Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
Общие сведения
БЕЛ‘УДЖИ, балохи, балуч, балоч (самоназвание), ираноязычный
народ, исповедующий ислам (ханафитского мазхаба), на юге Пакистана (Белуджистан, частично Синд). Проживает в приграничных провинциях Ирана, Пакистана и Афганистана (некоторая часть), а также в Туркмении, Таджикистане и арабских странах (Катар, Оман и др.). Общая численность 5700 тыс. человек, в том числе в Пакистане 4,0 млн. человек ( пакистанские балохи разделены на две группы: сулаймани и макрани.), в Иране 1,4 млн. человек, в Афганистане 200 тыс. человек. Говорят на языке балучи. Диалекты объединяются в восточную и западную группы (иногда особо выделяется диалект Белуджей Туркмении и Таджикистана). Распространены также персидский, дари, пушту, туркменский, русский язык. Письменность на основе арабского алфавита. Белуджи - в основном мусульмане-сунниты.
По данным Переписи населения 2002 года численность белуджей, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
Расселение балохов было вызвано сельджукскими походами XI века. Белуджи пришли с севера на территорию современного Белуджистана в 1-м тысячелетии нашей эры. Здесь они вступили в контакты с местным дравидийским (брагуи), индоарийским и иранским населением. С ростом численности Белуджей шло их дальнейшее расселение на восток. В 16-17 веках на территории Белуджистана возникло несколько княжеств, правители которых находились в зависимости от Великих Моголов, иранских и афганских правителей. В середине 19 века Западный Белуджистан вошёл в состав Ирана, а Восточный попал под власть Великобритании; с 1947 - в составе Пакистана. Ликвидация отдельных княжеств, объединение их в 1970 в единую провинцию Белуджистан способствовали этнической консолидации и росту национального самосознания Белуджей Пакистана, несмотря на сохранение остатков племенного деления.
Основные занятия - отгонное скотоводство и земледелие (пшеница, ячмень, кукуруза, фасоль, бахчевые культуры; технические культуры - конопля, табак, хлопок); в прибрежных районах - рыболовство. Белуджи Туркмении и Таджикистана заняты в основном в высокомеханизированном сельском хозяйстве (хлопководство, каракулеводство, шелководство). Традиционные ремёсла - производство ковров, паласов и тканей из шерсти, которым занимаются женщины.
У оседлых Белуджей преобладает глинобитное жилище с плоской крышей из жердей, покрытых циновками, обмазанными глиной. Белуджи-скотоводы пользуются переносным шатром (гедан).
Мужская одежда - длинная рубаха, широкие штаны, безрукавка, халат и шаль (пату), войлочные шляпы или тюбетейки с небольшой чалмой, сандалии из листьев веерообразной пальмы. Традиционное дополнение костюма - оружие. Женская одежда - рубаха и широкие шальвары (у пожилых - чёрные, у молодых - красные), тюбетейка и длинное покрывало (чадыр). Носят много украшений, в том числе в носу.
Основная пища - пресные лепёшки с кислым молоком или другими молочными продуктами, овощи, фрукты. Мясо едят лишь по праздникам. Крестьяне употребляют в пищу поджаренную с солью саранчу.
Сохраняют различные доисламские верования, распространены почитание священных камней, могил, ношение амулетов. Белуджи имеют богатый фольклор - героические и лирические песни, былины, баллады (исполняются сказителями), сказки. Своеобразны воинственные мужские танцы.
В.И. Кочнев
БОЛГ‘АРЫ (самоназвание), народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. За пределами Болгарии живёт около 600 тыс. человек, из них 234 тыс. человек на Украине, 100 тыс. человек в США, 88 тыс. человек в Молдавии. Небольшими группами Болгары расселены в России, Румынии, Югославии, Греции, Турции, Венгрии и др. По данным Переписи населения 2002 года численность болгар, проживающих на территории России, составляет 32 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 24 тыс. 38 человек.
На территории Украины, Румынии и Югославии (Банат) Болгары эмигрировали в основном в 18-1-й трети 19 века, в другие страны переселялись главным образом с конца 19 века до 2-й мировой войны. Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов - восточная и западная. Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.
Основную роль в этногенезе Болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в 6-7 веках. Другие этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание - болгары), пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре Болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.
Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям 7 века - Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "Болгары" дал название государству. С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в 8-9 веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце 9 века славянского письма. В конце 9-10 веке термин "Болгары", означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза Болгар и сложения народности в основном закончился. В период Второго Болгарского царства (конец 12-14 век) культура средневековых Болгар достигла наивысшего расцвета. В конце 14 века османское завоевание привело к деформации социальной структуры Болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.
Носителем этнической культуры до 18 века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти Болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть Болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.
Во 2-й половине 18-19 веке подъём производительных сил, зарождение буржуазных отношений, новый этап в развитии культуры, формирование литературного языка (19 век), развёртывание национально-освободительной борьбы способствовали национальной консолидации Болгар. После победы России над Турцией в войне 1877-1878 болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость. Происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния. В условиях сильного притока в города сельского населения и уважения к народным традициям отмечается также частичное воздействие сельской культуры на городскую.
Традиционные занятия Болгар - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в 19 веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные Болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.
Традиционные поселения имеют кучевую или разбросанно-кучевую (в горах) планировку. Распространяется уличная планировка. Традиционное жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа с нависанием верхних над нижними, эркерами. Конструкция стен каркасная, заполнение - балки, плетень, сырцовый кирпич, камень, обмазка глиняная. В Подунавье бытовали землянки. Четырёхскатная крыша - из черепицы, соломы, каменных плит. Ядро дома - многофункциональное помещение с очагом, вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан. Современное жилище строится из кирпича. Дома двух- и трёхэтажные, на равнинах первый этаж углублён в землю (для прохлады летом и тепла зимой). Очага нет. Помещения - холл, спальни, кухня. Декор интерьера - тканые и вышитые изделия - сочетается с городской меблировкой.
Женская традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая - с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная. Мужская одежда - белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых - сукманы, широкие пояса и др.
Этнические традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).
Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.
Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю - посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары (народное название Нового года - Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них ("невеста") имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.
1 марта Болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы - поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц. Воскресенье на масленицу (Сырнице) - день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в другом селе. Красочность масок и костюмов создали обычаю популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях. Трифон Зарезан отмечается в честь покровителя виноградников (восходит к фракийскому культу Сабазия-Диониса), Георгиев день - в честь покровителя животноводства. Расширил сферу бытования старый обычай выплёскивать воду под ноги при всяком начинании (выход молодожёнов, отправление ребёнка в первый класс, открытие нового завода и др.), чтобы дело пошло гладко, как по воде. Непременным атрибутом торжественных встреч в общественном и семейном быту являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное - символ здоровья), пучок дикой герани (здравец).
Специфичны для Болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня. Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.
Л.В. Маркова