Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
Общие сведения
АБХ‘АЗЫ, апсуа (самоназвание), народ, коренное население Абхазии. Общая численность 115 тыс. человек, в том числе в Абхазии - 93,3 тыс. человек. Живут также в России (6 тыс. человек), Турции, Сирии, Иордании, дисперсно - в некоторых странах Западной Европы, в США. Говорят на абхазском языке, диалекты абжуйский (лежит в основе литературного языка) и бзыбский. Письменность на русской графической основе. Верующие - христиане (православные) и мусульмане-сунниты.
По данным Переписи населения 2002 года численность абхазов, проживающих на территории России, составляет 11 тысяч человек.
Абхазы - автохтонное население Кавказа. В древности предки Абхазов, как и родственных им адыгов, составляли часть обширного конгломерата племён, населявших Восточное Причерноморье. С древнейших времён на этнической территории Абхазов развивались земледелие и скотоводство. Во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры население Восточного Причерноморья испытало сильное влияние древнегреческой культуры. К началу нашей эры образовались две родственные племенные группы - апсилы и абазги, в результате слияния которых сформировалось этническое ядро Абхазов. В 8 веке возникло Абхазское царство, территория которого включала также районы Западной Грузии. В 10 веке Абхазия и Грузия образовали единое государство. В 13 веке оно распалось. К концу 16 века выделяется абхазское княжество, которое было в зависимости от Турции.
В 1810 Абхазия была присоединена к России. В 1864 владетельное княжество было упразднено, Абхазия была включена в систему российского административного управления, что вызвало народное восстание 1866. В 1870-е годы около 200 тыс. Абхазов (свыше половины их численности) были вынуждены переселиться в Турцию.
После Февральской революции 1917 Абхазия предприняла шаги для политического самоопределения; 31 марта 1921 была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия, вошедшая в декабре 1921 в состав Грузии на основе союзного договора. В 1931 Абхазия была непосредственно включена в состав Грузии на правах автономной республики. В 1980-е годы среди Абхазов зародилось национальное движение, возглавленное радикально настроенными представителями национальной интеллигенции, ставившее основной задачей изменение государственно-правового положения Абхазии. Ухудшение взаимоотношений между Абхазией и Грузией привело к политическому конфликту, а затем к войне (1992-93).
Основные традиционные занятия Абхазов - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство, охота. В 20 веке освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Выращивают кукурузу и другие зерновые, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах - коз. Традиционные ремёсла - изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество.
Чрезвычайно разбросанные, протяжённые абхазские селения лишены чёткой планировки, состоят из удалённых друг от друга усадеб хуторского типа. Старинные дома плетёные, круглые или четырёхугольные, со скатной соломенной крышей. В 19 веке появились дощатые жилища (акуаскья) - приподнятые над землёй на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей, по фасаду тянулся балкон, украшенный резьбой. В настоящее время Абхазы строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные многокомнатные дома.
Традиционная мужская одежда - бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин - приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, закрывавшимся металлическими застёжками, пояс, на голове платок; с определённого возраста девушки носили матерчатый корсет. Старинная деревянная женская обувь (акапкап) - род ходулек.
Традиционная пища - крутая кукурузная каша (абыста), варёная фасоль, молоко и молочные продукты, в частности сыры, козлятина, говядина, баранина, мясо домашней птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд. Характерны острые подливы и соусы, приправа аджика. Алкогольные напитки - сухое вино и виноградная водка.
Для традиционной социальной организации характерны феодальные институты и многочисленные пережитки патриархально-родового строя. Большая семья в середине 19 века в основном сменилась малой, но в соседской общине продолжали выделяться фамильно-патронимические объединения. И соседи, и родственники были связаны взаимопомощью и взаимозащитой, в межобщинных отношениях большую роль играло гостеприимство, в межсословных - аталычество и другие виды искусственного родства. Бытовала кровная месть. Характерен традиционный нормативный комплекс апсуара, составной частью которого были детально разработанные этикетно-поведенческие нормы, включающие, в частности, почитание старших, обычаи избегания. В упрощённой форме многие эти нормы сохраняются и поныне. Многолюдные свадьбы и похороны продолжают оставаться важными событиями не только семейной, но и общественной жизни.
Христианство среди Абхазов распространяется к 4 веку, ислам - с 16 века. Поныне сохраняется влияние традиционных верований, включавших разветвлённый пантеон божеств, почитание священных деревьев, гор, мест фамильно-родовых молений. Наиболее значительный памятник фольклора - нартский эпос. Популярны различные песенные жанры, групповые и сольные танцы.
Ю.Д. Анчабадзе, Я.С. СмирноваХозяйство и быт
Осн. традиц. занятия А. - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, пчеловодство, охота. В 20 в. А. освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых.
Чрезвычайно разбросанные, протяженные абх. селения лишены четкой планировки и состоят из удаленных друг от друга усадеб хуторского типа, окруженных садами, огородно-пахотными участками и виноградниками.
Старинные дома были плетенными из гибких прутьев орешника или рододендрона, круглые или четырехугольные в плане, со скатной соломенной крышей. Впоследствии появились дощатые жилища (акуаскьа) - приподнятые над землей на столбах, много-комнатные, с крытой дранкой скатной крышей; по фасаду тянулся просторный балкон, деревянные детали которого искусно украшались резьбой.
В настоящее время А. строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные, многокомнатные дома. Предметы традиц. интерьера - низкие столики и скамеечки, пристенные лежанки ныне полностью заменены совр. фабричной мебелью.
Пища А. отличается разнообразием. Осн. место в ней занимает блюдо из кукурузной (раньше из просяной) муки - мамалыга (абыста), являющееся как повседневным, так и праздничным кушаньем. Существует неск. видов абысты, различающихся по технологии изготовления и используемым в качестве добавок продуктам. Широко потребляется вареная фасоль.
Не меньшее значение имеют молоко (в осн. кислое) и молочные продукты, в частности сыры, к-рые служат также существ, компонентом в приготовлении ряда блюд. В мясном рационе А. представлены особо почитаемые за вкусовые достоинства козлятина, говядина, баранина, мясо домашней птицы. Характерной особенностью пищи А. является наличие острых подлив и соусов, а также аджики - приправы из толченых перца, чеснока и трав. Ни один абх. стол не обходится без зелени и фруктов. Из напитков наиб, популярным является виноградное вино, из сластей - мед.
Традиц. пища А. сохранилась до наших дней практически без изменений. Застольный этикет А. тщательно регламентирован. Этикетные нормы застолья варьируют в зависимости от повода трапезы, возрастного и социального статуса участников, степени взаимного знакомства и др.
Семейный быт отличался патриархальностью. Взаимоотношения домочадцев определялись нормами обычаев избегания, половозрастными статусами индивидов, сохраняющими в рудиментарном виде значение по сей день. Важное место занимали обычаи соседской и родств. взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, а также почитания старших. Старики и сегодня пользуются в семье и обществе подчеркнутым почетом и уважением, что является одной из социальных причин феномена абхазского долгожительства.
Этнопсихологич. установки А. во многом формировались под влиянием традиц. нормативного комплекса апсуара (букв, абхазство): передававшегося в устной традиции свода морально-этич. норм и установок, к-рый жестко регламентировал отношения индивида к обществу и природе. Составной частью апсуара были тщательно разработанные этикетно-поведенческие нормы, напоминающие куртуазные манеры европ. рыцарского средневековья. Бытовое поведение А. и сейчас носит несколько церемонный характер.
Большинство абхазов владеет родным языком: абх. яз. в качестве родного назвали 65%. Для остальных при сохранении этнич. самосознания родным языком является русский (в 1989 - 1,9 тыс. чел., т. е. 31,2%; большинство остальных свободно им владеет). У нек-рых А. родными языками являются укр., белорус., кабардинский, карачаевский, осетинский, татарский.
В основном это представители смешанных семей, второе или третье поколение А., проживающих в России. Рос. А. сохраняют тесные связи с родиной, где у них проживают родственники, стараются культивировать нац. традиции в домашнем быту (пища, внутригрупповые нормы общения). В последнее время ряд абх. общин объединяются организационными рамками. Наиболее активна абх. община в Москве, где действует об-во абх. культуры «Нартаа», под эгидой к-рого проводятся нац.-культурные вечера, работает воскресная школа, издаётся печатный орган.