Лица России. Вепсы и водь

Jul 01, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Вепсы. «Чудь», 2006

image Click to view



Общие сведения

В‘ЕПСЫ, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет (самоназвание), народ в России. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии.

По данным Переписи населения 2002 года численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек.

Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Вепсский язык в 2009 году включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под серьезной угрозой исчезновения. Распространён также русский язык.

Верующие вепсы - православные, но в быту сохраняются и языческие представления. Много ритуалов, связанных с огнем. Считается, что с помощью огня можно защитить от порчи. И это практиковалось, например, в свадебном обряде вепсов. Держа в руках горящую лучину, колдун обходил жениха и невесту, стоящих на сковороде. Окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств использовалось во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных). Перед отправкой на охоту или на рыбалку окуривались ружья и сети.

Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (10 век), в Повести временных лет (11 век, весь), у западно-европейских авторов - Адама Бременского (конец 11 века), Саксона Грамматика (начало 13 века). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 - начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь. Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5% Вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. В 1980-е годы возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.

Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.

Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.
До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья.

Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с "веселением" покойника.

В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.

Известные вепсы:
Александр Свирский - русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен Зинаида Строгальщикова - общественный деятель, является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Николай Абрамов - известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр Рюрик Лонин - собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры Анатолий Петухов - вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем.

В.В. ПименовОчерки

История торопится, жизнь не спешит

Еще в начале XIX века в России мало кто знал о существовании вепсов. А между тем этот древний и самостоятельный народ упоминается еще в VI веке нашей эры готским хронистом Иорданом. Правда, под названием vasina. К концу первого тысячелетия нашей эры вепсы уже перебрались из Восточной Прибалтики и расселились между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В «Повести временных лет», а это XI век, вепсы фигурируют под именем весь. Николай Карамзин пишет в примечаниях к первому тому своей «Истории государства Российского» (вышел из печати в 1818 году): «Меря, мурома, весь уже давно обратились в россиян» (стр. 31, издание 1988 года).

От перемены мест слагаемых

Но нашлись в XIX веке люди, которые не поверили в версию знаменитого историка. Финский ученый Иоанн Андреас (Андрей Михайлович) Шёгрен в 1824-1829 годах совершил большое путешествие по Олонецкой губернии и выявил существование целого народа, доказав, что это особый этнос со своим языком, фольклором, компактным проживанием. По сути, это было второе открытие древнего народа. Кстати сказать, до 1917 года вепсов именовали чудью. Андрей Шёгрен выявил четыре группы расселения вепсов: около Белозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры. Численность этого народа финский ученый определил приблизительно, на глазок. В одной из своих статей он пишет, что вепсов от десяти до шестнадцати тысяч человек. А позже (через четыре года) он доводит численность вепсов до 21 тысячи.В 1840 году вопрос о численности нерусских народов России взялся решить академик Петр Иванович Кеппен. Губернатору Олонецкой губернии Христофору Христофоровичу Повало-Швейковскому академик прислал соответствующую бумагу с просьбой определить число нерусских жителей. Через полгода в академию был прислан краткий ответ, что в Олонецкой губернии инородческих селений и самих инородцев не имеется. Типичная отписка высокопоставленного царского чиновника. Ответом Повало-Швейковского академик Кеппен не удовлетворился и направил губернатору вторичное, тоже официальное, прошение от Академии наук с просьбой предоставить требуемые сведения. После этого губернатор, конечно же, отдал своим подчиненным распоряжение заняться переписью нерусского населения. И вся процедура растянулась на шесть лет. Летом 1846 года была наконец-то составлена ведомость «племен инородцев, городов, уездов и деревень, где они обитают» с указанием числа мужских и женских душ, их вероисповедания и ведомственной принадлежности. В 1852 году Русское географическое общество выпустило в свет первое этнографическое исследование, посвященное нерусскому населению Европейской России. Общую редакцию осуществил академик Петр Кеппен. По его данным, в Новгородской губернии чуди насчитывалось - 7067 человек, а в Олонецкой губернии - 8550 душ обоего пола. Всего - 15617.Вся эта «быль-небылица» с вялотекущей переписью вепсов очень напоминает сатирический рассказ в духе Салтыкова-Щедрина. Но все же как бы медленно ни шел процесс, в начале XIX века зародилось научное изучение вепсов. В XX веке специалистов по вепсам было уже больше. Назовем таких ученых, как Степан Макарьев, Петр Успенский, Юсси Райнио, Пертти Виртаранта.

Найду ягод, добуду рыбы

Лишь в конце 1980-х годов в некоторых школах снова началось преподавание вепсского языка, был издан вепсский букварь. Большинство ныне живущих вепсов действительно говорит по-русски. Что же касается вепсского языка, то его считают родным 37,5% вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. По данным переписи населения 2002 года, численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек. В последнее двадцатилетие активно стала развиваться вепсская литература и поэзия. Первым из русских писателей, обратившихся к вепсскому фольклору, был Виктор Пулькин. В 1973 году он выпустил в свет книгу «Вепсские напевы. Этнографические новеллы», ставшую в некотором роде путеводителем по вепсским землям. Сложность ситуации заключается в том, что само зарождение литературы происходит в период угасания языковой культуры. Некоторые исследователи всерьез полагают, что еще два-три поколения, и вепсский язык, как национальный язык живого общения, исчезнет.

Держись за ритуал - он поможет

Огонь фигурирует в ритуальных действах вепсов в виде костра, горящей лучины, свечи, а также дыма. Сами действия, производимые с огнем (а это: обегание, прыжки, обходы, окуривание), несут в себе магический заряд. Считалось, что с помощью огня можно защитить людей от порчи. Во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных) использовалось окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств. Перед тем как отправить к венцу жениха и невесту, их сначала «окуривали». Держа в руках горящую лучину, колдун обходил новобрачных, стоящих на сковороде. Интересно, что и душу человека вепсы как-то связывали с огнем и дымом. Вепсы верили, что невидимая душа покидает тело человека незаметно, как бы под видом огня или дыма. После похорон одежду, принадлежащую покойнику, сжигали. Считалось, что с помощью таких действий душе будет легче попасть на небо.

Борьба за чистый огонь

Не менее интересны представления вепсов и о том, откуда берется огонь. О появлении огня свидетельствуют знаки. Например, рыжая белка в некоторых вепсских деревнях считалась предвестницей пожара.Еще в двадцатых годах прошлого века оятские вепсы добывали огонь трением сосновой лучины на станке для точения веретен из бересты. И делали они это не из какой-то особой любви к старине. Просто огонь, полученный вот таким допотопным способом, считался наиболее действенным, целебным, обережным. Вепсы верили, что пожар можно победить, нейтрализовать с помощью сооружения вокруг него символической преграды. Например, вепсы считали, что огонь может остановить молоко. С ним и совершался троекратный обход вокруг горящего дома. А затем молоко выливалось в огонь.

Много слов хороших и разных

Младописьменный вепсский язык в последнее время стремительно обогащается новой лексикой. В 1995 году вышел в свет «Учебный вепсско-русский и русско-вепсский словарь» под редакцией Нины Зайцевой и Марии Муллонен. В нем уже собрано много новых слов, ранее не существовавших в языке. Даже младописьменный язык не может создаваться путем прямого заимствования из других письменных культур. Это разрушит его целостность. Но в каждом языке есть уже устоявшиеся правила словообразования, их и надо придерживаться при сочинении новых понятий. Остается только добавить, что о новой лексике вепсы узнают прежде всего из газеты KODIMA (Родная земля). Она издается с 1994 года. Есть и интернет-версия этого издания. А не так давно появилась у вепсского народа и Библия на родном языке. Эту большую и сложную работу проделала Нина Зайцева. Но не только профессионалы-лингвисты сочиняют новые слова. Рождаются они и в толще народной. Прежде всего во время работы, игры, живого общения. Лежа на печи, слово новое не придумаешь. Надо потрудиться, чтобы его найти. Как тут не вспомнить вепсскую пословицу «спящему коту мышь в пасть не полезет».
***

ВОДЬ, вадьялайн (самоназвание), этническая общность в России, в Кингисеппском районе Ленинградской области. Официальные данные о численности отсутствуют. Язык водский финно-угорской группы уральской семьи, имеет два диалекта, бесписьменный. В настоящее время Водь говорят на русском языке.

По данным Переписи населения 2002 года численность водь, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Водь - древнейшее население края, занимала земли от реки Нарова и Чудского озера на западе и включая Ижорское плато на востоке. Позднее они входили в состав Новгородских земель ("Водская пятина"). Водь испытала сильное славянское, позже русское влияние, приняла православие. В русских летописях известна как вожане, а также под общим наименованием финноязычных народов - чудь. В результате многочисленных войн, моровых поветрий, неурожаев численность Водь постепенно сокращалась.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца 19 века усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

До начала 19 века сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх - короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская Водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива.

До 20 века сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

Н.В. Шлыгина

тв и радио, проекты, фильмы, россияне, сельское хозяйство, фольклор, наследие, быт, менталитет, карелия, север, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, фото и картинки, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up