По дороге каторжанской

May 15, 2014 05:01

По теме: Каторга в Нерчинске

Самые известные каторжные тракты

Словом «тракт», что в переводе с немецкого означает «дорога», называли грунтовые дороги между важными населенными пунктами. В зависимости от назначения тракты могли быть почтовыми, торговыми, для прогонки скота и этапные. Как правило, этапные тракты совпадали с почтовыми, но могли использоваться и как торговые. ©
~~~~~~~~~~~



Бурлаки на берегу Байкала. Фото Иванова. 1903. Собрание автора.
ВЛАДИМИРСКИЙ ТРАКТ

Знаменитая благодаря творчеству шансонье Михаила Круга одна из крупнейших и старейших в России тюрьма во Владимирской области - Владимирский централ, - в чьих стенах побывали певица Лидия Русланова, немецкий фельдмаршал Паулюс, сын Сталина Василий и американский пилот-разведчик Пауэрс, дала название дороге, по которой заключенных этапировали из Москвы. Ссыльные со всей России следовали через столичную Бутырку далее по этапу. И, если выпадала судьба, отправлялись дальше по Московско-Владимирскому тракту «на централ».

Здание тюрьмы возводили по приказу Екатерины II как рабочий дом - учреждение для исправительных работ пойманных полицией попрошаек. Особым императорским указом в 1762 году собирание милостыни и бродяжничество были запрещены, и вскоре нищих и попрошаек стали привлекать к принудительным работам - на мануфактурах или в специально созданных домах для отработки повинностей. Находясь на пересечении крупных дорог и в относительной близости от Москвы, Владимирский централ быстро стал одной из главных тюрем России, крупнейшим пересыльным пунктом.

Дорога из Москвы во Владимир, по которой следовали арестанты, местами достигала 15 метров в ширину. По ее краям были вырыты глубокие канавы, а по земляным валам следовали конвоиры. Часть Владимирского тракта в черте Москвы - это нынешнее шоссе Энтузиастов, названное так из-за того, что по этой же дороге следовали на каторгу революционеры и политзаключенные. Владимирский тракт был лишь первой и не самой тяжелой частью пути каторжников на Урал и в Сибирь - Большого Сибирского тракта.



И. Левитан. Владимирка. 1892
СИБИРСКИЙ ТРАКТ

Сибирский тракт начали прокладывать в 1735 году. До строительства Транссибирской железной дороги Сибирский тракт был единственной дорогой, соединявшей европейскую часть России с Сибирью. Получивший и другие названия - Московский, Московско-Сибирский, Большой, Великий, Осьмая государственная дорога и Чайный (дорога связывала Россию с Китаем, откуда везли чай), - Сибирский тракт стал самой протяженной сухопутной дорогой в мире и проходил из Москвы через Муром, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты. Позднее маршрут стал проходить южнее. Строился тракт крестьянами и каторжниками, сосланными в Сибирь. За столетие существования Сибирского тракта по нему прошло 1,5 млн заключенных, их гнали в Сибирь и на Сахалин. Дорогу также прозвали Великий кандальный тракт - когда по тракту шли арестованные, звон их кандалов, которые весили около двух килограммов, был слышен за несколько километров. За каторжниками могли добровольно следовать их жены и дети. Сибирские крестьяне недоверчиво относились к «варнакам», как они называли каторжников. Для контроля над заключенными и пересылки арестантов государству требовалось более 5 тыс. человек в год. Кроме того, именно на сибирских крестьян возлагались расходы на содержание тракта. Тем не менее некоторые давали приют беглым каторжникам или нанимали их работать за еду.

Среди сибирских каторжников было немало иностранцев: самыми первыми стали шведы - участники Северной войны между Россией и Швецией. Далеко не все из них вернулись в Швецию после окончания каторги - многие принимали православие и женились на сибирячках. Самой многочисленной иностранной этнической группой Сибирского тракта были поляки: в конце XVIII века около 19 тыс. поляков были отправлены в Сибирь на каторгу и поселение. В XVIII веке путь от Санкт-Петербурга до Иркутска занимал около двух лет, в XIX веке - полгода.

Сибирский тракт дал названия городам и положил начало многим выражениям. Так, уральский город Камышлов, где находилась старейшая на Урале тюрьма - важный пересылочный пункт заключенных, получил свое имя от двух слов - «камыш» и «лов». Сам город, расположенный в низине, был окружен зарослями камышей, где прятались заключенные при попытках к бегству. Там их и ловили. Выражение «доставить живым или мертвым» также возникло из-за закона, действовавшего на Сибирском тракте: если заключенный в пути умирал, его тело все равно доставляли до пункта назначения и сдавали по списку.



Арестантский труд использовался на сибирской каторге как мужской, так и женский. Каторга в Нерчинске, 1891
КОЛЫМСКИЙ ТРАКТ

Колымский тракт, ныне трассу федерального значения Магадан - Якутск, называли «дорогой смерти» или «дорогой костей» - путь к золотым запасам, а затем и к урановым залежам Колымы через вечную мерзлоту и полюс холода прокладывали заключенные. С 1932 по 1953 год через Севвостлаг, колымское управление ГУЛАГа, прошло более 2 млн человек, почти 200 тыс. умерли или были расстреляны. Нескольких десятков тысяч жизней стоила и «дорога смерти» - некоторые признают ее «самой протяженной братской могилой» в мире: лагеря строителей располагались вдоль тракта всего в 8-10 километрах друг от друга, из-за высокой смертности и твердой, как железо, промерзшей земли заключенных не хоронили, а просто сваливали под дорожное полотно. В некоторых местах, где дорогу подмывают ручьи и талые воды, и по сей день находят человеческие кости. Самый известный на Колыме и единственный на всей трассе памятник жертвам политических репрессий - знаменитая «Маска скорби» Эрнста Неизвестного - стоит в самом начале тракта.

Первоначальные планы прокладки тракта почти сразу пришлось отменить - в первые же месяцы строительства стало ясно, что в срок не успеть никак. Зима с 40-градусными морозами, штормовыми ветрами и многодневными метелями длилась с сентября по июнь. Почти непроходимый горный ландшафт с обилием рек, ледников и болот. Кроме того, на 200-250 вольнонаемных дорожных рабочих приходилось, по разным оценкам, 2,5-4 тыс. заключенных. Отсутствие квалифицированных кадров вынудило руководство Дальстроя, объединенного управления добычи ископаемых и дорожной инфраструктуры, даже организовать учебные курсы.

Невыносимые климатические условия делают эксплуатацию трассы крайне тяжелой и сейчас. На горных безлесых участках водители увязших в снегу машин, дожидаясь помощи, пытаются согреться, сжигая автомобильные покрышки, а иногда и сами автомобили. Вдоль трассы, особенно на севере, кое-где попадаются их обугленные остовы.



Автомагистраль «Колыма» в 1938 году
ОРЕНБУРГСКИЙ ТРАКТ

В Поволжье главным путем для тюремного этапа сначала был Самарский (Симбирский) почтовый тракт. Но, как считают одни историки, дороги на правом берегу Волги были значительно хуже, и этапный тракт перенесли на оренбургское направление, на левый берег. Другие исследователи полагают, что появлению Оренбургского тракта послужило Пугачевское восстание и всех выживших разбойников отправили по тюрьмам по дороге в Оренбург. В пользу этого говорят примеры, что некоторые населенные пункты вдоль тракта строились ровно в 25 верстах друг от друга, что соответствует среднему «этапу» - расстоянию между двумя привалами заключенных. Возможно, этой же дорогой в клетке и кандалах отправили в Москву и Емельяна Пугачева.

По народным легендам, в одном из сел солдаты заставили местных жителей вырыть в поле огромную яму, порядка 40 метров в диаметре. В эту импровизированную земляную тюрьму согнали всех сельчан и, устроив полевой суд, отправили кого на виселицу, а кого на каторгу.

По Оренбургскому тракту в свое время «путешествовали» осужденные композитор Алябьев и поэт Плещеев, по этой дороге проехал Пушкин.



Заковка в кандалы осужденного. Фото Иванова. 1903. Собрание автора.
САХАЛИНСКИЙ ТРАКТ

Сахалинский тракт, или «Тропа каторжан», возник в 1869 году, когда остров стал официально использоваться как место каторги. Предполагалось, что ссыльные внесут свой вклад в освоение Сахалина и в развитие угольной промышленности малонаселенного острова. Тракт проходил между сопок от Александровска-Сахалинского до села Кировское. В те времена переход по этой тропе занимал примерно три дня. За всю каторжную бытность Сахалина по тракту прошло более 30 тыс. арестантов, среди которых были и известные личности, например Софья Блювштейн, известная как Сонька Золотая Ручка.



Остров Сахалин
SmartNews

памятники и достопримечательности, нравы и мораль, история, российская империя, музеи и выставки, тюрьма и зона, фото и картинки, ссср, дороги и транспорт

Previous post Next post
Up