Лица России. Гинухцы, годоберинцы и гунзибцы

Jul 03, 2014 00:19


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

Другие лица России
Общие сведения

ГИН‘УХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназвание), народ в России. Численность 0,6 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке. Распространены также аварский, русский, гунзибский, бежтинский, цезский и грузинский языки. Письменность на аварскском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность гинухцев, проживающих на территории России, составляет 500 человек.

В раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й половине 18 века были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В 1947 Гинухцев насчитывалось 244 человека. В 1944 Гинухцы принудительно были переселены на территорию чеченцев; в 1957 вернулись на свою территорию.

Основное традиционное занятие - скотоводство, главным образом овцеводство. Разводили коров, коз; занимались коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой.

Домашние ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Основные занятия в наши дни: отгонное скотоводство (главным образом овцеводство) и полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения.

Основа традиционной социальной организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. Сохранялась роль патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.

Жилища прямоугольные в плане, каменные, главным образом двухэтажные, с хлевом на первом и жильём на втором этаже. Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились открытые лоджии.

Мужская традиционная одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, различные овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, башмаки, ноговицы, со 2-й половины 19 века сапоги с каблуком русского образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных (реже - в серебряных) ножнах. Женская традиционная одежда: туникообразные платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин (кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными камнями.

Пища в основном мучная и мясо-молочная. Основные блюда - хинкалы, толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, вареники, молочные и мясные похлёбки.

Устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки) на аварском и гинухском языках. Развита народная медицина. Сохранились традиционные представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом, тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, рощи, озера и т.д.

С.А. Лугуев, М.Ш. Ризаханова

ГОДОБЕР‘ИНЦЫ, гъибдиди (самоназвание), народ в России. Численность около 3 тыс. человек. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на годоберинском языке, имеющем диалекты. Распространены аварский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

К концу 14 века часть Годоберинцев исповедовала христианство, часть - традиционные верования. Исламизированы Годоберинцы в 16 веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития Годоберинцев.

После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. По переписи 1897 Годоберинцев насчитывалось 1172 человек, 1926 - 1512. В феврале 1944 жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в 1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский район, село Теречное.

По данным Переписи населения 2002 года численность годоберинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Традиционные занятия Годоберинцев - пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство войлока. Основные современные занятия - земледелие, скотоводство, садоводство, подсобное - пчеловодство. Многие Годоберинцы живут в городах, заняты в промышленности.

Традиционные поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центр селения - мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с 16-17 веков имели чисто территориальный характер. Традиционное жилище из камня, дерева (в последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в плане, каркасно-столбовое; ныне дома современного типа.

Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе мужского костюма - туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс женской одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком.

В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространённое - хинкал с мясом и без него, с приправой.

В основе традиционной социальной организации - сельская община, большое значение имели патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Семья малая, счёт родства ведётся по отцовской и по материнской линиям. Широко распространена родственная и соседская взаимопомощь.

Похоронно-поминальная обрядность сочетает элементы домусульманских и мусульманских обрядов.

Жанры фольклора разнообразны - предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т.п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Развита народная медицина. Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т.п.).

Б.М. Алимова, Д.М. Магомедов

ГУНЗ‘ИБЦЫ, гьунзалъ (самоназвание), хунзалис, энзеби, унзо, народ в России (1,35 тыс. человек). Живут также в Грузии (0,35 тыс. человек). Общая численность - 1,7 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гунзибском языке. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Распространены также русский, аварский, бежтинский, гинухский, цезский и грузинский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность гунзибцев, проживающих на территории России, составляет 1 тысячу человек.

До 15 века Гунзибцы входили в состав военно-политического союза Дидо. С 4-5 веков осуществлялась христианизация жителей Западного Дагестана грузинскими миссионерами, в 15-18 веках Гунзибцы были исламизированы. 10-15 века - период борьбы с грузинскими царями за независимость. С 15 века вместе с бежтинцами и анцухцами в Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль- Ратль; с 18 века с его распадом объединялись с бежтинцами.

После присоединения (1813) Дагестана к России с 1840-х годов приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-1859). В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В 1944 Гунзибцы были переселены в Новолакский район, в 1957 вернулись на свою территорию. Часть Гунзибцев переселилась на равнину, в Кизилъюртовский район.

Основные традиционные занятия - отгонное скотоводство (главным образом овцеводство) и террасное пашенное земледелие. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овёс, просо; со второй половины 19 века - картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, тыкву, табак. С 19 века, особенно со 2-й его половины, сельскохозяйственное производство приобретает товарный характер. Домашние промыслы: обработка шерсти (выделка сукон, войлока, вязаной обуви, паласов, перемётных сум и др.), металла (главным образом кузнечное ремесло), дерева (плотницкое дело), камня.

В наши дни у Гунзибцев на этнической территории превалирует скотоводство (главным образом отгонное овцеводство), на втором месте - полеводство; на равнине основное занятие - земледелие (полеводство, овощеводство, садоводство), животноводство (крупный рогатый скот, овцы) имеет второстепенное значение. Среди мужчин распространено отходничество, главным образом в районы Северного Кавказа, Южной России, где они работают в строительных бригадах, в сфере сельскохозяйственного производства.

Гунзибцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и землепашцев. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. В общине могло быть от двух-трёх до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в наши дни. Семья малая, однако сохраняются пережитки семейно-общинных организаций, рудименты мужских союзов - традиционные многодневные мужские увеселительные собрания в зимний период.

Селения Гунзибцев ступенчато-кучевые. Строились многоэтажные боевые башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан - место вечернего сбора мужчин.

Дома каменные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с хлевом и другими хозяйственными помещениями на первом и жильём на втором этаже. Открытая лоджия ныне заменена крытой галереей. У жилищ, образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих - как правило, двускатные, крытые колотыми сосновыми дощечками.

Традиционный мужской костюм: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, подпоясанное матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали; те же виды обуви. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески и др.

Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, хлеб, тесто-толокно, хинкал, каши, пироги, курзе, мучные и мясные похлёбки.

Устное народное творчество Гунзибцев двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки и др. на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, джиннов, ведьм, домовых и т.д., в колдовство, магию и т.д.

С.А. Лугуев, М.Ш. Ризаханова

тв и радио, проекты, фильмы, россияне, фольклор, наследие, менталитет, кавказ, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up