Разговор о Рюрике неизменно переходит на "Варяго-русский вопрос", "норманнскую теорию"... Что скрывается за этими понятиями? О чем на протяжении двух с половиной столетий спорят ученые?
А спор вызван вовсе не историей как таковой, а политическими амбициями.
Начало этого «вопроса» восходит к XVIII веку в Петербургскую Академию Наук. Сюда были приглашены академики-немцы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер. Те самые, кого ещё М. Ломоносов считал исказителями русской истории. Таковыми их считал по его словам, - не потому что они немцы, а потому что русскую историю в басни превратили.
Фото из коллекции музея «История СпбГУ».
На фотографии Круглый зал башни Кунсткамеры, где проходили заседания Российской Академии наук в XVIII веке. Здесь состоялся знаменитый спор М. Ломоносова с немецким академиком Миллером о варягах на Руси. Ломоносов в том споре победил, а Миллер был разжалован из профессоров в адъюнкты на один год. Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Дальше баталии разгорелись и в среде русских ученых.
Очень показателен красочный рассказ М.А. Алпатова о возникновении норманнской теории: «Тени двух соотечественников - Рюрика и Карла XII - витали над теми, на чьих глазах рождался этот вопрос. Полтавская виктория Петра I сокрушила амбиции завоевателей времен Карла XII. Норманнская теория, возводившая русскую государственность к Рюрику, наносила удар по амбициям русских. Это был идейный реванш за Полтаву. Покрытый пылью веков древний сказ о варягах обрел новую жизнь, стал современным острейшим сюжетом... Варяжский вопрос, следовательно, родился не в Киеве в летописные времена, а в Петербурге в XVIII веке. Он возник как антирусское явление в области политики. Человеком, который произвел первый «выстрел» в этой баталии, был Г. Байер».
В статье А.Н. Сахарова в «Советской исторической энциклопедии» читаем, - норманнская теория это «направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси». Это как сегодня с помощью сил НАТО разгромят власть в некой стране, а новая власть, конечно, считается основательницей гуманности и демократии.
Была в советской историографии и другая позиция. Б.Д. Греков в издании «Киевская Русь» 1953 года отмечал: «Под норманнизмом мы понимаем «теорию», «доказывающую» неполноценность русского народа, его неспособность создать свою культуру и государственность, утверждающую за варягами-норманнами роль основателей русского государства и творцов русской культуры».
В советской историографии большой вклад в изучение этой проблемы внесла школа Б.Д. Грекова, сделавшая упор на изучении внутренних факторов и разработавшая концепцию возникновения классового общества и государства в восточнославянских землях. «Формирование Древнерусского государства рассматривалось исследователями как результат многовекового процесса социально-экономического развития восточнославянского общества, протекавшего на огромном пространстве от Ладоги до низовьев Днепра и от Карпат до бассейна Оки и нижней Волги. Совершенно очевидным становился тот факт, что радикальные социально-экономические изменения на столь огромной территории не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей, даже если бы эти отряды состояли не из сотен, а из тысяч воинов».
Убедительность этих выводов признали многие западные историки. И на сегодня данный «вопрос» следует рассматривать так. Уже к моменту того призвания Русь представляла собой конфедерацию 14 княжений, выросших на землях бывших племен. Наличие такого рода политических образований отмечено не только в Древней Руси, но и у поморских славян, пруссов, литовцев, латышей, эстонцев...
В письменных источниках, по мнению Пашуто, нет данных ни о завоевании Руси норманнами, ни о ее колонизации.
Установление княжеской династии Рюриковичей скорее «дворцовый переворот». По Грекову пришедшие варяги большей частью сами были ассимилированы. Оставшуюся часть варяг согласно летописям князь Владимир направил в Византию. Со времен князя Ярослава Мудрого наша история вообще не отмечает на Руси дружин варяжских. А с XIII века само слово «варяги» выходит из употребления.
На протяжении столетий русско-скандинавские отношения раннего средневековья рассматривались лишь как воздействие скандинавов на социально-политическое и культурное развитие народов Европы. Но между странами, расположенными по берегам Балтийского моря, существовали тесные экономические, социальные, политические, культурные связи. В них, конечно же, были вовлечены и славяне, и скандинавы, и балты, и финны... Иными словами процесс этот был отнюдь не односторонним. Только одну Русь никто не воспитывал, а все народы развивались в тесном взаимодействии, перенимая друг у друга элементы культур соседей.
По мере усовершенствования методов обработки источников, удается выявлять новую содержащуюся в них информацию. Вот, например, что дает анализ летописной легенды о призвании варягов.
А.А. Шахматов считает, что легенда с призванием - позднейшая вставка в летопись, полная домыслов.
Д. С. Лихачев тоже полагал «призвание варягов» вставкой в летопись и легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Призвание_варяговКрасивую с точки зрения логики и русской словестности дал оценку известному эпизоду Карамзин: «Напрасно в древних летописях скандинавских будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных властвовать над славянами». А вот ещё «Скажем мнение свое о Несторовой хронологии. Не скоро варяги могли овладеть всею обширною страною, не скоро могли в ней утвердиться, не вдруг могли чудь и славяне соединиться для изгнания завоевателей, и всего труднее вообразить, чтобы они, освободив себя о рабства, немедленно захотели снова отдаться во власть чужеземцев». [История государства Российского]
Для придания веса и достоверности к вставке ПВЛ добавили имя действительно жившего в стародавние времена киевского монаха. Но имя Нестора в связи с летописью упоминается лишь в поздних редакциях ПВЛ в Хлебниковском списке, а это XVI век. Сам Нестор о себе выходит, не писал, а значит и автором эпизода с «Призванием» может и не являться.
В нашем веке про сие неведомо.
Откуда же потомки наши о том прознали?
Фото
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/pic/pic24.jpgСегодня некоторые исследователи вообще отказались видеть в тексте ПВЛ отражение, каких бы то ни было реальных фактов.
Со времени Карамзина наша наука многой информацией обогатилась. Теперь это и ваша информация уважаемый читатель.
Картина скандинавского присутствия в Восточной Европе имеет мозаичный, хотя и очень детальный характер. Пока можно сказать лишь одно - назвать варягов создателями Древней Руси нельзя. Но роль внешнего фактора, внешнего импульса, привнесенного скандинавами, исследователям предстоит еще определить.
Источник:
Татьяна Джаксон, Варяжский вопрос,
http://janaberestova.narod.ru/jackson.htm.
История противостояния норманизма и антинорманизма,
Саги,
Фотографии.