Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Ительмены. «Ительмены - живущие здесь», 2008
Click to view
Общие сведения
ИТЕЛЬМ‘ЕНЫ, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель", "житель, живущий здесь"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек).
В конце XVII века ительменов было около 13 тысяч человек. За двести с лишним лет численность ительменов резко уменьшилась. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце 18 века Ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В 20 веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание Ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 года, в России их всего 3 тыс. 193 человека. По данным Переписи населения 2002 года численность ительменов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.
Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами. Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство Ительменов считает родным.
Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева. Ительмены знали гончарство.
Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.
В последние десятилетия хозяйственный комплекс Ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие Ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости Ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% Ительменов - городские жители.
Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.
Носили Ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.
Верующие - православные. Обращены в православие в середине 18 века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам. Традиционные верования ительменов (анимизм, тотемизм, фетишизм) связаны с поклонением духам - хозяевам земли, неба, воды. По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находится в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.
Особенно почитался у ительменов хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем камчатской земли и своим первопредком ительмены считают ворона Кутху.
Практиковался и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII века ительмены приняли христианство.
Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских (ительменских) селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.
В фольклоре ительменов особо выделяются сказания о вороне Кутхе. Большинство этих мифологических историй было записано в начале XX века русским этнографом Владимиром Ильичем Иохельсоном (1855 - 1937).
Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.
В.А. Тураев
Очерки
Ительмены живут здесь - на Камчатке
Что мы знаем о бродячих охотниках-рыболовах? Пожалуй, что ничего. О бродячих цирковых артистах что-то, конечно, знаем. Но вот про бродячих охотников-рыболовов мы ничего не слышали. Даже не ведаем, есть ли они на белом свете.
Вообще-то есть. Это ительмены. Между прочим, целый народ. Коренное население полуострова Камчатка. Говорят ительмены на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье языков. Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами.
В конце XVII века ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была река Тигиль, на восточном - река Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. Общая их численность в конце XVII века составляла 12-13 тысяч человек. За двести с лишним лет ительменов стало резко меньше. По данным переписи 2002 года, в России их всего 3180 человек.
Живут ительмены преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа. Здесь почти половина всех ительменов. Они сосредоточены в четырех селах района, а также в административном центре Корякского автономного округа - поселке Палана. Однако преобладающей частью населения они являются только в селе Ковран. Небольшие группы ительменов живут и в других населенных пунктах Камчатки, в том числе в Петропавловске-Камчатском.
Их прародитель - Кутха
Главным героем большого свода мифов и легенд ительменов является ворон Кутх, или Кутха. Он - создатель Камчатской земли и прародитель всего ительменского народа. Приключения Кутхи невероятно разнообразны и воспринимаются ительменами, как само течение жизни, имеющее особую значимость именно благодаря своей бесконечности и цикличности. Приключения Кутхи - это сказки-легенды в режиме нон-стоп.
Прочитаем одну из ительменских сказок-легенд. В ней как раз фигурирует вездесущий герой-ворон по имени Кутха, он же охотник-рыболов.
Давным-давно жили-были Кутха с женой. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу.
Много наловил. Маленьких рыбок выбрасывал, а больших выбирал себе. Самых крупных рыб запряг и сразу же поехал домой.
Дорогой обещал рыбам:
- Ну, рыбы, везите меня хорошенько, тогда я вас досыта кормить буду: на каждой стоянке буду давать по пластине юколы (вяленой рыбы).
Дома жена Кутхи Мити приготовила толкушу, чтобы кормить рыб-собак. Кутха положил в нарту толкушу и снова отправился в путь.
Ехал очень быстро. Приехали в березняк; собаки-рыбы остановились и сразу запросили:
- Ну, Кутха, корми нас!
И Кутха сказал:
- Еще немного повезите!
Собаки-рыбы опять быстро помчались. Кутха от удовольствия даже засмеялся.
Спустились в низину. Собаки-рыбы опять остановились и сказали:
- Ну-ка, Кутха, покорми нас!
Кутха опять ответил:
- Еще немного повезите, тогда накормлю!
Собаки-рыбы тут рассердились, рванулись и понеслись прямо к морю.
Кутха испугался и начал кричать:
- Горбуши, горбуши, горбуши! Остановитесь! Теперь, правда, дам вам толкуши!
Собаки-рыбы тащили нарту вперед.
Кутха, почуяв беду, хотел соскочить, да зацепился ногой за нарту. Рыбы примчались к морю и с разбегу вскочили в воду.
Кутха чуть не утонул. Едва выбрался.
Вот такая поучительная сказочка. Нечего испытывать терпение собак-рыб.
Почитание хозяев моря и лесных обитателей
От сказки, в которой много юмора, переходим к более серьезным вопросам. Сколько картин мира у ительменов? По крайней мере, две. Традиционная - основана на анимизме: на вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов. И на тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных обитателей.
По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находилась в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.
Особо почитали дух моря Митг, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник очищения в ноябре. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными.
Огромную роль в жизни ительменов играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.
Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов. В роли шаманов обычно выступали женщины.
Есть у ительменов и другая картина мира. После обращения ительменов в 1740-1747 годах в христианство у них стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.
Корякское радио учит родному языку
Очень больной вопрос для ительменов - угасание родного языка. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке.
Современные ительмены - устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.
В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и даже из-за рубежа.
Отдавая дань уважения своим предкам, ительмены и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель.
По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.
Праздник «Алхалалалай» длится несколько суток. Он стартует во второй неделе сентября. И непременно в период полнолуния. В его программу входят различного рода состязания.
Женская половина села любит конкурс «Мимсх» («Лучшая хозяйка»), в котором можно проявить знания по кулинарии, краеведению, исполнить родовую мелодию на родном языке.
Мужчины соревнуются на реке: кто лучше поставит запоры, чиручи, кто скорее и качественнее обработает морского зверя, пойманную рыбу. Неизменно красочным является конкурс «Дары страны Кутха» на лучшее ительменское блюдо. Тут уж действительно глаза разбегаются. На огромных столах появляются сотни солений, выпечек, наливок, искусно оформленных и сделанных по традиционным рецептам.
Не остаются в стороне и дети. Они наравне со взрослыми ительменами участвуют в выставках прикладного искусства, заранее оформляют свои рисунки.
Жаркий костер на площади
Но ключевым моментом празднества является, конечно обряд очищения. Это - целое магическое действо, в которое вовлечены все присутствующие. Жаркий костер в центре Балаганной площади становится как бы центральной точкой, вокруг которой движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей.
И вот какой-то музыкант ударяет в бубен. Ему отвечают десятки других бубнистов. Артисты ансамбля «Эльвель» начинают действо. Ритуальные сюжеты сменяются современными фольклорными постановками. Сила и эмоциональная энергия танцоров действуют лучше любой команды. Темп нарастает, все жарче разгорается пламя. Вокруг почти не остается зрителей. Все пляшут, ликуют, шумят.
Внезапно пляска приостанавливается. Расступаются люди, давая дорогу безмолвному шествию. Нового деревянного идола, олицетворяющего мелькнувший в бездне времен еще один «Алхалалалай», торжественно доставляют на площадь и устанавливают в один ряд с его предшественниками. Их теперь не меньше полутора десятка.
Потом начинается самое важное. Огромное кольцо, сплетенное из веток березы, всплывает над поляной. И каждый, волнуясь, проходит сквозь него. Каждый возносит руки к небу и радостно, облегченно восклицает: «Алхалалалай!»
А в девять вечера тут же у костра стартует танцевальный марафон. Пары-добровольцы пускаются в пляс, рассчитывая победить и уж, конечно, перекрыть прежние рекорды. Условия этого состязания непросты: ноги у танцоров - полусогнутые, отдых - три минуты медленных движений ежечасно. Разрешено пить воду и -
целоваться. Вот такой невероятный марафон. Если идет дождь, то и он не останавливает соревнующихся.
И опять вездесущий ворон
А как поживает наш вездесущий ворон Кутха? Он опять ввязался в какую-то историю? Пожалуй, пора прочитать еще одну сказку из его бесконечной жизни. На этот раз ворон Кутха выступает в роли положительного героя. И в сказке он появляется не сразу, а где-то в середине…
Жило много гусей. Летом все они вывели птенцов. Их дети очень быстро стали расти. Один только гусеночек долго не может вырасти. Его друзья уже большими стали, начали летать. Он же не может летать, у него нет перьев на теле, нет крыльев.
Его мать и отец сильно беспокоятся, ведь приближается время улетать в теплые места. Его товарищи уже сами добывают еду, а его все еще отец и мать кормят.
Все гуси стали собираться в полет, а у него все еще нет крыльев. Однажды утром все гуси собрались и начали думать, как лучше лететь. Самый старший гусь сказал:
- Все завтра полетите.
Так и сделали. На следующий день все гуси начали собираться в дорогу. Отцы и матери собрали своих детей и начали поучать, как надо лететь, чтобы в дороге не отставать.
Все гуси веселы, только отец и мать бескрылого гусенка горько плачут. Их ведь дитя остается, нет у него крылышек.
- Вы летите, - говорит гусенок, - зачем из-за меня здесь мерзнуть будете. Вот все гуси поднялись, полетели, только родители бескрылого гуся остались.
- Ну, летите, меня не жалейте.
Поднялись гуси. Их же гусенок в озерке плавает и поет:
- У меня нет крыльев, у меня нет папы, у меня нет мамы.
Услышали родители эту песенку своего гусенка и вернулись.
- Зачем вернулись? Летите, а то отстанете от товарищей из-за меня.
Опять полетели они, и снова гусенок начал петь ту же песенку.
Опять родители вернулись. С трудом они оставили своего гусенка.
Так и остался гусенок один на озерке. Плавает он по озерку и поет:
-У меня нет крыльев, у меня нет мамы, у меня нет папы.
Пел гусенок так громко, что его услышала лисица.
Подошла к озерку и говорит:
- Иди ко мне, гусеночек, я тебя воспитаю.
- Нет, я не пойду к тебе, если даже замерзну. Все равно ты меня съешь.
- Ничего я не сделаю с тобой, ты же мой племянник.
Как ни уговаривала лисица гусенка, он не послушал ее. Лисица очень рассердилась и сказала:
- Все равно озеро замерзнет, и я тебя поймаю и съем.
И стала лисица ждать, когда озерко замерзнет. Вот уже совсем маленьким озерко стало. Лисица радуется.
Однажды услышал песню гусенка ворон Кутха. Пришел он к озеру и спрашивает:
-Почему ты здесь плаваешь, почему не улетел с товарищами?
Все рассказал ему гусенок: что у него нет крыльев, что его хочет съесть лисица. Жалко стало Кутхе гусенка, и взял он его домой.
И начал гусенок жить у Кутхи. Очень быстро стал он расти. Зимой у него выросли крылья. Весной же, когда потеплело, стал он играть возле дома.
Однажды утром гусенок проснулся и услышал летящих родителей. Обрадовался гусенок и сказал Кутхе:
- Я полечу родителей встречать.
И полетел.
Встретил он родителей и стал вместе с ними жить.
А Кутху они никогда не забывали.
Остается только добавить, что ворон Кутха - уникальный мифологический герой. Он встречается в мифологии многих народов Аляски и Камчатки. Наряду с чертами плута, который любит помухлевать, схитрить, обмануть, он соединяет в себе достойные уважения черты демиурга, культурного героя и первопредка. Как говорится, всего хватает в его характере и поведении: и плюсов, и минусов.
Интересна и этимология слова «ительмен» - это житель, живущий здесь.