По теме:
«Тысячелетие России»: герои и соответствие, а также
«Россия-Матушка»: история визуализации Великий Новгород
Памятник «Тысячелетие России»: от Рюрика до Гоголя
15,7 м высота монумента || 65,5 тонны вес бронзового литья || 128 общее количество фигур || 550 тысяч рублей стоило строительство, из них 150 тысяч были собраны народом, остальное поступило из государственной казны.
©~~~~~~~~~~~
Другие краткие истории
Идея
Этот монумент можно рассматривать с любой стороны, и каждая их них будет лицевой - ведь это памятник не какому-нибудь конкретному человеку, а целой нации. Увенчанный крестом, похожий одновременно на шапку Мономаха и вечевой колокол, он символизирует российскую триаду: православие, самодержавие, народность.
М.О. Микешин (1836-1896), официальный (но далеко не единственный) автор «Тысячелетия России»
Сооружение символично во всем, что и сыграло решающую роль в выборе проекта: из 52 эскизов Александр II отдал предпочтение работе совсем еще молодых Михаила Микешина и Ивана Шредера. Позже к созданию памятника были подключены более десятка скульпторов, архитекторов и художников. Например, крест верхнего яруса, который держит ангел перед коленопреклоненной Россией, спроектировал Виктор Гартман, чьи рисунки вдохновили Мусоргского на «Картинки с выставки».
Второй ярус, состоящий из 17 фигур, иллюстрирует основные вехи нашей истории: Рюрик - призвание варягов на Русь в 862 году, Дмитрий Донской - освобождение от татарского ига, Петр I - образование Российской империи… Некоторая заминка вышла с третьим, нижним ярусом, объединяющим видных деятелей церкви, политиков, военачальников и людей искусства. Государь лично вычеркнул из списка Андрея Боголюбского и Ивана Грозного (и тот и другой ходили с мечом на Новгород), Тараса Шевченко и Алексея Кольцова, а также зачем-то Федора Ушакова. Зато оставил полуопальных Грибоедова и Лермонтова и вписал «крамольного» Гоголя.
Русский царь Александр II, инициатор и вдохновитель создания монумента
Тогда и сегодня
Празднование, посвященное открытию памятника, продолжалось с 8 по 10 сентября 1862 года. Три дня в городе не прекращались парады, салюты, балы и обеды. Купеческая гильдия приготовила для царской семьи роскошный стол, но Александр II как истинный реформатор отправился в казармы - «отведать солдатских щей и водки». Главные улицы города были вымощены заново, однако уже была осенняя грязь, и народ бросал под ноги императору кафтаны, платки и поддевки, крича: «Ура тебе, Александр Николаевич!»
Красные комиссары не тронули памятник, лишь на время заколотив его досками - как символ самодержавия. Больше всего монумент пострадал от фашистов. Генерал фон Герцог приказал распилить его на части и вывезти в Германию. Но этого не случилось: в январе 1944-го в Новгород вошли наши войска.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России»
«Тысячелетие России» реставрировали неоднократно, примерно раз в двадцать лет. В 1994-м внутри полого постамента была найдена лестница, забытая рабочими в 1862 году. Что ж, эта маленькая деталь - тоже своего рода памятник русскому человеку. Который, ошибаясь в мелочах, создает нечто великое.
Алексей Шлыков, «Русский репортер»