Лица России. Русские. Ч.1/5. Общие сведения

Jun 05, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Русские. «Белёв. Город яблок»

image Click to view



Общие сведения

РУССКИЕ (самоназв.), крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Численность в России по данным переписи 2010г. - 111 млн. 16 тыс. 896 человек. За пределами Рос. Федерации Р. живут: на Украине - 11355,6 (22% нас.), в Казахстане - 6227,5 (37,8), Узбекистане - 1653,5 (8), Белоруссии - 1342 (13,2), Киргизии - 916,6 (21,5), Латвии - 905,5 (37,6), Молдавии - 562 (13), Эстонии - 474,8 (30), Азербайджане - 392,3 (5,5), Таджикистане - 388,5 (7,6), Грузии - 341,2 (6,3), Литве - 344,5 (9,3), Туркмении - 333,9 (9,4), Армении - 51,5 (1,5), а также в США (1,0 млн. чел.), Канаде и ряде др. стран (всего ок. 1,4 млн. чел.).

Русские говорят на русском языке. Рус. алфавит - вариант кириллицы. Большинство верующих - православные, в т. ч. старообрядцы.

Русские: этноисторическая характеристика

История русского народа изначально вершилась на обширных географических пространствах. Древнерусское государство, возникнув в 1Х в., простиралось от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе и Волго-Окского междуречья на востоке. Это была летописная Русская земля и область расселения древнерусской народности, которую уже в те далекие времена отличало сильно осознанное единство со своей землей: вспомним строки «О светло светлая и украсно украшенная земля Руськая!» из летописного памятника ХШ в. «Слово о погибели земли Русской».

Понятие Русь пришло в историю Киевской Руси от предшествующих столетий. Оно имеет древнюю хронологию и локализуется на юго-востоке восточнославянского ареала - это правый берег Среднего Поднепровья - Подонье - Приазовье. На этой территории, по разысканиям академика Б.А.Рыбакова, в У1-УП столетиях существовал сильный племенной Русский союз, послуживший в 1Х-Х вв. ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли почти все восточнославянские племена, в том числе часть восточнофинских - меря и весь.

Любопытно и то, что по данным исторического языкознания именно юго-восток ареала древних славянорусов дает наибольшее число реликтов славянской ономастики (гидронимии, топонимии) с корнем рос-/ рус и, что особенно важно, сама датировка имени Русь, согласно разысканиям академика О.Н.Трубачева, «имеет неуклонную тенденцию к удревнению именно на Юге».

Слово Русь принадлежит к индоевропейской семье языков. Двойственная огласовка корня Рос/Русь есть отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном варианте. Первоначальное значение слова Русь связывается с понятием светлый, белый (Подробнее см.: Трубачев, 1997.С.223-233 и дальше). Такое понимание русская народная лексика сохраняла вплоть до ХХ века: см. у Даля (1У, 114) слово Русь как весь белый свет или тверское понятие на руси, т.е. на открытом месте, просторе, на юру.

По мере расселения восточнославянских земледельцев в Древнерусском государстве происходил непрекращающийся процесс внутреннего освоения земель, сопровождавшийся этнокультурными контактами с разноязычными народами и в первую очередь с наиболее территориально расселенными балтами и финно-уграми. В Х-ХП веках славяноруссы начинают массовое освоение Волго-Окского бассейна, где позже сформировалось ядро историко-этнической территории русских. Древнерусское государство погибло под натиском Батыева нашествия (1240), которое сопровождалось массовым истреблением населения и уничтожением городов. Итогом распада государственности и великокняжеских усобиц стало обособление этнотерриториальных объединений, что в исторической перспективе привело к сложению русского, белорусского и украинского народов.

Еще В.О.Ключевский отмечал, что освоение русскими обширных пространств является отличительной чертой истории России. Очень рано русские осваивают бассейны великих северных рек - Печоры, Онеги, Северной Двины; в ХШ веке русские уже компактно заселяют Северо-Восточную Русь; в ХУ1-ХУП вв. хозяйственно осваивают Среднее и Нижнее Поволжье, Северное и Южное Приуралье, запустевшие из-за набегов кочевников лесостепи и степи Донской Руси, а также Северный Кавказ. Особенность движения русских на северо-восток и восток характеризуется двумя важными факторами. Это прежде всего обилие свободных угодий, что позволяло русским переселенцам не сталкиваться в своих интересах с автохтонными народами. Во-вторых, осваивались почти безлюдные пространства: на северо-востоке - огромная область Поморья с труднопроходимыми лесами и лесотундрами с царством холодного субарктического климата; на востоке - Заволжье с дремучими лесами и, минуя отроги седого Урала, юг Сибири, Алтай и дальше к Забайкалью в поисках утопического Беловодья; на юго-востоке - огромные пространства с полупустынями вплоть до Средней Азии. Выдающееся геотерриториальное значение для русских имело освоение Сибири и Дальнего Востока. В итоге с ХУП века Русское государство становится евроазиатским. В этом выдающийся феномен русских, по некоему Промыслу сумевших объединить евразийское пространство в единое государство.

В старом русском лексиконе есть ёмкое и гордое слово землепроходцы.Так именовали первую горстку отважных людей, которые открывали для себя новые земли и сами же их хозяйственно осваивали (в отличие от колониальных завоеваний европейцев). В течение всего обозримого исторического периода русскими было хозяйственно освоено 21 млн. кв. км земель. Это стало возможным благодаря созданию русской государственности и развитому самосознанию народа. В начале ХХ века русские были вторым по численности народом мира. Вместе с ними возрастала численность населения империи. Если при Петре 1 население России составляло несколько более 13 млн. человек, то в 1913 г. - 174 млн. Такое увеличение произошло главным образом вследствие быстрого прироста населения; в меньшей степени за счет присоединения новых земель. К началу ХХ в. русские в Европейской части России составляли 90% населения. Всего численность русских в 1913 г. была около 76 млн.человек.

С начала ХХ в. число русских, несмотря на значительные потери в результате двух мировых войн и других социально-экономических катаклизмов, выросло почти в 2 раза. По переписи 1989 г. в СССР число всех русских составляло 145 млн., в том числе в России - 120 млн. Это объясняется не только значительным естественным приростом населения, но и слиянием с русскими отдельных групп других народов. С 1970-х годов темпы прироста русских стали заметно сокращаться из-за резкого снижения рождаемости, а с 1990-х годов - еще и резко возросшей смертности. По переписи 2000 г. численность русских в России составила 126 млн. человек. Увеличение на 6 млн. человек числа русских в России по сравнению с переписью 1989 г. произошло исключительно за счет притока русского населения из бывших союзных республик в Россию (примерно, 4 млн. человек), а также вследствие изменения этнического самосознания у части населения других национальностей, проживающих в России; кроме того с 2000 г. слегка стабилизировались показатели естественного прироста населения.

Меняется и картина расселения. Уже в течение 1980-х годов наблюдалось сокращение миграций русских за пределы России при одновременном их оттоке из бывших союзных республик. В 1990-е годы этнотрансформационные процессы усилились. Возрос поток русских мигрантов в дальнее зарубежье. В итоге депопуляционных процессов демографы прогнозируют значительное сокращение численности русского населения к середине ХХ1 в.

Антропологи относят русских к большой европеоидной расе. В северных областях преобладает атланто-балтийская группа антропологических типов, в центре Европейской России - восточноевропейский тип среднеевропейской группы, на северо-востоке - восточнобалтийский тип беломоро-балтийской группы антропологических типов, на юге России фиксируется примесь монголоидного и средиземноморского элементов. Антропологи единодушно отмечают в физических характеристиках русских единство антропологического типа на огромной территории. Целостность русского антропологического типа, по мнению ученых, отражает сочетание признаков, сложившихся в отдаленном прошлом. В итоге антропологических разысканий ученые приходят к выводу, что в основе русских антропологических вариантов и некоторых дославянских лежит один общий антропологический слой, очень древний, восходящий к раннему неолиту или мезолиту. Исходный общий тип, названный древним восточноевропейским, отчетливо выступает в суммарной характеристике современных групп населения.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы, входящей в индоевропейскую семью языков. Является наиболее распространенным языком мира, одним из шести официальных и рабочих языков ООН, а также одним из пяти рабочих языков парламентских ассамблей Совета Европы в Страсбурге. До распада СССР общее число говоривших на русском языке было около 250 млн. человек. Из Древней Руси русский язык унаследовал свою письменность. В основе современного русского алфавита лежит кириллица - одна из древнейших славянских азбук.

Русская история изначально формировалась в границах единого этнокультурного ареала. Собирательное Русь звучит не только в привычном названии древнерусского государства Киевская Русь, но и в таких территориальных названиях больших исторических областей, как Великая Русь, Малая Русь, Белая Русь, Холмская Русь (левобережье Западного Буга), Прикарпатская Русь, Червоная Русь, Заозерная Русь, Залеская Русь (Владимирщина), Пургасова Русь (раннефеодальное мордовско-русское объединение ХШ в.).

Этноконсолидирующую роль на всех этапах русской истории играло Православие. Эту историческую миссию Русское Православие продолжает и в современных условиях. Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.

Этнокультурное единство русского народа на всем пространстве его расселения не исключало многообразия различий и особенностей в разных сторонах жизни. Эти особенности и различия сформировались в ходе этнической истории русских под влиянием многообразия природно-климатических условий и соответственно территориально-хозяйственных укладов жизни. Поэтому в этнографической литературе традиционно выделяются этнокультурные ареалы, характеризуемые спецификой диалектных наречий, антропологическими типами, наличием этнографических групп населения, этнокультурными особенностями в хозяйственных занятиях, промыслах и материальной культуре, многообразием локальных обычаев и обрядов при единстве общей модели ритуально-праздничной культуры. К примеру, этнографы традиционно выделяют на Европейской территории расселения русских северный и южный этнокультурные ареалы, а между ними промежуточный центр. Такое деление основывается на различиях в говорах и элементах народной культуры. Еще в начале ХХ в. эти различия между севернорусским и южнорусским ареалами были столь ощутимы, что известный этнограф Д.К.Зеленин предложил ввести в науку понятие о двух великорусских народностях, но встретил справедливую критику. В течение ХХ в. шло сглаживание некоторых этнокультурных различий (особенно в одежде, а также языке - нивелируются местные говоры, почти не осталось областных диалектов). Но свои особенности в жизни северных и южных русских останутся, поскольку ощутимая разница в природно-климатических зонах влияет и на специфику повседневной культуры.

Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы. На этой стезе немалое сделано русскими. Но главное, по некоему историческому промыслу, что выпало осуществить русским, - это объединить огромные евразийские просторы от Балтики до Тихого океана в единое историческое, социокультурное и одновременно этнически многообразное пространство. В этом выдающийся культурно-цивилизационный феномен русских.

Лит-ра: Русские: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992 || Русские /Серия «Народы и культуры»/. М.:Наука,1997 (и др. издания) || Трубачев О.Н В поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Руси. М.: Наука, 1997
Л.А.Тульцева
Очерки

Русские - восточнославянский народ, объединённый этническим происхождением, общей историей, культурой, языком и составляющий основное население России (79,8%). Общая численность русских в мире - примерно 150 миллионов, в Российской Федерации по переписи 2002 года - 115 889 107 человек. Наибольший процент русского населения отмечен в Вологодской области (96,56 %), наименьший (до 5%) - в Ингушетии, Чечне и Дагестане. В 30 субъектах РФ - в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а также на юге Сибири - доля русских доходит до 90 %. Русский язык относится к восточной подгруппе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. В нем выделены две диалектные группы: северорусская (окающая) и южнорусская (акающая), каждая из которых членится на более мелкие. Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров. Граница между северорусской и южнорусской группами проходит по линии Псков- Тверь- Москва -Нижний Новгород. В северном наречии выделяются три группы говоров: Ладого-Тихвинская, Вологодская и Костромская. В южном - таких групп пять: Западная, Верхне-Днепровская, Верхне-Деснинская, Курско-Орловская и Восточная (Рязанская). На основании среднерусской диалектной группы происходит унификация языка.Самая распространенная религия - православие (включая старообрядчество), существенно меньше протестантов, католиков, сектантов разных толков, а также неоязычников.

«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!». Эти знаменитые блоковские строки, «объясняющие» возникновение русского этноса, нуждаются в уточнении. Слово «скиф» переводится с древнегреческого языка как «хмурый, недоброжелательный», однако римский поэт Овидий описывал нравы этого народа не столь мягко: «Они вряд ли заслуживают называться людьми, они злее, чем дикие волки, не боятся закона, право у них уступает силе, а меч побеждает справедливость». Но эти ираноязычные племена, кочевавшие или населявшие северное Причерноморье и прилегающие к нему районы в период с VII в. до н.э. до III в., вовсе не обладали «раскосыми очами» и относились к европеоидной расе. По свидетельству историка Геродота из Галикарнаса, побывавшего в этих краях в V веке до Рождества Христова, скифы - «большое и многочисленное племя, у них светло-голубые глаза и рыжие волосы».

Иафет - прародитель славян. Современные ученые относят их к индоевропейцам, чье происхождение Библия ведет от одного из трех сыновей Ноя, выживших после Всемирного потопа. Так, от Сима пошли семиты (евреи и арабы), от Хама - африканцы, а Иафет стал прародителем тех, кто поселился в Индии и Европе, то есть индоевропейцев. В «Повести временных лет» рассказывается о перемещении части этих племен по Восточной Европе: «…разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которые сели». Например, обосновавшиеся на Днепре «назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах», те, что разместились между Припятью и Двиной, стали «дреговичами», которые остались на Двине, получили имя «полочане», по речке Полота, впадающей в нее. Поселившиеся же «около озера Ильменя, прозвались своим именем - славяне, и построили город, и назвали его Новгородом».

Русские - наднациональная общность. Такая формула, приведенная в книге В. Н. Малышева «Пространство мысли и национальный характер», дает возможность рассматривать образовавшуюся в результате разных смешений нацию не только как конгломерат включенных в нее народов на основе этнической или религиозной близости, а «более территориально и политически». Автор пишет: «Это был не частный союз кривичей с варягами, вятичей с коми или эстов с пермяками - это более общий союз - русские люди. Русское государство оформило эту общность политическим союзом, и поэтому исторически никогда не было этнически избирательным и не стремилось к мононациональному составу. В этом основное отличие процессов формирования Киевской Руси и России от многих государств Европы».

Русский - имя прилагательное. Само слово «русские» является прилагательным к существительному «люди». Откуда оно пошло? Ещё в греческих и арабских источниках разного времени встречается краткая форма «росс/рус». Если античные авторы повествовали о роксоланах (россах) - сарматском племени, соседствовавшем со скифами, а потом частично слившемся с праславянами, то средневековые арабские купцы описывали русов из разных краев.

Русы в трудах арабов-негоциантов... Например, путешественник ал-Истахри сообщал: «Что же касается Арсы (территория в верховьях Оби), то неизвестно, чтобы кто-то из чужеземцев достигал ее, так как там жители убивают всякого, приходящего в их землю. Лишь сами русы спускаются по воде и торгуют, но не говорят никому ничего о делах своих и не позволяют сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово». Другой восточный торговец Ибн Фадлан, встретивший в 922 году воинов-купцов при дворе булгарского царя, описал их так: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль (Волга у слияния с Камой). И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны и красны, не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-нибудь муж из их числа кису (плащ), которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. У каждого из них имеется секира, меч и нож, и он никогда не расстается с ними… А что касается женщин из их числа, то на шеях у них несколько рядов монистов из золота и серебра, так как если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене одно монисто, если у него - 20000 дирхемов, то два и так далее…»

...европейцев... В «Записках о Московии», изданных в 1549 году в Вене, дипломат Сигизмунд Герберштейн как бы подводит итог вековым спорам: «Но каково бы ни было происхождение имени «Руссия», народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке «Russi», а по-латыни именуемый «Rhuteni», столь умножился, что либо изгнал живущие среди него иные племена, либо заставил их жить на его лад, так что все они называются теперь одним и тем же именем «русские» (Rhuteni)».

...и отечественных писателей. Слово «россы» было популярно в русской литературе XVIII-XIX веков, особенно в поэзии. С середины XIX столетия получает развитие разграничение: россиянин обозначает принадлежность к государству, а русский (человек, язык) - к народу. Также в XVII-XIX вв. оформляется теория о делении русского народа на три ветви: великорусов (великороссов), малороссов, белорусов. С 1920-х русскими стали обозначать лишь первых.

Загадочная русская душа. О ней пишут не только профессиональные литераторы, но и многие зарубежные мемуаристы, ведь иностранцам, которые в разные времена и с разными целями посетили Россию, поведение русского человека часто казалось парадоксальным и непредсказуемым. Европейцы считают это проявлением азиатчины (на их средневековых картах даже территория страны обозначалась как «Tataria»), однако настоящие «азиаты» оказываются чуждыми русским по вере, этнографии, языку. С Россией Европа и Азия торговали с незапамятных времен, но отношения всегда оставались сложными. Зарубежных дипломатов ставил в тупик тот факт, что подданными российской короны являлись не только христиане, а мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, обожествлявшие все - камни, деревья, животных. И неудивительно, ведь история западной цивилизации - это история Крестовых походов и против иноверцев, и против христиан.

Национальный идеал. В то же время главной религией Российского государства было православие, и оно для его граждан имело большое значение. По свидетельству жившего в Петербурге в начале XIX столетия немецкого писателя Арндта, «их набожность за внешними формами проявления содержит глубокую внутреннюю сущность». И далее: «Я поистине дивился лицам молящихся в церквах и на улицах, когда раздавался колокольный звон…Тут чувствуешь, что в этом народе есть нутро, есть твердая нерушимая сущность».

И национальный характер. А умение русского человека быстро схватывать всякую мысль и ремесло отмечается почти всеми путешественниками: «Русский народ одарен редкой смышленостью и необыкновенною способностью все перенимать: языки иностранные, обращение, искусства, художества и ремесла, он все схватывает со страшной скоростью». Или так: «простой крестьянин одарен от природы не только сметливостью, но и особым совсем бессознательным, но неизменно верным пониманием красоты». В то же время еще Петр I заявлял: «Всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не приневолены будут». Так что же, «мы ленивы и нелюбопытны»? Нет, Пушкин опровергает сам себя: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступках и речи? О смелости и смекалке и говорить нечего, предприимчивость его известна, проворство и ловкость удивительны». Одним словом, «умом Россию не понять…», но, как писал академик Д. С. Лихачев, «следует различать национальный идеал и национальный характер: идеал не всегда совпадает с действительностью, даже всегда не совпадает…»

Скифский «подарок». В 1916 году в Петрограде небольшим тиражом вышел первый том «Истории русской одежды» П. К. Степанова, посвященный скифам. В предисловии к книге автор писал: «Многовековой путь отделяет нас от доисторических времен, много народов, расселяясь из своей общей прародины, приносили с собой веру, закон, особый социальный строй, один народ сменялся другим, более сильным, но каждый прибой человеческой волны приносил в общую сокровищницу нашей земли новый дар». Таким скифским «даром» можно считать современную русскую парилку. По описанию Геродота, у них это происходило так: «В Скифской земле произрастает конопля - растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. ... Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия. Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются. В отличие от мужчин, скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит».

Национальный «бренд» - русская баня. В «Повести временных лет» монах Нестор так описывает посещение Андреем Первозванным страны русов: «И пришел к славянам, где нынче Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и плещутся, и удивился им». Позднее этим своим самым ярким впечатлением апостол Андрей поделился с римлянами: «Удивительное видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовенье себе, а не мученье».

В бане мыться - заново родиться. Но, наверно, у самих древних новгородцев было совсем другое мнение об этом процессе, а их потомки разделяют его до сих пор. Многочисленные русские пословицы - «Баня парит, баня правит!», «Баня без пара, что щи без навара», «Баня - мать вторая, все кости расправит, все дело поправит» - говорят о непреходящей любви народа к своей бане. Для русских она - не только полезная для здоровья spa-процедура, а предмет национальной гордости, ведь каждый гостеприимный хозяин до сих пор считает своим долгом пригласить гостя в баню. В народных сказках даже самая отрицательная героиня Баба Яга топит баню для путника. В старину в бане рожали детей и обмывали покойников, в ней мылись молодожены накануне свадьбы, чтобы войти в семейную жизнь с чистой душой и телом, там же гадали, а иногда после бурного застолья отрезвляли особо захмелевших. Универсальность русской бани обусловлена и климатическими условиями необъятной России, и традициями предков. Может, в любви к ней кроется разгадка таинственной русской души? Тогда, с легким паром!

Продолжение

тв и радио, проекты, русские и славяне, фильмы, россияне, фольклор, наследие, менталитет, культура, кино и театр, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up