На Украине уточек мандаринок считают талисманом любви и супружеских отношений. Вспоминаю детство и свою игрушку для купания.
Известно и утилитарное применение для казалось бы простого слова утка. Кто то мог познакомиться с ней в больнице, известна эта безымянная птичка как термин «утóк» в производстве ткани.
А вот имя то у неё оказывается и есть. И не просто имя. За уточкой древняя философия Вед, на которой произросла история Москвы. Но сначала немного про славянский пантеон.
До сей поры, на Украине женщины повязывают головные платки, направляя концы платка вверх как символ гнезда утки-Мокоши. А гнездо расположено на голове самого Велеса. Мокошь - женская ипостась славянского Всевышнего Бога, Велес - мужская. Видимо и украинский оселец, длинный чуб на почти полностью обритой голове, как особая модель стрижки неслучаен.
Иллюстрация Алексея Томилина к книге «Вечера на хуторе близ Диканьки», изд. 2007 г.
Стилизованными изображениями Мокоши славяне наполняли свой быт.
Фигурки Мокоши в украшении дома.
Источник
Вышивка на праздничном полотенце
Источник Читая предания о Макоши и Велесе, видишь и смысловое значение ткацкого утиного термина «утóк». Процесс ткачества заключается в переплетении нитей основы и нитей утка. Вот и плетут космическое полотно Вселенной Велес и Макошь. Плетут из духовной энергии материю пространства. Они всегда вместе и на древних статуэтках и на изображениях, вместе они и на небе.
От символизма Мировой Уточки Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса, образовался и народный головной убор русских женщин - кокошник. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.
Источник рисунка Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 - славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 - египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 - царь Хефрен (середина 26 века до н.э.!), Египет; 4, 5 - русские кокошники.
А сколько утиных ковшей создали наши умелые предки и не перечесть.
Источник рисунка.
Ковш 5. - символическое значение плодородия, это сидящая в гнезде на яйцах утка.
Знал и почитал Мокошь киевский князь Владимир.
Раз Мокошь богиня, то и быть ей на небесах. И действительно. Обратив взор к звездам, наши предки своим воображением «рисовали» ритуальные созвездия.
Источник рисунков бытовых и небесных ковшей:
http://terrasochi.ru/blog/zdrava/285.html Эти изображения обыгрывали в укладе жизни, обрядах и оберегах.
«Ковши» Большой и Малой Медведиц известны как Ковши Макоши, а созвездие Плеяды на Руси издревле называлось Чертог Макоши, а ещё «Утиное гнездо» или Кучки (изменённое укр. качки - «утки»). [
http://terrasochi.ru/blog/zdrava/285.html]
В памяти всплывает прозвище московского «боярина» Кучки, убитого христианином Гюргием (Юрий Долгорукий) в 1147 году. Велено считать, что от этого убийства началась наша Москва. Убийство в летописях описано как-то вскользь. А все оказывается предельно ясным. Говоря о Мокоши, возникает мысль о причастности «боярина» к святилищу на Красном (Таганском) холме с некогда Болвановскими улицами. И по всему выходит, что святилище это было посвящено Мокоши. Гидроним Яуза, а в прошлом Явуза, без обиняков и экивоков говорит о славянском Придании. Древнее святилище окружали две реки Явь (Явуза) и Навь (нынешняя Сара в трубе), а современная Москва-река не что иное, как сама река Мокошь, соединявшая Мир людей Явь и Мир духов Навь.
Однако нас красивыми байками до се забавляют. То, мол, Кучка князя Гюргия не уважил, то жена стала полюбовницей княжеской, то… Понятным становится и строительство города на Боровицком холме по соседству с холмом Красным (Таганским), на котором почитали и славили Мокошь.
Строили христианскую Москву как антипод славянскому святилищу Мокоши, ибо сильна тогда была вера отцов, и веру новую иноземную народ не принимал. Князья христиане строили плацдармы для новой веры.
Расходится туман над семью холмами, на которых построена Москва. Число семь от семи звезд Ковшей Мокоши и семи звезд Плеяд - Чертога Мокоши. Земных холмов на Москве можно насчитать великое множество. На самом деле все её холмы сакральные и находятся там наверху в Чертоге Мокоши (созвездие Плеяды). И даже закрадывается крамольная мысль начать само летописное название «Москов» от имени древней славянской богини. Ведь не просто так еще два века назад ударение ставили на первом слоге Мóсква, Мóсков. Помните как в летописи записано: «прииде брате ко мне в Москов».
Если учесть, что Чертог Мокоши размещается среди звезд, то версия о значении имени города «Москва» как «Связующая звезда» вполне реальна. На Краснохолмском святилище многое связалось - земное и небесное.
Вот такая история у нашей «безымянной» уточки. Для кого игрушка, для кого семейный талисман, а для славян - философия жизни.
В список по теме