В последнее время стал замечать цветовые нюансы на черно-белых фотографиях. Оказывается, многие имеют свой оттенок. Все выходные я экспериментировал с
трехсоставной сепией, пытаясь получить теплый коричный тон на своих фотографиях. Я никогда раньше не видел, как происходит тонирование отпечатка и признаюсь честно, даже не поверил глазам, когда изображение сначала полностью исчезло в отбеливателе, а затем снова возникло в тонере. Я делал это еще и еще. Показал этот фокус супруге и детям, а потом записал минутный ролик.
Click to view
Но сделать приятное глазу тонирование в сепию не так просто, как я себе представлял. При полной отбелке изображение затем не набирало тот контраст, который я визуализирвал. Пришлось увеличивать концентрацию тонера в растворе. Только на бумаге Fomabrom удалось достичь приемлемого результата. На хлорбромсеребряной бумаге Варитон и на Fomalux цвет получался очень рыжим.
При неполной отбелке, когда я погружал отпечаток лишь на 20 секунд в разбавленный раствор отбеливателя (сделан на основе красной кровяной соли), получались не очень красивые сочетания черного и коричнево-рыжего цвета.
Насколько я понял, такое часто бывает при непрямом тонировании с неполной отбелкой изображения, поскольку сначала окрашиваются света, а до участков высокой плотности дело не доходит.
Полное тонирование хлорбромсеребряной бумаги Варитон
Тот же тонер, бросеребряная бумага Fomabrom. Цвет более темный и насыщенный.
В книге "Печать фотоснимков" В.А. Яштолд-Говорко указаны рецепты и для прямого тонирования, когда процесс происходит в одном растворе и окраска более глубокая и равномерная.