Другие краткие историиУ времени в Клину
Дом-музей Петра Ильича Чайковского
Клин находится от МКАД по Ленинградскому шоссе в 65 км. Впервые город упоминается в несохранившихся летописях 1190-е годы. Сказка «Щелкунчик и мышиный король» была написана Э.Т.А. Гофманом, 1816 год. Дюк Эллингтон аранжировал «Щелкунчика» для джазового оркестра к Рождеству 1960 год.
©~~~~~~~~~~~
История
Если будете ехать из Москвы в Петербург на машине, не торопитесь покрыть все расстояние за день. Притормозите в Клину. Городок, конечно, заштатный, но и у него своя история. Собор, почтовый двор, торговые ряды - тут есть что посмотреть. Но не они главная гордость города. Потому что главная - небольшой двухэтажный дом, расположенный в стороне от шоссе. Здесь жил Петр Ильич Чайковский, вернее, прожил последний свой год - самый тяжелый и плодотворный.
Портрет композитора работы Н. Д. Кузнецова, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пол, застеленный ковром, красивая добротная мебель, рояль «Беккер», библиотека, фотографии композиторов, родственников и немногих друзей - в этих стенах рождалась Шестая симфония, духовное завещание Петра Ильича, реквием самому себе. Здесь же он создал одну из самых чудесных сказок, когда-либо записанных нотами, - балет-феерию «Щелкунчик».
Интерьер комнат воссоздает атмосферу 1890-х
Бедный деревянный уродец бросается в бой с полчищами злобных мышей, чтобы защитить ту, кто его полюбила, и самому обрести настоящий, прекрасный облик, - это не просто красивый сюжет, подсказанный немецким романтиком, но исповедь. Премьера, состоявшаяся 6 декабря 1892 года в Мариинке, имела грандиозный успех. С тех пор «Щелкунчик» идет на всех мировых сценах, став обязательной частью новогодней программы и рождественских вечеров.
Памятник в парке при музее установлен в 2006 г.
Наследие
На другом берегу реки Сестры буквально в получасе ходьбы от дома-музея расположено другое удивительное строение - «Клинское подворье», или, как его чаще называют, Музей елочных игрушек. Здесь можно не только познакомиться с эволюцией новогодних украшений, но и увидеть, как они изготавливаются, и даже поучаствовать в мастер-классе - например, разукрасить какой-нибудь шар.
Проходя по залам, испытываешь чувство сходное с дежавю: вот игрушка свободной выдувки в виде аэроплана (точно такая же висела на елке в бабушкиной коммуналке), вот «Кукуруза» и «Баклажан», ровесники 60-х, а вот золотая сосулька, обсыпанная серебряной пылью, которую ты выбрал сам, когда тебе было лет восемь, наверное…
Вспоминается синее морозное утро. Пахнет хвоей и мандаринами, окна разукрашены замысловатым узором, по радио звучит «Вальс цветов». Вставать не хочется - и ты притворяешься спящим, когда в комнату тихо входят родители. Такие молодые и такие красивые… «Эй, пора вставать. Загляни под елку!» Сна как не бывало. Вскакиваешь с постели и бежишь к елке, где в алом чулке, перевязанном серебряной лентой, ждет чудо…
День будет ясный, солнечный. Дурной сон, который тревожил всю ночь, забудется. Впереди целая неделя каникул! И ты знаешь: все самое лучшее, все самое настоящее тоже еще впереди.
Алексей Шлыков
«Русский репортер»