Продолжение темы о призванных варягах.
Начало здесь. Поговорим о старинном оружии.
Обратившись к геральдике и государственной символике, мы сталкиваемся с очевидными следами пропавших после «призвания» варягов.
Вот герб Вятской губернии, а ранее - Вятской земли (республики), аналог Новгородской республики.
Главная деталь герба - натянутый лук со стрелой - трактуется как указание на далёкое языческое прошлое Вятского края. Рука из облака - Божественное провидение, а крест олицетворяет победу над язычеством.
В ранних вариантах герба облако отсутствовало, а «рука» представляла собой пустотелую перчатку-доспех. Этот вариант можно видеть в музее города Слободского.
А вот фрагмент
печати Ивана Грозного. На фрагменте первое известное изображение Вятского герба.
Прорисовка Андрея Бушмакина.
Теперь зададимся вопросом, - Что на рисунке? И откуда взялось?
На фрагменте печати не лук как покажется в первый момент. Специалисты, не задумываясь, назовут это арбалетом. Толстая «стрела» на деле является ложем оружия. Настоящая стрела укладывается поверх ложа: она небольшой длины, и наконечник у неё острый. Таким образом, символом Вятской земли во времена Ивана Грозного был взведённый арбалет!
Слово «арбалет» французское. На Руси это оружие называли - «самострел».
Такое оружие появляется в Китае ещё до нашей эры. На территории юга России во многих сарматских погребениях II-III вв. н.э. встречаются стрелы и наконечники стрел китайских арбалетов. Судя по всему, сарматы переняли оружие у китайцев через Среднюю Азию.
Историки видят арбалеты у новгородцев в X веке. Норманны применяли их при завоевании Англии в XI веке.
А откуда эта техника появилась на русской земле?
Подсказка Красный крест на гербе Вятки. Известно, что такие кресты изображались как межевые знаки на владениях зажиточных вятчан и считались у них символом особого статуса. Подобная форма равностороннего креста встречается в Псковской земле, а также существует в… Ирландии как один из двух вариантов традиционного Ирландского креста. Этот крест в Ирландии датируется ранее VIII века.
Информация не так уж удивительна, если вспомнить о наших
варягах потеряшках, которые родом с берегов Балтики и вообще из Западной Европы.
Наконечники арбалетных стрел встречаются археологам по всей Восточной Европе, включая Булгарию, Русь и Золотую Орду.
На Вятской земле можно услышать предание о чудодейственных стрелах.
Эту информацию А.В. Арциховский связывал с культовым почитанием стрел на Вятке, которые использовались даже в церковных обрядах вплоть до XVII в. В крестных ходах на Вятке вместе с иконами носили деревянные, окованные железом стрелы, позже изъятые церковниками. Этот факт говорит о воинственном характере действа в далёком прошлом. Чем-то эти стрелы были дороги потомкам.
Кажется, нашлись те, кто на Вятскую землю принёс ирландский крест как особый символ для особых вятчан, а заодно варяжский арбалет с чудодейственными стрелами и наручный доспех для герба.
Ну, как интересно? Дальше, ещё интереснее.
В списках булгарских летописей.
В летописных историях булгар «Джагфар Тарихы» и «Нариман Тарихы» есть сообщения об удачной стрельбе северных булгар из арбалетов. В 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но властитель Мер-Чура, находившийся в городе, с крепостной стены поразил арбалетной стрелой князя Изяслава Глебовича, и целая армия отступила. Княжеский пластинчатый доспех был пробит арбалетной стрелой. Поистине чудо пробить стрелой княжеский доспех. Не отсюда ли почитание стрел на вятской земле?
Небольшая справка по булгарским источникам.
Опираясь на факт потери булгарской историографии и уничтожения целых летописей, академическая наука приняла решение считать имеющиеся сегодня рукописи «Джагфар Тарихы» и «Нариман Тарихы» на русском языке современной подделкой. Однако в серьезной и аргументированной научной работе Ю. Бегунова и Ф. Нурутдинова «Куликовская битва в свете булгарских источников: Ответ Рустаму Набиеву» доказывается подлинность фактов сообщаемых в рукописях,
http://www.bulgarizdat.ru/book109.html. Эти ученые верят в подлинность «Джагфар Тарихы» и «Нариман Тарихы».
Сегодня булгарские источники нашими академиками почти запрещены. Кто-то зорко следит, чтобы знания истории не стали общим достоянием. Дальше вы увидите, что так напугало патриархов Российской науки.
Княжеский знак Рюриковичей.
Как утверждают исследователи первоначально знаком Рюрика, Игоря и Святослава был двузубец, но по линии Владимира это уже трезубец..
Взглянем на вопрос шире и увидим применение трезубой символики в глубине веков. Этим символом власти обладали морские боги Посейдон и Нептун. У древних шумеров обладательницей трезубца являлась Инанна - богиня легендарной горной страны Аратты.
Повелительница Шумеров.
http://megamatrix.ru/simbol/trid/trident.htm Еще одним обладателем легендарного трезубца в шумеро-аккадской мифологии выступает бог грома Ишкур (Адад). Интересно, что помимо трезубца, эмблемой Адада служил и двузубец. Особой разницы боги в этом не видели.
О многих обладателях посохов с зубцовым навершием можно прочесть
здесь.
Магический посох, больше, чем разукрашенная дорожная палка. Это магическое оружие богов и
волхвов. Поздние легенды и предания о волшебных жезлах породили сказочный образ «волшебной палочки».
С точки зрения символики посох представляет собой отражение Древа Мира и, соответственно, священного копья Бога Одина.
Источник рисунка:
http://mysunburn.narod.ru/images/Williams22.jpg Воткнутый в землю посох играет роль Мирового центра в магических ритуалах, он сакрализует вокруг себя пространство. (
http://feduloff.ucoz.ru/index/0-150).
Посох как традиционный символ власти сегодня используют иерархи церкви, а в прошлом он был и у царей.
У богов и волхвов трезубцы это и символ власти и оружие. Из рук они эту силу никогда не выпускали. Боги всегда при оружии пусть и разного калибра. Полистайте соответствующую литературу.
У потомков богов громовые посохи и трезубцы воплотились в символы светской власти и конечно в оружие. Им стал арбалет повторяющий своими контурами грозный трезубец. Навершие посоха имело серьезное значение, что и вдохновило изобретателя арбалета наблюдавшего посохи и трезубцы богов в действии.
Древнейшая история у символа. А как это попало на Русь?
На берегах Волги неожиданно аукнулся украинский трезубец.
В комментариях к Булгарскому своду «Джагфар Тарихы» сообщается про род булгарских царей - Дуло, у которых символом власти являлся знак (тамга) - «балтавар». В переводе означает «балта» (топор) - и «бэр» (лук).
Читатель может спросить, - для чего я завел речь о луках и летающих топорах? Ответ думаю, вас удивит. Непредвзятые ученые усмотрели в трезубце… да тот самый арбалет, только в стилизованном виде.
В булгарской геральдике знак царской власти означал также и «стрелу» и «крылья». Поэтому некоторые видели в знаке «балтавар» изображение лука и стрелы, а также сокола.
Источник:
http://hwmguide.ru/images/artefacts/big/paladin_crossbow.jpg.
Чем это не сокол? А ведь оно на самом деле арбалет.
Исследователи наследия Рюрика тоже говорят про тотемный знак сокола.
Источник:
http://chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm Перед вами прорись знака Рюрика, обнаруженного археологами в Старой Ладоге. Интересен вопрос о кресте, венчающем голову сокола. Существует версия, связывающая рисунок с крещением Руси.
Крест на голове сокола напоминает ирландские очертания. А ирландским ли крестом крестили Русь в православие? Не сочтите за паранойю, но разве этот стилизованный сокол не напоминает сюжет предыдущего рисунка?
Вернёмся к берегам Волги.
Булгарские историки трактуют появление символа царской власти «балтавар» следующим образом. «Вначале он символизировал самого Бога Тангры (Небо), который принимал вид Солнца. Булгары говорили: «Солнце - это око Тангры». Трезубец первоначально символизировал лучи восходящего Солнца. Картину представить не трудно.
Согласно доисламским мифам булгар, трезубец был самым страшным молниеударным оружием. Вспомним, молниями бросался и Зевс с Олимпа.
Информативна булгарская геральдика, но только для посвященных.
И вот полная неожиданность.
Опираясь на древние хроники, булгарские историки выдвинули потрясающую версию. Далее приводится информация из источников «Джагфар Тарихы» и «Нариман Тарихы».
Знак «балтавар» увенчивал древки булгарских знамен и изображался на булгарских монетах.
«Джагфар Тарихы» сообщает. Территория называемая Киевской Русью была некогда частью Булгарского государства. Правящая династия Руси - «Рюриковичи» - являлась ветвью булгарского рода Дуло!
Вот куда направилась армада Рюрика из Ладоги. Здесь на Волге и началась история русской государственной элиты. Пришли и стали ветвью царской генеалогии. Как видим, варяги вписались в царские роды не только на Руси, но и первоначально в Булгарии.
Через Рюриковичей тамга «балтавар» стала гербом Древнерусского государства и позднее Украины под народным названием «трезубца». Интересно, что один из булгарских городов на Украине даже назывался «Балтавар», но к новому времени его название потеряло конечную «р» и приняло форму «Полтава».
На украинском Крыму известен ещё один достоверный булгарский топоним - современный город «Саки». А возник город на берегу Сакского солёного озера. Здесь гигантская природная лаборатория, где готовится чудодейственный бальзам - лечебная грязь. Озеро протянулось с запада на восток на пять километров, наибольшая его ширина - три километра.
Известна легенда, связанная с озером Саки и его топкими берегами с лечебными грязями. В одном из сражений на берегах озерка пали казаки, а на утро следующего дня они все ожили, и раны на их телах сами собой закрылись.
Кроме открытия целебных качеств озерных грязей просматривается связь казачества с тюрксим народом, по крайне мере в этой местности.
Сказанное только подтверждает булгарское присутствие на территории будущей «Киевской Руси». Не потому ли Киевскую Русь и изобрели, чтобы такую связь утаить.
После того, как Волжская Булгария в 922 г. приняла ислам в качестве государственной религии, мусульманские правоведы выступили за полный запрет символов языческих времен. К концу X века трезубец-балтавар перестаёт быть официальным гербом Волжской Булгарии. А вот на Украине знак царского рода Дуло сохранился.
На этом неожиданности не заканчиваются.
Проследим конспективно древнюю киевскую символику.
Печать Святослава Игоревича. 972 г.
Князь язычник, а на печати крестик.
А может символическое изображение стрелы с оперением, а под ней показан арбалет?
Трезубец на сребренике Владимира Святославича, крестителя Руси.
Так это же арбалет и тонкая стрела поверх корпуса?
Монета Ярослава Мудрого.
Опять арбалет. Вверху кольцо для взведения тетивы.
Первый достоверно известный герб Киева. 1500 г.
Что-то подобное есть и у Вятки.
Появляется герб у Киева и тем датируется реальное возникновение города в конце XV века. С 1630 года в центре щита стали изображать самострел (арбалет). 1695 годом датируется первый известный чертёж переправы через Днепр.
Печать киевского магистрата. Первая половина XVII века.
Рука держит приклад арбалета.
http://samlib.ru/img/u/ustinow_b_g/vrk5b/pechatx.jpg Вот как тут не вспомнить правило геральдики, - «на гербах отражаются реальные события и предметы их сопровождающие».
Заглянем в глубь веков.
Археолог А. Спицин на Буйском городище железного века у Буйского перевоза через Вятку - между Нолинском и Уржумом обнаружил бронзовую прорезную бляшку в виде скифского лука. Аналогичные бронзовые модели луков находятся в археологических памятниках скифско-сарматского времени.
Скифы жили до 3 века н. э. Бронзовая пряжка по форме определённо напоминает рассматриваемый «Булгаро-Киево-Вятский» герб.
Источник рисунка:
http://samlib.ru/img/u/ustinow_b_g/varheolog/pryagka.gif На лицо очевидная арбалетная связь Поволжья с варягами севера и скифами-сарматами юга.
Итак, балтавар - это арбалет, - разящее оружие небесного бога Тенгри. Отсюда становится понятно появление на гербах Вятки и Киева руки, выглядывающей из облака, а главное, чьей руки, и какого бога.
Напоследок приведу данные археологической экспедиции на Украине работавшей три года в Чигирине. По заключению антропологов, население средневекового Чигирина имело близкое сходство с так называемым кавказско-балканским антропологическим типом. К этому типу принадлежат и некоторые народы Северного Кавказа (балкарцы, черкесы и другие).
Захоронения исследованные на территории Запорожской и Херсонской областей похожи на сарматские.
Источник: Т. А. Рудич. К вопросу об антропологическом составе населения Украины в 16-17в.,
http://samlib.ru/u/ustinow_b_g/vrk5a.shtml.
Как можно опровергать булгарские хроники, если сама земля содержит их правоту?
Выводы.
Арбалетная геральдика связала многих и варягов, и булгарских царей, и князей Руси.
Второй вывод тоже очевиден. Становление власти на Руси без прояснения истории Булгарии узнать не получится.
А пока задумаемся и мысленно подведем итоги.
Источник: Евгений Харин, История страны вятской,
http://skygrad.narod.ru/texts/gerb.htm В список по теме