Лица России. Долганы

Jul 06, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Долгане. «Долгане - это остов чума», 2006

image Click to view



Общие сведения

ДОЛГ‘АНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России, один из малочисленных народов Севера Российской Федерации. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяют обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек.

По переписи 2010 года долган в РФ - 7 тыс. 885 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность долганов, проживающих на территории России, составляет 7 тысяч человек

Говорят долганы на долганском диалекте якутского языка. На нем же и поют песни, которые отличаются разнообразием. Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Сочиняются они преимущественно девушками. Содержание песен очень вольное, но это допустимо и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и задушевностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам».



Верующие Долганы - православные. Долганы считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Эти фамилии сохранились до сих пор. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году первая книга вышла в свет в 1973-м, а первый долганский букварь появился в 1981 году.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство). Долганы официально считались крещеными и соблюдали внешнюю сторону христианства, однако они сохраняли и традиционные религиозные верования: а это сложный комплекс весьма разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий, запретов. Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывались дни, назывался по-русски паскал.

Окончательное оформление Долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале 20 века, в этногенезе Долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу Долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении 19 - начала 20 века в состав Долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.



Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения Долганов ещё в 19 веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во 2-й половине 19 века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балк‘и сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.



Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале 20 века в пищевой рацион Долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п.

В.И. Васильев


Очерки

Сорок оттенков снега

Долганы появились на этнографической карте России совсем недавно. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, такой народности не существовало. В научной литературе первые известия о долганах как об особом народе появляются в труде А. Ф. Миддендорфа «Путешествие на Север и Восток Сибири» и в «Путевых отчетах и письмах» А. М. Кастрена, датируемых серединой XIX столетия.

Таким образом, эта народность формировалась в XVIII - первой половине XIX столетия. Представители различных этносов, поселившиеся на Таймыре вдоль северной границы древесной растительности от озера Пясина на западе до низовья Анабара на востоке, оказались втянутыми в интенсивный процесс сближения между собой и в результате слились в одну народность. Такому слиянию разных этнических элементов в единое целое способствовал одинаковый тип северного хозяйства (охота, оленеводство, рыболовство), распространение долганского диалекта якутского языка и одинаковые формы быта на всем этом пространстве.

Что заставило предков долган переселяться на край леса между Пясиной и Анабаром? Здесь имелось очень благоприятное сочетание промысловых ресурсов, необходимых для существования человека на том уровне развития производительных сил, на котором находились предки долган. С одной стороны, в Хете, Хатанге, Дудыпте и других реках лесотундры и тундры Таймыра, а также в озерах много ценных пород рыбы. С другой - здесь много диких оленей, обеспечивавших предков долган мясом и шкурами для одежды и жилища. Наконец, на Таймыр рано начали регулярно завозить муку и другие русские товары.



Одна из причин быстрого роста самосознания долган заключается в том, что их охотничий (пушной) промысел сравнительно рано приобрел товарный характер. Это имело большое значение для консолидации народности, усвоения от русских новых элементов культуры, а также для сближения между собой отдельных групп долган различного происхождения и выработки общих особенностей культуры.

Основу долганского этноса составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы. Этнический состав долган по их происхождению можно представить таким образом: тунгусов - 50-52%, якутов - 30-33%, русских около 15% и самодийцев - 3-4%. Влияние якутов на долган сказывалось прежде всего на передаче языка. И это могло случиться только в результате перекрестных браков, которые до сих пор распространены между якутами и эвенками. До 1897 года якутский язык («долганское наречие») господствовал в Затундринско-Якутском, Долгано-Есейском, Долгано-Тунгусском «родах» и у всех ессейских якутов («тунгусов») на Таймыре.Русское влияние испытали до революции все народы Сибири, особенно принявшие в свое время крещение. Но у долган оно было более глубоким, потому что часть их являлась русскими и по своему происхождению.

В охотничьем промысле долган имеются очень архаичные формы и приемы, восходящие, вероятно, к культуре аборигенов Северной Азии, - поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком, а также использование кожаной сети. Наряду с этим имеется система охоты на песцов при помощи линий ловушек - по-русски «пастей» (отсюда долганское название этих ловушек - пас), которые были распространены на Севере Сибири русскими промышленными людьми.



Календарь долган базировался на русских православных праздниках, но терминология, связанная с сезонами тех или иных видов охоты и рыболовства, была на якутском языке, хотя отличалась от терминологии собственно якутского календаря. Среди долганских жилищ мы находим русскую избу, которая так и называется нюччаде, т. е. «русское жилище», якутский балаган, якутский балтыхак-балаган или дулга, тунгусский чум, который, однако называется по-якутски урахаде, т. е. «шестовое жилище» и голомо, которое, вероятно, является древнейшим типом постоянного жилища в лесной зоне на Севере Азии. Наконец, у долган (у первых из народов Севера) распространился нартяный чум, по-долгански сыаргаде - «санное жилище».

Все сверхъестественные существа у долган назывались одним словом «шайтан» (хайтан). Сонм духов состоял из представителей «разных профессий». Например, покровителем охоты был Баянай - якутский лесной дух. Покровитель охотничьего и рыболовного промысла - Бай-Баянай. Злые и добрые духи называются у долган по-якутски - абахы (абаасы) и айыы. Шаманский столб, символизирующий мистическое мировое дерево у долган, как и у якутов, назывался по-эвенкийски - туру. Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах.



Памятники устного народного творчества долган распределяются на пять видов. Это - загадки, рассказы, сказки, былины и песни. Загадки в большинстве случаев строятся по принципу метафоры и образного сравнения. Вот несколько примеров впечатляющих загадок.

Стадо оленей кругом озера стоит и кормится. (Ответ: зубы).По сторонам лесистой сопки два лося лежали и кормились. (Ответ: уши).Золотое блюдце по воде плывет. (Ответ: солнце).

Рассказы подразделяются на короткие, очень разнообразные по своему содержанию истории и на легенды (предания) исторического характера. Все истории, даже самые фантастические, воспринимаются слушателями как повествования об истинных происшествиях.

Сказки - довольно длинные повествования с невероятными сюжетами.

Былины (олонго) - такой жанр, в котором рассказ чередуется с пением. Интересно, что поются те места, где в былинах возникает прямая речь. Сказители считаются избранниками добрых божеств и духов.Рассказывание былин требует особой обстановки. И к тому же знаменитые сказители говорят только после наступления темноты. Те, кто слушает, должны накрывать голову большим платком.Довольно часто былина рассказывается в течение нескольких ночей, но каких бы она ни была размеров, обязательно должна быть дослушана до конца. В противном случае сокращается век сказителя. Долганы считают, что все образы, которые рисует сказитель былин, способны превращаться в «видимый мираж».



Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Содержание песен очень вольное, но это допустимо и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно в переводе передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам».

Длинные песни исполняют специальные песенные люди. Начав петь, солист должен помнить, что в любой момент может появиться абаасы (дух), который станет подпевать. Услышав голос этого духа, певец должен сказать: «Я все-таки превзошел тебя» и перестать петь. Если он этого не сделает и абаасы пропоет дальше, то певец заболеет или умрет.



Традиционно считается, что когда жители Севера исполняют какие-то песни, то они поют про то, что видят. Например, про снег, который имеет не меньше сорока названий! И ничего комического в этом нет. В качестве доказательства этой точки зрения расскажем весьма поучительную историю. «Один песенный человек, оставшись ночью смотреть за оленями, стал петь. К нему сзади подошел абаасы и начал подпевать.И человек и абаасы продолжали петь вперегонку на протяжение трех дней и трех ночей. Воспевали все существующее: и людей, и чум, и оленей, и деревья, и травы, и все окружающее их.Несмотря на это, человек все-таки превзошел абаасы, найдя и воспев лишний вид травы». Вот почему в тундре так важно петь про то, что видишь. За видящим больше других всегда остается последнее слово песни. А значит, и победа над силами зла.

тв и радио, проекты, ямал и таймыр, фильмы, россияне, сельское хозяйство, фольклор, наследие, быт, менталитет, север, культура, кино и театр, общество и население, образование и воспитание, видео, единство и община, агитпроп и пиар, сибирь, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up