Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
Общие сведения
АРМ‘ЯНЕ, хай (самоназвание), народ, основное население Армении (3083,6 тыс. человек); компактно расселены в Нагорном Карабахе (145,6 тыс. человек), Грузии (437,2 тыс. человек). Живут также более чем в 70 странах (преимущественно в городах): в России (532,4 тыс. человек), США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Ливане (150 тыс. человек), Турции (150 тыс® человек), Аргентине (70 тыс. человек), Украине (54 тыс. человек), Узбекистане (50 тыс. человек), Туркменистане (32 тыс. человек), Болгарии (25 тыс. человек), Канаде (20 тыс. человек), Ираке (20 тыс. человек), Казахстане (19 тыс. человек), Австралии (16 тыс. человек), Греции (15 тыс. человек), Египте (15 тыс. человек), Уругвае (15 тыс. человек), Великобритании (15 тыс. человек), Кувейте (10 тыс. человек), Румынии (6 тыс. человек), Индии и др. Общая численность около 7 млн. человек.
По данным Переписи населения 2002 года численность армян, проживающих на территории России, составляет 1 миллион 130 тысяч человек.
Говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи, имеются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие Армяне - главным образом монофиситы, часть - армяно-католики, католики и протестанты.
У разноязычных племён, населявших Армянское нагорье, согласно хеттским, митаннийским и ассирийским источникам, уже во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры существовали многочисленные политические образования. Одно из них - "страна Урарту" (в ассирийских источниках; древне-еврейское - "страна Арарат") в 9 веке до нашей эры возглавило процесс объединения разрозненных племенных княжеств Армянского нагорья в единое государство; главным внешним стимулом его образования была необходимость противостоять нашествиям Ассирии. Достигнув территориального и политического единения, разноязычные, говорившие на урарто-хурритских, хетто-лувийских и протоармянских индоевропейских языках, племена Армянского нагорья оказались связаны также экономической и культурной общностью.
Становление древне-армянской народности происходило в рамках государства Урарту в 9-6 веках до нашей эры. В 6 веке до нашей эры в древне-персидских текстах упоминается "страна Армина" (древне-греческое - Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древне-армянская народность. Само население называет свою страну Хайк (Айк) - по имени мифического предка, отсюда самоназвание. В непрерывной борьбе Армян с различными завоевателями (персы, римляне, парфяне, арабы, турки-сельджуки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность.
В 301 приняли христианство. Армянский алфавит, созданный в 405-406, употребляется почти без изменений до сих пор. Создание алфавита сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этнического самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру группами Армян. В результате массовых переселений и выселений Армян из Армении в связи с непрерывными войнами возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. Первоначально они появились на Ближнем Востоке; после арабского завоевания (7 век) и нашествий сельджуков (11 век) эмиграция Армян приняла массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В 11-14 веках увеличилось число Армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и др., в начале 17 века - в Иране. В начале 18 века много Армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В России армянские колонии существовали в Петербурге (с 18 века), Москве (с 17 века), Астрахани (формировалась со 2-й половины 16 века), Крыму (с 11-14 веков), а также на Северном Кавказе (сформировалась в 18 - начале 20 века) и на Черноморском побережье Кавказа (с 70-х годов 19 века), в низовьях Дона (с конца 18 века). В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения.
Присоединение Восточной Армении к России в 1801-28 способствовало развитию товарных отношений и консолидации Армян. В 19 - начале 20 века интенсивно шёл процесс развития современной армянской профессиональной культуры, в основном в городских центрах за пределами собственно Армении: у западных Армян в Стамбуле и других городах Османской империи, у восточных Армян прежде всего в Тифлисе, отчасти в Баку и других городах Азербайджана.
До 1-й мировой войны большая часть Армян (около 4 млн. человек) жили компактно на территории исторической Армении: из них в Российской империи - около 1,5 млн. человек, остальные - в Турции. Вследствие геноцида, учинённого в 1915-16 османскими властями, когда было уничтожено свыше 1,5 млн. человек и выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии) свыше 600 тыс. человек, и вынужденной эмиграции вся Западная Армения почти лишилась коренного населения, и Армяне расселились по многим странам мира. Свыше 300 тыс. человек нашли убежище в пределах России. После окончания 1-й мировой войны перспектива воссоединения Западной и Восточной Армении в едином независимом государстве оказалась нереализованной. По договору 1921 к Турции отошли Карсская область и Сурмалинский уезд. После установления советской власти в Армении и образования Армянской ССР (ноябрь 1920) туда репатриировались многие тысячи Армян.
Начавшийся с конца 1980-х годов процесс распада СССР тяжело отразился на армянском народе, особенно в Нагорном Карабахе, Баку, Сумгаите и др. Около 300 тыс. человек из Азербайджана вынуждены были переселиться в Россию и Армению. Республика Армения как суверенное государство провозглашена в 1990.
У населения каждого этнографического района Армении можно отметить как общеармянские черты, так и свои особенности материальной культуры (типы поселений, жилищ, специфика костюма, питания и т.п.).
Основная масса Армян на исконной этнической территории в 19 - начале 20 века сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство в условиях горно-долинного ландшафта. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота. В зависимости от историко-экологических условий скотоводство принимало либо пастбищную, либо отгонную формы. Среди ремёсел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусства.
Армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Кооперирование и специализация позволили эффективно использовать специфику природных условий Армении, направив сельское хозяйство на путь преимущественного развития виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства.
Основной тип традиционного жилища - глхатун (тун) - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. В одних районах жилая и хозяйственная части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых,- раздельно. Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари). Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения.
В последней трети 19 века в деревню проникают городские виды построек - полутора- или двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, с открытой верандой. В середине 20 века в Армении преобладает двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застеклённой верандой, с печным или водяным отоплением и другими современными удобствами. В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохраняется, вынесенный за пределы дома в особую пристройку.
Бурное развитие промышленности, науки и техники в Армении сопровождалось стремительным ростом городов. Общие и своеобразные черты их облика связаны с использованием основного строительного материала - туфа разных оттенков (от розового до кирпично-красного и чёрного) и других традиционных элементов зодчества и резьбы по камню.
Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.
Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам - жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консерватов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.
Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю. Политическая разобщённость и разница в темпах социально-экономического развития обусловили нарастание различий в западных и восточных армянских этносоциальных комплексах, в частности в сложении двух вариантов новоармянского литературного языка.
Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл "Сасунские богатыри"). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.
С.А. Арутюнов, Ю.И. Мкртумян
Очерки
Армяне. "Мифы о нас самих" - газета "Час Пик"
Сказителей златоустых мы с вами помянем добром,
Отцов наших вольнолюбивых и ласковых матерей!
«Давид Сасунский», армянский эпос
Иван Айвазовский, Шарль Азнавур, Уильям Сароян, Михаил Пиотровский…
Невозможно представить себе мировую культуру без армян, как невозможно представить без них наш город.
«Петербургский Час пик» продолжает проект «Мифы о нас самих».
Сегодня мы попробуем разобраться, когда впервые появились армяне в Санкт - Петербурге и когда (и откуда) вообще появились первые армяне, где корни их удивительной письменности и чем особенна религия, которую они исповедуют вот уже тысячу семьсот пять лет…
Публикации газеты "Час Пик", посвященные армянам
(кликабельно, ~ 1 140 Kb, формат.pdf)