, так и в торгово-экономическом смысле. Данное предположение находит свое подтверждение в реальных фактах истории. Голословные утверждения, что такого быть не могло потому, что в школьных учебниках иначе - думающий человек всерьез не воспримет. Если конечно его багаж знаний не ограничен только Ключевским и Соловьевым.
Из математики и физики известно, что не возможно построить график неведомого процесса по одной двум точкам. А известные факты упрямы и весомы, а главное их много в разных сферах жизни. На очереди символика.
Символика.
Подтверждение мирного сосуществования Руси и Орды проступает и на фоне древней религиозной символики.
На куполах Православных храмов России гордо красуются - крест и перевернутый полумесяц цата. Как понимать эту как бы двойную символику?
Бытует мнение, что такого рода кресты появились после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Будем разбираться.
Зададимся вопросом. А почему символ на купольном кресте надо считать изображением фазы луны? Точно также выглядит и фаза затмения солнца. Хоть и наблюдается такое затмение значительно реже. Некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении ещё и серп планеты Венеры.
Обратимся к Евангелию. Там четко связаны с рождением и смертью Христа два известных космических явления - вспышка сверхновой звезды в момент рождения Христа, т.е. та самая Вифлеемская звезда, и солнечное затмение, случившееся в момент распятия Спасителя.
Сверхновая звезда, это взрыв, которым ознаменована смерть звезды. Блеск сверхновых звёзд при вспышке увеличивается на десятки звёздных величин в течение нескольких суток.
А теперь обратимся к затмениям.
«
Затмение солнца» на
Яндекс.ФоткахНа фотографии фазы солнечного затмения, наблюдавшегося в Москве 9 июля 1945 г. Источник фото:
http://www.childrenpedia.org/2/page084.html
Напомним, что при затмении Солнца одна из фаз процесса выглядит как полумесяц.
Источник фото:
В около научном мире даже идут споры о привязке евангельских событий к конкретным датам некогда происшедших природных явлений. Пока безрезультатно. Скорее всего, реальные космические события произошли в веках разновременно и их просто сложили в одном повествовании.
Мы вправе предположить и не без основания, что цата на кресте это символическое изображение не Луны, а Солнца в фазе затмения.
Почему церковь эту трактовку сама не объявляет? Да потому, что дотошные исследователи пойдут дальше. А дальше это солнечные мистерии наших предков, а оно язычество, которое сегодня так боятся.
А теперь по поводу кто кого «победил» на древнем символе.
Крест с полумесяцем мы видим на куполе владимирского Дмитриевского собора, построенного задолго до появления «татаро-монгол» на Руси, а именно в 1197 г. Этот крест сохраняет свою первоначальную форму.
Такие же кресты имеются и на других древнейших и современных православных храмах.
Источник фото,
http://slax.livekuban.ru/blog/276669Это фотография фрески над хорами известного Спасо-Преображенского собора в городе Переславле-Залесском. Собор основан в середине XII века.
На фреске храма изображение, которое символизирует всю земную жизнь Спасителя от А до Я. Начальная и конечная буквы греческого алфавита на фреске означают сокращенный вариант фразы, сказанной Иисусом, - Я есть Альфа и Омега, начало и конец. Лучи на кресте символ звезды, а серп над крестом - фаза солнечного затмения при распятии. Это просто и очевидно для того, кто хоть раз сам прочитал Евангелие.
Ну и кого унижает такой вариант? И о чьей победе и главное над кем здесь вести речь? Полумесяц или солнце в фазе затмения сверху креста.
Встречаются кресты с удивительным расположением звезды и полумесяца прямо в центре креста как, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В эпоху раскола церквей, подобные изображения стали переделывать и даже уничтожать. В итоге, уцелело совсем немногое. Причем, как в случае Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, «опасные изображения» сохранились лишь в трудно-доступных местах храмов, куда обычные посетители попадают редко.
Большинство «объяснений», как мы теперь понимаем, придуманы задним числом и не соответствуют действительности. А факты таковы.
В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, «монголо-татары» еще не пришли на Русь, а когда пришли, то оказалось что они в массе своей… христиане. Правда, в литературе типа «Задонщины» или «Сказания о Мамаевом побоище» их именуют язычниками со странными для христиан обрядами поклонения огню и кусту. А все потому, что находники исповедывали христианство несторианского толка, которое Византия считала ересью, и относила к язычеству, дополняя разными сказками.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком царской власти Византии. Ещё одно использование полумесяца как символа царской власти можно увидеть на иконах Царицы небесной Богородицы. Но, как известно культа Богородицы на Востоке не существует.
И только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот символ стал официальной эмблемой Османской империи. Стоит также отметить, что Полумесяц был ещё символом империи Сасанидов на территории Персии (Ирана) и изображался на коронах её правителей. [
Michael G. Morony, Iraq After the Muslim Conquest,Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40]
После арабского завоевания в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифатами и мусульманскими правителями, и постепенно стал восприниматься как символ власти в Западной Азии.
Вот и выходит, что ни о каком противостоянии и тем более религиозных победах на наших символах даже помину нет.
Ещё вспомним А.С. Пушкина. Как там про Царевну-лебедь. «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит». А ещё у П.П. Ершова в Коньке Горбунке:
«От гостей же слух идет,
Что девица там живет;
Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да и солнышко ей брат…»
Вот и очередные
ключики к нашей истории нашлись. Интересно вдохновлялись поэты в старину, со знанием истории.
http://lib.ru/LITRA/ERSHOW/konek.txt_with-big-pictures.html.
А теперь самое время вспомнить о многочисленных браках русских князей с полочанками и татарками, о которых нам поведал историк Гумилев.
Какой-либо религиозный конфликт народов и здесь не усматривается.
Начальная символика.
Археологами обнаружены артефакты начальной символики христиан, датируемые первыми веками н.э.
Из «Христианской символики» Уварова узнаем, что: «в пещерах Претекстата находимы были плиты без надписей, с одним изображением якоря». Иногда этот крест изображался с дельфином или двумя рыбами. А не эти ли рыбы так непонятно приплыли сегодня на герб Великого Новгорода на Волхове?
Обратимся к хронологии.
К древнейшим катакомбным изображениям относятся датируемые II веком изображения акронима ΙΧΘΥΣ (др.-греч. Ίχθύς - рыба).
Акроним имени Иисуса Христа Ихтис, состоит из начальных букв греческих слов: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Данное буквенное сокращение выражает в краткой форме исповедание христианской веры.
Мраморная стелла, начало III века. На изображении акроним Ихтис и якорный крест.
Начало почитания креста традиция относит к 312 году н. э., когда император Константин во время одного из своих военных походов увидел знамение креста на солнце. В науке это явление известно как «галло» - оптическое преломление солнечных лучей на неоднородностях в атмосфере. Явление довольно редкое. Это событие было использовано для объявления нового христианского символа.
Речь здесь идет о звезде с лучами. Эти лучи мы можем видеть в центре креста на фреске Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, где изображен шестиконечный крест с солнечным затмением наверху. Сегодня на храмах можно видеть множество разновидностей купольных крестов.
С 1У-го века изображаемый крест постепенно стал приближаться к своей настоящей форме.
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V-му веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме.
С VI века Христос изображается на кресте не только живым и воскресшим, но и торжествующим. В X-м веке появились изображения мертвого Христа на кресте
http://www.librarium.orthodoxy.ru/cross/Первые христианские символы в виде «якорного» креста с полумесяцем увидели археологи на Солунской надписи, датируемой III-им веком, похожие обнаружены в Риме - в 230 году, и в Галлии - в 474, т.е. задолго до возникновения мусульманства.
Вывод.
Приведу слова художника
Татьяны Зеленченко, которая поделилась своим опытом работы с символикой, открыв для себя в этой области целый мир.
«Для современного человека крест - символ христианства, полумесяц - символ ислама, свастика - символ фашизма. Для наших далеких предков эти символы несли иной смысл. Однако, прошло время, и значение некоторых символов изменилось… В символе скрыт смысл некоего предмета, явления, понятия. Этот смысл переносится на совершенно другой предмет и всесторонне сливается с ним так, что их уже невозможно разделить. Образ символа полностью совпадает с образом символизируемой вещи, события, явления».
Символика - сама история, а не примитивное её представление в истории.
Иными словами символика это не та область, где кто-то создает конфликты. Это сфера формирования индивидуальных знаков различия, но отнюдь не розни.
Источники:
Из истории Ислама, Александр Доманин, Крестовые походы.
Под сенью креста.
Евангельский форум,
Диакон Георгий (Юрий Максимов).
Предыдущее Следующее