В качестве эпиграфа:
«Владение информацией создает иллюзию знания истины.
Это главная проблема многих, в том числе тех, кто считает себя «заслуженными».
Чем выше уровень владения информацией, тем, как правило, выше степень научной иллюзии.
Так начинается наука надутых щек и мыльных пузырей.
Мы с чистой совестью ставим для себя цели,
а для их достижения начинаем идти совершенно в другую сторону…».
А. Кендюхов, проф. ДонНТУ, из статьи «
Убить дракона».
Источник рисункаКиев. Печерский монастырь и княжеская усадьба Берестово. XII в.
Реконструкция Г.Н.Логвина.
Сегодня появилась большая доступность к информации вообще. Но в связи с этим возникла опасность спекуляций и ошибочных выводов на этих спекуляциях основанных. Если верить приведенной реконструкции, отсюда видно, что Батыю не пришлось особо напрягаться, штурмуя эти укрепления. По данным Рашид-ад-Дина сам штурм длился всего 9 дней. По нашим летописям Москва продержалась 5 дней. Здесь не было таких оврагов как в Киеве. Известна оборона Торжка - 2 недели, Козельска - 7 недель. Вот тут просматриваются реальные укрепления.
Немного про Козельск.
Об обороне Козельска существует
интересная легенда.
Батый начал штурм города по отработанной схеме. Одни воины подтаскивали под стены осадную технику, а лучники, прикрывали их. Вдруг на гребне стены, прямо во весь рост, встала шеренга лучников защитников города. Монголы обрушили на них град стрел. Но, к изумлению нападавших, их стрелы не причиняли русским никакого вреда, а отскакивали от них как горох от стенки. Вместе с тем каждая стрела русских находила себе жертву.
Понеся неожиданно огромные потери, побежали монголы.
«Железные урусы, железные урусы», - пронеслось по лагерю Батыя. Еще дважды монголы пытались повторить штурм, но откатывались назад. А фигуры русских лучников стояли на стенах несокрушимо, как скалы.
Воины были одеты в тяжелые железные латы, их лица закрывала личина с узкими прорезями для глаз. Пришлось монголам отказаться от штурма и перейти к планомерной осаде.
Из старых летописей известно, что Козельск славился на всю Русь своими кузнецами-оружейниками, поэтому легенда очень похожа на правду. Археологи обнаружили и
место основной битвы под Козельском, с трех сторон защищенного высокими речными берегами. Битва развернулась на засыпанном татарами рву перед воротами на участке шириной всего-то в 30 метров.
Много написано про нашествие на Русь, а главного мы похоже не знаем до сих пор. Вот и плодятся сказочные города со сказочной славой.
Удревнение киевской истории.
Изобилие информации о существовании Киева на Днепре не имеет подтверждения археологов вплоть до конца средневековья. Раскопанное городище с древней крепостью на Старокиевской горе, которая существовала два века с VI по VIII, просто объявили городом Кия, как будто там указатель стоял.
Если не считать ПВЛ, то реальные сведения о Киеве обнаруживаются только в конце Средневековья. В давешние времена Киева, как цельного поселения, вообще не существовало. В конце XVIII столетия на месте современного города находились три разнесенных поселения - Киево-Печерская крепость с предместьями; в двух верстах(!) от нее находился Верхний Киев; в трех верстах(!) лежал Подол.
Сохранились
карты с перечнем домов Киева 1899 года, которые не дают оснований считать Киев даже в конце XIX века великим городом. Всех владельцев недвижимостей в Киеве как каменных так и деревянных строений в 1899 году числится 9.288 человек.
Для удревнения города его историю связывают то с палеолитом, то с костями мамонтов, разбросанными по всей планете, то освещают случайно найденным греческим светильником, упоминаются стоянки эпохи неолита (VIII - IV вв. до н.э.). Кто-то в связи с Киевом Геродота поминает. Ребята я люблю историю и Киев прекрасный город, но до XV века реально ведь нет ничего. Домика для Аскольда археологи так и не нашли. Даже имя этого персонажа условно. Он же Осколот, он же Ас-Халиб, он же… Известны работы, в которых летописные Аскольд и Дир идентифицированы как асы Скьольд и Тир из скандинавского эпоса.
Источник
рисунка Ещё известны попытки поиска днепровских топонимов в языке
идиш, и обыгрывание имени сестры основательницы «Лыбедь».
Эти лебединые следы неведомой нам истории дополняются многочисленными реками, которые привлекли внимание летописцев. Реки Лыбеди протекают в Киеве, во Владимире, в Рязани, а ещё в Харьковской губернии есть город Лебедин? Но к какому городу их отнести?
Схожих топо- и гидронимов по всей Европе море, и кто скажет, почему они должны считаться исключительно днепровскими?
Хорошо сочиняет тот, кто сочиняет последним. И ведь как сочиняют.
Принято полагать, что первый Рязанский Кремль основан не кем-нибудь, а киевскими поселенцами. Основание: Одинаковые названия рек в Киеве и Рязани. Но из справочников известно множество подобных названий. Река Трубеж это не только левый приток Днепра. Трубеж - река в Ярославской области России, впадает в Плещеево озеро. Трубеж - село в России, Курская область, Обоянский район. А вот ещё гидроним. Река Почайна протекает не только в Киеве, но и Нижнем Новгороде.
Справочники сообщают, о чем рязанские «киевляне» стараются умолчать. Современная (вторая) Рязань с XIV века вплоть до указа Екатерины Великой 1778 г. именовалась Переславль-Рязанский ! И где здесь приоритет Киева на Днепре?
При такой обширной географии кое-кто упорно пытается «перетащить одеяло на себя». Но почему Лыбедь киевлянка, а может, этот гидроним принесли? Ведь сказано же в ПВЛ - пришла семейка и основала город. А откуда пришли?
В Карелии и в Московской области известны реки с одинаковым названием - Сестра. Почему бы одной из этих Сестёр не прийти с братьями на Днепр и не основать Киев. И что, будем считать, что москвичи или карелы основали Киев? Как идейка? Один миф принимаем, с другим не согласны. А почему собственно?
Лебеди и готы.
А давайте проведем собственное полушуточное исследование. Свяжем два похожих слова из двух языков старого русского и готского.
Истоки сестры-реки Лыбедь можно увидеть в древнем немецком языке и у предков немцев готов. Лебедь в старину «лыбедь», сравним с немецким глаголом lieben (либен), что означает на русском - любить. Взгляните на брачный танец лебединой пары.
http://www.24video.net/video/view/1192825. Это не безликий секс, а истинная любовь.
Итак, есть формальное основание считать происхождение слова Лыбедь от готского lieben. Готы в северном Причерноморье были в IV-V вв. накануне падения Рима. Затем они ушли грабить Рим.
Армия это масса мужчин, которые никогда не оставляли без внимания местное женское население. Вот и пришли готы на Днепр со своим lieben, а после них возникла Лыбедь, сначала девушка, а затем река. Всё вполне правдоподобно и красиво. И даже объясняется, от кого другие Лыбеди могли появиться.
Вот так на ваших глазах родилась очередная легенда. Как видите, для создания псевдоисторической достоверности особых усилий не требуется. Не требуются даже древние источники.
Рисунок из Радзивиловской летописи.
Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь основывают Киев.
Источник Прошу у читателя прощения за «исследование». Сказки рассказывать, конечно, не возбраняется, но ведь и совесть надо иметь. Байки то сочиняем о Нашей Истории.
А вот так легенды развенчиваются.
В последние десятилетия выдвинута и обоснована серьезная версия. Название реки «Лыбедь» авторы версии выводят от личного женского имени «Улыба». И на наших глазах сестра Лыбедь из
четвертого персонажа рисунка превращается в призрак.
Тогда что? Известия о Киеве Аскольда и Дира - миф?
По следам легенд.
Вообще то легендами разбрасываться не стоит. Генрих Шлиман и Тор Хейердал, опираясь лишь на легенды, в итоге совершили перевороты в науке. Первый нашел затерянную в веках Трою, другой - черноморскую родину викингов. Описанные события нашли реальное
археологическое подтверждение.
Не так ли и с Киевом? Иначе, откуда столько информации. Не бывает дыма без огня, а в нашем случае тоже есть начальная легенда. Давайте попытаемся отделить истину от «надутых щек и мыльных пузырей».
В статье «
От «Круга земного» к кругу казаков» говорится о беспримерном походе будущего бога Одина. Источниками описания похода была работа исландского историографа XII-XIII веков Снорри Стурлусона «Круг Земной» и армянские источники.
А если ещё вспомним, что легенда «Выбор вер» скопирована
в нашу ПВЛ из истории Хазарии, то не на Кавказе ли продолжить поиски Киева - города великой исторической славы?
Представьте, здесь обнаружилось нечто очень похожее на известную киевскую историю с братьями Кием, Щеком и Хоривом. Кажется ПВЛ это собрание древних легенд разных народов.
Вот вкратце легенда из «Истории Тарона» армянского историка Зеноба Глака, VI век.
«Два брата, Деметр и Гисаней, изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев, ...и дал власть трем их сыновьям - Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары».
ПВР тоже сначала ведет речь о двух первых властителях, которых убивают в угоду новым. На Днепре тогда не повезло Аскольду и Диру. В армянской легенде также видим трёх братьев. А два из них - Куар с Хореаном напоминают Кия и Хорива. Здесь Днепр не помянут, и сестры нет, но построили древний город Куары. Видимо про Лыбедь это наше позднее добавление. Предание о создании Киева на Днепре во многом повторяет армянскую легенду.
Историки соседней славянской страны.
Исследователями
польских хроник отмечается тенденциозность по отношению к Руси. Это связано с идеологическим обоснованием происхождения полян, а с ними и руссов от поляков. Даже не постеснялись переиначить армянскую легенду, назвав землю Тарой страной Полуни, т.е Полян. Сформировалась традиция освещать историю Руси в неприглядном виде, начало которому дал в XII веке Мартин Галл. Впоследствии этой традиции придерживались Кадлубек, Длугош и др. У польских хронистов историю диктовали не события, а идеологические догмы, с которыми у нас почему-то соглашаются до сих пор.
В тоже время в ранних летописях нет названия Польши как государства, также нет и государства Киевская Русь, есть русы, Руська земля и т.д. Все это не помешало хронистам Яну Длугошу, XV в. и Мартину Кромеру, XVI в. добавить к нашим летописям свое творчество с коррекцией имен, дат и событий. В итоге имеем то, что имеем - сумбур и поношение истории Руси.
Той ли дорогой идём товарищи? Не сбились ли на путь «надутых щек и мыльных пузырей»? Об этом далее.
В список по теме