Продолжение темы о варягах.
Начало здесь. Начало варягов-викингов.
Колонизация берегов Черного моря в начале новой эры запустила процесс формирования государственности в Европе задолго до т.н. «Великого переселения народов».
Источник фотоА дело было так. Более двух тысяч лет назад уходя от натиска ромеев, от устья Дона и отрогов Кавказа двинулся на Север король Огден со своими воинами-асами и их семьями. Они перемещались только так - со своими родами и верными дружинами. Дойдя до Скандинавии это переселение, дало начало новой ветви северных королей. Король Огден получил местное почитание, став богом Одином - главной фигурой в скандинавском пантеоне богов. Вслед за Одином и асами уже в VI-VII вв. нашей эры перекочевали в Скандинавию удины, этническое меньшинство, проживавшее на территории современного Азербайджана. Про исторический поход Огдена сообщают норвежские саги и армянское предание.
Прошли века, это движение продолжилось, но уже в обратную сторону и опять со своими родами и верными дружинами (труворами и синеусами). Об этом походе нам поведала «Повесть временных лет», приняв шведские слова о родах и дружине за имена неких братьев.
В IX веке в обратную сторону потомков героев Одина отправит Западная Европа для установления своего контроля над Великим волжским торговым путем. К тому времени на европейском востоке полным ходом шел процесс создания многих государств. В этот процесс и внесли новые силы потомки Одина «призванные» варяги.
Начавшись как поход асов, круг завершился там, откуда и начался, но уже под другим именем - поход варягов-русов. Это дало обобщающее имя «Русь» одному из нарождающихся государственных образований.
Хотите увидеть современного потомка древних асов? Загляните в дневник писателя, историка и переводчика Александра Асова
http://alexandr-acov.livejournal.com/. Его фамилия вовсе не псевдоним и имеет древние истоки.
Город Асгард (город асов) сегодня наука позиционирует в районе устья Дона. Даже название Азовского моря имеет прямое отношение к древнему народу асы. И это не просто слова. Настоящему историческому открытию мы обязаны известному исследователю Тору Хейердалу, который и выдвинул эту сначала
гипотезу.
Начало знаменитого похода асов лишь точка на пути другой истории великой истории народов ванов, асов и удинов, но это выходит за пределы данной статьи.
Немного про Тора Хейердала.
Тор Хейердал.
Источник Пользуясь случаем, просто обязан исправить бытующую грубую ошибку. С лёгкой руки некоего переводчика у нас принято называть норвежского путешественника «Туром». «Тур» - это либо груда камней, либо, того чище, горный козел. Нашего же героя нарекли - как и всех старших сыновей в его роду - весомым именем Тор. Так скандинавы называли бога грома и молний, аналогичного Перуну или ведическому Индре. Теперь продолжим.
Многие нестандартные гипотезы Тора будоражили мировое научное сообщество.
В последние годы своей жизни Тор Хейердал выдвинул гипотезу о том, что, возможно, легендарный норвежский бог Один существовал на самом деле и был выходцем из Азово-Кавказского региона.
Источник:
http://chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.files/image063.jpg «Поющий Один», находка археологов в Старой Ладоге, датировка 750-е годы н.э.
Перед нами бронзовый ключ для подтягивания колков струнного музыкального инструмента VIII века. Найден Е. Рябининым на Земляном городище в составе клада кузнечно-ювелирных инструментов. Правый глаз Одина прочерчен двумя концентрическими окружностями. Отсутствует левый глаз, по легенде отданный Одином в Нижнем мире в обмен на мудрость. А рога Одина? А рога на шлемах викингов? Откуда эта традиция с Кавказа, Азова или от Норвежского моря?
Журналисты, в свойственной им манере придумали гипотезе Хейердала звучное название - «Проект охота на Одина». Этот Проект, как и «Кон-Тики» шестьдесят лет назад, вызвал бурное сопротивление научных кругов. И, тем не менее, Тор Хейердал продолжал борьбу с академическими догмами. Кстати реализация его идеи «Кон-тики» показала правоту Хейердала и саму возможность существования древних папирусных судов и плавания на них по океанам.
Казаки это потомки викингов.
Хейердал считал, что первыми казаками были викинги. Об этом говорится в его книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого». Содержание книги во многом переплетается с норвежским эпосом. А сама гипотеза находит научное подтверждение в находках археологов в устье Дона. Жаль, не успел ученый довести эту работу до полного завершения. Его сердце остановилось на 88 году жизни в 2002 году.
Тор Хейердал хотел доказать, что первые викинги служили в качестве наемников в древних русских княжествах ещё с 1 века до н.э. до 3 века н.э. и были предками казаков.
Источник:
http://korrespondent.net/world/19220-rossiya-rodina-vikingov Исследования.
Поиск материалов по теме позволил прочесть в Интернет любопытные комментарии к книге Хейердала:
«Вообще здравый мужик, не ушибленный пропагандой, как многие наши образованцы...»;
«Вот легко говорить - это глупость. Но кто дает право называть один миф глупостью, а другой - истиной?
Пока люди не изобретут «машину времени», и не увидят реальных событий, история так и останется набором легенд. Разница только в том, что какие-то легенды получают официальный «одобрямс», а какие-то - нет».
До последних дней своей жизни Хейердал сохранял ясность ума, продолжал отстаивать свои не укладывающиеся в привычные рамки идеи и боролся с заскорузлостью умов. Благодаря таким личностям, как Тор Хейердал наш мир становится лучше, светлее, а главное понятнее...
Из раскопа, заложенного в центре Азова, извлекли три пряжки для плаща - точно такие имелись у средневековых викингов. Не будь знаменитый норвежец инициатором раскопок, ростовские и азовские историки, возможно бы, решили, что тысячу лет назад викингов неведомыми путями занесла в Приазовье неведомая историческая сила. Но Хейердал организовал эту экспедицию специально для того, чтобы доказать обратное: его скандинавские предки имеют азово-кавказские корни.
Находки в Азове подтвердили реальность гипотезы Хейердала. Викинги отметились в Азове на целое тысячелетие раньше своего доминирования на европейском континенте. Датировка находок - рубеж I века до н. э. и I века н. э.
Поначалу Хейердал был вынужден довольствоваться трудами исландского историографа XII-XIII веков Снорри Стурлусона, изложившего сюжеты исландских саг.
Страница копии Эггертсона «Круга Земного». Автор Снорри Стурлусон. Дата написания XIII век (~1230 г.) Язык оригинала Древнеисландский. Описано легендарное время - 1177 г.
Источник
http://www.detiperuna.ru/?p=6734 Стурлусон повествовал о племени богов асов, жившем в городе Асгард: асы воевали с соседями ванами то, побеждая их то, терпя поражения. Возглавляемые легендарным вождём Одином асы, теснимые под ударами римлян, объединились с ванами и уплыли на север по реке Танаис.
Серьёзные историки считают Одина фигурой мифической, а потому никто и не искал следы его пребывания на земле.
Однако боги не знают поражений. Упоминание в сагах о поражениях асов приводит к мысли: Один - реально живший на земле герой, такой, как Иисус, имя которого после смерти обросло легендами, и его также стали воспринимать как бога. Кстати, в тех же сагах сообщается о кремации Одина, умершего в Швеции. Это явно свидетельствует о нём как о человеке.
Но как мог Стурлусон, живший в XIII веке в Скандинавии, знать о черноморско-кавказской биографии Одина? Хейердал исследовал биографию скальда и выяснил: в начале XIII века тот учился в парижском монастыре у монаха-армянина, который мог из древних манускриптов, хранившихся в Эчмиадзине, историко-религиозном центре Армении, знать о событиях I века до н. э. в Предкавказье.
Допустив, что Один - историческое лицо, Тор Хейердал всю историю Азова прочёл в ином ключе: Азов это Ас-хов, где «ас» - самоназвание племени, «хов» - по-норвежски «храм», «священное место». Очень близко имени священного города Асгард, где «гард» - по-норвежски «город».
В апреле 2001 года Тор вместе со своим давним другом Юрием Сенкевичем приехал в Азов. Раскопки развернули в районе улицы Дзержинского, где на древнем городище сохранился участок культурного слоя периода античности. Среди находок (а их за сезон было сделано 35 тысяч !) оказались фрагменты амфор с «двуствольными» ручками и желудевидными ножками - такие существовали только в I веке до н. э., уже в следующем столетии их не могло быть. Обнаружились и упомянутые скандинавские пряжки для плащей.
Когда подобную пряжку нашли на острове Ньюфаундленд близ Канады, тотчас сделали вывод: викинги появились на американском континенте на четыре столетия раньше Колумба. Пряжки викингов, найденные на месте легендарного Асгарда, по мнению Тора Хейердала, побудят пересмотреть историю европейцев.
Его последние находки восторга у соотечественников не вызвали. За год до смерти учёному на родине устроили «веселую жизнь»: как же так, голубоглазые блондины норвежцы - потомки народа, живущего на Кавказе? К такому антропологическому плюрализму научная общественность Норвегии была не готова. И потом куда же девать столь любимую скандинавами теорию Норманизма, они с этой теорией просто сроднились. И вот тебе на - у них оказывается есть родственники на Кавказе.
Источник: Осетинские предки викингов
http://www.aif.ru/society/article/48091 Происхождение слова «казак», версии.
Хейердал не единственный, кого интересовала тема казачества. Рассмотрим работу отечественного историка Б. Устинова, «
Вятка - родина казачества».
В работе показаны возможные истоки казачества и самого слова «казак».
Про истоки в подробностях можно прочесть в статье по приведённой ссылке и в книге Тура Хейердала «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого».
А вот про слово «казак» поговорим подробнее.
Поиск в Интернет и в библиотеках дает результат, который исследователи именуют «путь к заведомому результату». В таком случае достоверен ли вывод? Вот примеры:
казак - бобыль;
казмак - скитаться, бродить;
казакин - верхняя одежда;
казаки - обувь;
в испанском словаре просто юмор: cosaco - persona libre;
а вот что называется, приехали:
«казак» - лицо, принадлежащее к казачьему сословию.
Источник:
дамский казакин (слева),
казакин и фуражка донских частей.
Все слова интуитивно что-то напоминают но, по сути, являются производными от некоего раннего начала.
Мы пойдем иным путём.
Версия первая, от профессии.
В языковой традиции принято связывать профессию с предметом и средством труда. Так мушкетёры восходят к мушкету, лучники к луку, ремесленники к ремеслу, рыбаки к рыбной ловле, стрельцы… надеюсь понятно. Глагол «стрелять» восходит к существительному «стрела». Вернёмся к казакам.
Судя по гербам и рисункам, любимым оружием казаков была пищаль. А ещё ранее можно встретить знаки, монеты киевских князей и рисунки казаков с арбалетом. То есть казак это рыцарь арбалетчик. Но слова явно не созвучны. И тут надо отдать должное Б. Устинову, который применил в поиске методы исторической лингвистики. Ученый обнаружил, что в старинных казачьих говорах арбалет называли заимствованным словом «куша» с ударением на «А».
Цепочка стандартных преобразований приводит нас к современному звучанию: куша - коша - козак.
Версия вторая, казачья.
Известно, что казаки великие воины и в старину и сегодня.
Если принять мысль о происхождении
казаков из Вятской земли, то этим объясняется многое. В Поволжье и на Урале до прихода варягов-викингов жил тюркский народ «саки». Похоже, с этим воинственным народом и связали свою судьбу «призванные» варяги. А результат - новая народная общность «Казаки».
Обратимся к тюркским наречиям. Они во многом интернациональны, как и наречия славянского языка: русский, украинский и белорусский. В одном из тюркских наречий имя народа
«саки» означает «олени». (Казачий словарь-справочник, изд. 1966 г., Кливленд, США, историк Г.В. Губарев)
Олений народ Саки, видя рядом с собой воинов, назвал их, как и себя, только за бледный цвет кожи северяне получили к тюркскому имени цветную добавку - «белые олени». На тюрки - «кос-саки». Отсюда так близко к современному звучанию «казаки».
Можно и сладкое доказательство привести. Известна восточная сладость халва, а её белый вариант называется кос-халва. Во всех справочниках услужливо предлагается перевод - «косхалва по-арабски ореховая халва», на том основании, что по-арабски «кос» это «орех». Но включите мозг и исключите из рецепта орехи. Косхалва останется по-прежнему белой. Вывод - словечко «кос» прибежало к нам не из арабского. Ищем откуда, и находим опять в волжском наречии тюрки. «Кос» переводится на русский - «белый». Так что дорогие мои из-за Волги к нам пришел не только Батый, но и халва, а ещё имя для казаков.
Элементы Вятской стреловой символики встречаются на многих гербах Украинских городов. Три стрелы у Чигирина, натяженный лук со стрелой в гербе города Харькова и города Полтавы, присутствуют стрелы и на первом гербе Киева. История казачьей геральдики просто изобилует стрелами, луками и арбалетами.
А вот герб Михаила Дорошенко гетмана Сечи, погибшего в бою в 1628 г. Здесь столько информации, что на кандидатскую диссертацию хватит.
Подведем итог.
История древности крайне противоречива. Но факты и народный эпос недвусмысленно сообщают, что северные народы Европы имели в древности тесную связь с Волгой и Азово-черноморским бассейном.
По летописному преданию о призвании Рюрика династия Рюриковичей и впрямь начинается с датского герцога-изгоя, кстати, довольно близкого родственника принца Гамлета.
Археология подтвердила, что «легенда о призвании варягов» - не легенда, а историческое предание. А это согласитесь, внушает доверие.
Итог 1. От Одина к казачеству.
По гипотезе Тора Хейердала именно с юга пришел к скандинавам бог Один вполне историческая личность, обожествленный за великие знания и подвиги.
Данное обстоятельство позволяет предполагать наличие в древности серьезной цивилизации в окрестностях Кавказа. За просто так в боги ни кого не произведут. Для такого дела нужны весьма веские основания. Интересно бы найти тот университет, где Один приобрел божественную мудрость.
Варяги Рюрика, имея южные корни, по прошествии времён начали обратный исход на земли предков, на Восток и Юг восточной Европы. Этот исход отмечен летописным «призванием». Как видим, у истории для варягов имеются «проездные документы» причем в обе стороны.
Из русов-варягов и славян формировались военно-торговый флот и гарнизоны северных крепостей.
Варяги Рюриковичей в свое время плотно присели на берегах Волги и дали начало казачеству.
Итог 2. Арбалетный.
По версии Е. Харина «волжские русы, склонные к дальним экспедициям, примерно в IX веке заполучили экземпляр арбалета у степняков, приспособились делать сами, и стали широко применять. Через Ладогу оружие попало в Европу».
Учитывая последние открытия историков о датировке Ладоги и открытия археологов в Азове, это событие могло случиться веками ранее. А по сему предки викингов сами могли обзавестись арбалетами в причерноморских степях и начать свой поход на Север уже с этим грозным оружием. И, разумеется, с таким оружием труворы и синеусы «призвались» обратно в Ладогу.
Интересное подтверждение этому дают археологи. Концентрация обнаруженных
арбалетных стрел и наконечников у западных пределов Руси на порядок выше, чем на её восточной окраине. Вероятно так отмечен путь, по которому Один вёл своё воинство на север. А в тех боях мог и глаз потерять, о чем древние скальды сочинили красивую легенду.
Итог 3. Варяги на Волге.
Булгарская хроника «Джагфар Тарихы» подразумевает родство Рюрика с булгарской династией, и ведет рассказ о том, как предводители отрядов викингов и лидеров славян были кооптированы в новосозданную власть.
Моя версия о полицейской миссии Западной Европы по курированию Волжского торгового пути выглядит уже не так фантастично. Подсказывают и топонимы. С. Ухов указал на редкий скандинавский гидроним «Гостиладор». Это место загрузки купцов, расположенное к северу от верховий Вятки, как вероятный перевалочный пункт викингов 8-11 веков на северном торговом пути через Вятку.
Пришедшие варяги, очевидно, стремились подчинить огромную территорию и проникали в местную власть на правах родства.
Родство могло устанавливаться через процедуру «названный сын, названный брат», а также через браки. Вот и знакомый нам киевский князь Святослав, внук Рюрика, в свое время женился на булгарыне, а Александр Невский сын половчанки стал названным сыном хану Батыю и названным братом его сыну Сартаку и это сегодня никто не оспаривает. Половецкие красавицы были матерями многих русских князей. Для того времени обычная практика.
Выходит, что варяги на русской земле располагались во Пскове, Новгороде, Ладоге, на Вятской земле, у булгар и хазар. А параллельно этому своим чередом шла ассимиляция варягов-викингов. А ещё шла совсем неизвестным путём волжская и донская история Руси.
Итог 4. Киев продолжение Вятки.
К концу XV века уже на Днепр пришли казаки с Волги и с Дона. Киевская округа в период существования герба с луком и арбалетом не подчинялась Руси, и уж конечно Русью не владела, а потому схожесть с Вятским гербом однозначно объясняет начало истории Киева с момента появления на Днепре казаков.
Источник фото А пришли казаки с Вятки. Об этом недвусмысленно говорит история самого имени «Казак».
Исходя из этого, можно считать, что нынешняя Украина является продолжением Вятской республики. А вовсе не мифической «Киевской Руси».
Работа историка Евгения Харина показала: «пришли на Вятку в стародавние времена вятшие (т.е. славные) парни и основали колонию. Историю страны Вятской начали не безвестные разбойники и беглые холопы, а родовитые воины-рыцари. Теперь это уже не гипотеза, а вполне установленный факт».
Старославянское «Вятшие» - издревле знатные люди. Учитывая историю Ладоги и Новгорода, это потомки русо-варяжских дружин.
Итог 5. Развитие государственности.
Располагая обретенной информацией, ничто не мешает выдвинуть обобщающую версию о становлении государств-княжений на Руси.
В этом нам помогают и записи булгарской хроники «Джагфар Тарихы».
Организаторы военного похода варягов в Поволжье получили восстановленный торговый путь, тем и ограничились. Дальнейшая судьба датского принца «язвы христианста», как его прозвал Запад, Европу более не интересовала. Сподвижники и верные дружинники были вынуждены сами позаботиться о собственной участи. Так флот Рюрика стал флотом Булгарии, а элита варягов-викингов стала первыми летописными русскими князьями наряду с князьями местными, а у всех князей дружины. У богатых князей дружины из наемных варягов-викингов. Отсюда понятны истоки военной мощи набегов русов на Византию. Объясняется и причина отступления князя Игоря (Ингвора) после разгрома Византией его флота не к устью Днепра (как если бы там была «Киевская Русь»), а к устью Дона. Князь просто шел домой на Дон. А на Днепровских кручах на месте будущего Киева к тому времени ещё и монахи-отшельники объявиться не успели.
Позднее князей варягов поддержали византийские священники миссионеры, пришедшие на Русь. За что потомки первых варягов став князьями, приняли веру христианскую и в свою очередь поддержали церковь. Местные князья, которые не от варягов, становится христианами, не спешили, их вполне устраивала тысячелетняя вера отцов.
Ещё в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский, описывая политическую организацию древних славян, указывал, что «они не управлялись единолично, а жили в «народоправстве». Вот вам и дикость с собственной политической системой правления, а до прихода варягов-то ещё три века.
Отсюда и двоеверие и задержка со всеобщей христианизацией Руси вплоть до XVI века.
После гибели Рюрика варяжское единство рассыпалось на противоборствующие группировки, известные как междоусобия князей. Спорили за власть и угодья, спорили потомки Рюриковичей и местных князей. Это и есть начало длительного процесса единения княжеств и создания Русского государства.
Версия во многом неожиданная, но опирается на информацию, а не на фантазию. Это даже не версия, а скорее канва для версии.
От кого происходить?
Наше государство возникло от отцов Славян, Варягов, Оленей - Саков, и Матушки Волги. Если поискать, и ещё родственников обнаружим.
От кого происходить выбирайте сами. Не желаем от варягов, есть вполне обоснованный выбор - от волжских тюрков. А можно начаться и от вятчан, ибо это не только жители древнего города Вятка, но всей Вятской земли, не возбраняется произойти и от славян. Кстати и восточные славяне отмечены как в летописи, так и в генетике девятью народами (древляне, поляне, кривичи, вятичи…).
В этой связи современные лозунги типа «Россия для русских» выглядит, мягко говоря, странно, потому что русские это все мы и есть. Наиболее упрямым предлагаю заглянуть в собственную генетику. А там не только «двое из ларца одинаковых с лица», но и целый букет наследственности от предков разных народов.
Продолжение следует.
Далее мы познакомимся с интересным государством - ровесником скандинавского бога. Государство располагалось на территории славы будущего бога Одина, но содержала в своем имени солнечную «русскость» Яра. Всё и всегда возвращается «на круги своя».
В список по теме