![](http://www.rusnations.ru/images/logo.png)
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
![](http://www.gazavat.ru/gazavat/user_files/image/werertyy.jpg)
Общие сведения
АНДИЙЦЫ, андал, андии, гъванал (самоназвание), народ в России. Численность 25 тыс. человек. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, которые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на основе русской графики. Распространены аварский, русский и (среди мужчин) чеченский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.
По данным Переписи населения 2002 года численность андийцев, проживающих на территории России, составляет 22 тысячи человек.
В 1 веке нашей эры Андийцев упоминает Плиний Старший. В 14 веке утвердился ислам, ранее к Андийцам проникало христианство. Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В 14-15 веках существовало Андийское шамхальство. После присоединения Дагестана к России Андийцы участвовали в Кавказской войне. В 1921 Андийцы вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Республика Дагестан).
Основа традиционной экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное садоводство, продукция которого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Домашние промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и производство пищевой соли.
Счёт родства билатеральный, по поколениям ведётся описательно, характерны клановые патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Традиционная семья малая.
Традиционные поселения скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, как и ряд других селений, имеет традиционную средневековую городскую топографию.
Одежда Андийцев аварского типа, своеобразен женский костюм с головным убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз.
В основе питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор блюд местный и общекавказский.
Традиционное развлечение - конные скачки, наиболее значительные праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. Сохранились вера в магию, в различных духов. Фольклор двуязычен (андийский и аварский).
М.А. Агларов
АРЧ‘ИНЦЫ, арчи (лакское), аршиштиб (самоназвание), рочисел (аварское), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар. Численность свыше 1 тыс. человек. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также аварский, лакский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
По данным Переписи населения 2002 года численность арчинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
В 17-18 веках Арчинцы находились в зависимости от казикумухских владетелей, в начале 19 века Арчинское сельское общество вошло в состав Казикумухского ханства. На протяжении 19 века имели тесные контакты с аварцами и объединялись с ними в единый союз сельских общин под главенством Дусрахского (Рисорского) общества.
Вхождение Дагестана в состав России (1813) усилило развитие товарно-денежных отношений, расширились торгово-экономические связи, возросло отходничество Арчинцев. С 1921 Арчинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.
Основные занятия - пастбищное скотоводство (главным образом овцеводство) и богарное земледелие. Были развиты шерстяное ткачество, изготовление паласов, резьба по дереву (орудия, утварь, посуда и др.).
Селения Арчинцев горные, скученные. Дома одно-, двух- и многоэтажные каменные, с плоскими крышами, с хозяйственными помещениями и хлевом. В советское время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается количество этажей и площадь хозяйственных построек.
Одежда Арчинцев имеет много общего с одеждой аварцев. Из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки.
В национальной кухне преобладают мучные и мясо-молочные блюда (меньше - овощные). Распространены хинкалы, пельмени и лепёшки с начинкой из творога, яиц, дикого чеснока, крапивы, различные мясные и постные супы, халва и др.
В общественной жизни Арчинцев значительную роль играла сельская община (джамаат), патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Современная семья малая, чаще двухпоколенная, поддерживаются традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи, родственной солидарности. В прошлом предпочитались родственные браки.
Многие обычаи и обряды связаны с календарным, хозяйственным циклом. Сохраняются пережитки домусульманских верований. Из традиционных искусств развита резьба по дереву. Имеются письменные памятники на арчинском, аварском, арабском языках. Распространён аварский, лакский фольклор. Популярный танец - лезгинка; музыкальные инструменты - зурна, кумуз, барабан. Сформировалась национальная интеллигенция.
Г.А. Сергеева
АХВ‘АХЦЫ, ашвадо (самоназвание), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс. человек) и Азербайджане (2 тыс. человек). Общая численность около 6,5 тыс. человек. Относятся к андийским народам, коренное население западного Дагестана. Говорят на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта: северный и южный, последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также русский, аварский, азербайджанский и кумыкский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
По данным Переписи населения 2002 года численность ахвахцев, проживающих на территории России, составляет 6 тысяч человек.
Ахвахцы предположительно произошли от жителей различных районов Аварии, главным образом хунзахских аварцев. Народ ахуали, ахвали упоминается в грузинских исторических хрониках 14 века Северные Ахвахцы образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Южные Ахвахцы, Ратлу-Ахвах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 века вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 века боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиндалами и другими. С 15 века подвергались исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х годов приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. Часть Ахвахцев в 1-й половине 18 века расселилась в Закатальском районе Азербайджана, часть в советский период осела на Кумыкской плоскости, между Тереком и Сулаком.
Традиционные занятия - животноводство (главным образом отгонное овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со 2-й половины 19 века - кукуруза и картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и другие. Со 2-й половины 19 века росла товарность производства. Ныне на Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство.
Ахвахцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Преобладала малая семья, встречались различные формы неразделённой семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Традиционные поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись многоярусными каменными сторожевыми башнями. С начала 20 века и особенно в годы коллективизации население мелких тухумных поселений (их насчитывалось около 200) переселилось в территориториально-соседские селения. Дома прямоугольные каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой лоджией, украшались художественной кладкой, арочными конструкциями, каменными рельефами, деревянной резьбой. Внутренний двор мал либо отсутствовал. Часть хозяйственных построек выносили за пределы усадьбы.
Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, различные овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения.
Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные похлёбки, пироги.
Отмечали календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. передаются на аварском и ахвахском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина.
Сохраняются пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отдельных водоёмов, представлениями о злых и добрых духах.
С.А. Лугуев