Восточная мудрость гласит, - В мире существует множество учений, но они не помогут тем, кто заковал себя в кандалы невежества.
Статья написана для тех, кто готов вместе с автором мысленно представить прошлые времена.
Краткая история Киева.
Киев как город возник в конце XVIII столетия с объединения трех первоначально удаленных друг от друга поселений: Киево-Печерский монастырь, в двух верстах от него находился Верхний Киев, в трех верстах лежал торгово-ремесленный Подол. Начало города летописи связывают с киевскими монашескими пещерами. Нестор Летописец называет 1051 год датой основания пещерной обители афонским монахом Антонием при Ярославе Мудром.
Сюда как к религиозному центру стекались паломники. Вокруг монастыря-крепости возникли ремесленные и прочие слободы для обслуживания местных жителей и паломников, возникла и понтонная переправа через Днепр. О переправе см. раздел «
Откуда название Киев».
Самое древнее поселение - городище на Старокиевской горе датируется концом V - началом VI вв. В период польско-литовского завоевания уже в XV веке возводится замок на горе Хоревица.
В 1648 г. на Украине началось восстание против поляков, переросшее в освободительную войну. Основную силу движения составляли запорожские казаки во главе с Богданом Хмельницким. Повстанцы обращаются за помощью к Москве. В 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией. В январе 1654 г. Рада (Совет) в Переяславле также приняла решение о вхождении Украины в состав России. Но вошла не вся Украина, а только левобережная, Украина правобережная осталась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши в конце XVIII века.
В 1686 году Россия и Речь Посполитая заключили «Вечный мир», по которому Киев был закреплен за Россией. Монастырь стоявший к тому времени не полные семь веков и обслуживающие паломников слободы за это время единым городом так и не стали. Серьезного развития с середины первого тысячелетия и до середины второго тысячелетия будущий Киев не имел.
И вот с конца XVII века начинается история именно города. В первые годы XVIII века в связи с подготовкой Русской империи к Северной войне начинается сооружение Киевской крепости. 15 августа 1706 г. в присутствии императора Петра I состоялось официальное заложение первого камня Печерской крепости.
Киев также как и Новгород физически основан из трех первоначальных ядер, но есть и отличие. Киев не имел Детинца. Роль главного начала здесь сыграл христианский монастырь нынешняя Киево-Печерская Лавра.
Развитие христианских религиозных центров на Руси происходило повсеместно по одному сценарию. Так было вокруг Троице-Сергиевой Лавры, Дивеева, Псковских пещер, Иверского монастыря на Валдае и т.п. Позднее вокруг этих центров вставали городки и города.
К XVI веку Россия становится централизованным государством, она теперь объект международных отношений. Одним из направлений внешней политики молодого государства «Всея Руси» - борьба с Великим княжеством Литовским за возврат захваченных им русских, украинских и белорусских земель. Чтобы подтвердить эти притязания «обнаруживаются» летописные списки с удревнённой историей окраинных земель. Эта древность, разумеется, старше периода польско-литовских завоеваний. Возникла нужда в Киевской Руси и вот, пожалуйста, получите и даже с «матерью городов русских».
Чтобы там не говорила историческая наука, но Киев, несмотря на молодость, успел обрасти
множеством легенд и красивых топонимов.
Прекрасные православные киевские храмы, предстающие нашему взору сегодня, построены после перехода этой земли от католической Польши во владение православной России. Тем же временем датируются наши летописания-списки, т.е. концом XVII началом XVIII века. В это же время обретаются и красивые литературные памятники про князя Игоря и про Батыево нашествие и про много чего ещё, на которое принято так красиво ссылаться. Конечно, вовремя найденные древности представлены в переписанных копиях и конечно с утраченными оригиналами.
Тогда же входит в оборот, изобретенный в Польше термин «Иго» («iugum barbarum», «iugum servitutis»). Первыми его употребили католический священник Ян Длугош в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517 г. Они это «иго» создали для своих идеологических целей, за что и получили награды от Папы Римского, но пригодилось оно и в России.
Интересный момент. Все, что на Украине моложе этих веков выдается как якобы разрушенное «татаро-монголами», а построенное позднее как бы восстановленное после того ига.
Но реальность такова. Византийское христианство, прячась за крепостными монастырскими стенами, осваивало новые канонические территории. С юга на север распространялась не Русь, а христианство. Именно оно стремилось на северную волжскую и новгородскую Русь. А обосновавшись в северных пределах Отечества нашего, стало утверждаться летописаниями.
Очевидная дезинформация нужна для прорисовки фантомной истории Киевской Руси. Как скажем сегодня световым лазерным шоу можно нарисовать на домах и в воздухе всё что угодно. Но гаснет лазерный прожектор, а вместе с ним исчезает и воздушный рисунок.
Летописный Матиград.
Покинем келью Нестора летописца и оглянемся. Перед нами Печерский монастырь, а внизу киев-перевоз через Днепр. И тишина.
Объявить в IX веке Матиградом несуществующий город Киев это уже из области психиатрии или очевидная фальсификация. Однако про «Мать будущих городов русских» поведали не монахи-летописцы, а почти современные нам источники.
Смотрим статью 6390 в Лаврентьевской летописи. Это соответствует 882 году н.э.
Летописный источник:
http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr01.htmКиев IX-го века все учебники именуют Великим городом. Это очевидная фальсификация, и с этим разобрались. А ещё хочется спросить сведующих историков, почему принято читать данный фрагмент летописи как объявление Киева «матерью будущих городов русских»? Столица владений, главный город - да, это следует из текста, а причём здесь «мать» городов, которые будут.
В строительстве зданий, где используются деревянные перекрытия, есть главная балка, называемая «матицей», в значении главная балка перекрытия. Тут по смыслу надо переводить скорее как «отец», а не «мать».
И потом, когда это Киев был столицей России, и какие российские города произошли от Киева? Странное и несбывшееся пророчество. И особенно ярко это видно в период польско-литовского владычества. А может никакого пророчества и не было?
С. Лесной в своей книге «Откуда ты Русь?» написал: «В 1953 году Пушкарев толковал это место так: «По рассказу летописи, Олег якобы предсказал Киеву великое будущее, сказавши: «Се буде мати градом Русским!». Ни о каком предсказании здесь не может быть и речи: севши в Киеве Олег, приказал считать этот город своей столицей Руси т.е. мати городом».
Значение сказанного совершенно ясно из повелительного наклонения: «се будИ!», а не позднего произвольного изменения на «се будЕ». Перевод с древнего языка этого самого «буде» означает «если», и в данном контексте фраза летописи теряет глагол и вообще смысл.
Ничего легендарного в сообщении летописи нет, летописец словами Олега назначил Киев столицей и на этом всё. Однако профанация с препарированием древнего текста продолжается до сего времени, а мы бессчетное число раз, повторяем про придуманную мать будущим городам. На это даже у летописцев-переписчиков фантазии не хватило. А нам сегодняшним двойка по древнерусскому.
Для доказательства предлагаю и самим заглянуть в книгу «Грамматика церковно-славянского языка» иеромонаха Алипия, с.101, изд. Киев, 2008 г. Книга предназначена для самостоятельного изучения основ грамматики церковно-славянского языка. Купил лично в Москве в Храме Христа Спасителя в церковной лавке. Так что источник надежный.
Как мы теперь знаем, никто в прошлом не предсказывал Киеву великое будущее, просто потому, что и самого Киева тогда не существовало.
Для справки. Собеседник Нестора.
Во времена Нестора к Киево-Печерскому монастырю был близок некто Ян Вышатич. Источником знаний о событиях в новгородских и белоозерских землях для автора «Повести» стали устные пересказы Яна Вышатича о каких-то известных ему сюжетах северной русской традиции.
В этих рассказах есть конкретные новгородцы, которые не ищут себе князя за морем у руси, а отправляют делегацию конкретно к варяжскому конунгу Рюрику, которому соответственно не надо «вызываться», а можно просто согласиться принять корону, что он и делает [13].
А «не надо вызываться» ещё и потому, что опять очередная заморочка с древнерусской грамматикой. Не «за море» шла делегация к Рюрику, а в
«Заморье», так называлось место соседняя деревушка рядом с нынешним поселением Старая Ладога, а тогда городом Ладога. Древние летописи писались без пробелов в тексте, и кому-то показалось, что пробел в одном месте просто должен быть, вот его и создали при переводе на современный русский язык. Так «Заморье» стало «За_море», и оттуда из-за неведомого моря «привели» нам варягов.
Привели из далёка, вопреки местным топонимам, которые недвусмысленно определяют место, где нашли нужного на тот момент человека для княжения.
Всё-таки опять скажу, - занимаясь стариной, просто-таки необходимо с
картой сверяться. А иначе так и будем ходить за моря, вместо того чтобы свою историю искать на своей земле.
Для справки. Древняя Ладога.
Ладога древнейшая точка в истории Руси. Дата основания славянами города Ладоги установлена по анализу спила одного из бревен раскопанной археологами постройки - 753 год!!! В том году русские поселенцы срубили первую избу. Установила этот факт экспедиция, которую возглавлял научный сотрудник Е.А. Рябинин. Вот живая реальность, а не мифический «матиград» из переписанных летописей. Вот куда на самом деле пригласили Рюрика княжить. Того Рюрика, которому не суждено добраться ни до Новгорода, ни до Киева, поскольку машины времени у него не было.
Почему братьев трое.
Кстати князей-варягов почему-то оказалось целых три, хотя вакансия была, как известно всего одна. Разгадка проста. Братьев и не было.
Современные ученые считают, что авторы летописи пользовались для описания начала Руси переводом древнего скандинавского источника, в котором шведские слова «род» и «войско» были записаны русскими буквами как собственные имена неких братьев - Синеуса и Трувора. О Рюрике сказано, что он пришел «со своими родами и верной дружиной». Смотрите, как это выглядит на шведском языке: Sine Use - своими родичами, и повторив это русскими буквами, получаем - Синеус, та же история с другим братом Tru War - верная дружина превращается в брата по имени - Трувор. Древнего переводчика подвели его знания кельтских языков, в которых просматриваются похожие слова: Sinicus - старший и распространенное в свое время кельтское имя Trevor.
Источник:
О братьях Рюрика,
http://toyota-rus.narod.ru/files/voyage2/08-05-10_voyage-712.htmЮ. Лазарев, Летопись Древней Руси, что скрыто между строк, Москва, ООО «Издательство «Эксмо», с. 102, 2010 г.
В подтверждение этой гипотезы говорит тот факт, что по летописи Трувор и Синеус в 862 году стали княжить, соответственно, в Изборске и Белозерске где и умерли одновременно спустя два года. Скорее всего, просто потому, что у летописца про этих двух братьев никакой информации не было. Вот их и «умерли» одновременно и быстро как в кино.
В тоже время первые упоминания о Белозерском городище относятся к более поздним периодам, что подтверждается археологическими исследованиями, да и сама Труворова могила появилась гораздо позже описываемых в летописи событий как символическое захоронение. А христианский крест над могилой неведомого нам язычника (?) был установлен спустя века после летописных дат.
А давайте предположим.
Собеседник летописца Нестора Ян Вышатич известен в истории и как воевода казнивший «двух волхвов от Ярославля» возглавлявших восстание в Ростовской земле в 1071 году [Летопись Ярославля,
http://www.moi-jaroslavl.ru/letopis-jar.html]. О странице своей биографии связанной с борьбой против язычников Вышатич, конечно, не преминул похвастаться христианскому монаху Нестору. А у того свои задачи, и они пересеклись с рассказами Вышатича.
Многие исследователи ПВЛ утверждают, что Начальное новгородское летописание в корне противоречило интересам и установкам киевских князей, к идеологам которых относились и монахи Киево-Печерской лавры, включая Нестора. Признать, что новгородские князья древнее киевских, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика, считалось во времена Нестора недопустимой политической крамолой. Она подрывала право киевских князей на первородную власть, а потому беспощадно искоренялась [
http://dunay73.livejournal.com/74851.html]. Как впрочем, искореняется они и сегодня, но уже в исторической науке.
Информация Вышатича для Нестора счастливая находка. Всё величие северных языческих традиций переносится на бумагу и закрепляется письменно, но уже за Киевом. Даром что тому ещё предстоит возникать в веках. Но задача стоявшая перед Нестором выполнена. Киевские князья объявлены первыми среди других. И никто до сих пор не озаботился, что у Новгорода на Волхове и у Киева на Днепре были свои истории, как впрочем, и у древнейшего русского города Ладоги, которую сегодня незаслуженно перевели в разряд поселка. А ему должно быть как минимум городом - мемориалом. Собственную историю надо уважать.
Пиар идеологии наделил ещё только будущий Киев чужой сказочной внешностью.
Совершенно необязательно считать прообразом Киева торговую красоту конкретного северного русского города. Для украшения могли использовать и собирательный образ.
Ясно одно. ПВЛ, как и другие летописи содержат рассказы путешественников, прямые указания попов и князей. Цель - откровенная идеологическая самореклама. По большому счету среди былинных рассказов и библейских сюжетов собственно истории в ПВЛ не так уж и много.
Круто? Конечно. А как относиться к документу, в котором веселыми красками разрисованы несуществующие на тот момент города.
Ответьте, положа руку на сердце, - вы, лично вы, могли бы жить в доме с фундаментом из куриных ножек, а может вы, лично вы, разрешили бы оперировать вашу маму врачу с квалификацией «сказочник по аппендицитам»?
Однако в школьных учебниках по истории полным-полно сказок, и похоже это мало кого смущает.
Для Киева прототипом послужила чужая привлекательная слава. А где реальная летопись событий?
И вот он Итог.
На земле Европы мы видим целое семейство государств-предшественников нашей Руси-России.
Торговое государство купца Само, - король сам купец, торговые русские княжества Балтийского Поморья с остром Рюген, Первое Древнерусское государство со столицей в Ладоге, Княжество Тмутороканское, - торг по названию, государства владельцы Волжского торгового пути: Боспорское царство, Хазария. Основа обоих государств торговля. А далее отметим Государство Новгородское на Волхове, не такое роскошное как в былинах, но вполне реальное. Заметен след от Волжской Булгарии, составлявшей конкуренцию соседям по торговле на Волге и породившую балканскую Болгарию. На востоке Европы существовало множество Великих княжеств: Нижегородско-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Владимирское, Тверское, Московское. Среди исторических событий мы видим Объединённое торгово-военное государство Руси и Золотой Орды, Великое княжество Литовское, Речь Посполитую и наконец Московское государство. Московия - прямой предшественник Государства Всея Руси России.
Все эти государства-прототипы реально возникали на арене истории, и в своё время исчезли, оставив действительные следы.
В этой реконструкции нет только «Киевской Руси», поскольку такое государство существовало лишь на бумаге, благодаря фантазиям историографов поздних веков. Оно не оставило в истории реальных следов кроме политических словесных выкрутасов, исказивших реальную историю. Создание фантомного государства позволило политикам говорить о «воссоединении» Украины с Россией. Тогда как Тверское княжество, Новгород и Вятку никто не воссоединял, а просто собрали в единое Московское государство «под руку князя Московского», и те события не стеснялись называть своими словами.
Мы видим, что в Киеве отсутствует центральное городское укрепление Кремль или Детинец. В том прошлом в Киеве отсутствуют палаты для государевых чинов Малороссийской коллегии после воссоединения. Тем пришлось довольствоваться апартаментами в совсем других украинских городах. Для органа, ведающего делами Малой Руси в великом Матиграде не нашлось места!
Маленькое удельное княжество, довольно поздно возникшее, ставшее окраинным польским воеводством. Вплоть до XVIII века вместо единого города в веках лишь три составные части, разделенные верстами. Части, которые только с XVIII века начали приобретать черты современного красавца Киева. Ну не видно за этим «Матери городов русских» на странном пути «Из варяг в греки».
А вот кому реально обязана Русь-Россия идеями своего государственного строительства? Вы удивитесь, но это как раз балканская Болгария. Царь первого Болгарского царства Симеон так представлял себе славянское государство, - это царь император, автокефальная христианская Церковь, влиятельные школы, создавшие церковно-славянскую письменность, и вовсе не Кирилл.
Именно с Болгарского царства самостоятельного от Византии брали реальный пример созидатели Государства Российского.
А что государственного создали призванные варяги? Рюрик восстановил Ладогу и раскрутил после восстановления ремесленное производство, а далее только сомнительные записи о набегах, да хазарское Иго 70 лет терзавшее Русскую землю. Ещё ПВЛ нам сообщает о совершенном Олегом государственном перевороте в Киеве с убийством Аскольда и Дира. Глядя на этот исторический беспредел А.С. Пушкин решил украсить наше прошлое и пишет прекрасные стихи про Вещего Олега, который куда-то собирается. Но в итоге «отмстить неразумным хазарам» так и не получилось.
Все реальные государства возникали как значимые центры международной торговли, ремесленного производства и выращивания хлеба. Все эти государства имели вес на международной арене, с ними торговали, и с ними приходилось считаться. Отсюда и идеологические наскоки. А если бы как говорят летописи, наши предки были дикими и питались не весть чем, кто бы их боялся, да и зачем бы кому-то понадобилось искажать историю Руси. Кто бы стал отвлекаться на каких-то недотёп, сидящих на деревьях и не воспринимающих цивилизацию. Просто заняли бы из земли и дело с концом. Эти чудны́е «Придите и владейте нами» канули бы в истории безвестно.
У события с «призванием варягов» конечно, была иная подоплека. Через всю историю русских княжений проходит одна линия. Князей к себе или приглашали, или они наследовали власть или отвоевывали её в междоусобиях. В примере с Великим Новгородом город князей фактически нанимал на работу, оговаривая их ограниченные права. И при этом сами горожане себя рохлями отнюдь не считали. Удивляться тут нечему. Ведь за основу нашей историографии взяты киевские редакции летописаний. А в них как раз киевских князей никто не призывал командовать неумехами.
Про то, что это стопроцентная идеология можно увидеть и сегодня. Посмотрите фильм
«Битва за Салют. Космический детектив». Великий труд наших космонавтов по спасению станции «Салют-7» не имеет мировых аналогов. А что сняли американы в своем фильме по данной теме «Армагедон». А сняли, так же как и наши летописи написаны. Доблестные астронавты США спасают, конечно, глупых русских с их глупым космическим кораблем, по которому бегает псих заросший щетиной в шапке ушанке и размахивающий кувалдой. Эту чушь сняли, не смотря на очевидность противоположных фактов, когда многомудрые астронавты так и не смогли спасти свою заснувшую на орбите «Скайлэб». А вот как раз нашим космонавтам удалось оживить замерзший «Салют-7», а затем ещё целых 6 лет его эксплуатировать вплоть до падения СССР.
Меняется антураж, а идеология всегда остается основой любой политики.
По традиции закончу мудрым высказыванием.
«Появление древней Руси - необъяснимый феномен, полнейшая загадка для профессиональных историков. Историю и предысторию возникновения начальной Руси еще предстоит написать с чистого листа, а процесс становления Киевской Руси практически полностью переписать, поскольку он формально написан и есть в школьных учебниках, но… как же далеко написанное от реальности!» [
В. Егоров, У истоков Руси].
А мы потомки славных предков и по сей день активны в международной торговле, в политике и по-прежнему в космосе. И с нами приходится считаться как в стародавние времена.
Правоту этих слов можно найти в кочующем по векам предостережении:
«Приходите к нам в гости торговать,
но кто с мечом к нам придет,
тот от меча и погибнет.
На том стояла,
и стоять будет Русская земля».
Князь Александр.
Подобное выражение было хорошо известно еще в Древнем языческом Риме, оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Qui gladio ferit, gladio perit. Позднее оно перекочевало и в Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52: «Говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Так что развивалась наша страна, как в старину, так и позднее по одним законам общественного развития, что и остальные государства мира. И говорить про некий особый путь Руси, можно только имея в виду особый туман над её историей.
Источник:
13. В. Егоров, У истоков Руси, Москва, Алгоритм, Эксмо, 2010,
http://lib.rus.ec/b/213410/read В список по теме