![](http://www.rusnations.ru/images/logo.png)
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
![](http://www.islamnews.ru/uploads/news/2010-11/1290100349/global/news-hRjRljGTbB.jpg)
Общие сведения
АР‘АБЫ, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.
По данным Переписи населения 2002 года численность арабов, проживающих на территории России, составляет 11 тысяч человек.
Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех Арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т.д.). Современные разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака. Часть Арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы: шахри, ботхари, харсуси в Омане, махра и сокотрийцы в Йемене. Письменность на арабской графической основе. Основная масса Арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке, Сирии, Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди Арабов-христиан - копты Египта, марониты и православные Ливана, мелькиты (Ливан, Сирия, Иордания и др.) и др.
Предки Арабов - племена Аравийского полуострова, у которых во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Внедрение лучного верблюжьего седла резко усилило военное и транспортное значение верблюжьей кавалерии. Первые северо-арабские государства 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия нашей эры - Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан, Лахм и племенное объединение Центральной Аравии Кинда - не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (7 век). С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 века) этноним Арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец 19 - начало 20 века), освободительная борьба Арабов против европейских колониальных держав в 20 веке привели к политическому освобождению арабского мира, национальной консолидации Арабов в пределах суверенных государств.
Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни Арабов. Идеи арабского единства и национализма, палестинская проблема и внутренние противоречия политизируют арабское общество, придавая ему характерный социальный динамизм.
Арабы представляют собой оседло-кочевническую общность с конфликтами и взаимозависимостью между её составляющими, а также со значительной степенью культурного единства в каждом из её хозяйственно-культурных типов и подтипов (оседлые - полуоседлые - полукочевники - кочевники).
Большинство Арабов - крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством.
Основа родо-племенной организации - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Поведенческие установки Арабов восходят к бедуинскому кодексу чести, предусматривающему родственную солидарность, гостеприимство, стойкость, мужество. Социальные отношения традиционно выражались как декларируемые кровнородственные.
Традиционное жилище кочевников и полукочевников - четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых Арабов - каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные или из сырцовых плит дома-крепости, хижины из циновок и т.д.
Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство Арабов оказали большое влияние на мировую культуру.
В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова - распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и другие украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами.
Современная одежда Арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.
Обычная пища бедуинов - верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых Арабов - каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т.д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие Арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).
Богат фольклор Арабов, ставший источником классической арабской поэзии (представление о ясновидении поэта - фаль и демоне поэзии - Хаджис) и тесно связанный с музыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты - бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки), сдвоенная и одноствольная дудка и др.
М.А. Родионов
![](http://www.rusnations.ru/images/cms/data/narodi/assiriytsi_600x600.png)
АССИР‘ИЙЦЫ, атурая, сурая (самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы, народ. Наиболее компактно проживают в Северном Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек), Сирии (30 тыс. человек); общины Ассирийцев имеются в России (10 тыс. человек), Грузии (6,2 тыс.), Армении (6,0 тыс.), Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах. Общая численность - 350 тыс. человек. Язык - ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи. Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский, арабский, персидский, русский и другие языки. Письменность на основе сирийского письма. Верующие - христиане.
По данным Переписи населения 2002 года численность ассирийцев, проживающих на территории России, составляет 14 тысяч человек.
Ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам, население Ассирийской державы (середина 2-го тысячелетия - 605 до нашей эры), которые после её падения находились под властью различных государств.
С 1 века среди Ассирийцев распространяется христианство, которое стало играть роль этноконсолидирующего фактора. В эпоху Арабского халифата (с 7 века) достигает расцвета ассирийская несторианская церковь: к 13 веку в подчинении её патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. Ныне Ассирийцы принадлежат главным образом к Ассирийской Церкви Востока (несторианской), Сирийской яковитской Церкви (монофиситской) и ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан, вступивших (в середине 16 века) в унию с римско-католической церковью.
Во время завоевательных походов Тимура в конце 14 века большая часть Ассирийцев была уничтожена вследствие отказа принять ислам; уцелели лишь укрывшиеся в горах Курдистана. С 16 века большинство Ассирийцев жило на территории Османской империи. В 40-х годах 19 века был разработан литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В 19 веке Ассирийцы оказались в эпицентре международных конфликтов на Ближнем Востоке, где европейские государства и в том числе Россия пытались использовать в своих интересах Ассирийцев и других местных христиан. Это вызывало недовольство турецких властей и, как следствие, репрессии и погромы. В 1-й четверти 20 века (особенно в 1915) от рук турецких и курдских экстремистов погибло около 500 тыс. христиан-Ассирийцев, многие были вынуждены искать спасения в других странах.
В России Ассирийцы впервые появились во время русско-иранской войны 1826-28, когда российские власти разрешили (1828) поселиться в Армении семьям активных сторонников России. Самое значительное переселение Ассирийцев в Россию произошло после разгрома антиосманского восстания 1914 и последовавшего за этим геноцида Ассирийцев в 1915. В 1917 на территории России проживало около 50 тыс. Ассирийцев. Под давлением властей многие из них приняли православие.
В прошлом подавляющее большинство Ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие - земледелие (главным образом пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные культуры), были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Были развиты торговля, ремёсла (гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в Урмийской долине Ирана - рыболовство. В конце 19 века среди Ассирийцев российского Закавказья начал зарождаться слой промышленных рабочих.
Ассирийцы, переселившиеся в Россию в 1914-18, осели преимущественно в городах, занимаясь главным образом мелкой торговлей (как правило, выходцы из Ирана) либо (выходцы из Турции) ремонтом и чисткой обуви. Сравнительно небольшая часть Ассирийцев, поселившаяся в сельской местности, занималась земледелием. Ныне среди Ассирийцев распространены различные профессии, высока доля интеллигенции.
На протяжении веков Ассирийцы сохраняли родо-племенную структуру. Во главе племенных объединений стояли князья (малики), во главе деревенских общин - старосты (ришмата). Современные Ассирийцы сохраняют представления о традиционной родо-племенной организации и общине. Традиционные семейные отношения патриархальные.
Почти все традиционные праздники христианского происхождения: Пасха, Рождество Христово и др., дни памяти ассирийских христианских святых (Нусардил, Мар-Шалыта, Мар-Геворгиз). Дохристианского происхождения ассирийский Новый год, празднуемый 1 апреля. Ассирийцы сохранили богатый сказочный фольклор.
Современная материальная культура Ассирийцев имеет много общего с культурой окружающих народов: жилища (особенно в городах), бытовые орудия, домашняя утварь, одежда.
Е.В. Мищенко, С.С. Михайлов
![](http://www.rusnations.ru/images/cms/data/narodi/nopic_600x600.png)
АФГАНЦЫ. После принятия Конституции Афганистана 1931 г. термин «афганец» стал применяться ко всем жителям Афганистана, независимо от национальной принадлежности, для именования титульного этноса стало использоваться только их самоназвание.
Численность в России по данным переписи 2010г. - 5 тыс. 350 человек.
Этническим субстратом афганцев стали земледельческие племена индоиранской (арийской) языковой группы.
Афганистан - многонациональная страна. Там проживают свыше 20 народов и народностей. Помимо пуштунов наиболее крупными этносами выступают таджики (4,5-5 млн., что составляет 22-24%), хазарейцы (1,9-2 млн. при доле в населении 9-10%), узбеки (2 млн.) и туркмены (500 тыс. человек).
Самым многочисленным этносом страны являются пуштуны. На них приходится 40-50% населения. По данным на 1988 г., на пушту говорили примерно 25 миллионов человек, в том числе половина населения Афганистана, или около 9-11 миллионов человек, 90% жителей СЗПП, или 14 миллионов человек. Приблизительно 2 миллиона человек, говорящих на пушту, проживает в Карачи и 50 тысяч - в Иране.
Пуштуны (паштуны, пахтуны) - самоназвание народа. В Индии и Пакистане их именуют патанами, а в Иране и Средней Азии издавна называли афганцами. Это название происходит от имени мифического потомка первого царя евреев Саула Афгана. Когда Ахмад Шах Дуррани основал государство в 1747 г., оно получило название Афганистан - страна афганцев, то есть пуштунов.