Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
Общие сведения
БЕЛОР‘УСЫ, беларусы (самоназвание), народ, основное население Белоруссии (7904,6 тыс. человек). Живут также в России (1206,2 тыс. человек), Литве (63,2 тыс. человек), Латвии (119,7 тыс. человек), Эстонии (28 тыс. человек), на Украине (440 тыс. человек), в Казахстане (182,6 тыс. человек), в Польше (около 160 тыс. человек), в США (около 20 тыс.), Канаде (около 5 тыс.), Аргентине, Австралии, Великобритании, Франции и др. Общая численность около 10 млн. человек. Говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи; различаются юго-западный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие Белорусы - преимущественно православные, около 25% - католики.
По данным Переписи населения 2002 года численность белорусов, проживающих на территории России, составляет 815 тысяч человек.
Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения Белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории Белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования Белорусов из племенных образований.). В 13-14 веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование Белорусов. Специфические черты Белорусов складывались на основе региональных особенностей древне-русской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение. Большую роль играл языковый фактор. Западный диалект древнерусского языка - древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка, в 16 веке на нём появилось книгопечатание.
Белорусская этническая общность складывалась в 14-16 веках. Название Белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в 14-16 веках применялся по отношению к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, а в 19 - начале 20 века охватывал уже почти всю этническую территорию Белорусов. В 14-16 веках западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - Белорусы - возникла в 17 веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, руськие. Как самоназвание этноним Белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР (1919).
Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России, к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу 17 века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в 19 - начале 20 века. Сам факт существования Белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, Белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и государства самосознание Белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя "католиками" или "православными", а зачастую "тутейшими", т.е. местными. В конце 19 века усиливается процесс формирования национального самосознания Белорусов.
При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.
После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. Однако в послевоенный период его функции резко сократились, б‘ольшая часть Белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной жизни. В 1988 в белорусских школах обучалось лишь 14% всех школьников. Произошли серьёзные изменения не только в языковом поведении, но и в менталитете Белорусов. Для некоторой части Белорусов характерно безразличное отношение к национальной культуре. В Республике Беларусь (провозглашена в 1991) предпринимаются меры для возрождения белорусского языка и культуры.
Традиционные занятия Белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале 20 века было трёхполье, у малоземельных - двухполье.
Основные пахотные орудия - соха (полесская, или литовская, витебская, или "перекладка", поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца 19 века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в истопках и погребах, склепах.
В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.
Получили развитие промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.
Основные типы поселений Белорусов - веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили деревни. Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в 16-17 веках. Число домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.
Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный - жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.
Традиционное жилище Белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале 20 века основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива - печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати - нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене на кухне - полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища Белорусов выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.
Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи, наговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.
Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.
Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
Традиционная кухня Белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур, толокно.
Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками - картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки - скавародники, праснаки, коржи; в праздники - пироги. Традиционная еда Белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания Белорусов - овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины 19 века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т.д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.
Обрядовая еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.
В 19 веке многие крестьяне жили большими семьями - отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце 19 века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В 19 и даже в начале 20 века в деревне сохранялись элементы общинной организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.
Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.
Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленничные обряды Белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у Белорусов.
Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у Белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.
В фольклоре Белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления Белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество Белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.
Р.А. Григорьева
Очерки
Белорусы. "Легенды о народах" - газета "Час Пик"
(Публикации газеты "Час Пик", посвященные белорусам, ~
140 Kb,формат.pdf)
Бяда хоць мучыць,
ды жыць вучыць.
Белорусская пословица
В переводе эта мудрость, пожалуй, вовсе не нуждается. Чего другого, а бед в судьбе белорусов хватало, несмотря на обывательское представление о спокойной и незатейливой жизни «бульбашей».
И национальностью отдельной признали их далеко не сразу, и репрессии стороной не обошли, и на войне погибла ровно четверть народа. «Петербургский Час пик» продолжает проект «Легенды о народах», и сегодня говорим о белорусах. Попробуем разобраться, действительно ли русские и белорусы во все времена были вместе? Кто на самом деле был первым белорусом в Санкт - Петербурге? Как у них дела с национальной идеей? Наконец, правы ли белорусские кавээнщики, поющие гимн картошке: «мы и жарим, и варим, и на день рождения дарим»? Чтобы понять, где миф, где правда, и задумана наша полоса «Легенды о народах».
Кликабельно